Откуда ноги растут...
"Optimus 8r hunter" (слева) и наш клон-примус "Туристический" (справа)
Наш примус "Туристский" был скопирован с бензиновой горелки "Optimus 8r hunter" шведского производства, впервые выпущеного в 30-х годах. На сайтах я нашёл информацию, что фирма Optimus запантентовала горелки такого типа 28 сентября 1927 года. Его первоначальная мощность была 965 ватт, позже она была поднята до 1,2 кВт без дополнительного насоса и 1,4 кВт с применением насоса. Вообще фирма Optimus к любой бензиновой горелке без насоса, предлагала при необходимости возможность внешнего насоса за дополнительную плату.
Есть конечно некоторые отличия между двумя этими горелками. Например трубка соединяющая бачёк и горелку у них разного диаметра, у Optimus она толще. Завинчивающаяся пробка для бачка у них разная, что не даёт возможности в нашем советском примусе подключения буржуйского насоса. Поменять-же эти пробки не представляется возможным, так как резьба на бачках тоже разная.
"Juwel 84" (справа) и наш примус-клон "Огонёк" (слева)
Наш примус "Огонёк" был скопирован с бензиновой горелки "Juwel 84" немецкого производства, данная модель была выпущена в 50-х годах. Вообще первая горелка данной конструкции "Juwel 33" была выпущена в 1933 году и была полностью из латуни. Имела вместимость 150 мл. и мощность 1,4 кВт. После второй мировой войны горелка "Juwel 33" была несколько конструкционно изменена и в связи с экономическими трудностями (территориально он выпускался в Дрездене- ГДР) бачёк начал выпускаться не из латуни а из обычного железа. Эта модель была названа "Juwel 34" (в 80-х годах стоил 11,20 марок). В данном в случае, в отличие от "Juwel 33", номер модели никак не связан с годом выпуска. В 50-х годах данная модель была ещё раз изменена. Была увеличена мощность горелки до 2-х кВт. и увеличена ёмкость бачка до 300 мл. так появилась новая модель, которую назвали "Juwel 84" (в 80-х годах стоил 14,80 марок). Почему именно под номером 84 мне узнать так и не удалось.
"Phoebus 625" (справа) и наш клон-примус "Шмель-1" (слева)
Наш примус "Шмель-1" был скопирован с бензиновой горелки "Phoebus 625" австрийского производства, выпущеного примерно в 50-х годах. В отличие от двух первых моделей имеет встроенный насос. Мощность "Phoebus 625" -2,5 кВт.
Коротко:
Примус "Туристский" скопирован с бензиновой горелки шведского производства. Мощность 1,2 кВт.
Примус "Огонёк" скопирован с бензиновой горелки немецкого производства. Мощность 2 кВт.
Примус "Шмель-1" скопирован с бензиновой горелки австрийского производства. Мощность 2,5 кВт.
Наш примус "Туристский" хорошо известен в Европе, хотя его качество несколько ниже "Optimus 8r hunter". В данном случае цена на обе горелки видимо сыграла не последнюю роль. "Optimus" стоит намного дороже нашего примуса.
Наш примус "Огонёк" по-видимому больше нигде применения не нашёл. Предположительно это произошло потому, что "Juwel 84" выпускался в ГДР и стоил дёшево, а по качеству был намного лучше наших "Огоньков". Кстати гарантируется работа "Juwel 84" до -20 град и до 6000 метров над уровнем моря.
Наш примус "Шмель-1" за рубежом тоже почти неизвестен. Видимо потому, что раньше они за рубеж не поставлялись, а к моменту развала страны, модель примуса "Шмель-4" стала настолько низкого качества, что спросом они просто не пользуются. Это всё только мои предположения.
P.S.
За рубежом новый "Phoebus 625" можно купить в магазине сейчас за 75 Евро, новый "Juwel 84" за 50 Евро, новый примус "Туристский" за 30 Евро.
Похоже что все эти горелки повсеместно сняты с производства и распродаются старые запасы.
Употребляемое в русском языке понятие "примус" (которым у нас обозначают все горелки) происходит от названия шведской фирмы Primus, производившей эти нагревательные приборы. Первая горелка, которую скопировала наша промышленность был "Primus-1". Наша версия - керосиновая горелка "Рекорд-1", а позже и "Тула"
Керосиновая горелка "Primus No.1" - Швеция (справа) и её советский клон-горелка "Рекорд-1" (слева)