Отчеты о поездках, Воспоминания, Ликбез С25

Когда ставил памятник ракетчикам, на ТМЗ попросил чертежи фундамента. В своё время выкладывал их в ветке про "зенитную ракету С-25 среди металлолома". Думаю, эти чертежи были сделаны по мотивам оригинальных. Вкратце - глубина фундамента 2 метра, снизу 20 см песчаная подушка, выше 1,8 метра бетона. В нём стальные анкеры с загнутым нижним концом.
Ни про какие штормовые растяжки не слышал. По нормативам пуск ракеты возможен при ветре до 20 м/с (кажется). Рассказывали про испытания в Капяре - полностью снаряженная ракета стояла на стартовом столе чуть ли не пару лет, потом успешно стартовала. Рассказывал человек, чей расчёт готовил к старту.
Про воспламенение леса тоже спрашивал. Ответили - если пуск прошёл штатно, то ничего страшного, деревьям ничего не сделается.
Самое для меня интересное в стартовом столе - механизм крепления стартовых болтов ракеты и их освобождения, когда тяга двигателя превысит вес ракеты.
Да, ещё к стартовому столу за карабин крепился тросик снятия защиты срабатывания БЧ и тросик заземления. Ещё регулируемые тросики были на штекерном разъёме на кабель-мачте. И интересная обрезиненая подпружиненная железка на кабель-мачте, об которую стукался штекерный разъём после отрыва от ракеты.
 
Если мне не изменяет память (а она уже стала не такой, как была раньше), давление в обоих шар-баллонах должно было быть в пределах 315 - 355 атм, причем, разница показаний не должна была превышать 5 атм. Проверяли давление каждые шесть часов, показания, вместе с температурой воздуха (рядом с бункером на столбике был термометр), заносили в журнал.
.....
Иностранец,
я то со своей колокольни, точнее, отдела заправки и снаряжения, смотрю.
На наших компрессорных станциях были большие промышленные компрессоры, выдававшие на гора 400 и 150 атм. Как нам объяснял наш замечательный комбат, одно давление нужно для вытеснения КРТ из баков в турбонасосный агрегат, а другое - для работы рулевых машинок. Не сомневаюсь, что в ракете было то значение, о котором ты пишешь...

А вот интересно если бы в подмосковье пуск произошел ,то лес не загорелся бы? Там же судя по расположению все очень близко было. Лес к столу.
Magnavod
Во-первых, таких зарослей не было. тем более, не должно было быть и опавшей листвы, и хвои под стартовым столом. Личный состав то зачем?
Чтобы не мастур..., отставить, всякой фигнёй занимались, а делом - косить, вырубать молодую поросль, сметать листву, и, естественно, технику обслуживать.
А то грешным делом и за водкой побегут, и по бабам в соседний колхоз, что, конечно же, случалось)))...
А даже если и загорится, то потушат быстро. Водобмывщик всегда рядом есть на позиции, пожарная команда. Но главное ракету запустить и цель уничтожить, остальное для войск ПВО - вторичное.
 
Да, ещё к стартовому столу за карабин крепился тросик снятия защиты срабатывания БЧ и тросик заземления.
Вполне возможно для крепления этих тросиков. Просто так дырки в стартовом столе делать никто не будет:



Самое для меня интересное в стартовом столе - механизм крепления стартовых болтов ракеты и их освобождения, когда тяга двигателя превысит вес ракеты.
Если я правильно понимаю, то это тот самый механизм:

 
Да, это тот самый механизм. Ось с флажком, на который давит реактивная струя - в центре стола. Только точно не знаю, куда чеки вставляли. Боевые чеки были тарированными, т.е. срезались строго определённым усилием. Учебные - просто такой же формы. Слышал байку, что на полигоне прое... (потеряли) боевую чеку и воткнули гвоздь. Ракета улетела вместе со столом.

Ещё в своё время меня озадачила необходимость поворачивать ракету на столе на заданный угол - "Чтобы попасть в строб".
А для тросиков были приварены специальные ушки.
 
Ещё в своё время меня озадачила необходимость поворачивать ракету на столе на заданный угол - "Чтобы попасть в строб".
для порота ракеты использовался вот этот рычаг с трещоткой



отметки по которым нужно было ориентироваться



А вот с этим барашком пока не разобрался, надо поднимать принципиальную схему стола. Их два и видимо они для фиксации поворотного стола.



А вот те самые флажки, на которые давит реактивная струя двигателя на старте для отсоединения ракеты:



На этом снимке так же хорошо видны газовые рули, но об этом чуть позже. Кстати они работали первые 4 секунды после старта, отклоняя ракету на 42 градуса по тангажу, они расположены за срезом сопла двигателя и при работе двигателя находятся в струе газов, истекающего из него. После 4 секунды остатки рулей отстреливались сжатым воздухом.
 
Последнее редактирование:
На этом снимке так же хорошо видны газовые рули, но об этом чуть позже. Кстати они работали первые 4 секунды после старта, отклоняя ракету на 42 градуса по тангажу, они расположены за срезом сопла двигателя и при работе двигателя находятся в струе газов, истекающего из него. После 4 секунды остатки рулей отстреливались сжатым воздухом.
Слышал другую версию - на первых секундах полёта автопилот склонял ракету на 6 градусов в сторону директрисы стрельбы, после чего ракета "попадала в строб" и управлялась командами со станции. На 205 ракетах ферма с газовыми рулями сбрасывалась через несколько секунд полёта, когда скорость уже была достаточна для того, чтобы стали эффективными воздушные рули. Падающая при старте ферма с газовыми рулями представляла определённую проблему (как и ПРД на ракете С-75). Из-за этого ППР и площадка ГТО во всех полках были в начале дивизиона - чтобы на них не падали газовые рули. Поэтому одним из требований при модернизации было избавление от падающих при старте рулей. Кажется, это было реализовано уже на 217 ракете. Газовые рули просто сгорали.
 
К сожалению, за 45 лет многое уже забылось, тем более, что оборудование позиций, а тем более, ракеты, как бы и не входили в зону моей ответственности. Думаю, что если сюда зайдет tonchik254, то он меня поправит.
Да, ещё к стартовому столу за карабин крепился тросик снятия защиты срабатывания БЧ и тросик заземления. Ещё регулируемые тросики были на штекерном разъёме на кабель-мачте.
Что-то не помню наличия какого-то тросика заземления, да и к чему бы он крепился на ракете? Защита от срабатывания БЧ также была выполнена отнюдь не с использованием тросика, хотя тросик был: тросик сброса кожуха защиты ПВД кока. Если мне не изменяет память, сброс кожуха производился с использованием пиропатрона, установленного на нем.
для порота ракеты использовался вот этот рычаг с трещоткой
Это, скорее, не трещетка - нажимаешь на кнопку на конце рукоятки - палец заходит в паз и поворотом рукоятки можешь повернуть кольцо стола.
А вот с этим барашком пока не разобрался, надо поднимать принципиальную схему стола. Их два и видимо они для фиксации поворотного стола.
Этими барашками кольцо закреплялось к станине после поворота
У кого-нибудь есть что сказать про круглую зелёную коробочку ;)
Под этой коробочкой, насколько я помню, располагаются жидкостные уровни для горизонтирования стола.
 
Только точно не знаю, куда чеки вставляли. Боевые чеки были тарированными, т.е. срезались строго определённым усилием. Учебные - просто такой же формы. Слышал байку, что на полигоне прое... (потеряли) боевую чеку и воткнули гвоздь. Ракета улетела вместе со столом.
кроме как вот в эти отверстия чеки вставлять больше некуда

 
Да, это тот самый механизм. Ось с флажком, на который давит реактивная струя - в центре стола. Только точно не знаю, куда чеки вставляли. Боевые чеки были тарированными, т.е. срезались строго определённым усилием. Учебные - просто такой же формы. Слышал байку, что на полигоне прое... (потеряли) боевую чеку и воткнули гвоздь. Ракета улетела вместе со столом.
кроме как вот в эти отверстия чеки вставлять больше некуда
Если я правильно помню, то чека вставлялась в механизм запора - там, где тяги, и, когда была вставлена, ее флажек был хорошо виден. Точное место уже не помню.
Что касается потери чеки - это точно байка. У нас на полигоне в бункере в сейфе, в мешочке, лежал не один десяток боевых чек. Остатки от улетевшего стола я сам видел там весной 1973 года, по-моему, на втором взводе, но нам говорили, что причина была в неправильном обслуживании стола - во время регламентных работ что-то не так не то соединили, не то закрепили.
 
Если я правильно помню, то чека вставлялась в механизм запора - там, где тяги, и, когда была вставлена, ее флажек был хорошо виден. Точное место уже не помню.
тогда это витая загогулина, похожая на пружинку справа от "ФЛАЖКА"

 
Чека, насколько я помню, была изготовлена из довольно мягкого металла диаметром где-то 1.5-2 мм, длиной сантиметров 5, один конец выполнен в виде кольца, к которому крепилась метеллическая бирка-флажок. Так что и отверстие под нее должно быть соответствующего диаметра - она, как я помню, вставлялась довольно туго, без существенного люфта.
После боевых пусков все искали на позиции ее остатки с этой биркой - как сувенир.
 
Чека, насколько я помню, была изготовлена из довольно мягкого металла диаметром где-то 1.5-2 мм, длиной сантиметров 5, один конец выполнен в виде кольца, к которому крепилась метеллическая бирка-флажок.
Такая?
чека.jpeg
 
Наверное элементы стартового стола исчерпаны. Выше него на изделии расположен двигатель:





Здесь можно разглядеть его элементы:



 
Сверху