Ну раз у нас узкоколейки да паровозы в ход пошли...

Re: Продолжаем! Тумская УЖД.

Dimkin, спасибо, интересный получился отчётик. Ждём продолжения.
 
Re: Продолжаем! Тумская УЖД.

Фотоотчёты супер!) Всем спасибо за ценную инфу)).

Кстати насчёт дезины - 2 велосипеда без шин, на ободах - чем не дрезина? Соединять предположим 2мя съёмными алюминвыми палками. А ес надо - 2 отвёртки, камеры и покрышки в руки и через 10мин можно ехать и не по рельсам)
 
И тут зверь отметился :)

А что необычного в поезде Тумская-Владимир?
 
Re: Продолжаем! Тумская УЖД.

Фотоотчёты супер!) Всем спасибо за ценную инфу)).

Кстати насчёт дезины - 2 велосипеда без шин, на ободах - чем не дрезина? Соединять предположим 2мя съёмными алюминвыми палками. А ес надо - 2 отвёртки, камеры и покрышки в руки и через 10мин можно ехать и не по рельсам)
Углубление в ободе велосипедного колеса гораздо уже, чем головка рельса. Не удержится такая конструкция на рельсах, нужны колёса с ребордой.

Не говоря уже о том, что износ ободов будет очень быстрым.
 
И тут зверь отметился :)

А что необычного в поезде Тумская-Владимир?
Особо необычного - ничего. Но большинство малодеятельных веток, к тому же расположенных в красивых природных местах, имеют свою неповторимую атмосферу. На мой взгляд, по крайней мере.

К тому же, Тумская-Владимир - это последний действующий участок Мещерской магистрали, пусть и перешитый на широкую колею.
 
Ну тогда и я добавлю свои 5 копеек...

Итак, УЖД торфопредприятия Агроторф, пос. Гладкое Тосненского р-на Ленинградской области...

Вступление..
После почти двух лет отсутствия на этой УЖД решил таки снова посетить это чудесное и памятное мне место, да узнать, что да как у нас с добычей агроторфа, да каковы перспективы предприятия...
изначально планировалось собрать нескольких любителей УЖД и в веселой компании поехать на дорогу, но внезапно у всех появились дела и я поехал один... несмотря на погоду (холодрыга и ветер, и даже дождь со снегом)... и не прогадал...

Перегруз
Прогулку по дороге решено было начать с торфоперегруза, поскольку оно было ближе к точке десантирования...

перегрузочная эстакада

Прошел по ней немного дальше... и остановился как вкопанный... в голове сигналила ошибка блока памяти... пересчитав пути на перегрузе я внезапно понял, что был восстановлен путь к заброшенному корпусу торфозавода:




Общий вид перегруза:




Путевое развитие:

Ps за качество не бейте, рисовал по памяти...

Судя по грам торфа на перегрузе, завод работает вовсю... и даже больше...
порадовавшись этому замечательному факту я пошел к повороту с перегруза на главный путь, по дороге естественно сделав пару кадров на память:


Вид на перегруз


Стык... в реале выглядит страшнее...


А прямо уходила ныне разобранная ветка на Пустыньку...

Продолжение следует...
 
Часть вторая. Депо, перегруз, станция...

Итак, погуляв по перегрузу, я двинулся к следующей цели - депо.
Депо торфозавода Агроторф расположено в пристройке к заводскому корпусу, имеет два стойла, в одном из которых стоят мотовозы, точнее, электростанции самоходные узкоколейные ЭСУ-2А, с которых (за неимением путевых машин) демонтировали внешние электрогенераторы. К подъездному пути депо примыкает путь на еще одну торфоперегрузочную эстакаду или "яму"... 2 года назад он был полностью заброшен, но сейчас на нем стояли вагоны в ожидании разгрузки!





Собственно, депо:


Соединение подъездного пути депо и главного хода УЖД:




Далее по моему маршруту была станция. Полноценная станция на 2 проходных и два тупиковых пути. Раньше правда путей было побольше, но за ненадобностью их демонтировали. См. Путевое развитие:


Первое что бросилось в глаза - разобранная стрелка к ГСМ:


Сама база ГСМ однако была в образцовом порядке, особенно насос:


СНа станции снова заверещал зуммер ошибки памяти... и было из-за чего...
сравните:
2007 год


И 2010 год:
.

Из беседы с местным жителем было выявлено что вагоны увезли меньше недели назад...

Ну и несколько фотографий самой станции:

Проходные пути


Кран и груда тележек и прочего МЕТАЛЛЛа


Южная горловина станции


второй проходной путь и тупиковый на площадку козлового крана


разобранная стрелка к третьему проходному пути


Стрелка разобранного пути к мехцеху


И в самом конце станции возле путей стояла кабина эсухи, используемая в качестве дровяного сарая:


А продолжение все следует!
 
Часть третья. Главный ход, восточная ветка.

выйдя со станции на главный ход ужд, стал думать, куда податься... и решил пойти туда, куда лежит стрелка в конце красивого участка за станцией (бабуля, ну съе.... пардон, уйди из кадра):


А стрелка лежала налево, то есть на восточную ветку дороги, которая, насколько я помнил, эксплуатировалась раз в год по завету...
первые метры меня порадовали солидным накатом, и караваном торфа у путей, фотографировать я это не стал (думал на обратном пути отщелкаю), а зря...
за караваном пути были покрыты толстым слоем перемешанного гусеницами тракторов торфа, так что становилось ясно - за этот импровизированный переезд составы давно не ездили...
И действительно, никакого намека на накат на рельсах... и кучки еще не растаявшего снега по краям колеи...


В общем, красота обузкоколеенного весеннего леса на лицо... а вот впереди показалось что-то интересное - вдали в кривой явно чернелось что-то шеренькое и квадратное:


Когда я подошел поближе, то увидел что загнали сюда вагон-бак с ГСМки на станции и стоит он тут уже хрен знает сколько..

На переднем плане вывал торфа в результате схода вагона зимой 2008 года, на заднем - вагон-бак:


Вагон-бак, сделанный из платформы и приваренного к ней контейнера:


Тележки несколько нестандартной конструкции с листовыми рессорами:


Оставив вагон за спиной, я пошел по линии дороги дальше...

В общем, далее несколько кадров без комментариев.




После нескольких красивых кривых, узкоколейка вывернула на берег лесного ручья и пошла посередине уютной аллеи, обрамленной по краям соснами и березами...








По пути периодически попадались следы бобров - кучки помета, погрызы, причем относительно свежие, а в конце концов на ручье я увидел и запруду:




Где-то на отметке в полтора км от развилки рельсы стали часто пропадать в прошлогодней траве, а потом показалась и заросшая травой тсрелка, от которой когда-то отходила времянка на поля, сейчас осталось лишь метров 30 пути:



остатки времянки:






И снова продолжение следует :)
 
Часть четвертая. За первой времянкой.

За первой времянкой снова пошли красоты русского весеннего леса:



Вообще местные жители ходят по этой ветке за грибами (леса там хорошие), а вот традиционное место привала грибников... (они бы по-хорошему, прибрали бы за собой):


Местами рельсо-шпальная решетка полностью выходила из балласта, тогда пути приобретали более дикий и неопрятный вид:


Внезапно я споткнулся обо что-то... чем-то оказалась тяга замаскировавшегося в траве стрелочного перевода:


От него на поля когда-то уходила еще одна времянка, вторая на этой ветке, сейчас же её остатки так плотно заросли, что даже обнаружить рельсы в зарослях - большая проблема:


дальше по дороге наблюдаются следы замены шпал:


но вот менять их нужно более своевременно было... На втором километре восточной ветки путь был раскантован на расстояние около сотни метров:




А дальше рельсы в траве надо было искать с металлодетектором:


Настолько они заросли травой, что я даже не узнал стрелку, по которой мы со Славкой Муравьем и Морфиусом три года назад катались на велодрезине:




Спустя еще где-то почти километр заросшей колеи я наконец пришел к тому месту, где ветка обрывалась. Сначала противошерстная стрелка, на поля уходит сорокаметровый остаток времянки, а прямо, в заросли ивняка уходят последние метры восточной ветки:

Стрелка


Здесь заканчивается восточная ветка


времянка


Когда-то восточная ветка продолжалась и дальше, уходя в лес примерно на 8 клометров, но в начале нового тысячелетия её обрезали...

продолжение следует... (да когда ж оно закончится-то)
 
ну и финальная часть. Караваны, краны, рельсы...

В общем, для того чтобы больше посмотреть, я решил срезать расстояние и до западной ветки УЖД прогуляться по торфополю (или карте), как его называют торфодобытчики... в общем, после километрового кросса по слегка влажному торфу, я, брызгая струйками бурой воды из кроссовок (ну я же говорю, торф был слеееееегка влажный), я вышел к началу действующей времянки:


прикинув расстояние до замадной ветки я присвистнул - времянка длинной под километр - это сильно...
В общем, пошел я по ней мимо караванов торфа... зрелище неописуемое, скажу я вам!








вдали, отмечая место наиболее поздней перегрузки торфа, виднелся торфяной кран или же экскаватор:


далее времянка снова продолжала змеиться по карте:


А а вдали показались торфокомбайны на торфобазе и торчащая над лесом вышка:


И когда я уже подходил к западной ветке, фотик сказал свое прощальное мяу:


и закрыл объектив... как всегда невовремя сели аккумы...
Вкратце по западной ветке:
Сильный накат, ведется ремонт путей, активно выправляются перекосы. на торфобазе тихо и пусто - выходной, летний сезон еще не начался... побродил в округе да по остаткам шпал посмотрел как там путевое-то развитие... В общем, вот:


А дальше я пошел на автобус, благо время уже было к вечеру, да пробирать холодом стало...но скоро ждите еще фоток))) я туда еще вернусь!
 
Valergun, большое спасибо, отличный отчёт! Радует, что есть ещё места, где УЖД существуют и даже функционируют.

В МО узкоколеек уже больше нет. Аминь.
 
Последнее редактирование:
имеются ввиду действующие?
что, в шатуре тож накрылась окончательно?
В 2009 году Шатурская и Радовицкая УЖД были ликвидированы.

На Шатурской УЖД на большинстве участков рельсы сняты, торфоучастки и депо закрыты, оборудование торфоучастков режут на металлолом. Непонятно с какой целью снесён деревянный узкоколейный мост через Полю. Мост через Воймегу пока цел. Сохранился частично неразобранный изолированный участок пути на части перегона Бакшеево-Острова. Депо в Бакшеево частично разрушено, но на путях около него ещё стоит несколько вагонов.

Радовицкую УЖД после 2008 года я не посещал, но, по отчётам других исследователей УЖД, обстановка на ней примерно такая же, как и на Шатурской.

Вот такая грустная картина.
 
А оживлю-ка я железнодорожную тему.

База запаса паровозов. Одна из немногих, доживших до наших дней. Когда-то таких баз было много – при переводе железных дорог СССР на электрическую и тепловозную тягу паровозы, чей ресурс не был выработан, консервировались и ставились на хранение на базы запаса. Паровозы предполагалось использовать в случае ядерной войны или иной крупномасштабной катастрофы, когда электроснабжение будет нарушено, нефтебазы разрушены, подвоз солярки затруднён или исключён… А паровозу-то что? Ему ни соляр, ни электричество нужны – требуется лишь вода, а в качестве топлива можно использовать (пусть и с меньшей эффективностью, чем уголь) дрова, которые растут у нас в России повсюду. Паровозы могли взять на себя не только транспортную функцию, но и обеспечивать теплом дома и объекты.

Впоследствии количество баз стало сокращаться, и гордые красивые машины пошли в лом. Но, даже если бы они все сохранились, толку от них, если что, было бы мало: людей, владеющих искусством вождения паровоза, осталось у нас в стране совсем немного.

Итак, краткий отчёт о недавнем посещении такой базы. Несколько фотографий – в тексте, остальные – здесь.



База обитаема и охраняется. Охрана проживает в раритетном вагоне и в том, что когда-то было электросекцией ЭР-10. Все паровозы на базе – однотипные, серии Л.



На некоторых паровозах сквозь слой консервационной смазки проступают белые буквы "СССР" и красные звёзды.



Кроме паровозов, на базе присутствует "Машка", пригнанная сюда, судя по логотипу РЖД на борту, недавно. На отдельном пути стоят различные вагоны, среди которых имеются заслуживающие внимания экземпляры.



На цилиндрах паровозов белой краской нанесены даты гидравлических испытаний – 2008, 2009 и даже 2010 год! Но ходовые испытания не проводились уже много лет. При таком длительном простое механизмы могли прийти в негодность, и пригодность паровозов к эксплуатации вызывает резонные сомнения…
Колонка для заправки паровозов водой, тем не менее, сияет свежей краской.



В общем, впечатление от посещения базы осталось двойственное. С одной стороны – радует, что немногие оставшиеся паровозы не режут на металлолом, а худо-бедно хранят и охраняют, но, с другой стороны – это их последнее пристанище; огласить окрестности гудком и выйти на маршрут им вряд ли уже суждено…

Остальные фотографии – здесь.
 
Интересный отчет спасибо )) Я (да и, думаю, многие другие - тоже) вообще думал, что порезали все - ток в музеях и остались.

З.Ы. Присутствие кота стало уже традицией отчетов на ж\д тематику )))
 
Интересно, обычно такие базы это просто кладбище паровозов, а здесь они более-менее целые. Когда-то в 80-е отстойники с паровозами встречались на каждой крупной станции.
 
Отстойники - да, но не специализированные базы-хранилища, как тут.
Я из детства еще помню своего, как на одной из наших станций один путь был паровозами заставлен - причем довольно долго стояли и разномастые там были. Возможно, потом оттуда как раз в музей наш (Новосибирск) и ушли.
 
Отчет безумно интересный. Я слышал о таких хранилищах в Казахстане, но только в прошедшем времени: мол, были. Надо же, что-то еще цело. Помню, в Бологом стояли паровозы, причем по ним было можно полазить.
 
Сверху