Вопросы про ШПУ ОС....

В "классический" период РП ОС имели в составе три группы пуска,ВЭСЗО,ВМО. С 1993 года(реорганиз.) стали иметь три дивизиона пуска,состоящих из групп,а группы из отделений. Новые дивизионы крупнее старых групп? В чем польза для службы?
 
Когда в нам пришли СПУшники-забайкальцы, то они конечно начали сразу гнуть пальцы и изображать из себя знатоков.
Объективно если, то у них для этого были весьма веские основания. Я даже не про количество пусков, выполненных в Дровяной и в которых все они в какой-то мере участвовали. Но у них реально был опыт эксплуатации такой техники, опыт несения БД в поле. Их реально выгоняли на 40-суточное дежурство в поле. В полках АПУ этого уже не было. Я сам, когда после очередных оргштатных попал в свежесформированный на базе осовского полк АПУ, охреневал от их неготовности и непонимании азов службы в мобильном полку. Ну не знали они о существовании некоторых документов, регламентирующих действия при приведении в ВСБГ, хрен с ним. Но они же и не пытались как-то оптимизировать свои навыки. Бесконечные построения, доведения всякой ненужной информации, вместо постоянного состава формирований вечная перетасовка - ох, как тяжело было с ними бороться! А на второй или третий день после прибытия я готов был их ногами пинать. Январь, самая пора всяких тревог за судьбы мира, прибегаю по очередной в казарму. Вот, ну очередные маразматические перестроения в казарме, то так, то эдак - оттанцевали наконец кордебалет и двинулись на выход, к машинам. Я получился направляющим, выскакиваю на улицу и бегом к месту построения. Слышу из-за спины: "Майор, ко мне!" Поворачиваюсь, вижу - стоят двое сбоку двери. Командир полка и какой-то хрен в папахе и зимнем камуфляже без погон. Хрен его знает, кто такой. Пока шел, соображаю - кому докладывать. Командир полка, старый спу-шник, стал меня выручать. Представил, слышу - генерал, обращается. Ага, тут я сообразил - комдив. А я его до этого в глаза не видел. И тут до меня доходит - дивизион пропал! Никто вслед за мной из казармы носа не кажет! Ох и злость меня разобрала! А комдив тем временем задает риторический вопрос - вы что, про приветствие начальника подчиненными первый раз слышите? Ну я и выдал. Сначала гаркнул, чтобы господа офицеры прекратили за дверью прятаться и бегом мчались, тревога как-никак. А потом уже комдиву доложил - с упором на то, что если офицеры при виде комдива забывают про войну и ныкаются от страха по кустам, то это открывает большооое поле работы, и мне как офицеру управления дивизиона лично в том числе. Комдив что-то буркнул невнятное, благо - господам офицерам кто-то, наверно, командир дивизиона, таки дал пинка в зад и они быстренько проскользнули мимо нас троих. На том и обошлось.

А потом я узнал, что в этой дивизии полагается, увидев машину комдива или его замов, обязательно воинское приветствие отдавать. Охренел, честно говоря. У них у всех стекла тонированные в уазиках, хрен его знает, кто в той машине едет, я что - водятелов буду приветствовать, которые на машине зама по тылу в столовую на обед катаются? Заодно мне объяснили, почему у всех замов номера типа 04-00, а у комдива - 10-00. Оказывается, он когда на дивизию пришел, увидел стандартный в те времена номер на своей машине: 00-01. НШ - 00-02 и т.д. И изрек историческую фразу:" Я вам не ноль, я вам единица, это вы все - ноли за мной." Вот так, по местной легенде, и появились оригинальные номера машин в управлении дивизии.

Это верно. У меня первым командиром полка ОС был (царствие ему небесное) полковник Пряников, прибывший по замене из Забайкалья. Мужик был очень крутой как командир. И странное дело, но многие его требования "забайкальского" характера я потом сам применял в "европейском" дивизионе и очень это было полезно. Но всё равно считаю, что дисциплина это главное в армии, а уже от неё нужно развивать дальше и инициативу и решительность.
Во время службы в ЗРД-не, после отчисления из училища, я многому научился у нашего командира дивизиона. До сих пор помню фамилию - подполковник Танченко. Опытнейший был офицер, две командировки, в Египет и во Вьетнам, за плечами. Так вот он нас так выдрессировал: по тревоге сначала бежишь на свой боевой пост, включаешь аппаратуру, а потом уж одеваешь чего не успел. Начальники станций бежали прямо по кабинам, оружие и химзащиту нам потом приносили операторы, водители. Когда после прибытия пусковых и СНР из капремонта проводили слаживание, был такой казус. Приехали проверяющие, допускать нас к несению дежурства, и сирена завыла как раз в обед, едва успели за столы сесть. Весна в Крыму ранняя, теплая, вторые рамы давно сняты, так что кто сидел около окон, распахнули их и бодрым зайчиком поскакали по постам. Проверяющие изумились, как шустро мы готовность заняли.
Так вот во время службы в РВСН я сразу увидел аналогичный подход и в полку наземных групповых ПУ, и в полках АПУ. И это правильно, пока будешь думать, в чем бежать и куда, бежать уже будет некому и некуда. Поэтому, попав в осовский полк, я офигевал от многократных построений с перестроениями, мы (т.е. раньше служившие на подвижке) это называли марлезонским балетом. И когда в вышеописанном полку я столкнулся с тем же, "осовским", подходом к организации службы, мне было очень тяжело поначалу. Потом, благо большинство офицеров от начальника отделения и выше, в дивизионах оказались из переведенного из Белоруссии полка АПУ, и командир полка тоже бывший "пионер", эту осовскую безмятежность и неторопливость удалось преодолеть.

В качестве анекдота. Но абсолютная быль. На втором полевом выходе обратил внимание, что как-то скромно нас кормят. В предыдущем полку гораздо полновеснее порции выглядели. Решил после выхода разобраться. Начал с командира хозсброда. Тот показывает накладные, и тут у меня закрадывается сомнение: маловато будет! После возвращения веду его в продслужбу, проверяем, и выясняется, что дежурная смена поставлена на довольствие на БСП. И соответственно продукты выданы не в дивизион, а в столовую на БСП. А это, на минуточку, треть дивизиона. Начинаю объяснять даме, которая начальник продсклада, она же и накладные выписывала, что это неправильно. Она мне так гордо задает вопрос: а где дежурная смена несет дежурство? Отвечаю - на пусковых, в МБУ, где же им еще быть. И тут она с видом победителя выдает: "Вот, где ракеты - там и смена! А ракеты на централке!" Слегка охреневаю, но пытаюсь ее вразумить, что полк выходил на полевые. Да, отвечает, полк-то выходил, а ракеты и дежурная смена были на централке, это остальные по лесу шастали, вот на них я вам продукты и выдала. В общем, пока начальника продслужбы не выловил, мордой не потыкал в реалии жизни, толку не было. Все эти дамы, перешедшие нам по наследству от осовского полка, так и остались твердо убеждены, что когда полк уезжает на полевые - ракеты остаются в кронах.

Во многих вопросах офицеры, попавшие на АПУ после ОС, рассуждали синхронно с этими дамами, и что хуже всего - это были офицеры управления полка и дивизии. И это было очень трудно преодолевать.
 
Последнее редактирование:
В "классический" период РП ОС имели в составе три группы пуска,ВЭСЗО,ВМО. С 1993 года(реорганиз.) стали иметь три дивизиона пуска,состоящих из групп,а группы из отделений. Новые дивизионы крупнее старых групп? В чем польза для службы?
Не знаю, откуда у вас такая информация. В 1993 г. я сам попал под эти оргштатные мероприятия. Из трех групп пуска сформировали два дивизиона. Один из ЗБУ полка стал "чистым" замом командира полка, двое остальных стали командирами дивизионов. В дивизионах было по две группы пуска и группа АСО. В группе пуска штат уменьшился, из трех старших инженеров остался один, инженеров так и осталось трое. ЗКГ остался один. Вроде бы замполит группы стал замполитом группы АСО, но вероятнее, что дивизиона. Вот примерно так. Все остальные подразделения как были,так и остались. По крайней мере, не осталось ничего в памяти насчет их реорганизации.

Наверно, потом были еще какие-то реформы, уже в период Российской армии, но я их не застал.
 
И в РБО прапорщика не было? В РБО могло быть и так: 2 сержанта(ЗАС и техсистемы) и 4-ре солдата(телефонист, 2 дизелиста, электрик-слесарь)?
Ну почему же не было прапорщика в РБО? Был конечно. Просто мы про РБО-то пока не говорили. Но в полках ОС сержантов-ЗАСовсцев не было. Это была прерогатива прапорщика. Эти прапорщики-ЗАСовцы были как правило в некотором роде полковой элитой. А в дивизионах ПГРК в этой роли были сержанты. Некоторые с амбициями. На дежурстве в МБУ постучишь ему в отсек, а он через дверь спросонья бубнит: "вход только командиру и начальнику штаба". Я ему отвечаю вежливо: "да я и не собираюсь лезть к тебе в отсек, а пока что по доброму приглашаю помыть пол в главном зале. А не выйдешь, так помою сам, но после смены тебе не поздоровится". Куда он после этого денется? Моет как миленький. А как же иначе? Порядок должны поддерживать все.
Бойцы в РБО были тоже в некотором роде "особами, приближенными к императору". Но за ними всегда был контроль, чтобы не баловали. А то могли в двойке арочной и бражку замутить в укромном месте.
 
Объективно если, то у них для этого были весьма веские основания. Я даже не про количество пусков, выполненных в Дровяной и в которых все они в какой-то мере участвовали. Но у них реально был опыт эксплуатации такой техники, опыт несения БД в поле. Их реально выгоняли на 40-суточное дежурство в поле. В полках АПУ этого уже не было.
Я тоже так сперва думал, но потом выяснилось, что этот опыт на Тополях особенно не пригодился. Не помню не одного значимого мероприятия с участием этих ребят кроме залётов по пьяни и семейных разборок. К моему сильному удивлению у некоторых из них жёны отказались уезжать из Забайкалья и нашли там себе новых мужей, хотя старые получили у нас в дивизии дефицитные к тому времени квартиры. А вот кто очень хорошо себя показал так это офицеры, прибывшие с Украины с расформированных дивизий Р-12У. Эти сразу и примерно взялись за переподготовку и впоследствии никогда не подводили и хорошо продвинулись по службе.

....А потом я узнал, что в этой дивизии полагается, увидев машину комдива или его замов, обязательно воинское приветствие отдавать....
Что-то такое я слышал ранее, но думал, что это выдумки. Часом не в "украинских" дивизиях дело было?

И когда в вышеописанном полку я столкнулся с тем же, "осовским", подходом к организации службы, мне было очень тяжело поначалу.... эту осовскую безмятежность и неторопливость удалось преодолеть.
Может быть и так. Но степень боеготовности в полках ОС, особенно во времена службы Пионеров всё равно была основой боеготовности всех РВСН.

...Все эти дамы, перешедшие нам по наследству от осовского полка, так и остались твердо убеждены, что когда полк уезжает на полевые - ракеты остаются в кронах. Во многих вопросах офицеры, попавшие на АПУ после ОС, рассуждали синхронно с этими дамами, и что хуже всего - это были офицеры управления полка и дивизии. И это было очень трудно преодолевать.
Что до дам, то может быть это следствие секретности, что они не знали такие простые :)вещи? Ну а что до мировоззрения офицеров, попавших на АПУ после ОС- так не такое это простое дело "понять непонятное". Идея-то ведь не самая лучшая - таскать ядерные ракеты на повозках по лесам и весям. БЖРК это ещё куда не шло.
 
Не знаю, откуда у вас такая информация. В 1993 г. я сам попал под эти оргштатные мероприятия. Из трех групп пуска сформировали два дивизиона. Один из ЗБУ полка стал "чистым" замом командира полка, двое остальных стали командирами дивизионов. В дивизионах было по две группы пуска и группа АСО. В группе пуска штат уменьшился, из трех старших инженеров остался один, инженеров так и осталось трое. ЗКГ остался один. Вроде бы замполит группы стал замполитом группы АСО, но вероятнее, что дивизиона. Вот примерно так. Все остальные подразделения как были,так и остались. По крайней мере, не осталось ничего в памяти насчет их реорганизации.

Наверно, потом были еще какие-то реформы, уже в период Российской армии, но я их не застал.
Дивизион дежурил неделю,а его группы 3 и 4 дня? А группа АСО дежурила неделю одним взводом и РУ по 3-4 дня, затем другим взводом и другим РУ? Так БД организовывалось?
 
Да уж. Было дело. У нас на ГАЗ-66 был такой бак. Когда в конце 80-х проводились разного уровня учения, то старые ОС-вские полки на этих учениях начали всё больше переводить в разряд уничтоженных от воздействия ЯУ. Ну а коли так, то командиру не было резона кормить такую массу офицеров и прапорщиков на маточной позиции до конца учений. Вот и отправляли своим ходом по домам. А до ближайшей ж/д станции Юрьев-Польский было около 20 км. А уехать всем хочется. Вот и набивались куда возможно. Народ зимой на станции офигевал от вида вылезающих из бака водовозки людей в бушлатах.


Бывал я в этих карпомах в Татищеве во время академической стажировки. Запахан там конечно стоял крутой. Что не говори, а при всём анахронизме старых карпомов эти вопросы там были налажены куда экологичнее что ли. Воду насосами в баки иногда качали при помощи БКФ, но это если у нейтралки с компрессором было что-нибудь не в порядке. Фляги никогда не использовались, да у нас их и не было в таком количестве. Ну а уличный сортир это вообще красота. Никаких проблем с ним. И вроде бы выгребать из них никогда не требовалось. Я такого не помню.



Хорошо хоть, что Вы не обижаетесь. А то бывало иной раз после моих слов на каком нибудь форуме, такой кипишь поднимался. Можно было подумать, что я с неуважением отношусь к "забайкальцам". Это не так. Тем более, что я сам после училища чуть не попал в Читу-46. Уже предписание имел на руках. Но это другая история. А в 1989-м, когда ко мне в формируемый дивизион Тополей прибыли офицеры и солдаты из Забайкалья на укомплектование, тот было не до смеха. Дело даже не в "придворности" европейских дивизий, а в элементарных уставных требованиях типа запрета курения в строю и пр.
А я как то и не удивлён. Уже и ракетных дивизий нет а Дровяга гремит на всю страну залетами. Такого беспредела как там наверно нигде нет. Видимо потому что со всей страны ссылают туда ,, лучший,, материал.
 
"А потом я узнал, что в этой дивизии полагается, увидев машину комдива или его замов, обязательно воинское приветствие отдавать. Охренел, честно говоря. У них у всех стекла тонированные в уазиках, хрен его знает, кто в той машине едет, я что - водятелов буду приветствовать, которые на машине зама по тылу в столовую на обед катаются? Заодно мне объяснили, почему у всех замов номера типа 04-00, а у комдива - 10-00. Оказывается, он когда на дивизию пришел, увидел стандартный в те времена номер на своей машине: 00-01. НШ - 00-02 и т.д. И изрек историческую фразу:" Я вам не ноль, я вам единица, это вы все - ноли за мной." Вот так, по местной легенде, и появились оригинальные номера машин в управлении дивизии."


Будучи как раз в Забайкалье, и занимаясь боевой подготовкой ( грабали листву ) мимо нас проезжал УАЗ с новым командиром. Все кто был к нему лицом отдали приветствие, а я спиной к нему - не отдал. Думал проедет.
А он, полкан, не проехал. Остановился, вздрючил, и потом я бегал в ОЗК по плацу, а весь батальон ходил строем, после чего очень зол был на меня.
 
Дивизион дежурил неделю,а его группы 3 и 4 дня? А группа АСО дежурила неделю одним взводом и РУ по 3-4 дня, затем другим взводом и другим РУ? Так БД организовывалось?
В 1996 году Таманская дивизия. Дивизион заступал на неделю. И караулы и расчёт усиления, 5-й и 8й и 9й номера. А через неделю смена и заступал дивизион другой.
в короткую смену всегда менялись 1-е и 2-е номера, могли поменять и 8-го (меня) если я уже дней 20 в казарме не был.
 
В 1996 году Таманская дивизия. Дивизион заступал на неделю. И караулы и расчёт усиления, 5-й и 8й и 9й номера. А через неделю смена и заступал дивизион другой.
в короткую смену всегда менялись 1-е и 2-е номера, могли поменять и 8-го (меня) если я уже дней 20 в казарме не был.
Подскажите пожалуйста,а прапорщики-техники 7-й, 6-й и 4-й менялись вместе с ДБСП(офицерами)? А вот такие длинные смены у срочников это проблемы с призывным контингентом? Раньше все менялись по коротким и длинным сменам( 3-4 сут.)
 
Подскажите пожалуйста,а прапорщики-техники 7-й, 6-й и 4-й менялись вместе с ДБСП(офицерами)? А вот такие длинные смены у срочников это проблемы с призывным контингентом? Раньше все менялись по коротким и длинным сменам( 3-4 сут.)
Я не знаю про раньше и про потом. Поэтому и год и дивизию указал.
Малочисленные специалисты в норме менялись вместе с дивизионами, но только вот как и на кого менять дизелистов если в полку служил один солдат-срочник, двое контрактников (из них одна женщина). Потом меня отстажировали, получил я допуск на дежурство и стал заступать на БД 8-м, спустя короткое время контрактник увольняется (наверное срок истёк).
В летний период заступаешь сначала в длинную смену (когда меняется весь полк) на неделю, а потом выясняется что остаёшься и на вторую. После двух недель могут вывезти на десятую площадку и потом вместе с офицерами в короткую смену опять заступаешь на полторы-две недели.
Из-за выборов в тот год (наверное трижды они были) вывозили на десятку на один день буквально, тех кто заступил и кого менять не собирались.
Летом из учебки приходит новый юноша (успевший из учебки сбежать). Кто-то (да родители!) за него хлопотали и его отстажировали очень быстро, за пару смен. Успел он пару смен по осени заступить, а потом взял да и отравился насмерть, в попытках откосить от службы. Так и служили, на весь полк два восьмых номера срочной службы, одна контрактница (вышла замуж в тот же год за офицера группы пуска) и два прапорщика (6-е номера). За неделю 6-й номер один-два раза заступал в энергоблок, с тем, чтобы дать дополнительные часы отдыха нам, так как 8-е номера заступали на 6 часов через 6. Когда я глубокой осенью уволился опять наверняка был некомплект по дизелистам.
 
. А вот кто очень хорошо себя показал так это офицеры, прибывшие с Украины с расформированных дивизий Р-12У. Эти сразу и примерно взялись за переподготовку и впоследствии никогда не подводили и хорошо продвинулись по службе.
Для меня служба в РВСН началась именно с наземных групповых Р-12. И твердо уверен, что это было большой удачей. Во-первых, в полку было много офицеров, которые начинали службу в 59-62 годах. То есть прошли все становление РВСН. И много интересного рассказывали. В том числе и о том, как вырабатывалась тактика применения, как совершенствовалась техника и почему именно так. В общем, очень поучительный опыт. Ну вот такой пример. Полки Р-12 всегда были т.н. отдельные. Отсюда, кстати, и пошло выражение "придворный" - всего лишь потому, что один из полков располагался в одном месте с управлением дивизии. Точнее, жилой городок, а дивизионы неподалеку. Обычно 15-20 км. Хотя в Пинском полку, например, катались за 40 с гаком км каждый день на службу. Время, чтобы привезти офицеров по тревоге очень большое, транспорт-то в части ночевал. Вся надежда на дежурные силы. А штаты все время сокращались. И с некоторого момента начали готовить срочников к работе за отсутствующих офицеров. Например, у меня с ноября 1983 г. по штату в отделении осталось 9 срочников. И я с техником, он же старший оператор машины подготовки. А необходимо было подготовить по два солдата-срочника к работе в качестве начальника отделения, старшего оператора и оператора машины подготовки. Итого - из 9 солдат 6 должны были работать на (до того) офицерских должностях. И тут уж как хочешь крутись, а не подготовил - сам дежурь, без выезда из части. Так что, как раньше это называлось, "формирование здорового морального климата в подразделении" было весьма даже актуальной задачей. И решить ее можно было, только балансирую между поблажками и жесткой требовательностью. Приходилось и дистанцию держать, и как-то стимулировать личную заинтересованность у бойцов иметь этот допуск за офицера.
P.s. В отличие от полка ОС, где в каждой группе был свой замполит, в полках с Р-12 он был один на весь дивизион. Хотя солдат в батарее было не меньше, чем в отделении АСО. Так что каждый НО был сам себе и командир, и зам. по вооружению, и автотехник, и замполит до кучи. А, и зам. по тылу туда же. У меня, например, кроме автотехники, спецчасти и бойцов, которые малые дети с большими яйцами, еще и три сооружения были. Так что крутиться надо было юлой, как говорили старшие товарищи.

Что-то такое я слышал ранее, но думал, что это выдумки. Часом не в "украинских" дивизиях дело было?
Нет, это было в знаменитой дивизии, из которой в советское время постоянно назначался полк - инициатор социалистического соревнования. Дивизия всегда была "придворной" для Власихи.

Может быть и так. Но степень боеготовности в полках ОС, особенно во времена службы Пионеров всё равно была основой боеготовности всех РВСН.
По времени готовности к пуску ОС, конечно, вне конкуренции. Да и подготовить расчеты гораздо легче, и людей столько не надо, как для самобеглых тележек. Тут уж не поспоришь.

Идея-то ведь не самая лучшая - таскать ядерные ракеты на повозках по лесам и весям. БЖРК это ещё куда не шло.
Вот, вспомнилось. Когда читал книгу Суворова про то, как крутые ребята из КГБ рассекали по шоссе со стратегической ракетой в фуре, то ржал до слез. Я-то видел тот МАЗ, который обкатывали с этой целью по белорусским дорогам. Было очень забавно посмотреть, как местное население удивленно смотрело вслед пылящим по проселкам фурам с надписью "Совтрансавто". А уж как трактористы издевались, вытаскивая их из луж, это песня. Самым мягким вопросом при этом было: как же ты, милок, сюда заехал, никак заблудился? Нынешних фантазеров, мечтающих спрятать подвижку в потоке транспорта, вообще не могу всерьез воспринимать. Что, всех ментов и бандюков заранее предупреждать, что вот такие номера не трогать, там нет нихрена хорошего, одна ракета с ядреной боеголовкой? Цирк и только. Да и аварии на трассах дело житейское. Да, когда-то на СПУ ездили по ночам по местным дорогам, в сопровождении машины ГАИ, между прочим. И перекрывали выезды с прилегающих дорог, перекрестки, и все равно ЧП на марше случались. То пацан-мотоциклист вылетел с лесной тропинки, впал в ступор при виде слонопотама о шести осях и влепился в колесо пусковой. Повезло, жив остался, его отбросило в кювет. От мотоцикла потом разве что гайки собрать можно было, остальное смяло в лепешку. Или солидный дядя на жигуле с семьей решил объехать пост и выскочить по просеке. Ну с ним легче обошлось, всего-то вылетел на БТР, когда башня на него развернулась - сам в кювет запрыгнул. Гаишник права забрал у него, а особист паспорт. Думаю, долго он потом все это восстанавливал. Ну а БЖРК - хрен его знает. Но тоже и очень уж они заметны, специфические составы, да и локомотивы не спрячешь. Опять же, в советское время МПС и сама полувоенная организация была, и госконтора. А сейчас фактически частная форма, за эксплуатацию инфраструктуры на маршруте сколько запросит, столько и будешь платить. Да и какая тут нахрен скрытность перемещения БЖРК, если его маршрут заранее вся диспетчерская служба знать будет? Я уж про прочие демаскирующие признаки молчу. Одних диспетчеров хватит, чтобы за скромное вознаграждение всегда точно знал супостат, где эти матрешки находятся в любой момент.
 
Последнее редактирование:
Будучи как раз в Забайкалье, и занимаясь боевой подготовкой ( грабали листву ) мимо нас проезжал УАЗ с новым командиром. Все кто был к нему лицом отдали приветствие, а я спиной к нему - не отдал. Думал проедет.
А он, полкан, не проехал. Остановился, вздрючил, и потом я бегал в ОЗК по плацу, а весь батальон ходил строем, после чего очень зол был на меня.
Я тоже в подобные ситуации пару раз попадал. Но заранее выучил параграф строевого устава, где написано,что при производстве работ или отработке учебных упражнений воинская честь не отдается и команда "смирно" не подается. Дословно сейчас уже не помню, но тогда знал наизусть. Приходилось цитировать отцам-командирам. Они, конечно, аж зубами скрипели, но признавать незнание уставов и свой авторитет при посторонних опускать не стали. Обходилось без наказаний. Но, подозреваю, что обидку они таки затаили и при случае отыгрались. Один из них - точно.
 
Не знаю, откуда у вас такая информация. В 1993 г. я сам попал под эти оргштатные мероприятия. Из трех групп пуска сформировали два дивизиона. Один из ЗБУ полка стал "чистым" замом командира полка, двое остальных стали командирами дивизионов. В дивизионах было по две группы пуска и группа АСО. В группе пуска штат уменьшился, из трех старших инженеров остался один, инженеров так и осталось трое. ЗКГ остался один. Вроде бы замполит группы стал замполитом группы АСО, но вероятнее, что дивизиона. Вот примерно так. Все остальные подразделения как были,так и остались. По крайней мере, не осталось ничего в памяти насчет их реорганизации.

Наверно, потом были еще какие-то реформы, уже в период Российской армии, но я их не застал.
Офицеры группы пуска-лейтенанты(инженеры), капитан(старший инженер,зкг) и майор(кгп) не имели опыта командования личным составом срочной службы?
 
Офицеры группы пуска-лейтенанты(инженеры), капитан(старший инженер,зкг) и майор(кгп) не имели опыта командования личным составом срочной службы?
Было у кадровиков такое неписаное правило: все лейтенанты-выпускники сначала попадали на должность инженера группы. А дальше уже командир группы, присмотревшись к ним, примерно через год делал выбор и выдвигал кого-то из них на начальника отделения АСО. Следующая ступенька - ЗКГ, потом - КГ, академия и дальше как повезет. Исключений не помню. Могла быть вариация после НО АСО на ст. инженера группы, постажироваться дежурить на рояле. Тогда только один из трех ст. инженеров дежурил 1-м номером, тоже такая неписаная традиция существовала. Зато замполит группы был "универсальный солдат". Он мог дежурить и 1-м, и 2-м, и 10-м номером. У нас он обычно дежурил или 10-м, или 2-м, менялись они с НО АСО периодически. Когда создалась ситуация, что у нас не стало ст. инженера с допуском за НДБРП, замполит сдал и стал дежурить либо 1-м, либо 10-м.
 
Как тут сказать однозначно? Выпускник ВУ в принципе имеет первичные навыки работы с л/с, которые получает в ходе войсковых стажировок. Но этого конечно недостаточно. Некоторое преимущество в этом смысле имеет офицер, поступивший в ВУ после срочной службы. Обычно эти ребята, если их служба была непосредственно связана на с л/с - довольно успешно продвигались по службе. Но их зачастую подводила разница в возрасте с пришедшими в ВУ со школьной скамьи или после Суворовского ВУ. Вроде бы и разница небольшая 2-3-4 года, но для кадровой составляющей в войсках это обстоятельство зачастую имеет решающее значение. Конечно, после прихода из ВУ лейтенант наряду с операторскими делами, приобщался командиром группы и к работе с л/с. Ходил на подъемы и вечерние поверки, проводил занятия и тренажи с л/с, что нибудь контролировал, занимался л/с в ходе своего дежурства по части и .т.п. К моменту перехода на должность старшего инженера и ЗГК это был уже вполне подготовленный офицер, не "стеснявшийся" солдат и сержантов. Ну а уж КГ - тем более.
В принципе-то во времена службы рот РЭЗМ, инженеры групп пуска к личному составу не имели отношения. Я лично считаю, что это правильно. В Штатах офицеры КП звена тоже не касаются вопросов охраны, а уж тем более обороны ШПУ. Но к концу 60-х у нас был сделан вывод о том, что при выдвижении офицера группы на уровень зам.ком полка, НШ и выше - у него нет необходимых навыком работы с л/с. И стал этот л/с входить в состав групп пуска. И сразу стали формальными пункты приказов об организации БД в части, касающейся отдыха офицеров после смены с БД. Отдых-то полагается, а кто со сменившимся любимым личным составом в казарме будет работать? Поэтому положенные и заработанные полновесные сутки отдыха после смены в группе имели лишь прапора, да молодые выпускники ВУ, но последние только на первых порах.
 
По идее их НПУ и ШПУ учитывались в общем балансе сил и средств ядерного применения СССР. Но какова была степень их боеготовности? Несли ли там БД? Имелись ли боевые ЯГЧ на этих площадках?
насколько знаю не учитывалось... возможно до 80-х там могло быть ЯО ,потом скорее нет.Опыт показывает (авария в Альбукерке и другие...) наличие ЯО вблизи испытательных полигонов ведет к возможной эскалации,поэтому от такой схемы отказались по обоюдному решению . С годом пока неясно ,но есть некая привязка к Able Archer 83 ,но это косвенно.
 
Для меня служба в РВСН началась именно с наземных групповых Р-12. И твердо уверен, что это было большой удачей......
Чисто с практической точки зрения я с этим согласен на все 100%. Самому мне служить на этих комплексах РСД или на Р-16У не довелось, но в дополнение к сказанному Вами добавлю, что по моему мнению уже одно то, что там личный состав видел ракету в живую, а тем более мог потрогать её - было очень сильным стимулом для гордости за своё оружие и для формирования стойкого ощущения своей полезности во время службы.

Время, чтобы привезти офицеров по тревоге очень большое, транспорт-то в части ночевал.
Вот эта организация доставки меня сильно удивляла ещё во время первой курсантской стажировки. В 835-м полку под Сморгонью солдаты группами частенько бегали в самоволки на местные хутора. Как сбежит, так дивизион поднимают по тревоге. Нас курсантов, проживавших на площадке частенько привлекали для поисков самовольщиков старшими групп поиска. А офицеры из Сморгони пока только доедут до полка в 3 часа ночи, мы уже всех и переловим. Кстати сейчас в полках ПГРК схема практически та же, но многие ездят на личных авто.


Нет, это было в знаменитой дивизии, из которой в советское время постоянно назначался полк - инициатор социалистического соревнования. Дивизия всегда была "придворной" для Власихи.
Видимо в составе Смоленской (может Владимирской) армии.

По времени готовности к пуску ОС, конечно, вне конкуренции. Да и подготовить расчеты гораздо легче, и людей столько не надо, как для самобеглых тележек. Тут уж не поспоришь.
Ну и плюс к тому необходимость "раздвоения" знаний офицера на аппаратурно-ракетные и автомобильные. Понятное дело, что офицер на ПГРК более подготовлен во всех специальных, тактических и технических смыслах, но это не совсем полезно для мозгов. Кстати в нынешних полках РВСН вполне нормальным является разделение функций и привлечение к этому делу офицеров-выпускников не только ракетных ВВУЗов. Но продвижения по службе у них особого нет. Однако стимулом для службы нынче является уже не количество и размер звёзд на погонах, а материальная составляющая.

...Ну а БЖРК - хрен его знает. Но тоже и очень уж они заметны, специфические составы, да и локомотивы не спрячешь.......Одних диспетчеров хватит, чтобы за скромное вознаграждение всегда точно знал супостат, где эти матрешки находятся в любой момент.
А мне сильно нравится этот комплекс. Самое главное в нём помимо боевых свойств - плавность движения и отсутствие "грязи на колесах". Ну а в бытовом плане для ракетчиков это было единственное, схожее по быту и гигиене с полками ОС. На ПГРК такого по определению быть не может. То, что сидеть нужно взаперти в вагоне, это для настоящего ракетчика не повод для печали. Единственное, чего мне жаль в плане ПГРК, это что приглушили и "убили" тему гусеничных СПУ. Для скрытности и проходимости это ни с чем несравнимая техника. Недаром корейцы её воссоздали.
 
Сверху