Обсуждение ракетной техники

  • Автор темы Коготь
  • Дата начала
Не . Не полетело без попов . Насчёт погоды забыли договориться с небесной канцелярией . 30-го теперь будут пробовать .
 
  • Like
Реакции: 301
А я на высеры в адрес власти и властных лиц обычно внимания не обращаю, практически все его баллады про самодурство главкомов были известны еще когда они у руля были. Но между строчек там есть и полезная информация. Причем сам автор чаще всего ее упоминает как второстепенную. Например, он описывает поездку в Канск с Толубко. Во время службы в этой дивизии я неоднократно слушал легенду про обещание Толубко прислать женихов невестам с местного ХБК. Но в легенде это обещание выступало как главная причина передислоцирования елгавского полка, хотя реально там площадки давно были присмотрены. Ну в общем нет смысла пересказывать книгу. Там надо читать, как говорится, между строк.
 
Залите сев. и южная 2 н.рдн к ним шахтеры Миса,а не Мыза),Элея не совсем правильно Тиси не путать с Тирзой,тоже шахтеры.
Барта ...Р-5м две наземки.
Паневежис стояли и ближе к Паланге где шахтерский музей ,по памяти не помню номера рдн.
Ну может там названия нас. пункта другое по привязке,давно там не был.
Ну по произношению названий можно и ошибиться, всё таки иностранное государство. Но в том районе, который к западу от Елгавы, к шахтной площадке 63 всё таки географически ближе Элея.
Про Барту так и не понял. Это населенный пункт? В районе Паневежиса тоже непонятно. Если речь о 63, то они стояли южнее под Каунасом и Укмерге.
 
Про "промышленный маховик" на мой взгляд лучше читать не Казыдуба, а известную статью Карягина "О ядерном отрезвлении".
Казыдуб пишет конечно интересно, хотя его ирония в отношении всего и вся - неуместна, если учесть его звание и должности, которые он занимал в войсках и в ГШ РВСН. Это типа подобно тому, как Ельцин заявил, что будучи 1-м секретарем Свердловского обкома партии, он всю жизнь боролся с этой партией. Все они барбосы этакие служили системе с рвением и сами продвигали её мощь. А потом вдруг резко переменились. Но о самых начальных стадиях оперативных разработок ГШ РВСН Казыдуб знать лично не мог, ибо тянул в это время лямку в Сибири, а затем в Калининграде и в Смоленской армии. Это уж потом он попал в оперативное управление. Правда с Пионерами работал - это верно.
Как известно, при написании подобных мемуаров у автора имеются т.н. "помощники", которые зачастую и пишут основной текст. Книга Казыдуба писалась в середине "славных" для демпрессы 90-х, "помощник" был явно из той кампании. Посему в книге имеются и соответствующие главы о "жертвах коммунистического режима", и самодурах-генералах и т.п. Только вот один Казыдуб оказывается был "белый и пушистый". Хотя, безусловно, были в истории РВСН (и немало) действительно "самодуристые" и не очень-то грамотные (в смысле знаний и умений управлять сложной ракетной техникой) генералы. 301 наверное должен помнить по началу своей службы КА тов. Козлова Г.В.
Касательно мемуаров ракетчиков-стратегов лично я считаю лучшими мемуары генерал-полковника Ряжских А.А. (м.б. потому что сам из служб РВО). Почитать можно вот здесь: https://bookree.org/reader?file=630797&pg=1
 
Ну Пионер это и не МБР вовсе. Понятное дело, что начиная с 53 комплекса был по нему задел на будущее. Помню на стажировке в Сморгони мы уже задавали офицерам вопросы насчет того, что вынос кабины и АГК по левому борту явно рассчитаны на длину ТПК больше чем было на 45 и 53-м. Кстати кроме Тагила Пионеры стояли ещё и в Юрье. Тоже вроде как далековато до Европы или Китая. Но до Европы как раз хватало, даже до Великобритании. Но вообще идея была заменить 63 и 65 на 45 и 53. И идея в принципе понятная. Всё таки сильно заметна и длительна была подготовка таких старых наземок к применению и сильно в маскировочном плане проигрышно. И если бы не ликвидация РСД-10 как класса, то 63-е до конца 80-х конечно не достояли бы.
Однако и поехали они в Белоруссию сразу же и именно потому, что размещение Пионеров планировалось прежде всего на западных окраинах - ближе к супостату в Европе. И первый полк Пионеров встал на БД в Мозырской дивизии. А размещение в Тагиле и Юрье - это было скорее технической мерой, - началом работ по переоснащению на экспериментальный Тополь с точкой, который в тех же местах потом и стоял в небольшом количестве. А МБР на ПГРК у нас был создан ещё ранее в виде 42-го комплекса в Плесецке и нёс БД 7-ю полками по 6 СПУ до 1985 года. Ракета была вполне отработанная.
45-й комплекс из РСД легко превращался в МБРовский. СПУ 15У106 предусматривала загрузку на СПУ вместо РСДшной 15Ж45 МКРовскую ракету 15Ж42. Достаточно было раскрепить балку АГК и развернуть на "лишние" примерно 2 метра, затем закрепить дополнительной штангой (входила в конструкцию балки АГК), и можно было загружать на СПУ ракету 15Ж42. Наземная и бортовая СУ были идентичны у обеих ракет, никаких дополнительных "переделок" не требовалось. От арсенала, где хранились 15Ж42, до поз. районов Юрьянской и Тагильской рд ( где был развернут 45-й комплекс) было "совсем ничего". Так что при необходимости эти две дивизии сравнительно за короткое время превращались из РСДшных в МКРовские. И если б было нужно, то пофиг на договоренности с америкосами по "неразвертыванию" комплекса "Темп-2С".
А вот СПУ 15У136 комплекса 53, увы, уже такой возможности (по загрузке 15Ж42) не имела...
В свое время этот вопрос обсуждали на форуме, который тут недавно вспоминал Актинометр.
 
Козлова кто же не помнит из служивших в Смоленской армии. Одна история, как при строительстве нового ЗКП переносили комнату шифроргана чего стоит.
Ряжских тоже читал. Чуть получше, чем Казыдуб, но там скорее в обратную сторону - многое отлакировано. Я его мемуары когда читал, то было смешно вспоминать, как в 80-х годах нам головы откручивали за употребление вслух наименований систем АСУ. Только - "нижняя аппаратура", "верхняя аппаратура". Как-то старший лейтенант асушник вызывал с совещания начальника узла связи и вслух произнес, на какой аппаратуре неисправность, так ему в три глотки напомнили - "верхняя!" Да и упоминание РБУ не приветствовалось еще в конце 90-х, а уж сказать вслух "Периметр" вообще было немыслимой дерзостью. А сейчас вон статьи в интернете, главковерхи в мемуарах упоминают да в интервью. Чудны дела твои, господи. :)
 
45-й комплекс из РСД легко превращался в МБРовский. СПУ 15У106 предусматривала загрузку на СПУ вместо РСДшной 15Ж45 МКРовскую ракету 15Ж42. Достаточно было раскрепить балку АГК и развернуть на "лишние" примерно 2 метра, затем закрепить дополнительной штангой (входила в конструкцию балки АГК), и можно было загружать на СПУ ракету 15Ж42. Наземная и бортовая СУ были идентичны у обеих ракет, никаких дополнительных "переделок" не требовалось. От арсенала, где хранились 15Ж42, до поз. районов Юрьянской и Тагильской рд ( где был развернут 45-й комплекс) было "совсем ничего". Так что при необходимости эти две дивизии сравнительно за короткое время превращались из РСДшных в МКРовские. И если б было нужно, то пофиг на договоренности с америкосами по "неразвертыванию" комплекса "Темп-2С".
А вот СПУ 15У136 комплекса 53, увы, уже такой возможности (по загрузке 15Ж42) не имела...
В свое время этот вопрос обсуждали на форуме, который тут недавно вспоминал Актинометр.
Признаться о такой легкости установки 42-й ракеты на СПУ 45-го - слышать не приходилось. Как и о наличии возможного плана такого применения. Теоретически вроде как и ничего звучит, но уж больно СПУ в этих комплексах отличаются друг от друга, хотя и обе шестиосные. Насколько мне известно существовал возможный вариант расширения группировки 15Ж45 в смысле развертывания новых дивизий с ней, но только не в счет возможности перестановки ракет 15Ж42 на агрегаты 45-го комплекса. И ещё как-то не приходилось слышать о том, что 15Ж42 хранились в арсеналах. А 53-й комплекс вроде как рассчитывался уже на более обновленную ракету чем 15Ж42.
 
Последнее редактирование:
Ну,можно и так если удобней...в Паплаке вертолетчики базировались +75 ,поэтому Барта чисто позиционно..
1рдн 867рп тоже ракетчики Жагарским кличут ,хотя он в Аугсткалне.
Ракетчики тоже любят больше более крупные населенные пункты, чем более мелкие. Поэтому наверное Жагаре как "центр цивилизации" был более предпочтительнее Аугсткалне, хотя географически, второй был ближе к точке. Вспоминается из прочитанного в воспоминаниях ветеранов, что в Жагаре на первых порах строительства объектов, ракетчиков хотя бы в баню водили в этот городок- и то была польза. А вообще конечно представляю себе "радость" местного населения от появления в начале 60-х в тех краях "руссише аккупантов" с ракетами, а ещё хуже - появление перед ними - военных строителей. Приходилось самому видеть в Прибалтике - утренние фляги с надоенным молоком на обочинах дорог, которые никто не охранял и их подбирали по пути на молокозавод. В районе Жагари тоже так было года наверное до 61-го. А потом это быстро закончилось.
А что за цифра +75 в привязке к Паплаке?
 
А что за цифра +75 в привязке к Паплаке?
С-75
что в Жагаре на первых порах строительства объектов, ракетчиков хотя бы в баню водили в этот городок- и то была польза.
и изрядно там в ресторане бухали ....
хотя часть приписана к Добеле,там штаб и квартиры первоначально были.
 
Почему первоначально? Как мне кажется, военные городки в Добеле и в Елгаве так и продолжали функционировать в роли жилых. Паплаку рассмотрел поподробнее на кос.карте и заодно Варту нашел. Что там, что там - дыра дырой хоть и Прибалтика. Как там только военные жили, да ещё и авиаторы. ПВО-шные точки, как вижу стояли относительно Паплаки либо близко к побережью моря, либо в районе Приекуле. Судя по виду позиций - под Приекуле стояли С-200. Вот Приекуле это уже вполне достойный городишко. Недаром видимо наши разместили там 65.
 
Почему первоначально? Как мне кажется, военные городки в Добеле и в Елгаве так и продолжали функционировать в роли жилых.
Относительно ,до момента когда построили 5-ти этажки для офицерского состава сначала во 2рдн ,хрущевки,в 1 рдн построили уже панельки,ну это ближе к снятию с БД.
в Залите с этим проблема была.
Приекуле, та еще деревня ).
да 200 там была. Зенитчиков там было море по побережью.
 
.....в Залите с этим проблема была.
Приекуле, та еще деревня ).
Да, с Приекуле пожалуй верно. Посмотрел на него повнимательнее.......Хотя, если разобраться, то жизнь в Прибалтике была не такой уж и плохой. Во всяком случае в сравнении. В Залите вроде как виднеются какие-то рядные квартирные дома, расположенные явно "по советски". А вообще это была неплохая система в западных областях Украины, Белоруссии и в Прибалтике - размещать дома для офицерского состава не в закрытой территории, а где-то на окраине нормального населенного пункта. Нужно было так и везде делать, дешевле бы обошлось и не стояли бы сейчас пустыми городки на 5-6 тыс. жителей - за Уралом и в Забайкалье. Думаю, что в западной части бывшего СССР такого нет.
 
В Залите вроде как виднеются какие-то рядные квартирные дома
это колхозные ,но могу ошибаться ,этот момент не зондировал по крайней мере офицерский состав весь жил в городе,а это человек 50 ,причем командир сев.дивизиона.
знал бы какие вопросы задать тогда...эх.
в живых остались единицы,да и контакты уже потеряны.
Нужно было так и везде делать, дешевле бы обошлось и не стояли бы сейчас пустыми городки на 5-6 тыс. жителей - за Уралом и в Забайкалье. Думаю, что в западной части бывшего СССР такого нет.
к сожалению хватает ,да и обстоятельства иные .Скрунда локатор,Ирбене локатор,Марциена беспилотники и еще много мест, тут сначала присутствует момент уничтожить все что напоминало СССР,второй частная земля которую получили якобы старые хозяева ,то и все имущество принадлежит им что на этой территории.
а,так согласен без инфраструктуры ,работы и прочего удрученно на погибель,а ведь думали что строят надолго,печально конечно.
 
Нужно было так и везде делать, дешевле бы обошлось и не стояли бы сейчас пустыми городки на 5-6 тыс. жителей - за Уралом и в Забайкалье. Думаю, что в западной части бывшего СССР такого нет.
Так оно и есть. У нас ДОСы стояли на окраине города, компактно, их и было-то 6 домов плюс общежитие. Общага - стандартная одноэтажная сборно-щитовая казарма, обложенная снаружи в полкирпича и разделенная внутри фанерными перегородками на клетушки. Дома - стандартные хрущевки, 4 подъезда, 4-5 этажей. Один был "обрезок" - на 2 подъезда. В Пружанах (штаб дивизии и придворный полк шерешевский) тоже компактно дома стояли, практически в центре города. Там же здание штаба, напротив - общежитие трехэтажное вроде, уже подзабылось. На первом этаже офицерская столовая, правда на вывеске значилось "кафе". В Пинском полку примерно та же картина, только там дома разбросаны немного были. Естественно, все эти дома сразу же были заселены, как только передали их городу. Никакого забора с КПП нигде не было. Только здание штаба дивизии было глухим забором огорожено и КПП имелось. Ну да это понятно.
Зато посмотрел, что с Ясной, Дровяной и Канском стало - хотя там и посадили сухопутчиков, но городки изрядно пришли в запустение. Причины банальные. У нас все-таки снабжение было получше и солдат хватало, чтобы все это поддерживать в порядке. Плюс у нас в котельных, например, работали гражданские, и котельные работали без проблем. Как только туда загнали солдат - посыпались аварии. Аналогично в КЭЧ у нас были вольнонаемные сантехники, электрики и прочий люд. Это, между прочим, существенно оказалось для состояния домов, когда всем этим стали заниматься воины - беда пришла.
 
Сверху