Вопросы про ШПУ ОС....

Вообще в тех КП залов с подвесным полом 5, а шестое крупное помещение - дизельная - такого пола не имеет.
Я был в двух из четырех таких КП, по внутренней компоновке они совершенно одинаковые.
Да, вот что еще интересно: площадки, с которых 8К84 начинались, имеют КП котлованного тпа, но совсем другой компоновки и безо всяких подвесных полов
Нет. Значит мы говорим о разных вещах. Видимо те КП с 5 залами были чем-то иным чем тот, что на схеме. Может это тоже всё было экпериментальным? Или КП комплексов Р-36 тогда имеют иное устройство. Везде где приходилось бывать в полках УР-100 - командные котлованные пункты были такими как на схеме. И аммортизационные пружины обязательно есть. Это же основной прибамбас такого КП. На экспериментальном КП он может быть и не нужен. Кстати тот фоторепортаж, с которого я сохранил фото главного зала - он был в основном ориентирован на внешние обьекты маточной позиции полка на Байконуре. Он меня и привлек тем, что если бы не степной пейзаж на фотках, вокруг сооружений, то можно было бы подумать, что это снято где-то в России на заброшенной маточной площадке УР-100 типа в Бершети или Красноярске или ещё где. Смотришь на снимок, а там стоят 6-е, 7-е сооружения, двойка арочная, сооружение 2. Только что песок вокруг. Вот и сохранил один снимок. Может это кто нибудь ещё снимал кроме Вас?
 
Отмечу ещё такой интересный момент. На каких-то КП вход в патерну по сути осуществляется с нулевого уровня, на других же вниз ведёт лестница. Т.е. получается, что это как-то рельефом местности может быть обусловлено всего лишь...
Да нет. Раз КП котлованого типа, то в котлован должен быть спуск. А иначе делали бы всё в виде арочных сооружений, как раньше на комплексах первого поколения. И затрат было бы меньше.
 
Нет. Значит мы говорим о разных вещах. Видимо те КП с 5 залами были чем-то иным чем тот, что на схеме. Может это тоже всё было экпериментальным? Или КП комплексов Р-36 тогда имеют иное устройство. Везде где приходилось бывать в полках УР-100 - командные котлованные пункты были такими как на схеме. И аммортизационные пружины обязательно есть. Это же основной прибамбас такого КП. На экспериментальном КП он может быть и не нужен. Кстати тот фоторепортаж, с которого я сохранил фото главного зала - он был в основном ориентирован на внешние обьекты маточной позиции полка на Байконуре. Он меня и привлек тем, что если бы не степной пейзаж на фотках, вокруг сооружений, то можно было бы подумать, что это снято где-то в России на заброшенной маточной площадке УР-100 типа в Бершети или Красноярске или ещё где. Смотришь на снимок, а там стоят 6-е, 7-е сооружения, двойка арочная, сооружение 2. Только что песок вокруг. Вот и сохранил один снимок. Может это кто нибудь ещё снимал кроме Вас?
Нет, то мой снимок, сделан он в КП на 161-й площадке. Фото плохое, потому что снималось после многочасового пребывания на ярком солнце - я просто не мог оценить его качество на экране фотоаппарата, глаза устали, а потом было поздно. Собственно, вот этот репортаж. Этот КП дежурил, то есть был не экспериментальным. Насколько я знаю, все 4 КП Р-36орб внутри одинаковые. На 191-й площадке в КП я не был, но снаружи видел его много раз - он такой же, как на 161-й. Внешне лишь на 160-й другой, из-за "рогов" на крыше.
 
Да, это тот фоторепортаж. Теперь узнал. Именно из него я и "позаимствовал"фото главного зала. А раз комнат там 5, значит всё таки есть различие в устройстве командных пунктов на ракетах УР-100 и Р-36. А с другой стороны - чего тут удивительного. Наверняка оборудование КП у "тяжелых" ракет требовало и более "тяжелого" устройства командных пунктов, согласно их специфике, хотя поставлены на БД оба комплекса были в 1966году, так что по времени никаких отличий в качестве технических систем быть не должно.
 
Господа, как думаете, насколько могли различаться конструктивно сооружения КП в разных дивизиях?
Я посещал несколько КП УР - 100 (позже - УР - 100К) в 52 дивизии, и они по планировке отличаются от схемы, приведенной актинометром.
В них есть все то же самое, но скомпоновано по другому. Не вдаваясь в детали, стоит выкинуть все помещения, указанные на схеме левее коридора, и получится стандартный КП 52 РД. Все агрегаты из помещений находятся в коридоре. Завтра нарисую схему.
 
Последнее редактирование:
На обычном КП - один большой генератор на верху и один маленький под землей. На КП + РУС все дублируется.
 
Господа, как думаете, насколько могли различаться конструктивно сооружения КП в разных дивизиях?
Я посещал несколько КП УР - 100 (позже - УР - 100К) в 52 дивизии, и они по планировке отличаются от схемы, приведенной актинометром.
В них есть все то же самое, но скомпоновано по другому. Не вдаваясь в детали, стоит выкинуть все помещения, указанные на схеме левее коридора, и получится стандартный КП 52 РД. Все агрегаты из помещений находятся в коридоре. Завтра нарисую схему.
А действительно, я что-то совсем и не подумал об этом. Ведь и в тех полках с 15А20, где мне довелось служить или бывать - там левее коридора вплоть до туалета - тоже отдельных помещений не было. Всё было как бы объединено в большой тамбур с насосными агрегатами и системой наддува 13Г-1М. На КП моего первого по службе 594-го полка - слева перед входом в главный зал, между трубами даже умудрились приделать небольшой диванчик, на котором можно было сидеть и пить чай. А в 72-м полку на этом месте была сделана небольшая площадка где стояло 2 кресла и столик. В общем всё зависело от хозяйственной хватки и возможностей командира и службы РВО и любви ракетчиков к уюту. ЗАСовского пункта, как такового, не было, а техник свои вставки вставлял в закутке позади стоек в главном зале. Схема то ведь - это нечто классическое, а в жизни могло быть и с поправками. Я уже сейчас думаю, что может и на Байконуре как раз было именно по схеме, потому на фото - внутренность Байконурского КП и непохоже внешне на те, о которых речь. Но чтобы сравнить - для этого надо представлять габариты обоих КП реально.
 
На обычном КП - один большой генератор на верху и один маленький под землей. На КП + РУС все дублируется.
Ну вот видимо в этом и разница в количестве дизелей. Хотя конечно, если вспомнить размер дизельной во втором сооружении, то оно, хотя и было одинаковым по размеру с главным залом, но не таким уж и большим для установки сразу 2-х дизелей. Там один-то, вместе со всей своей подводочной инфраструктурой занимал почти всю полезную площадь.
Это так называемый «малый» дизель АСДА-100. Он состоял, из собственно дизельного двигателя и синхронного генератора переменного трехфазного тока. Смонтированы они были на общей раме, а между собой соединены зубчатой муфтой. Этот дизель был предназначен для бесперебойного электроснабжения только командного пункта полка, и особенно в режиме полной автономии. Т.е подключение иных объектов энергоснабжения к этому дизелю не предусматривалось, да и его номинальная мощность 100 кВт не позволила бы это обеспечить. Расход топлива составлял что-то около 30 кг/час, а емкости баков были: у расходного - 150 литров и у резервного – 200 литров. Короче на 10-12 суток.
А в двойке арочной стоял «Большой» дизель ДГ - АС-808, тот уже на 320 кВт и расход топлива около 80 кг/час, а емкости расходного бака и резервной емкости – по 500 литров. Он обеспечивал автономность уже всех объектов позиционного района ракетного полка, включая КП тоже 10-12 суток.
Как только "пропадала" госсеть, оборудование ШПУ мгновенно «садилось» на батареи (АКБ) и «питалось» от них до запуска «большого» дизеля. В этом случае на КП сразу звучал звуковой сигнал, а на пульте СДУК загорались красные лампочки «Нет нормы» всех ПУ.
 
На АСДА-100 стоял дизель Д6 ( ПТ-76, ГТТ ) "сухой картер" , отдельный бак для масла , запуск сжатым воздухом. Расход от 30 до 60 л/час . В сутки 720 - 1500 литров. На 10-12 суток для одного " маленького " генератора надо 10-15 тонн ДТ. А еще есть " большой ". Вояки пишут , что на позиции 5-го полка было 2-е резервирование . Есть описание , что было 2 бака по 60 м3.
 
Что касается различий сооружений в зависимости от командира - я такое тоже наблюдал. На позициях 15А15 на Байконуре при каждой ШПУ есть небольшой бункерок. Я был во многих из них, и все они отличаются внутренней отделкой, кой-где даже санузел кафелем отделан. При этом планировка у всех одна.

Я составил схемку КП Р-36орб:

КП.jpg

На схеме:
1 - первый тамбур;
2 - второй тамбур;
3 - санузел;
4 - вентиляционная-холодильный центр;
5-9 - помещения с подвесными полами;
5 - предположительно аппаратура связи и/или телеметрии, аппендикс - кабельный ввод и аварийный выход на крышу КП;
8 - предположительно главный зал;
9 - трансформаторная;
10 - дизельная.

Пропорции не соблюдены. Наименование помещений - исключительно мои предположения, кроме трансформаторной, вентиляционной и дизельной - там оставалось оборудование, позволяющее опознать назначение. Помещение 8 в обоих посещенных КП было совершенно пустым. Вроде бы я вспоминаю надпись "Главный зал" на двери, но надо поискать фотографии и проверить.
КП на 160-й площадке (КП ЛКИ) имел дополнительный аварийный выход: в конце вентиляционной был тамбур, ведший в длинный изогнутый коридор, заканчивавшийся выходом на поверхность. Выход был, видимо, не через люк, но по нормальной лестнице. На 161-й площадке в КП есть задел под тамбур, но он глухой.
 
На АСДА-100 стоял дизель Д6 ( ПТ-76, ГТТ ) "сухой картер" , отдельный бак для масла , запуск сжатым воздухом. Расход от 30 до 60 л/час . В сутки 720 - 1500 литров. На 10-12 суток для одного " маленького " генератора надо 10-15 тонн ДТ. А еще есть " большой ". Вояки пишут , что на позиции 5-го полка было 2-е резервирование . Есть описание , что было 2 бака по 60 м3.
У нас в полках на на АСДА-100 стоял дизель 1Д6Б, с вышеуказанным в предыдущем моем сообщении расходом топлива и объемом заправочных емкостей. А практическую проверку его "автономной длительности работы" всё равно никто никогда не проводил.
[/QUOTE]
 
Последнее редактирование:
В дизельной (зал №8 на схеме с предыдущей страницы) была комната отдыха
Да уж, в таком подземелье понятие "комната отдыха", как и табличка с этой надписью на железной двери, воспринимаются несколько необычно. Таких именно "комнат отдыха" на командных пунктах видетьне приходилось. Но вот спать однажды рядом с дизелем - пришлось. Были учения и народу на КП было густо. А там, по условиям учений (и инструкции по несению Боевого дежурства), при переходе в высшие степени БГ, помимо штатного усиленного дежурного расчета пуска ещё обязан был находиться
и расчет автономного пуска (в состав которого я и входил). И это не считая ещё и командира полка, начальника штаба, офицеров службы РВО, техника связи, техников по системам энергоснабжения и жизнеобеспечения, проверяющих из дивизии и т.д и т.п. Короче народу было как семечек в огурце. Сесть-то и то некуда было. Когда стрелки перевалили за 3 часа ночи, состояние было уже просто коматозным. И тут мелькнула дикая мысль, а не пристроиться ли в дизельной? Там конечно пахнет солярой и машинным маслом, но надо отдать должное технарям - помещение они содержали традиционно в идеальном состоянии. Ну и пристроились мы с начальником расчета- майором прямо на металлическом полу, кинули брезентуху, накрылись бушлатами и.... через минуту я лично уже не воспринимал никаких внешних звуков. Но, как это всегда бывает, нашлась одна "черная душа". Где-то через час в дизельную заглянул главный инженер полка, а там кроме нас уже расположилось ещё человека 3. Ну нас лейтенантов он прогнал бы оттуда легко, а вот майрора тревожить не решился. И тогда он дал команду проверить работу дизеля. Обрубили фидер госсети, погас свет на КП, и через 30 сек., как и положено, раздался мощный хлопок и дизель завелся. Ощущение не из приятных. Пришлось срочно уматывать из дизельной в тамбур. Но всё таки этот час крепкого, хоть и неуютного сна, дал возможность вполне сносно продержаться до утра.
 
Я был во многих из них, и все они отличаются внутренней отделкой, кой-где даже санузел кафелем отделан. При этом планировка у всех одна. Я составил схемку КП Р-36орб:
В общем получается, что внутренняя структура помещений в котлованных КП на разных комплексах - всё таки отличается друг от друга. Хотя я вот думаю, что такое котлованный КП: ведь в основе своей, наверняка, - это котлован, внутри которого смонтирована огромная металлическая коробка. А уже внутри этой коробки монтируется оборудование по предназначению. По сути дела планировку КП можно менять внутри этой самой коробки. Но когда крыша сверху уже закрыта, то крупногабаритное оборудование или стойки внутри КП уже не перетащишь. А объединить помещения или наоборот создать дополнительные - это можно. Но судя по этой схеме - главный зал находится слева в самом углу. Это радикальное отличие от КП "легких" ракет. Значит различия есть и существенные.
Прочитал про кафель в туалете и невольно улыбнулся. У нас на КП в туалете был не только кафель, но ещё и живые цветы. Ради них, специально, рядом со штатными лампами освещения присобачили кронштейн с лампой дневного света. Традесканции в горшках чувствовали себя там вполне прилично и вид был клёвый. Потом я ушел в другой полк на повышение, а там были уже свои прибамбасы. Но ребята с прежнего полка мне рассказали, что как-то раз в лампе дневного света накрылся плафон ( а вто время это был дефицит). Пока нашли новый, цветы в туалете - загнулись. Новые уже не садили.
 
Актинометр, почему коробка железная то? Вполне себе бетонная, заливная. И, я считаю, строящаяся раз и навсегда по стандартному проекту. Проекты разные для каждого комплекса.
 
В КП Р-36орб я наблюдал следующее: огромный трансформатор явно загружался сверху через люк в потолке помещения 10, а потом перемещался в помещение 9 через технологический проем в стене, который потом заделали.
Ну и неоднократно наблюдал на космических стартах, как для загрузки оборудования в подстольное помещение (считайте, тот же бункер) разбирают верхнее перекрытие.
 
почему коробка железная то?
Да это я так, для ассоциации. Там на КП если потрогать рукой стены, то ощутишь металл,а не бетон. У нас на КП когда монтировали что нибудь дополнительное в главном зале или в тамбуре или в других помещениях, то всегда использовали сварку. Помнится даже холодильник "Морозко", который висел на стене перед входом в главный зал - был привинчен к приварным кронштейнам, а потом все следы работ "любовно" закрашивались масляной краской. Цвета стен были как правило белые или бежевые. В главном зале - строго белые, чтобы не создавалось тоскливое впечатление среди железа.
 
Погода выдалась-как на заказ! Ясно без осадков, температура -5-7. Решил съездить на осмотр одного из КП, пока снега мало и проезд не затруднён. Зарядил с вечера фонарь, фотик и около обеда выдвинулся на машине за город, в сторону 241-го РП. До этого просто погулял сверху- посмотрел на останки, а вот из-за отсутствия фонаря внутрь на заходил. Сегодня же приготовился основательнее :) за что и был вознаграждён, но об этом позже. Хочу заранее предупредить, что в ракетной технике являюсь полнейшим дилетантом. Вылазки осуществляю исключительно в личных интересах- для изучения объектов, поэтому просто предоставлю фото и постараюсь кратко описать свои похождения.
Следов на территории никаких, кроме заячьих, нет.

Решил последовательно осмотреть все коридоры и уцелевшие помещения, начиная с восточной части периметра. Зашёл в потерну, налево уходит коридор к сооружениям 2 и 2АР. Прямо- попадаем в небольшое помещение, в которое можно было попасть снаружи через отдельный вход, минуя три проёма гермодверей. Самих дверей конечно уже нет, на полу крошево кирпича, отовсюду свисают шины заземления. Приложившись башкой об одну из них, поубавил немного скорость передвижения, вспомнив о том, что в одиночку вообще-то на объекты не ходят и в плане подстраховки рассчитывать не на кого.


Теперь вход завален.

Вернулся к коридору и пошёл в сторону Соор2 и 2АР. Сверху торчат вентиляционные трубы, а на потолке зимуют бабочки, причём количество их велико.


Насчёт колора красок- сколько слоёв и каких только цветов не было!

За поворотом поднялся по ступенькам и вышел к перекрёстку:

Коридор уходит дальше.

Налево- выход наружу, завален.

Направо- два хода.
Пошёл по коридору прямо, за поворотом раньше потерна упиралась в помещение, от которого теперь не осталось и следа! Секции выкапывают, предварительно отрезав горелкой перемычки заземления.


Помнится, позапрошлым летом на эту тему был репортаж в местных новостях. Один из поселковых жителей "запалил" копателей потерн и вызвал телевидение. Подняли шум, что на время приостановило процесс раскопок, но видимо- лишь на время...
Вернулся к перекрёстку, сначала хотел пойти обратно по коридору, но передумав решил выбраться на улицу через правый ход. Один, как я понял, выход наружу, а другой-тоже выход, но... оказывается в очередное помещение, о существовании которого мы с коллегами подозревали ещё в поездке 4-х летней давности, но вход туда так и не нашли! При рекультивации часть потерны была выкопана, а вход заровняли так, что не зная и не догадаешься!

Пролез через узкий вход ( узбеки что-ли под себя копали.. :-D) ну и собственно фоты из самого помещения.



В потолке огрызки болтов- крепление фундамента под дизель-генератор, судя по-всему.

На стене висит какой-то девайс.

Ходить приходится аккуратно- настилы полов вскрыты, сверху лёд, а под ним вода. Провалиться как-то не хочется, а ещё и само помещение угнетает выжжеными стенами и потолком... Радует одно- по зиме запаха соляры не ощущается. Помнится посещение по осени подобного КП, так там в дизельной находиться было невозможно. Будто в цистерне с соляром!
 
Последнее редактирование:
Выбрался на улицу, объехал по периметру вокруг и решил зайти в последнее помещение. Между ним и бывшим караульным помещением обнаружил турничок. :)

Зашёл (вернее-заполз через узкий раскоп :-D) внутрь.


Прошёл дальше, направо, в коридор. По нему можно было выйти в разрушенное сооружение и далее, через ту самую полуразобранную потерну, в коридор, с которого я пришёл с восточной половины. Слева есть ещё комната. В ней лежат какие-то трубы

На стене висит бочонок зелёного цвета, а к нему подходят такого же цвета трубопроводы.

Какая-то труба с задвижкой. Задвижка кстати блестит так, что возник вопрос: как же она уцелела при разгроме?!

Порадовала обгоревшая "шкурка" на полу- видимо всё же кто-то из дестройщиков воспламенился при распиле!

Ну и на обратном пути уже сфотал трубу, уходящую в потолок- выхлоп дизеля, судя по закопченности внутри. Получается, что и здесь стоял генератор.
 
Сверху