ОРШИНСКАЯ весна

Лёгкая зарисовка, посвящённая короткой однодневной вылазке в Оршу.



Небольшой текст

Сергей Костыгов

ОРШИНСКАЯ ВЕСНА

Когда на дворе воет зимняя вьюга, хочется вспомнить о лете. Помечтать, чтобы скорее пришла весна, зазеленела травка, защебетали птицы, запахло талой водой, на свет появились первые цветы весны – подснежники.

6 мая 2009 года коллектив совершил короткую однодневную вылазку в Оршу. Ту самую Оршу, что под Тверью, чтобы вдохнуть аромат весны и проехать на «пионерке» оставшиеся пути узкоколейки Оршинского торфопредприятия.

У депо нас встретили горы ржавой узкоколейной техники – тепловозы, ЭСУ, вагоны путеукладчика. Эти «остатки былой роскоши» принадлежали когда-то Васильевскому ППЖТ и торфопредприятию Орша-1, десятилетие назад добывавшему 300 с лишним тысяч тонн торфа в год. Десять лет назад стук колёс и гудки тепловозов были привычной атмосферой Орши. По блестящим путям узкоколейки бегали пассажирские и рабочие поезда производственных участков, оранжевые тепловозы ТУ7 тащили длинные грузовые поезда с торфом в Васильевский Мох. Дорога кипела, как муравейник. А сейчас – тишина, запустенье. На узкоколейке работает один-единственный тепловоз ТУ6А-1650. Вот он стоит с платформами на пути пилорамы, ожидая разгрузки привезённого откуда-то металлолома.

Пять лет назад Оршинское торфопредприятие было признано банкротом, последовала его ликвидация. Сейчас от пяти торфоучастков осталось лишь два, да и те дышат на ладан. На 2-м участке добычу ведёт организация «Селигерторф», она вывозит торф автотранспортом, не используя узкоколейку, на 4-м – ООО «Глобус», нынешний владелец узкоколейной дороги. «Глобус» осуществляет заготовку торфа для нужд сельского хозяйства, объёмы вывозки крайне малы и нерегулярны.

Представившись руководству, получаем разрешение на проезд по УЖД. Дорога вся «наша», иного движения за пределами станции не предвидится. Загруженная народом «пионерка», привычно тарахтя двигателем, покидает стрелки 1-го поста Орши и медленно катится по извилистым рельсам меж изгородей и огородов к 3-му угольнику. На дворе тепло, солнечно, в воздухе пахнет сыростью и жжёной травой.

От когда-то огромной сети внутримассивных путей Орши осталась одна дорога, ведущая на 4-й участок, к озеру Страдовня. Несмотря на неактивное движение тепловоза, путь накатан, в коридоре свежих ярко-зелёных берёз ведёт нас в туманную дымку, в недра болота Оршинский Мох.

За старыми разработками показались поля 2-го участка. «Селигерторф» готовится к новому сезону, несколько мужиков ковыряются в тракторах на производственной базе. Не доезжая до озера Барушевского, узкоколейка поворачивает налево, на 8-й путь. За коричневыми полями зеленеет полоска леса. За ним – спрятанное в глубине торфяников озеро. Вот и примыкание пути на 4-й участок. Рельсы Р24 сменяются на Р18, узкоколейка ныряет в низкорослый лесной массив.

В двухпутном разъезде торфоучастка стоит рабочая ЭСУ2а с путеукладчиком. Она приписана к болотам и находится здесь постоянно. За составом путеукладчика – нерабочий тепловоз ТУ8-073, кирпичное здание базы торфоучастка. С одной стороны базы расставлена в определённом порядке торфодобывающая техника: трактора, уборочные комбайны УМПФ, фрезерные барабаны, валкователи. На отдельной полянке собрались огромные окараванивающие машины, похожие на творения инопланетных цивилизаций.

С другой стороны от базы – озеро Страдовня. Огромное тихое торфяное озеро, на удивление – с песчаными берегами. И откуда посреди глубоких болот взялся песок? На берегах – старые кострища, следы рыбацких стоянок. Одна из них – обитаемая, около неё в лесу стоит самодельный полноприводный болотоходный агрегат с резиновой лодкой на крыше. Только так сюда и можно попасть, не прибегая к услугам узкоколейки.

Несмотря на начало мая, вода в озере оказалась тёплой. Озеро мелкое, прогрелось быстро. Устроившись на пикник у воды, мы развели костёр и открыли купальный сезон. Потрескивают сучья в костре, тихо плещется о пологие берега вода. Над пространством торфоразработок плывут редкие кучерявые облака. Спокойствие, умиротворение… Не хочется покидать это приятное место, но надо всё-таки доехать до конца узкоколейки. Тем более нам неизвестно, где конец пути, можно ли ещё проехать по «орбите» – закольцовке вокруг озер. Собрав вещи, процессия вальяжно бредёт к «пионерке».

С 8-го пути узкоколейка повела нас по «орбите» на 6-й путь, огибая озеро. Через километр влево пошло полотно снятой времянки, ещё через полкилометра в том же направлении пошла действующая времянка. Привела она на точку погрузки – к паре приземистых караванов торфа, у которых стояли состав порожних вагонов ТСВ и грейферный кран. За стрелкой времянки 6-й путь был давно не езжен. Ржавые рельсы на гнилых шпалах вросли в дёрн, насыпь заросла мелким кустарником. По такому пути можно было пройти только на «пионерке». Рельсы закончились через 2,5–3 км, в месте примыкания 6-го пути к 3-му. 3-й путь был недавно разобран, по насыпи в глубину болот шла расквашенная тракторами дорога.

Вернувшись к посёлку, мы исследовали сохранившийся участок 3-го пути от 3-го угольника на восток. Ржавый путь вышел на обгоревшее пространство болот и закончился спустя километр. Необследованной осталась одна дорога – старая магистраль, ведущая когда-то в Васильевский Мох. Движение по ней прекратилось летом 2004 года, после раздела железнодорожного хозяйства бывшего ППЖТ. По рассказам местных, в последующие годы часть перегона Оршино – Романово была похищена неизвестными лицами.


На 3-м угольнике раскорячилась порожняя платформа, сразу за ней начиналась длинная раскантовка. Дрезину пришлось прокатывать по шпалам метров 150–200. Наконец колея установилась. 2-й и 1-й угольники, а также внутримассивные пути, начинавшиеся от них, были разобраны. За 1-м угольником магистраль пересекла Денисовский канал, покинула пространство болот вошла в лес. Здесь мы и наткнулись на целые поляны ярко-синих подснежников. Между берёз и осин, коряг и пней буквально резали глаза шикарные россыпи первых цветов весны. С разбегу перемахнув канаву с мутной торфяной водой, мы устремились к ним с фотоаппаратами. Увы, фотографии никогда не смогут передать то, что мы видели своими глазами!

Рельсы закончились у моста через Северный Денисовский канал. Впереди уже просматривалась поляна разъезда Романово, и мы решили дойти до неё пешком. На бывшем разъезде лежали на боку три классных вагона с торчащими из окон трубами печек-буржуек. Было очевидно, что их повалили металлисты, воровавшие рельсы. Заодно они сдали в лом и самые тяжёлые вагонные части – тележки. С брошенных посереди леса вагонов открывался вид на уходящую в серо-зелёную чащу ольховника к разъезду Оршино насыпь узкоколейки. Насыпь без рельсов…!

29 декабря 2009 г.
 
Последнее редактирование модератором:
а) Авто - зачетен! Кстати что за зверь?
б) Хороший рассказ, спасибо, но
в) вечная беда, это металлоломщики, разоряющие страну. Грустно...
 
а) Авто - зачетен! Кстати что за зверь?
б) Хороший рассказ, спасибо, но
в) вечная беда, это металлоломщики, разоряющие страну. Грустно...

Cами Вы уважаемый(я) беда... Вся страна хламом ржавым завалена!
Блин! Полстраны оказывается носит фамилию Плюшкин!:-(
 
Ага, только нужно осознать разницу в сохране объектов, содержащих металл, в РФ и скажем в Финляндии, куда принято ездить чтобы посмотреть на коллекцию русской артиллерии и еще много чего.
Короче, металлоломщики столько объектов изгадили, что деятельность их не может оцениваться как сколько ни-будь полезной.
Не, если ты просто зарабатываешь на этом, и перед тобой башня с линкора, то ты на нее смотришь как на возможность набить карман - все понятно. Видели таких, лезут резать объект, принятый по части историко-культурного наследия федерального значения, а потом отмазки лепят - му, хрю, санитары мы. А когда до суда доходит, лезут за помощью к контрразведчикам, ну а те неподкупные носители основ государственности конечно выгораживают как умеют. Игра "купи немного фсб".
Видели этих уродов в деле.
 
Сверху