Ну раз у нас узкоколейки да паровозы в ход пошли...

Фантастика просто!!!!
Благодарность Dimkin за удачное "освежение" темы!!!
 
А вытащу-ка я снова на свет божий заглохшую узкоколейную тему. Вынуждено презрев хронологию и пропустив (надеюсь, до поры-до времени) несколько отчётов из более ранних поездок, вспомню вторую, и, надо сказать, гораздо более удачную, чем первая, поездку по Тумской УЖД.

Что такое Тумская УЖД (для тех, кто не знает), и какая там сложилась необычная обстановка, я рассказал в своём первом отчёте оттуда. Там же, помнится, я пообещал вернуться туда ещё раз, и год спустя, летом 2010 года, своё обещание я сдержал. А спустя ещё год, рассказываю об этой поездке. Как водится, несколько фотографий приведу в тексте, а остальные можно посмотреть здесь.

В этот раз поездка состоялась в другом составе. С дрезиной нам повезло - в этот раз она была исправна, и Сергей Алексеевич ожидал нас в полной боевой готовности. У нас с ним была договорённость о поездке в нежилой посёлок Курша, где мы планировали заночевать.

В поездке на дрезине главное: а) не вылететь на стыках и выбросах, ибо мотает конструкцию нещадно, а за флегматичной внешностью Сергея Алексеевича скрывается душа гонщика; б) не повергнуть в ахуэ автомобилистов на переезде...





...и в) отремонтировать эту шайтан-машину, когда она всё-таки сломается в пути.



В Курше оказалось довольно много уцелевших домов и - ни души. Ни одного человека на километры вокруг. Удивительное для городского жителя ощущения: старый дом, глухой лес вокруг, ни дорог, ни людей, ни связи... Другой мир.



Попытка прорваться пешком в другой бывший посёлок - Куршу-вторую, население которого почти полностью погибло в страшном лесном пожаре 1936 года, окончилась неудачей: на полпути дорогу преградило озеро, созданное бобрами, запрудившими дренажные каналы. Переправиться через него без лодки нечего было и думать даже в это сухое лето.

Утром следующего дня сквозь щебет птиц донёсся далёкий стрёкот мотора - дрезина пришла за нами. Обратный путь прошёл не менее резво, чем прямой. Судя по показаниям GPS, дрезинка местами разгонялась почти до 50 км/ч. Чуть не доезжая Гуреевского, мы спешились и двинулись в Туму пешком, рассчитывая уехать на поезде Тума-Владимир. В этот раз расписание сюрпризов не таило, и на поезд мы попали. Попутно осмотрели уже известное мне вагонное депо на ст. Тумская. Порадовало, что старые вагоны по-прежнему стоят там, но насторожила находившаяся в здании депо бригада гостей из ближнего зарубежья - уж не металлоломом ли он тут собрались промышлять?

Чуть дальше, на путях самой станции, удалось запечатлеть ещё один любопытный экземпляр:



Интересно, куда его? Или откуда?
__________________________________

Ну а в заключение - несколько грустных нот. В августовских пожарах 2010 года посёлок Курша сгорел, пострадала от огня и сама УЖД. В настоящее время существование Тумской узкоколейки, последнего сохранившегося участка Мещерской магистрали, последней в России узкоколейки, принадлежащей РЖД, находится под серьёзной угрозой. По крайним данным начата её разборка.
 
отличные отчеты! больше всего понравились про УЖД, особенно осенние фотки
 
Очень понравились фотки DIMKIN, и не только по этой тематике.
В этом разделе не хватает видеоматериалов.
УЖД на столько увлекательная тема, атехника самоделкиных которая там встречается кроме восторга никаких других эмоций не вызывает.
На телевидении опять стали муссировать тему уничтожения УЖД.
Может и сдвинется что-нибудь с мертвой точки.
 
Да не за что.
Прибавиться наверно прибавилось, но и негатив есть. Вот коменты из сети:

"Бывали в этом музее раньше, наверное в 2003 году, музей был намного интереснее чем сейчас, многие экземпляры стоят за решеткой, видок техники приходит в упадок - время нещадит даже железо, забираться никуда нельзя."
04.08.2011, http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=69

"Побывал еще раз в этом году. Все стало слишком цивильно: туда не ходить, руками не трогать, на технику не залезать. Короче, музей. Стало скучно."
08.09.2011, http://www.altertravel.ru/view.php?id=32

Сам я там раньше не бывал, так что не прокомментирую. Поскольку был дождь и толпа детей на экскурсии, то особо не получилось порезвиться, никуда мы не лезли. Но двери-окна в вагоны в основном забиты.

Вообще, лично на мой взгляд, в депо Бакшеево лет пять назад было гораздо прикольнее. Ну а уж экспозиция машин вообще никакущая по сравнению с новым музеем в Черноголовке.
 
А тряхнём-ка мы стариной, поднимем темку! На этот раз - Белоруссия.
_________________________________________

…Печальна судьба узкоколеек в России. Большинство из них уже прекратили своё существование, отправившись в металлолом, а оставшиеся, как правило, выживают с трудом, эксплуатируя изношенные пути и чиненый-перечиненый подвижной состав.

А вот у ближайшего нашего соседа, Белоруссии, дела обстоят прямо-таки наоборот. Не имея собственной нефти и газа, бывшая союзная республика активно разрабатывает месторождения дешёвого и доступного местного топлива – торфа. А оптимальным средством его вывозки, как известно, является узкоколейная железная дорога. И вместе с торфодобывающей промышленностью были возвращены к жизни торфовозные узкоколейки…



Впрочем, хватит преамбулы. Прочитав у Сергея Костыгова про одну из белорусских узкоколеек, и почерпнув из его отчёта немало полезной информации, я, разумеется, стал прикидывать планы поездки туда. В итоге поездка состоялась в январе 2011 года.

…Непривычно чистая электричка высадила нашу компанию из своего тёплого чрева в бодрящее морозное утро на низкой платформе станции Руденск. Перейдя пути, мы узрели искомую остановку автобуса на Правдинск и, сверившись с расписанием, приступили к ожиданию. Ожидание плодов не принесло, автобус решил не баловать нас своим появлением, и мы приступили к реализации плана "Б" – выйти из населёнки и заняться выявлением на практике сущности местного автостопа. Однако, душевность и инициативность белорусских водителей опередила наш план: ещё до того, как мы начали махать руками, прямо в посёлке, самозастопился УАЗик. Водитель подивился, почему это мы шли и не голосовали, и успешно доставил нас до поворота на Правдинск. До цели оставалась пара километров.

ТБЗ (торфобрикетный завод), находящийся на дальнем краю посёлка, ещё издали подавал явные признаки бодрой деятельности, а ближе к нему на дороге стали попадаться изредка валяющиеся торфобрикеты – видимо, выпавшие из грузовиков. Ага, значит, завод работает, а следовательно, велика надежда, что и узкоколейка тоже! При ближайшем рассмотрении выяснилось, что кроме собственно завода, работает и его охрана, посему нам пришлось немного разнообразить себе жизнь путём обхода забора снаружи по колено в снегу, пока, наконец, под ногами не блеснули хорошо накатанные рельсы узкоколейки. Путь по шпалам привёл вскоре на станцию, над коей возвышалось здание диспетчерской.

Дабы не вваливаться сразу всей командой, я поднимаюсь в диспетчерскую, будучи, правда, готовым, что меня, как постороннего, оттуда попросят. Плохо я думал, однако, о белорусах. Диспетчерами оказались очень радушные и гостеприимные дамы, немедленно пригласившие наверх всю нашу компанию и напоившие нас горячим чаем с конфетами (что с мороза было весьма кстати). Но этим их гостеприимство не ограничилось: "Из самой Москвы на нашу дорогу посмотреть приехали? Подождите, сейчас тепловоз на карты пойдёт, с ним поедете!".



Через несколько минут, действительно, на станцию прибыл состав с торфом, ведомый чистеньким, ярко раскрашенным ТУ-8МБ. "МБ", кстати, означает "Модернизированный белорусский" – здесь на только эксплуатируют узкоколейки, но и развивают, модернизируют их! Машинист осадил вагоны на заводские пути, вернулся на станцию (уже не помню, то ли резервом, то ли с составом порожняка), мы тепло попрощались с диспетчерами, загрузились в кабину тепловоза и, покачиваясь на стыках, двинулись вглубь прорезанного ниткой рельс заснеженного леса.



Кстати. Одна из диспетчеров – совершенно очаровательная девушка с огромными глазами и длинными светлыми волосами. А я, идиот тормозной, даже имени не спросил.

Машинист оказался весьма словоохотливым и весьма увлечённым своей работой человеком. Много ли, интересно, среди нас людей, так же относящихся к своей работе? Что-то подозреваю, что мало таких сыщется. А он рассказывал о деятельности УЖД, об устройстве нового ТУ-8МБ, похвалил его достоинства, посетовал на недостатки, и тут же показал, какие доработки он своими руками внёс в его конструкцию. Вот кресло удобное поставил, мелкие тумблеры заменил на крупные удобные кнопки, систему запуска доработал и т.д. Как оказалось, машинисты разных УЖД периодически ездят друг к другу, обмениваются опытом и техническими идеями, нередко в свободное время работают в депо, реализуют свои инженерные мысли на практике. Ну как, многие ли из нас так же увлечены своим делом?!



Торфоразработки сейчас ведутся на одном участке. Второй участок временно закрыт, но путь туда лежит, и снимать его пока не собираются – видимо, не все запасы торфа там ещё исчерпаны.



Прибыв на торфяные карты, тепловоз начал манёвры, чтобы принять готовый состав с торфом. Мы тем временем высыпали на залитый солнцем белый снег и предались фотографированию.



На картах трудятся ещё два таких же тепловоза, стоит немалое количество вагонов, порожних и с грузом, лежат длинные караваны добытого торфа.







Обратно уехали с уже знакомым нам машинистом. Несмотря на тяжёлый состав, тепловоз тянул бодро, и вскоре мы вернулись на станцию. Осмотреть заводское депо не удалось – начальство строгое - но, чтобы нам не пришлось снова топать по колено в снегу вокруг забора, машинист провез нас насквозь через территорию и высадил в посёлке, на прощание снабдив нас телефоном своего знакомого, минского любителя и исследователя УЖД, с коим (забегая вперёд) мы встретились этим же вечером и получили от него огромное количество полезной информации. Ну а пока нам предстояло морозное ожидание автобуса на Руденск, скрашиваемое распитием чая из термоса и ещё чего-то из фляжки, затем – ожидание электрички и кормление колбасой вокзального кота, и, наконец прибытие в вечерний Минск.



Кстати, а вы знаете, что вокзал в Минске находится на улице с прямо-таки легендарным названием – Бобруйская?



Вот вроде всё. Кто осилил – молодец, а все фотографии из этой поездки можно посмотреть здесь.
 
Димкин,
пасиб тебе за белорусскую узкоколейку. Приятно, что хоть где-то они сохранились...
У меня вопрос - а с какой скоростью состав двигался по перегонам?
 
Димкин,
У меня вопрос - а с какой скоростью состав двигался по перегонам?
Скорость я не засёк, но помню, что резервом мы шли быстро, не меньше 40 км/ч (машинист ещё рассказывал, что начальство его периодически дрючит за скорость и грозит "заварить передачу"), обратно, с грузом - существенно медленее, не более 20 км/ч (что, впрочем, для такого груза неплохо).

Дома, на фотографии с полным разрешением попрбую разглядеть показания скоростемера - тогда, может, скажу более точно.
 
UPD: фигово у меня с глазомером. На скоростемере 10 км/ч. Снимок сделан на обратном пути, при движении с грузом.
 
Димкин, мне приходилось на Сахалине покататься по тамошней узкоколейке в купейном вагоне и в сидячем. Там скорость 40 - 50, и кажется, что поезд идет довольно быстро...
 
Это Россия!
Сейчас разберут эти дороги, потом посмотрят на своих "соседей" и начнут восстанавливать под предлогом: "Нам нужны качественные и современные дороги.". Потратят деньги, которые можно было не тратить.
Dimkin, а не могли бы вы подсказать где находится эта деревня?
Dimkin написал(а):
 
Начал писать о трёх подряд поездках в Беларусь: http://ru-uzd.livejournal.com/177351.html
Все фотографии, в количестве 3 291, скачиваются здесь: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3859206


Число впервые проезженных узкоколейных железных дорог достигло ровно трёхсот.
В течение 2011 года было впервые проезжено 20 узкоколейных железных дорог.
Список: http://sbchf.narod.ru/spisok_pr.html



Что очень важно - закончена работа на страницей "Узкоколейные железные дороги Свердловской области" ( http://ru-uzd.livejournal.com/176947.html ),
последней из региональных страниц по РФ. Эта важный этап в ходе уже 20-летней работы по изучению узкоколейных железных дорог.
 
Димкин, мне приходилось на Сахалине покататься по тамошней узкоколейке в купейном вагоне и в сидячем.

Там хотя и колея 1067 мм, но технически Сахалинская железная дорога - по сути, не узкоколейная.
Официально она узкоколейной не считается. Кстати, и на всех топографических картах - ширококолейная.

Хотя железная дорога такой же ширины колеи, например, в Кулебаках - обычная узкоколейная железная дорога.
 
abcde, это деревня Курша Рязанской области. Её больше не существует, она сгорела в пожарах 2010-го.
Курша сгорела в 1936, если мне память не изменяет... Наибольшее число жертв из всех лесных пожаров Центральной России - 1200 человек одновременно... Или это другая Курша?
 
Сверху