Вопросы по групповым стартам.

#61
Скажу честно, Вы подкинули мне самую ценную информацию из всех, кого я спрашивал в течении последних 4х лет.
Самое забавное, что я был в 30 метрах от этого здания, но смотрел в другую сторону.
И, в таком случаи, разрешите несколько уточняющих вопросов:
Там именно полноценное встроенное защитное сооружение или же просто подвал, приспособленный для размещения оборудования? Были ли аварийники, вентшахты и т.п.?
Можете примерно описать, что размещалось в зданиях вокруг? Было бы здорово, если бы еще с отметками на снимке.
Ну и, самый нубский вопрос: что еще интересного можно там поискать?

13 пл доступна, 12 (кроме РУПа) поглощена арсеналом, 11 недостроена и рекультивирована, 6ая поглощена вторым арсеналом, 10ая площадка - вот она, с КП мы только что разобрались. КАЗ был не достроен и ликвидирован при развертывании Богандинского арсенала. Есть что нибудь, что я упустил?
Может быть, Вы сможете сказать что то конкретное по 11ой площадке, где должна быть "Десна - В"? У нас она - самый большой миф района. Мы ездили не раз, но нашли только полностью срытую бетонку и поляны правильной формы с кусками бетона и уже весьма уверенными деревьями.
А еще в состав всего этого должен был входить минимум узел связи. Ветераны говорят, что он тоже был на десятке. Каково Ваше мнение на этот счет?
 
#62
Так сразу на эти вопросы конечно не ответишь. Поди сейчас вспомни - что там за вентшахты были возле здания штаба? Что касается характера сооружения КП, то сдается мне, что было оно, в большей степени, сооружением дополнительным. Ведь не так просто предположить, что сперва стали строить бункер повышенной защищенности, а потом, сверху этого бункера - вдруг возвели 3-х этажное задание штаба. Больно уж фантастично звучит. Скорее всего всё было наоборот. Но если как нибудь встречу бывшего командира бригады, то спрошу его об этом. Хотя он пришел туда командиром в 1974 году и возможно не знает таких подробностей. Что касается вентшахт или аварийных выходов, то наверное они там были вследствие элементарной положенности. А что-то ещё интересное на 10-й площадке - на ум не приходит. Площадка - она и есть площадка. Кстати - а что такое КАЗ?
Про Десну-В под Тюменью - тут вопрос очень даже специфический. То, что её строили - это факт. Я примерно догадываюсь о ваших версиях насчет места её возможного строительства. Ващ вариант - это наверняка там, где я обозначил места красными стрелками на первом снимке. Версия конечно красивая. Но, сдается мне, что это всё слишком близко от 12-й и 13-й площадок. Хотя возможно, что дорога, ведущая от правой стрелки вниз - это вполне реальный вариант пути на эту недостроенную площадку. Но только дорога. Не более того.
А я считаю, что площадку выгоднее было строить где нибудь в стороне ближе к Исетскому. И супостат об этом тоже упоминает. К сожалению пока эта местность не видна в Google доля детального просмотра. Есть у меня по этому поводу и ещё одно соображение. Не факт, что эта площадка с ШПУ строилась в привязке именно к Богандинскому. Ведь Ялуторовский полк изначально, как и Ишимский готовились к "шахтным делам". Потому позже, когда не состоялась 41-я дивизия в Тюмени, - они и стали основой Державинской и Карталинской шахтных дивизий. Исетское по расстоянию ближе к Ялуторовску и потому это могло быть причиной территориального решения о строительстве комплекса с ШПУ именно в тех местах. Но это конечно только мои домыслы, которые я никому не навязываю.
Про узел связи пока сказать не готов. Но в бригаде он должен был быть. А как же без него? В Омском отдельном полку Р-9А - он и то был.

1.jpg 2.jpg
 
#63
По поводу размещения "Десны - В" - да, от правой стрелки вниз. Я сейчас на работе и не имею под рукой ничего, поэтому опишу словами.
Если взять первый Ваш снимок, то между стрелками есть съезд с бетонки. Даже со спутник видно, что это стандартный Т - образный разъезд. На местности так и есть. От него дорога прямо идет на юг. Это и есть бетонка. Сам разъезд имеет уложенные плиты и даже остатки асфальта. От бетонки же осталась только насыпь. Но насыпь настолько четкая, что её нельзя перепутать или потерять. Вдоль дороги с обеих сторон посажены сосны. Их возраст как раз равен давности строительства. Насыпь идет вниз и заворачивает со временем. Там болота и она сильно проседает и теряется. Но на всем протяжении её есть водопереливные канавы с бетонными желобами, валяются плиты и бетон, а недалеко в лесу встречаются остатки постов над трубопроводом - такие маленькие домики. Через почти 12 км насыпь утыкается в правильной формы поляны, которые я уже описывал. Там много бетона и металла: тросы, ковши и т.д. Но каких либо хотя бы маленьких следов сооружений мы не нашли. Уже два года мы ушатываем там машины каждое лето и все еще не осилили. В целом, от 12 и 13 весьма далеко - 12 км, что совпадает с Вашей версией.
Между тем, я много раз слышал лесорубов, охотников, военных которые видели именно стволы ШПУ и коробки сооружений. И именно в привязке к Богандинке. Такие дела.

КАЗ - кислородно - азотный завод. Есть во всех крупных керосин - кислородных дивизиях/бригадах.
 
#64
Да. Эта бетонка мне тоже очень сильно нравится в привязке к этой версии и ведет она как раз в те места, о которых я говорил. А её развязка на пути в сторону 12-й площадки - просто типичная классическая бетонная развязка именно для таких проектов. Но всё таки в Google дальше указаной поляны пока ничего не видно. А так - это вариант очень хорош.
 
#65
Но это мы отклонились от темы и я предлагаю вернуться к вопросам. Вот фото опять из "Шексны В":
Посмотреть вложение 21170

Это один из краев соединительной потерны верхнего уровня. Здесь элемент системы поддержания ТВР, а там, дальше- аварийный лаз через внтшахту. В проеме нет и намека на гермодверь, и все это дело вообще никак не защищено. Вопрос вот в чем: эта потерна сугубо для работы систем ТВР в мирное время?
Ув. ТС72 верно ли я понял, что речь идёт об этих вентиляционных шахтах и аварийных лазах?

На Вашей схеме:

Поз. 1 - аварийный лаз (в нижней потерне их всего три),
Поз. 2 - вентиляционная шахта (в верхней потерне их две).

На поверхности БСП комплекса "Шексна-В":




Вентиляционная шахта (поз. 2) с торца верхней потерны:








Внутри:


Начало верхней потерны и фундамент под какой-то агрегат:


Сама верхняя потерна:


Вход в аварийный лаз?? (поз. 1) из нижней потерны:


А нет фото аварийного лаза (поз. 1) на поверхности БСП?
Других фото остатков оборудования в вентиляционной шахте (поз. 2)?
 
#66
Вообще то, интересная версия про Исетское и т.п. Но, имхо, миф не родился на пустом месте: проехать к 13 площадке нельзя из Богандинского: арсенал никогда никого не пропускал. Проехать можно только из Левашей. А "шахты" стойко привязаны к Богандинке.

Все таки хотелось бы уточнить, если возможно: для КП бригады приспособили именно подвал уже после постройки здания? Ничто не мешало построить встроенное защитное сооружение, конструктивно являющееся частью здания. Просто разница принципиальна: встроенное ЗС имеет аварийные лазы, возможно, даже, полноценные входы - наклонники, с улицы, отдаленные от здания правилом 0.5H + 3 метра. Просто подвал - никогда.
Меня это интересует потому, что когда я окажусь в центре совсем не радующейся вот таким исследователям ВЧ, мне очень пригодятся эти знания.
 
Последнее редактирование:
#67
Molot 195, я говорил об лазе, что у Вас помечен цифрой 2. В целом, вот еще пара фоток:

Оголовок лаза.

Остатки трубопроводов и видно часть радиатора.

Вот гораздо посохраннее.
Целее и больше я нигде не видел.

Касательно лаза 2. Вроде, все верно отмечено. Фоток нет, но, по моему, там была просто плита с гермолюком или отсилы оголовком.
Хотя мне рассказывали, что на некоторых "Шекснах - В" в оголовочные помещения вел прямо ходок. А в своей практике я встречал на рекультивированной (11 пл в Шадринске) позиции остатки ходка, которому и вести то было некуда, кроме как в оголовок.
 
#69
А что это за остатки конструкции с круглым отверстием на последнем фото? Остатки улитки центробежного электровентилятора - воздуходувка радиатора? Фото сделано со стороны потерны в направлении выхода из вентиляционной шахты?
 
Последнее редактирование:
#70
Из потерны в сторону шахты. Да, очевидно вентилятор. Причем, я тоже не понял улитка это или простой прямой.
 
#71
ТС72 имею ещё один вопрос по уточнению Вашей схемки.

Итересует место в кружочке. К оголовку каждой пусковой установки (ПУ) шли три потерны. Они брали своё начало от верхней потерны с двумя вентиляционными шахтами на торцах, которые обсуждались в предыдущих постах. На вашей схемке потерны вокруг квадратных оголовках ПУ не имеют каких бы то нибыло проёмов в оголовки.

Верна ли моя мысль, что это то место на фото ниже:
1. Прямой участок потерны к ПУ:


2. Характерный изгиб потерны:


3. Потерна заканчивается круглым гермолюком в оголовок ПУ:


Известно, что квадратные оголовки ШПУ были двухуровневыми. Вероятно, круглый гермолюк из этой потерны выводил на верхний (первый) уровень оголовка? Так это? Нет ли снимка этого гермолюка со стороны оголовка?
А вообще всё это наводит на мысль, что верхняя потерна, 3 потерны к ПУ с круглыми гермолюками были частью системы вентиляции. Получается, что эти люки ввиду малых размеров особо не предназначались для посещений личным составом... Иначе бы поставили нормальную гермодверь в оголовок.
А вообще ув. ТС72 не могли бы Вы набросать схемку оголовка ПУ со всеми ходками?
 
#72
Так... немного по другому:
И правда, в оголовок ведет всего три потерны. Две на нижнем уровне. Одна на верхнем.
Потерна, которая на верхнем уровне берет начало из соединительной длинной потерны верхнего уровня, заворачивает и оканчивается, как Вы верно упомянули, вентиляционными вводами из оголовков и гермолюком. Они на схеме в блоке 1. Вот фотка гермолюка и конца потерны:

Видно и кусочек гермолюка и ввод вентиляции (круглая дырка) в конце. Правда, я совсем не понял, какой смысл был все это закладывать. Возможно, это аварийный выход, который штатно изолирован, а при необходимости пробивался изнутри.
Дальше. Есть две потерны на нижнем уровне. Они подходят к оголовку с разных сторон. Я думаю, это связано с циклом заправки - дренажа. Возможно, в них изолированно пролегают трубопроводы для КРТ, или же в одной потерне окислитель, в другой гептил. Чтобы при аварии не смешивались.
Потерна, которая справа (со стороны КП) - она явно для людей. В ней есть и аварийные лазы наверх, обсуждаемые ранее, и вход в оголовок из неё через гермодвери.
Потерна, которая слева - на мой взгляд, техническая. В неё ведут только гермолюки. Как из хранилищ КРТ, так и из оголовка. Ваши фотки именно из этой потерны. За гермолюком с последней фотки выход в короб, там лифт и трубопроводы. Лично лазил. Кстати, в этом пункте на схеме есть косяк: дверей в потерне, по моему, нет, а я их нарисовал.

Большинство моих фоток по "Шекснам - В" с Шадринска - он ко мне близко и я там вообще все, что было связано с бригадой, посетил. Хотя осталось много вопросов.

И я не могу составить даже грубую схему оголовка, ибо все, которые я видел, были взорваны. Самый сохранный из мною посещенных - у Вас в Перми и там можно по остаткам стен составить план нижнего уровня.
 
#73
Вообще то, интересная версия про Исетское и т.п. Но, имхо, миф не родился на пустом месте: проехать к 13 площадке нельзя из Богандинского: арсенал никогда никого не пропускал. Проехать можно только из Левашей. А "шахты" стойко привязаны к Богандинке.

Все таки хотелось бы уточнить, если возможно: для КП бригады приспособили именно подвал уже после постройки здания? Ничто не мешало построить встроенное защитное сооружение, конструктивно являющееся частью здания. Просто разница принципиальна: встроенное ЗС имеет аварийные лазы, возможно, даже, полноценные входы - наклонники, с улицы, отдаленные от здания правилом 0.5H + 3 метра. Просто подвал - никогда.
Меня это интересует потому, что когда я окажусь в центре совсем не радующейся вот таким исследователям ВЧ, мне очень пригодятся эти знания.
Про особенности проезда на 13-ю - знаю. Мне самому удалось туда попать в 2004 году только потому, что арсенальское начальство меня туда и возило. Правда ехали мы на эту площадку со стороны 12-й площадки через часовых, некоторое время по бетонке, а потом пошли в объезд через какой-то ручей. Я эти места немного помню с детства, ездили туда за грибами. Боровиков там было пропасть.
А про подвал попробую что нибудь пораспрашивать у ветеранов. Может помнят. Если что нибудь выясню, то сообщу.
 
#77
ТС72 спасибо за разъяснения. Подитожим.
Схема с обозначениями.


Место № 1 представляет следующий вид. Потерна заканчивается тупиком в котором есть круглое вентиляционное отверстие. Так же имеется круглый гермолюк в нише потерны. Ниша от потерны отделена стенкой.
Слева в нише гермолюк за полуразобранной стенкой, справа - вентиляционное отверстие в конце потерны:

Вентиляционное отверстие в конце потерны:


Место № 2 представляет потерну которая заканчивается небольшим круглым гермолюком, расположеннм чуть выше уровня пола.
Изгиб потерны:

Потерна заканчивается круглым гермолюком в оголовок ПУ:

Из гермолюка можно попасть в оголовок ШПУ и далее в короб шахты.
Оголовок:

Короб ШПУ изнутри:



Короб ШПУ снаружи:


Место № 3. Верно ли я понял, что при входе из хранилища гептила и хранилища окислителя в эту потерну установлена не гермодверь, а небольшой круглый гермолюк, расположенный чуть выше уровня пола?
А нет ли фото именно этого места: вход из потерны в хранилище окислителя (горючего)?

Место № 4 - располагается гермодверь входа в ШПУ.
Выход из потерны в оголовок:

Гермодверь:

Вид снаружи оголовка в потерну:


Место № 5 - вход в хранилище окислителя (горючего) через гермодверь? А нет ли фото именно этого места: вход из потерны в хранилище окислителя (горючего)?
 
Последнее редактирование:
#78
Кстате о курятниках. Есть подозрение, что их строили везде, где имели дело с ракетами

IMG_1687.jpg

IMG_1686.jpg

Это 19 ИП, Питер
 
#80
1 - да.
2 - да.
3 - не помню. Люк точно есть, возможно, есть и дверь.
4 - да.
5 - да. Вот фото:


Из топливохранилища в потерну.


Сверху на вход, лестницу и т.п.
 
Сверху