Вопросы по групповым стартам.

Скажу честно, Вы подкинули мне самую ценную информацию из всех, кого я спрашивал в течении последних 4х лет.
Самое забавное, что я был в 30 метрах от этого здания, но смотрел в другую сторону.
И, в таком случаи, разрешите несколько уточняющих вопросов:
Там именно полноценное встроенное защитное сооружение или же просто подвал, приспособленный для размещения оборудования? Были ли аварийники, вентшахты и т.п.?
Можете примерно описать, что размещалось в зданиях вокруг? Было бы здорово, если бы еще с отметками на снимке.
Ну и, самый нубский вопрос: что еще интересного можно там поискать?

13 пл доступна, 12 (кроме РУПа) поглощена арсеналом, 11 недостроена и рекультивирована, 6ая поглощена вторым арсеналом, 10ая площадка - вот она, с КП мы только что разобрались. КАЗ был не достроен и ликвидирован при развертывании Богандинского арсенала. Есть что нибудь, что я упустил?
Может быть, Вы сможете сказать что то конкретное по 11ой площадке, где должна быть "Десна - В"? У нас она - самый большой миф района. Мы ездили не раз, но нашли только полностью срытую бетонку и поляны правильной формы с кусками бетона и уже весьма уверенными деревьями.
А еще в состав всего этого должен был входить минимум узел связи. Ветераны говорят, что он тоже был на десятке. Каково Ваше мнение на этот счет?
 
Так сразу на эти вопросы конечно не ответишь. Поди сейчас вспомни - что там за вентшахты были возле здания штаба? Что касается характера сооружения КП, то сдается мне, что было оно, в большей степени, сооружением дополнительным. Ведь не так просто предположить, что сперва стали строить бункер повышенной защищенности, а потом, сверху этого бункера - вдруг возвели 3-х этажное задание штаба. Больно уж фантастично звучит. Скорее всего всё было наоборот. Но если как нибудь встречу бывшего командира бригады, то спрошу его об этом. Хотя он пришел туда командиром в 1974 году и возможно не знает таких подробностей. Что касается вентшахт или аварийных выходов, то наверное они там были вследствие элементарной положенности. А что-то ещё интересное на 10-й площадке - на ум не приходит. Площадка - она и есть площадка. Кстати - а что такое КАЗ?
Про Десну-В под Тюменью - тут вопрос очень даже специфический. То, что её строили - это факт. Я примерно догадываюсь о ваших версиях насчет места её возможного строительства. Ващ вариант - это наверняка там, где я обозначил места красными стрелками на первом снимке. Версия конечно красивая. Но, сдается мне, что это всё слишком близко от 12-й и 13-й площадок. Хотя возможно, что дорога, ведущая от правой стрелки вниз - это вполне реальный вариант пути на эту недостроенную площадку. Но только дорога. Не более того.
А я считаю, что площадку выгоднее было строить где нибудь в стороне ближе к Исетскому. И супостат об этом тоже упоминает. К сожалению пока эта местность не видна в Google доля детального просмотра. Есть у меня по этому поводу и ещё одно соображение. Не факт, что эта площадка с ШПУ строилась в привязке именно к Богандинскому. Ведь Ялуторовский полк изначально, как и Ишимский готовились к "шахтным делам". Потому позже, когда не состоялась 41-я дивизия в Тюмени, - они и стали основой Державинской и Карталинской шахтных дивизий. Исетское по расстоянию ближе к Ялуторовску и потому это могло быть причиной территориального решения о строительстве комплекса с ШПУ именно в тех местах. Но это конечно только мои домыслы, которые я никому не навязываю.
Про узел связи пока сказать не готов. Но в бригаде он должен был быть. А как же без него? В Омском отдельном полку Р-9А - он и то был.

1.jpg2.jpg
 
По поводу размещения "Десны - В" - да, от правой стрелки вниз. Я сейчас на работе и не имею под рукой ничего, поэтому опишу словами.
Если взять первый Ваш снимок, то между стрелками есть съезд с бетонки. Даже со спутник видно, что это стандартный Т - образный разъезд. На местности так и есть. От него дорога прямо идет на юг. Это и есть бетонка. Сам разъезд имеет уложенные плиты и даже остатки асфальта. От бетонки же осталась только насыпь. Но насыпь настолько четкая, что её нельзя перепутать или потерять. Вдоль дороги с обеих сторон посажены сосны. Их возраст как раз равен давности строительства. Насыпь идет вниз и заворачивает со временем. Там болота и она сильно проседает и теряется. Но на всем протяжении её есть водопереливные канавы с бетонными желобами, валяются плиты и бетон, а недалеко в лесу встречаются остатки постов над трубопроводом - такие маленькие домики. Через почти 12 км насыпь утыкается в правильной формы поляны, которые я уже описывал. Там много бетона и металла: тросы, ковши и т.д. Но каких либо хотя бы маленьких следов сооружений мы не нашли. Уже два года мы ушатываем там машины каждое лето и все еще не осилили. В целом, от 12 и 13 весьма далеко - 12 км, что совпадает с Вашей версией.
Между тем, я много раз слышал лесорубов, охотников, военных которые видели именно стволы ШПУ и коробки сооружений. И именно в привязке к Богандинке. Такие дела.

КАЗ - кислородно - азотный завод. Есть во всех крупных керосин - кислородных дивизиях/бригадах.
 
Да. Эта бетонка мне тоже очень сильно нравится в привязке к этой версии и ведет она как раз в те места, о которых я говорил. А её развязка на пути в сторону 12-й площадки - просто типичная классическая бетонная развязка именно для таких проектов. Но всё таки в Google дальше указаной поляны пока ничего не видно. А так - это вариант очень хорош.
 
Но это мы отклонились от темы и я предлагаю вернуться к вопросам. Вот фото опять из "Шексны В":
Посмотреть вложение 21170

Это один из краев соединительной потерны верхнего уровня. Здесь элемент системы поддержания ТВР, а там, дальше- аварийный лаз через внтшахту. В проеме нет и намека на гермодверь, и все это дело вообще никак не защищено. Вопрос вот в чем: эта потерна сугубо для работы систем ТВР в мирное время?
Ув. ТС72 верно ли я понял, что речь идёт об этих вентиляционных шахтах и аварийных лазах?

На Вашей схеме:

Поз. 1 - аварийный лаз (в нижней потерне их всего три),
Поз. 2 - вентиляционная шахта (в верхней потерне их две).

На поверхности БСП комплекса "Шексна-В":




Вентиляционная шахта (поз. 2) с торца верхней потерны:








Внутри:


Начало верхней потерны и фундамент под какой-то агрегат:


Сама верхняя потерна:


Вход в аварийный лаз?? (поз. 1) из нижней потерны:


А нет фото аварийного лаза (поз. 1) на поверхности БСП?
Других фото остатков оборудования в вентиляционной шахте (поз. 2)?
 
Вообще то, интересная версия про Исетское и т.п. Но, имхо, миф не родился на пустом месте: проехать к 13 площадке нельзя из Богандинского: арсенал никогда никого не пропускал. Проехать можно только из Левашей. А "шахты" стойко привязаны к Богандинке.

Все таки хотелось бы уточнить, если возможно: для КП бригады приспособили именно подвал уже после постройки здания? Ничто не мешало построить встроенное защитное сооружение, конструктивно являющееся частью здания. Просто разница принципиальна: встроенное ЗС имеет аварийные лазы, возможно, даже, полноценные входы - наклонники, с улицы, отдаленные от здания правилом 0.5H + 3 метра. Просто подвал - никогда.
Меня это интересует потому, что когда я окажусь в центре совсем не радующейся вот таким исследователям ВЧ, мне очень пригодятся эти знания.
 
Последнее редактирование:
Molot 195, я говорил об лазе, что у Вас помечен цифрой 2. В целом, вот еще пара фоток:

Оголовок лаза.

Остатки трубопроводов и видно часть радиатора.

Вот гораздо посохраннее.
Целее и больше я нигде не видел.

Касательно лаза 2. Вроде, все верно отмечено. Фоток нет, но, по моему, там была просто плита с гермолюком или отсилы оголовком.
Хотя мне рассказывали, что на некоторых "Шекснах - В" в оголовочные помещения вел прямо ходок. А в своей практике я встречал на рекультивированной (11 пл в Шадринске) позиции остатки ходка, которому и вести то было некуда, кроме как в оголовок.
 
А что это за остатки конструкции с круглым отверстием на последнем фото? Остатки улитки центробежного электровентилятора - воздуходувка радиатора? Фото сделано со стороны потерны в направлении выхода из вентиляционной шахты?
 
Последнее редактирование:
Из потерны в сторону шахты. Да, очевидно вентилятор. Причем, я тоже не понял улитка это или простой прямой.
 
ТС72 имею ещё один вопрос по уточнению Вашей схемки.

Итересует место в кружочке. К оголовку каждой пусковой установки (ПУ) шли три потерны. Они брали своё начало от верхней потерны с двумя вентиляционными шахтами на торцах, которые обсуждались в предыдущих постах. На вашей схемке потерны вокруг квадратных оголовках ПУ не имеют каких бы то нибыло проёмов в оголовки.

Верна ли моя мысль, что это то место на фото ниже:
1. Прямой участок потерны к ПУ:


2. Характерный изгиб потерны:


3. Потерна заканчивается круглым гермолюком в оголовок ПУ:


Известно, что квадратные оголовки ШПУ были двухуровневыми. Вероятно, круглый гермолюк из этой потерны выводил на верхний (первый) уровень оголовка? Так это? Нет ли снимка этого гермолюка со стороны оголовка?
А вообще всё это наводит на мысль, что верхняя потерна, 3 потерны к ПУ с круглыми гермолюками были частью системы вентиляции. Получается, что эти люки ввиду малых размеров особо не предназначались для посещений личным составом... Иначе бы поставили нормальную гермодверь в оголовок.
А вообще ув. ТС72 не могли бы Вы набросать схемку оголовка ПУ со всеми ходками?
 
Так... немного по другому:
И правда, в оголовок ведет всего три потерны. Две на нижнем уровне. Одна на верхнем.
Потерна, которая на верхнем уровне берет начало из соединительной длинной потерны верхнего уровня, заворачивает и оканчивается, как Вы верно упомянули, вентиляционными вводами из оголовков и гермолюком. Они на схеме в блоке 1. Вот фотка гермолюка и конца потерны:

Видно и кусочек гермолюка и ввод вентиляции (круглая дырка) в конце. Правда, я совсем не понял, какой смысл был все это закладывать. Возможно, это аварийный выход, который штатно изолирован, а при необходимости пробивался изнутри.
Дальше. Есть две потерны на нижнем уровне. Они подходят к оголовку с разных сторон. Я думаю, это связано с циклом заправки - дренажа. Возможно, в них изолированно пролегают трубопроводы для КРТ, или же в одной потерне окислитель, в другой гептил. Чтобы при аварии не смешивались.
Потерна, которая справа (со стороны КП) - она явно для людей. В ней есть и аварийные лазы наверх, обсуждаемые ранее, и вход в оголовок из неё через гермодвери.
Потерна, которая слева - на мой взгляд, техническая. В неё ведут только гермолюки. Как из хранилищ КРТ, так и из оголовка. Ваши фотки именно из этой потерны. За гермолюком с последней фотки выход в короб, там лифт и трубопроводы. Лично лазил. Кстати, в этом пункте на схеме есть косяк: дверей в потерне, по моему, нет, а я их нарисовал.

Большинство моих фоток по "Шекснам - В" с Шадринска - он ко мне близко и я там вообще все, что было связано с бригадой, посетил. Хотя осталось много вопросов.

И я не могу составить даже грубую схему оголовка, ибо все, которые я видел, были взорваны. Самый сохранный из мною посещенных - у Вас в Перми и там можно по остаткам стен составить план нижнего уровня.
 
Вообще то, интересная версия про Исетское и т.п. Но, имхо, миф не родился на пустом месте: проехать к 13 площадке нельзя из Богандинского: арсенал никогда никого не пропускал. Проехать можно только из Левашей. А "шахты" стойко привязаны к Богандинке.

Все таки хотелось бы уточнить, если возможно: для КП бригады приспособили именно подвал уже после постройки здания? Ничто не мешало построить встроенное защитное сооружение, конструктивно являющееся частью здания. Просто разница принципиальна: встроенное ЗС имеет аварийные лазы, возможно, даже, полноценные входы - наклонники, с улицы, отдаленные от здания правилом 0.5H + 3 метра. Просто подвал - никогда.
Меня это интересует потому, что когда я окажусь в центре совсем не радующейся вот таким исследователям ВЧ, мне очень пригодятся эти знания.
Про особенности проезда на 13-ю - знаю. Мне самому удалось туда попать в 2004 году только потому, что арсенальское начальство меня туда и возило. Правда ехали мы на эту площадку со стороны 12-й площадки через часовых, некоторое время по бетонке, а потом пошли в объезд через какой-то ручей. Я эти места немного помню с детства, ездили туда за грибами. Боровиков там было пропасть.
А про подвал попробую что нибудь пораспрашивать у ветеранов. Может помнят. Если что нибудь выясню, то сообщу.
 
актинометр, это было бы здорово.
Я, в свою очередь, если смогу туда попасть, обещаю отчет.
 
ТС72 спасибо за разъяснения. Подитожим.
Схема с обозначениями.


Место № 1 представляет следующий вид. Потерна заканчивается тупиком в котором есть круглое вентиляционное отверстие. Так же имеется круглый гермолюк в нише потерны. Ниша от потерны отделена стенкой.
Слева в нише гермолюк за полуразобранной стенкой, справа - вентиляционное отверстие в конце потерны:

Вентиляционное отверстие в конце потерны:


Место № 2 представляет потерну которая заканчивается небольшим круглым гермолюком, расположеннм чуть выше уровня пола.
Изгиб потерны:

Потерна заканчивается круглым гермолюком в оголовок ПУ:

Из гермолюка можно попасть в оголовок ШПУ и далее в короб шахты.
Оголовок:

Короб ШПУ изнутри:



Короб ШПУ снаружи:


Место № 3. Верно ли я понял, что при входе из хранилища гептила и хранилища окислителя в эту потерну установлена не гермодверь, а небольшой круглый гермолюк, расположенный чуть выше уровня пола?
А нет ли фото именно этого места: вход из потерны в хранилище окислителя (горючего)?

Место № 4 - располагается гермодверь входа в ШПУ.
Выход из потерны в оголовок:

Гермодверь:

Вид снаружи оголовка в потерну:


Место № 5 - вход в хранилище окислителя (горючего) через гермодверь? А нет ли фото именно этого места: вход из потерны в хранилище окислителя (горючего)?
 
Последнее редактирование:
Кстате о курятниках. Есть подозрение, что их строили везде, где имели дело с ракетами

IMG_1687.jpg

IMG_1686.jpg

Это 19 ИП, Питер
 
1 - да.
2 - да.
3 - не помню. Люк точно есть, возможно, есть и дверь.
4 - да.
5 - да. Вот фото:


Из топливохранилища в потерну.


Сверху на вход, лестницу и т.п.
 
Сверху