Поскольку ко мне уже обратилось несколько человек с одинаковыми вопросами, чтобы не отвечать каждому по отдельности и в дальнейшем, вкратце опишу то, что мне известно о С-25 и о чем пока в Инете, похоже, не говорилось.
Начну с того, что я сам служил на комплексе в 1971 – 1973 годах электриком взвода ЗРДН (стартового дивизиона – то, что здесь называется «решеткой»). За время службы довольно много общался с офицерами, некоторые из них служили в полку с момента его образования. Кроме того, имел доступ к части документации по системе, а также, в силу определенных обстоятельств, и к архиву части. Весной 1973 года участвовал в боевых стрельбах на полигоне Капустин Яр.
К сожалению, нам категорически запрещалось вести какие-либо неофициальные записи, а также дневники – за этим строго следили особисты. Рабочие тетради сдавались на хранение в первый отдел. Так что, большую часть информации воспроизвожу по памяти, поэтому, не обессудьте, если в чем-то ошибусь или не смогу ответить на какие-либо вопросы.
Итак, что касается строительства комплексов. Строительство первого кольца было начато в конце 1950 года, велось оно силами заключенных и, по словам одного из офицеров, участвовавшего и в строительстве, с привлечением немецких военнопленных – специалистов-строителей. На первом этапе строились казармы, в которых до окончания строительства проживали заключенные, поэтому даже во время моей службы часть жилого городка была обнесена забором высотой порядка 5 – 6 метров, на углах которого были видны остатки вышек – почти как на зонах. Параллельно велись работы по строительству жилых городков, кольцевой автодороги и электроподстанций 35/6kV – они, правда, входили в систему Мосэнерго, но строились специально для энергоснабжения строящихся объектов. Строительство самих комплексов началось несколько позже – точной информацией о начале их строительства не располагаю.
Наш полк – 633 ЗРП (в/ч 61978) был образован 14 марта 1953 года – к этому времени все строительные работы были уже закончены, велся монтаж и проверка оборудования. Для этого привлекались, помимо специалистов, и военнослужащие. По словам одних офицеров осенью того же полк был поставлен на боевое дежурство, хотя другие говорили, что это произошло годом позже. Во время моей службы полк был постоянно на боевом дежурстве за исключением времени, что мы были на полигоне. Весной 1976 году, когда я приезжал в полк с гражданки, он был уже «кастрированным» - была только рота охраны.
Строительство второго кольца, по словам офицеров, началось значительно позже – по их словам – после 1955 года. По моим наблюдениям – во время службы я был на нескольких объектах второго кольца – их архитектура и качество строительства были другими – например, дороги на одном из них были построены с использованием ж/б плит. К осени 1972 года часть полков переводилось на использование С-200, похоже, что они развертывались только на переоборудованной позиции ЦРН (для меня ближе название РТЦ – радиотехнический центр) – мы ездили в один из них монтировать оборудование.
Теперь несколько слов о дивизионе (или «решетке»). Организационно он сосоял из трех подразделений: двух батарей и ППР (пункта проверки ракет). Каждая батарея включала в себя пять взводов, состоявших из руководства (комвзвод, замкомвзода и электрика), двух отделений, в каждом отделении – командир и два расчета по три человека. В боевых условиях число расчетов увеличивалось.
На местности позиции дивизиона, по крайней мере на первом кольце, были построены идентично: сразу за КПП справа бункер командира дивизиона, чуть дальше – здание ППР (там же были дежурные тягачи, топливозаправщики, компрессор и водообмывщик), за ним – заправочные площадки.
Центральная дорога служила для доставки ракет на позиции, освободившиеся ТЗМ-ы возвращались по окружным дорогам, которые выходили к КПП, на окружных дорогах стартовых позиций не было. Для ориентировки на центральной дороге имелись указатели «каналов» для водителей, привозивших борты с базы (свои обычно знали м сами куда ехать). Каждая ракета должна была быть доставлена именно на свой канал – поскольку на каждый борт ставилось соответствующее только этому каналу радиооборудование. На каждом взводе было было по два канала – мы их называли дорогами – на каждой по три стартовых позиции. Между ними находился бункер управления взвода – примерно на линии вторых позиций. Нумерация каналов состояла из двух цифр – номера дивизиона и номера канала, по которому можно было определить номер дороги и номер взвода. Например, дороги первой батареи имели следующие номера (если смотреть от КПП): 11, 21, 12, 22, 13, 23, 14, 24, 15, 25; второй – 41, 31, 42, 32, 43, 33, 44, 34, 45, 35. По всей видимости, первое число здесь означает номер канала управления РТЦ.
В середине дивизиона располагалась казарма дежурных взводов – дежурили по одному взводу от каждой батареи, срок дежурства – одна неделя. В конце дивизиона, на последней дороге располагался химсклад, где хранились средства дезактивации.
Дивизион был окружен тремя рядами колючей проволоки. Два первых уже во время моей службы были почти полностью сгнившими, последний же – ближайший к позициям – был полностью исправен и оборудован охранной сигнализацией.
Начну с того, что я сам служил на комплексе в 1971 – 1973 годах электриком взвода ЗРДН (стартового дивизиона – то, что здесь называется «решеткой»). За время службы довольно много общался с офицерами, некоторые из них служили в полку с момента его образования. Кроме того, имел доступ к части документации по системе, а также, в силу определенных обстоятельств, и к архиву части. Весной 1973 года участвовал в боевых стрельбах на полигоне Капустин Яр.
К сожалению, нам категорически запрещалось вести какие-либо неофициальные записи, а также дневники – за этим строго следили особисты. Рабочие тетради сдавались на хранение в первый отдел. Так что, большую часть информации воспроизвожу по памяти, поэтому, не обессудьте, если в чем-то ошибусь или не смогу ответить на какие-либо вопросы.
Итак, что касается строительства комплексов. Строительство первого кольца было начато в конце 1950 года, велось оно силами заключенных и, по словам одного из офицеров, участвовавшего и в строительстве, с привлечением немецких военнопленных – специалистов-строителей. На первом этапе строились казармы, в которых до окончания строительства проживали заключенные, поэтому даже во время моей службы часть жилого городка была обнесена забором высотой порядка 5 – 6 метров, на углах которого были видны остатки вышек – почти как на зонах. Параллельно велись работы по строительству жилых городков, кольцевой автодороги и электроподстанций 35/6kV – они, правда, входили в систему Мосэнерго, но строились специально для энергоснабжения строящихся объектов. Строительство самих комплексов началось несколько позже – точной информацией о начале их строительства не располагаю.
Наш полк – 633 ЗРП (в/ч 61978) был образован 14 марта 1953 года – к этому времени все строительные работы были уже закончены, велся монтаж и проверка оборудования. Для этого привлекались, помимо специалистов, и военнослужащие. По словам одних офицеров осенью того же полк был поставлен на боевое дежурство, хотя другие говорили, что это произошло годом позже. Во время моей службы полк был постоянно на боевом дежурстве за исключением времени, что мы были на полигоне. Весной 1976 году, когда я приезжал в полк с гражданки, он был уже «кастрированным» - была только рота охраны.
Строительство второго кольца, по словам офицеров, началось значительно позже – по их словам – после 1955 года. По моим наблюдениям – во время службы я был на нескольких объектах второго кольца – их архитектура и качество строительства были другими – например, дороги на одном из них были построены с использованием ж/б плит. К осени 1972 года часть полков переводилось на использование С-200, похоже, что они развертывались только на переоборудованной позиции ЦРН (для меня ближе название РТЦ – радиотехнический центр) – мы ездили в один из них монтировать оборудование.
Теперь несколько слов о дивизионе (или «решетке»). Организационно он сосоял из трех подразделений: двух батарей и ППР (пункта проверки ракет). Каждая батарея включала в себя пять взводов, состоявших из руководства (комвзвод, замкомвзода и электрика), двух отделений, в каждом отделении – командир и два расчета по три человека. В боевых условиях число расчетов увеличивалось.
На местности позиции дивизиона, по крайней мере на первом кольце, были построены идентично: сразу за КПП справа бункер командира дивизиона, чуть дальше – здание ППР (там же были дежурные тягачи, топливозаправщики, компрессор и водообмывщик), за ним – заправочные площадки.
Центральная дорога служила для доставки ракет на позиции, освободившиеся ТЗМ-ы возвращались по окружным дорогам, которые выходили к КПП, на окружных дорогах стартовых позиций не было. Для ориентировки на центральной дороге имелись указатели «каналов» для водителей, привозивших борты с базы (свои обычно знали м сами куда ехать). Каждая ракета должна была быть доставлена именно на свой канал – поскольку на каждый борт ставилось соответствующее только этому каналу радиооборудование. На каждом взводе было было по два канала – мы их называли дорогами – на каждой по три стартовых позиции. Между ними находился бункер управления взвода – примерно на линии вторых позиций. Нумерация каналов состояла из двух цифр – номера дивизиона и номера канала, по которому можно было определить номер дороги и номер взвода. Например, дороги первой батареи имели следующие номера (если смотреть от КПП): 11, 21, 12, 22, 13, 23, 14, 24, 15, 25; второй – 41, 31, 42, 32, 43, 33, 44, 34, 45, 35. По всей видимости, первое число здесь означает номер канала управления РТЦ.
В середине дивизиона располагалась казарма дежурных взводов – дежурили по одному взводу от каждой батареи, срок дежурства – одна неделя. В конце дивизиона, на последней дороге располагался химсклад, где хранились средства дезактивации.
Дивизион был окружен тремя рядами колючей проволоки. Два первых уже во время моей службы были почти полностью сгнившими, последний же – ближайший к позициям – был полностью исправен и оборудован охранной сигнализацией.