Fenix HP10. Обзор

Всех с Новым годом!
133864495.jpg

Компания Fenix, известная до этого, как производитель ручных фонарей, решила вторгнуться на новый для себя рынок, причем достаточно тесный от конкуренции. Это рынок налобников. И начала сразу с профессионального налобника, анонсированные характеристики которого выглядели очень привлекательно на фоне известных конкурентов. Итак, Fenix HP10. Это налобник с отдельным батарейным отсеком на 4хAA на затылке. Ключевые характеристики:

- максимальная яркость 225 лм в турбо
- дальность освещения до 120 м
- максимальный запас света 210 часов на минимальном режиме
- полная водонепроницаемость IPX8
- 4 режима яркости и 3 моргающих. Память режимов.
- стабилизация яркости

Остальное можно почитать на сайте производителя или дилеров.

Как и многие другие модели феникса, этот HP10 тоже выпускается в варианте с более теплым "нейтральным белым" диодом. Причем выпускается такой "теплый", как я понял, эксклюзивно для России, по заказу Люменхауза. Ни в каких зарубежных каталогах такое не видел. И здесь я не преминул воспользоваться возможностью взять оба для сравнения и выбора.

Первые впечатления
Фонарь хорошо упакован, в прочном блистере. С одной стороны, это не позволяет без разрушения упаковки получить доступ к фонарю, проверить и т.п. Но с другой этот блистер достаточно хорошо механически защищает фонарь при транспортировке, так что если кому-то придется заказывать себе его по почте, то можно быть более спокойным за его сохранность.

Вскрываем. Внутри все аккуратно сложено. Резинки оголовья отдельно, фонарь отдельно. Этот фонарь, как и все прочие фениксы, не комплектуется батарейками. В общем-то совершенно не критично, но среди производителей налобников все же принято комплект батареек вкладывать. По деньгам мелочь, а для кого-то может оказаться важным. Я сам как-то лично наблюдал в одном магазине турснаряги, как покупатель налобника тут же не выходя из магазина, вскрыл блистер, вставил батарейки, выбросил упаковку и пошел. Не знаю, зачем ему сразу понадобился снаряженный фонарь, но видать не зря практикуется комплектация батарейками.

На форумах в различных обсуждениях этого фонаря сетовали на его (вероятную) громоздкость и тяжесть. Доставая фонарь, ожидал получить что-то увесистое. Но был приятно удивлен тем, что он на самом деле легкий! Фонарь без батареек весит около 140 г. Это примерно на уровне аналогичных фонарей того же класса: BD Icon - около 120 г без батареек, а PT Apex даже немного тяжелее этого феникса.
Разумеется, если фонарь заправить аккумуляторами NiMh, он становится более увесистым. Но тут чудес не бывает - конечно же 4 аккумулятора AA дадут дополнительно около 100г. Если же использовать обычные щелочные батарейки, заметно легче.
133864477.jpg


Заправил лямки, отрегулировал, примерил на голове - отлично! Налобное крепление, как и положено приличному фонарю, имеет регулировку угла наклона, причем фиксация положений достаточно жесткая, не болтается. Все, можно в бой! Особо не успев наиграться и насветить в потолок, пошел пробовать его на практике. А как показывает эта самая практика, налобник в деле все же чаще оказывается полезен, чем ручной фонарь.

Морозы
Когда я получил этот фонарь, за окном было -23, а мне как раз надо было проверить вечером промерзшую за несколько дней машину, попытаться отогреть как обычно не вовремя замерзшую незамерзайку. А как закончил, я его еще и оставил на несколько часов на морозе, глянуть, что с ним будет.
А ничего, с ним все отлично! Провод не дубеет в такой мороз, пластик крепления гибкий, резинки кнопок тоже в полной мере сохраняют эластичность. Кстати, на удивление удобно пользоваться этими кнопками не снимая перчаток, не смотря на их достаточно маленькие размеры. Я полагал, что не получится нажимать в перчатках. Но так как они выпукло выступают над корпусом, нажимаются отлично:
133882142.jpg


Тест морозом, я полагаю, пройден вполне успешно. Для альпинистов, которые могут составлять заметный сегмент целевой аудитории налобников такого класса, это весьма актуально.
133864474.jpg

133864476.jpg
 
Знакомство поближе

Итак, попользовал. В тот же день довелось еще и лампочку менять на площадке в общем тамбуре. Задача может слишком смешная для такого фонаря, но тем не менее он и для таких дел хорошо подходит. Теперь можно рассмотреть фонарь повнимательней.
Начнем с батарейного отсека. Под 4хАА батарейки. Имеет удобную выпукло-вогнутую форму, благодаря которой хорошо прилегает к затылку, не давит.
133864480.jpg


Крышка батарейного отсека откидная, на металлической оси. Садится на добротный резиновый уплотнитель, который герметизирует отсек. Расположение батареек в отсеке вертикальное. Расположены по дуге, повторяющей изгиб отсека.
Внутри контакты и пружинки позолоченные, что существенно уменьшает их окисляемость:
133864479.jpg


Крышка отсека фиксируется двумя винтами. Винты вкручиваются не в пластмассу, а в металлические гайки, расположенные внутри.
133864466.jpg


Оголовье из качественной резинки. Пряжки по форме напоминают почему-то такие же от Black Diamond, только эмблемы нет:
133882150.jpg


В принципе, верхнюю резинку, которая идет через макушку, можно снять и использовать без нее. Но если используются тяжелые NiMH аккумуляторы, то батарейный отсек может сползать. Или же придется туже затягивать, а это неприятно, если долго носить
133882161.jpg


Но если батарейный отсек снять с оголовья и положить, например, в нагрудный карман, то вполне можно и без верхней лямки
133864503.jpg


Провод от батарейного отсека достаточно гибкий. При этом, как было проверено сразу, он не дубеет на морозе. Имеет небольшой запас длины, скрученный в виде пружинки, что позволяет при необходимости положить его в нагрудный карман. На лямке крепится двумя фиксаторами, чтобы не болтался.
133864484.jpg

Таких фиксаторов в комплекте 2 штуки.

Теперь голова. Голова представляет из себя пластиковый корпус с кнопками и переднюю световую часть из анодированного алюминия с дополнительными ребрами для охлаждения. Голова крепится к основанию из прочного пластика с возможностью менять угол наклона в диапазоне 90 градусов
133864482.jpg


Как уже было сказано, кнопки вполне удобно включать в перчатках. Оборотной стороной этого был бы риск случайного включения фонаря в рюкзаке. Но от этого сделана защита в виде специального выступа, который немного прикрывает кнопку, когда голова в сложенном положении. Но даже в этом положении при необходимости фонарь можно включить
133864469.jpg


Управление фонарем

Фонарь управляется двумя кнопками, причем управление сделано на редкость грамотно! Верхняя кнопка - это просто включение/выключение фонаря. Боковая кнопка - смена режимов по кругу: минимальный/средний/яркий/турбо. При этом фонарь запоминает последний режим яркости, кроме турбо. Турбо не запоминается, так как это все же более экстремальный режим: и батарейки быстрее тратятся, и фонарь сильнее нагревается. Турбо есть турбо. Такой режим обычно бывает нужен на короткое время.

Это первый фонарь с памятью режимов, в котором эта самая память мне показалась максимально уместной и удобной. Фонарь включается одной кнопкой на том режиме, который вам скорее всего и нужен, выключается одним нажатием кнопки.

Ах, да, я же не упомянул всякие мигалки-стробы-SOS сигналы. Так вот, они в этом фонаре тоже есть. Но они совершенно не мешают! Они не попадаются при переключении яркости, они не запоминаются, поэтому вы никогда при включении не получите строб. Для перехода в моргающие режимы при влкюченном фонаре надо сделать быстрое двойное нажатие кнопки включения - как двойной щелчок мышки в Windows. Фонарь перейдет в моргающией режимы. Таких режимов 3 штуки, которые переключаются, как и яркость, второй кнопкой по кругу: моргалка с небольшой частотой (около 2 Гц) - Строб (может около 10 Гц) - SOS. После выключения в последующем фонарь включится в обычном режиме освещения.
 
Свет

Свет можно описывать долго. Проще один раз увидеть. Не буду оригинален - отправлю вот на этот сайт: http://fonarevka.lux-rc.com/
Люди провели огромную работу по съемке света различных фонарей. И Fenix HP10 там представлен в большинстве сцен, так что можно и увидеть, и сравнить. А сравниваться этому фонарю не стыдно даже с современными тактическими фонарями.

Если на словах - то достаточно хорошо подобранный набор режимов. Минимальный режим позволит не только книжку читать, но и вполне сносно ориентироваться в помещениях, ходить, заниматься кэмпинговыми делами, светить себе под руки. Сфокусированное пятно позволяет с нескольких метров прочесть настенный календарь. Поражает запас такого света: 210 часов! Это почти 9 суток непрерывного света. А если заблудившийся в катакомбах спелеолог будет хотя бы по 8 часов в сутки спать в темноте, то это будет 2 недели света.

Со средним режимом даже бегать можно. Сутки достаточно шикарного света. И это еще только средний режим!

Простому пешеходу яркий режим может и не понадобится почти никогда. Но если на лыжах или веле, то будет в самый раз.

Ну а турбо - это когда почему-то понадобилось посветить как можно ярче или дальше. Может такое еще реже нужно, но наличие такой возможности радует.

"Теплый" или "холодный"

Как писал в самом начале, кроме обычной версии на "холодном" диоде Q5, он выпускается также с диодом более теплого оттенка Q3 5A. Я ранее делал обзор Fenix TA21, который точно так же выпускается в "холодной" и "теплой" модификации. Здесь используются те же самые диоды тех же самых оттенков. На сей раз я муками выбора особо не страдал - сразу захотел себе на теплом, в пару к такому же TA21. Тем не менее, для сравнения взял и холодный вариант. Максимальная яркость у них отличается несущественно. Холодный немножко ярче, но это всецело компенсируется более приятным и комфортным (по моему субъективному ощущению) оттенком. Сейчас все в снегу, поэтому не удастся полноценно передать преимущества более теплого оттенка. Оно больше заметно в условиях зелени, в лесу, в парке. Но и в прочих условиях более теплый оттенок мне показался более комфортным. Но кому-то холодный может показаться более интересным.

Диффузор

Это налобник по-умолчанию дает направленный световой поток с ярким пятном в центре и более темной боковой засветкой. Это достаточно удобно при хотьбе, езде: можно достаточно далеко посветить в инетересующих направлениях, и в то же время иметь некоторую окружающую подстветку. Но при близком освещении этот контраст может быть не очень удобен. У этого налобника головная часть совпадает по диаметру с "ручной" серией LD/PD
133882154.jpg

и к нему подходит стандартный рассеиватель (диффузор) AD401. В комплекте не поставляется, надо покупать отдельно, но стоит дешево и может оказаться очень полезен. Позволяет получить более равномерную и широкую засветку. Вот сравнение освещения подкапотного пространства без рассеивателя:
133766623.jpg


C рассеивателем:
133766621.jpg


Диффузор держится на фонаре прочно. При этом его необязательно снимать, чтоб посветить вдаль, он откидывающийся:

133882287.jpg
133882283.jpg


Но у него есть один недостаток: он рассеивает свет не на 180 градусов, а даже больше. Т.е. светит чуть-чуть назад тоже. Это хорошо, если подвесить фонарь в палатке. Но вот на голове со лба он немного освещает лицо, а такая засветка сверху может ощутимо мешать и на самом деле мешает. Фениксу надо поработать над его конструкцией, а пока можно решить проблему подручными средствами: можно закрасить нижнюю кромку маркером или темным лаком для ногтей, чтоб не отсвечивало вниз. Или еще как-нибудь прикрыть.
Может быть поэтому они и не включили этот рассеиватель в комплект поставки, чтоб не портить впечатление.

Сравнение с конкурентами

Как я отметил в самом начале, этот налобник нацеливается на достаточно тесный от конкуренции рынок. Из известных его ближайшие конкуренты - PT Apex, Petzl Myo XP/RXP и Black Diamond Icon. Ранее я делал обзор BD Icon - этот налобник долгое время был одним из самых ярких в своем классе. Попробую сравнить.
133883070.jpg


Это фонари одного класса: оба яркие, дальнобойные профессиональные налобники. У обоих отдельный батарейный отсек на затылке. Оба на батарейках AA. Только Fenix на 4хАА, а BD Icon - на 3хАА:
133883041.jpg


BD Icon без батареек на 20 г легче HP10. Если сравнивать с батарейками, то разница увеличится еще на вес одной батарейки. Все. На этом, пожалуй, преимущества заканчиваются. Ан, нет, еще Icon имеет индикатор разряда батарей. Но это сомнительное преимущество в его случае. Все остальные различия в пользу новичка - феникса:
- полная водонепроницаемость уровня IPX8, заявлена возможность погружения до 2 метров на 30 минут. Не проверял, но качество уплотнений в голове и батарейном отсеке не дают повода сомневаться в этом. У Icon же, как и у пецля Myo XP/RXP, только брызгозащита IPX4
- По ощущениям более прочный пластик
- Полноценное охлаждение светодиода. У BD и Petzl лишь некоторое подобие радиатора, расположенного внутри пластикового корпуса, и не имеющего нормального наружного охлаждения
- Стабилизация яркости. По мере разряда батарей Fenix HP10 поддерживает постоянный уровень яркости, в то время как в BD Icon и Myo XP уровень яркости зависит от уровня разряда батарей и начинает затухать на щелочных батарейках практически с самого начала.
- Время работы HP10 на минимуме - около 200 часов. Icon - около 150 ч. Но их нельзя так просто сравнивать. Если у феникса 200 часов - это 200 часов ровного света, то у Icon время замеряется до момента, пока фонарь не станет давать крайне слабое освещение. В реальности уже на половине разряда фонарь становится уже ощутимо тусклее.
- Ну и, собственно, свет. Чтоб без лишних слов, BD Icon на максимуме:
133883065.jpg


Fenix HP10 в ярком (3-м) режиме:
133883048.jpg

Видно, что даже в этом, не самом ярком режиме, он дает больше света: примерно той же яркости пятно и больше боковая засветка.

А вот Fenix HP10 в турбо:
133883051.jpg


Ну и до кучи для сравнения в том же месте и при тех же параметрах "теплый" Fenix HP10w в ярком и турбо режиме:
133883054.jpg

133883057.jpg


Myo XP или RXP у меня для сравнения нет, но судя по зарубежным обзорам, Fenix не менее уверенно обыгрывает и пецли. Вот сравнение, слева HP10, справа Myo RXP
hp10brxphout.jpg

Взято из обзора http://candlepowerforums.com/vb/showthread.php?t=250565

Полевые испытания

Полноценных полевых испытаний у меня еще не было. У меня этот фонарь найдет себе основную работу на велошлеме, где он по максимуму может проявить свои достоинства.
133889345.jpg

133889349.jpg
133889341.jpg

До него у меня там был компактный налобник, который нес лишь вспомогательную нагрузку: подсветить велокомп, слегка высветить на поворотах. Но HP10 претендует уже на роль полноценного света, соперничающего со светом на руле. Приведу бимшот этого фонаря с http://fonarevka.lux-rc.com/
8.JPG


Выводы

Выводы делать еще рано. По первому впечатлению феникс очень уверенно о себе заявил в сегменте налобников и может существенно подвинуть "ветеранов" в этой отрасли. Если бы смотреть только на характеристики, то мог бы даже не подвинуть, а порвать в клочья и свергнуть в небытие некоторых. Но этот рынок достаточно консервативен, чем пока еще пользуются старые бренды, нещадно эксплуатируя завоеванное когда-то доверие. Лично я уже сейчас эту модель посоветовал бы всем, кому нужен хороший запас хорошего света на голове, практически для любых применений: вел, лыжи, походы, охота, рыбалка и т.д.

Вот для альтернативы парочка обзоров этого фонаря в сети:

http://candlepowerforums.com/vb/showthread.php?t=247180
http://candlepowerforums.com/vb/showthread.php?t=250565
 
Последнее редактирование:
Спасибо.
Сделал наглядную демонстрацию того, что значит стабилизация яркости. Поставил BD Icon на максимуме и HP10w на 3 режиме.
Вот вначале:
picture.php

через 87 минут:
picture.php

Кам можно догадаться, Icon слева. В принципе, стоило бы с недодержкой снимать, но и так по боковой засветке ощутимо падение яркости у Icon.
Собственно, это подтверждается и данными из мануала от Icon:
picture.php

На свежайших батарейках на максимуме в первые пол-часа яркость падает в полтора раза. Через 10 часов - в 9 раз. Зато они не стесняются указать, что время работы на максимуме у них 85 часов :)
 
Одна поправка. У "тёпого" не Q3, а Q2:)
Уже давно Q3 ставят. Вроде даже в TK20 в последних теперь Q3, а не Q2.
У моего HP10w на упаковке сзади наклейка с надписью Q3 Neutral White.
picture.php

У феникса яркость вроде тоже как немного "подсела"
Скорее всего потому что нарушена чистота эксперимента - задел ногой стул и может быть неточно восстановил положение. Если открыть на разных вкладках обе картинки и перещелкивать туда-обратно, то наглядно видно, что у Icon яркость действительно села очеь ощутимо (смотрите не по пересвеченному хотспоту, а по боковой засветке), а вот у Fenix вряд ли. Хотя, вообще-то, вполне может быть. Только если это так, то связано это не с просадкой по току, а с тем, что световой выход уменьшается при нагреве светодиода.
 
alexg, а откуда заказываешь? че то захотелось :)
часто стал видеть ссылки на hkequipment.net, там 60$ ценник
 
alexg, а откуда заказываешь? че то захотелось :)
часто стал видеть ссылки на hkequipment.net, там 60$ ценник
Невнимательно обзор читаете:

Причем выпускается такой "теплый", как я понял, эксклюзивно для России, по заказу Люменхауза. Ни в каких зарубежных каталогах такое не видел.
 
на мой взгляд, пост выглядит проплаченным.
ни одного минуса?

что не понравилось мне:
на лбу сидит плохо (в сравнении с любым пецелем например)
ремни постоянно ослабевают.
кнопки в перчатках нажимаются хорошо, но если нащупать сможешь.
диффузер моментально разбалтывается.
режимы (переключение) местами глючат
 
на мой взгляд, пост выглядит проплаченным.
ни одного минуса?

что не понравилось мне:
на лбу сидит плохо (в сравнении с любым пецелем например)
ремни постоянно ослабевают.
кнопки в перчатках нажимаются хорошо, но если нащупать сможешь.
диффузер моментально разбалтывается.
режимы (переключение) местами глючат

ну хз, не стоит так говорить не имея фактов(насчет проплаты)

Про кнопки - у пецлей тоже, кроме дуо, этим они выиграли.
С режимами, похоже, просто намудрили сильно.
Диффузор не совершенен, это факт.
 
на мой взгляд, пост выглядит проплаченным.
ни одного минуса?
По самому фонарю минусов реально пока не вижу по первому впечатлению, если не считать достаточно лажевого диффузора. А сравнить мне есть с чем. То, что 4 NiMH аккумулятора весят заметно больше, чем 2 в Zenix IQ или 3 в Icon и пецлях, я бы не стал приписывать в минусы самого фонаря. 4 батарейки - это 4 батарейки. Apex еще тяжелее на тех же 4 батарейках.
что не понравилось мне:
на лбу сидит плохо (в сравнении с любым пецелем например)
ремни постоянно ослабевают.
А можно как-нибудь описать это "сидит плохо"? И с чем сравнивалось? В чем именно отличие? Если без верхней лямки, как в Тикке или Мио XP, то оно с одной стороны удобнее, т.к. меньше резинок. Но с другой стороны резинки тогда надо туже затягивать. Лично у меня от туго затянутых резинок голова начинает болеть, если фонарь на голове больше часа. А если есть верхняя резинка, то затягивать можно гораздо слабее, даже для более тяжелого фонаря!

кнопки в перчатках нажимаются хорошо, но если нащупать сможешь.
И что я не так написал? Кнопки в перчатках также хорошо нажимаются, как и в BD. А вот пецлевские кнопотулечки явно не для перчаток. И нащупывать я сразу наловчился, причем не в комнатных условиях.
диффузер моментально разбалтывается.
Ну, диффузер - это отдельная песня. Задумка хорошая, но воплощение хромает. Лучше тогда уже сделали бы просто резиновую оправу и рассеиватель, без всякого откидывания. Собственно, у меня самодельный такой. А разбалтывание, кстати, лечится тем же, чем и лишняя засветка: лаком для ногтей промазал петлю - перестало болтаться. Разумеется, надо шевелить, пока лак не засох
режимы (переключение) местами глючат
Ну, значит повезло мне с экземпляром. Или вам не повезло. Ничего подобного не обнаружил. В конце концов, и на солнце бывают пятна: у апексов пластик трескается, петцли самовозгораются, а у шурфайров кнопки разваливаются на ровном месте :)

На самом деле есть такой момент, что у меня все обзоры фонарей выглядят радужными. Во-первых, они пишутся по большей части по первому впечатлению. В этом плане хороший подход на www.backpackgeartest.org - там обычно по 3 отчета: начальный initial report, потом полевой field report, далее long term report по результатам длительной эксплуатации.

А во-вторых - я просто не пишу обзоров фонарей, которые мне не нравятся. Или по которым испорчено впечатление. Вот, например, в позапрошлом году почитал про вышедший новый PT EOS на ребеле с матированным коллиматором. Загорелся желанием заполучить такой себе, но триал нихрена не справляется как дилер, а банковской карточки у меня еще не было. Заказал через ганзу, чтоб мне привезли его из штатов. Получил. Восторгу не было предела, все нравилось! Хотел обзор написать. Но, блин, на второй день у него начало что-то бренчать внутри! То ли что-то отлетело, то ли раскололся их "платиновый катализатор" на ровном месте. Неважно, но впечатление испорчено кардинально, тем более что получил я этот фонарь как раз примерно к своему ДР. Возиться с отпавкой в штаты для обмена - ну его нафиг, а триал в гробу видал международную гарантию.
Но надо отдать должное: тот PT Eos светит превосходно, водонепроницаемый, стабилизированный и т.д. и т.п. Но, блин, бренчит в нем что-то внутри и обзор писать душа не лежит!

А вообще, пора уже свой сайт заводить для обзоров. Что-то дофига контента я уже для форумов нагенерил...
 
"сидит плохо" лбом чувствуется фонарь, его углы, плоскости.

а обзоры все же лучше писать не в "сосятоянии аффекта" от нового фонаря
 
новый PT EOS
...
начало что-то бренчать внутри! То ли что-то отлетело, то ли раскололся их "платиновый катализатор" на ровном месте.
Я когда в Триале взял ЕОС Тактикал, тоже домой привез и обнаружил, что там что-то бренчит. Поехал, поменял - вроде ок. Но тенденция странная, аха.
 
ремни постоянно ослабевают.
Кстати!
А ремень то правильно нацеплен? Можно фото, как пряжка резинки заправлена, так, чтобы обе было видно?

Я просто попробовал - ему нужна достаточно большая нагрузка, чтобы ослабеть. Поэтому меня удивило заявление про ослабевающие ремни. Но этот ремешок допускает 2 способа заправки пряжки: правильный и неправильный. Вот неправильный как раз и сползает ощутимо. Причем мне доводилось видеть таким способом заправленные ремешки в налобниках.

Попозже сделаю фото правильной и неправильно заправки резинки.

"сидит плохо" лбом чувствуется фонарь, его углы, плоскости.
Какие там углы? В общем да, соприкасающаяся со лбом площадка у него более плоская, очень слабая вогнутость по сравнению с BD, PT. Но лично я на своем лбу никакого дискомфотра не ощутил, как ни старался.

а обзоры все же лучше писать не в "сосятоянии аффекта" от нового фонаря
Он у меня уже недели 3. Впечатление в общем-то не изменилось: такой фонарь мне не стыдно порекомендовать. Более-менее адекватный конкурент ему в это классе разве что новый PT Apex на ребеле. Но я про него только читал. Пецли же и BD ощутимо уступают почти во всем.
 
да мне то же нравится фонарь) но есть свои минусы

хз. ремни у меня стоят так же, как у тебя на фото
 
Сверху