Проблемы с РПЦ - поднимать ли тему?

Проблемы с РПЦ - нужно ли поднимать эту тему?

  • Да

    Голосов: 5 100,0%
  • Нет

    Голосов: 0 0,0%

  • Всего проголосовало
    5
Многие из нас, путешествуя, сталкивались с проблемами с представителями Русской Православной Церкви. Проблемы возникают самого разнообразного характера, начиная от полного запрета фотосъемки или невозможности посещения объекта простыми туристами, и кончая порчей/перестройкой уникальных памятников. Сам я располагаю довольно большим  количеством подобной информации, многие из вас, думаю, тоже. Однако, публикация/обсуждение такой информации может вызвать волну протестов на форуме, оскорбить реглигиозные чувства верующих, и т. д. С другой стороны, она оказалась бы полезной многим, кто только собирается ехать на указанные объекты, и не знает, что от них ожидать.
PS: Сам я нормально отношусь к христианству вообще и к православию в частности, но действия некоторых служителей церкви вызывают возмущение.
 
В Воронежской области в 2004 г. я посетил два подземных объекта, находящихся под юрисдикцией РПЦ - Белогорский монастырь и церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи в Свято-Успенском Дивногорском монастыре. Везде отношение ко мне было хорошее, меня обеспечивали жильем и едой, в Белогорском монастыре разрешили проводить фотосъемку.
Везде ведутся реставрационные работы, в первую очередь заключающиеся в ликвидации надписей на стенах. Кстати, проблема эта очень серьезная, т. к. есть надписи выдолбленные в стене на глубину нескольких сантиметров - их не сотрешь и послушники и монахи их пытаются замазать.
Единственная проблема может заключаться в том, что настоятели монастырей могут быть по разным причинам не заинтересованы в раскопках заваленных ходов и не разрешать проводить раскопки.
Но здесь их часто можно понять - завалы позволяют сохранить подземелья в первоначальном, нетронутом виде на будущее, т. е. законсервировать их.
 
С результатами опроса все ясно. Значит, начинаем публиковать информацию - присоединяйтесь!

1. Начнем с Москвы. Крутицкое подворье (близ м. Пролетарская). Уникальный архитектурный памятник (кстати, непонятно, куда с его территории дели музей и зачем там сделали православную лечебницу для нариков). Уникальная церковь с целиком выложенными из кирпича (!) куполами. Больше я такого нигде не видел. Так вот, пару лет назад эти самые уникальные кирпичные купола... - правильно, вы угадали!, - покрыли жестью под позолоту. Выглядит отвратительно.

2. Серпухов, Высоцкий монастырь. Полностью запрещена фотосъемка. Кроме того, местный "православный дружинник" с повязкой, изображающей нечто среднее между крестом и свастикой, в довольно грубой форме требовал выключения телефона (хотя он не звонил), а дальше внимательно следил за нами, не посмеем ли мы достать фотоаппарат.

3. Вологда, Спасо-Прилуцкий монастырь. Ворота закрыты на кодовый замок, для входа необходимо позвать привратника (что не пустят женщин в брюках, или просто людей не сильно паломнического вида, - нет сомнений.) Полностью запрещена фотосъемка. На территории монастыря находятся уникальные объекты (в том числе и деревянная церковь XVI в., перевезенная сюда во времена, когда монастырь был музеем). Почему церковники должны иметь право распоряжаться по своему усмотрению общенародным достоянием, мне не совсем понятно.

4. Боровск, Пафнутьев монастырь. Извините, но таких нищих надо расстреливать рекативными снарядами. Бегут следом, цепляясь за камраны, и нагло вымогают, крича в самое ухо "Ну слышь, ну Христа ради!". Позабавили таблички "фотосъемка запрещена без благословения настоятеля" и "без благословения не входить". "Благословение настоятеля" стоит 15 р. :)

Вот, первая партия мастдая, которая сразу вспомнилась. Вспомню что еще - напишу
 
ModeM написал(а):
4. Боровск, Пафнутьев монастырь. Извините, но таких нищих надо расстреливать рекативными снарядами. Бегут следом, цепляясь за камраны, и нагло вымогают, крича в самое ухо "Ну слышь, ну Христа ради!".

4. Уже не единожды различными людьми подтверждено вышесказанное. Приходится буквально отбиваться от "просящих" и их смрадного перегара. Просят на что угодно, даже на "билетик" (на автобус чтоли? только они вряд ли могут пользоваться транспортом в их состоянии). Квасят они прямо там же, кстати, ныкая посуду в стене монастыря.
Есть там еще одноглазый работник, который ни в какую не пускает на территорию женщин. Но, справедливости ради, - бывает он на посту не всегда.

5. Церковь-колокольня Исаакия Далматского. Раменский р-н, с.Степановское. Сама постойка основательно порушена, но внутри сохранились винтовые лестницы и, если получится пробраться внутрь и подняться по лестнице - виды на окресности открываются потрясающие! Хотя дело несколько рисковое: стоять на самом верхнем уровне, где нет перил - не для людей со слабыми нервами: высота затягивает и есть шанс совершить полет вниз.

Где-то в мае-апреле прошлого года у данного Храма появились "хозяева - хранители" - батюшка и, видимо, староста (Лебедев Иван Николаевич?), которые не пускают никого, кто не занят реставрацией церкви, ибо все остальные - "разрушают, копают" и т.д.
Были неприятные инциденты, когда эти "хранители" буквально угрожали "убить за веру православную" непрошенных посетителей, прибывших "на дорогих иномарках с непонятными приборами". За несколько месяцев, все возможные и невозможные входы в Храм были закрыты листами железа, так что проникнуть внутрь могут теперь лишь те, кто использует альпинистское снаряжение. В общем, место очень красивое, но обставка реально нехорошая.
 
>кстати, непонятно, куда с его территории дели музей и зачем там сделали православную лечебницу для нариков
<может для того чтоб их не было в сьянах

>самые уникальные кирпичные купола... - правильно, вы угадали!, - покрыли жестью под позолоту. Выглядит отвратительно.
<каждый в своем доме хозяин.......

>На территории монастыря находятся уникальные объекты (в том числе и деревянная церковь XVI в., перевезенная сюда во времена, когда монастырь был музеем). Почему церковники должны иметь право распоряжаться по своему усмотрению общенародным достоянием, мне не совсем понятно.
<достояние не общенародное а РПЦ, или может ты еще скажещь что террористы тож имеют право распоряжаться?

>Позабавили таблички "фотосъемка запрещена без благословения настоятеля" и "без благословения не входить". "Благословение настоятеля" стоит 15 р.
<- ну эт уже 100% - требует разбирательств

>разрушают, копают" и т.д.
Были неприятные инциденты, когда эти "хранители" буквально угрожали "убить за веру православную"
<ну че могу сказать - наверно надо было объяснять лучше

и вообще все проблемы возникают либо из-за чьегото хорошого мнения, и соответственно из-за не понимании проблемы другой сороны - в т.ч. и высокомерия.....

а вообще - идя на объект - надо понимать - что хоть знать ты его можешь на 5+, но он не твой, и отнноситься к ниму так - чтоб админ ниче плохого в твоих действиях / просьбах / последствиях твоего пребывания - не заподозрил, А ТО ЗАБАНИТ!!!!!!!!!!!-E
 
109er написал(а):
<каждый в своем доме хозяин.......
Вот в том-то и дело, что непонятно, на каком основании теперешние хозяева начали хозяйствовать. Если речь идет об _уникальных_ памятниках (обычные сельские церкви XIXв. в стиле классицизма, пожалуй, не в счет), то "духовное начальство" должно либо сотрудничать с теми, кто призван сохранить это наследие (культуроведами, музейщиками, и т. д.) либо строить рядышком новый храм, а не разрушать/замазывать старый.
Кстати,
6. Звенигород, собор "на городке" - белокаменная резьба конца XIV в. так измазана гипсом и побелкой, что ее местами просто не видно. Видимо, духовное начальство решило, что, если собор недостаточно белый, то это "не круто", а на реставрацию резьбы денег не было - наняли по-быстрому маляров и замазали. Подобная ситуация была в XIX в. с фресками собора Мирожского монастыря - реставраторов прогнали (медленно работали), и фрески XII в. были просто прописаны сверху клеевыми красками мастерами средней руки.

А что касается того, что "РПЦ-наследница всего культурного наследия", так, пожалуй, любой из спелеоклубов может заявить свои исключительные права на все пещеры со стоянками первобытного человека, ссылаясь на то, что вот они были первые спелеологи, а мы - их наследники.
 
а Православие - эт не все культурное наследее, скорее одно из
 
To ModeM. Начнем с Москвы. Крутицкое подворье (близ м. Пролетарская). Уникальный архитектурный памятник (кстати, непонятно, куда с его территории дели музей и зачем там сделали православную лечебницу для нариков).

А что плохого в том, что церковь лечит наркоманов? Если нет предложений их уничтожать, то надо лечить, т. к. половина России уже спилась, а теперь еще молодежь на иглу садиться будет. Очень хорошо, что церкви эта проблема не безразлична. Лечебница эта считается хорошей и кроме того, они еще помогают людям пострадавшим от сект.

To ModeM. Серпухов, Высоцкий монастырь. Полностью запрещена фотосъемка. Кроме того, местный "православный дружинник" с повязкой, изображающей нечто среднее между крестом и свастикой, в довольно грубой форме требовал выключения телефона (хотя он не звонил), а дальше внимательно следил за нами, не посмеем ли мы достать фотоаппарат.

Причем тут такие ассоциации с дружинником? Практически во всех конфессиях при храмах существует охрана, которая следит за тем, чтобы посетители вели себя прилично и не нарушали правил поведения. Сходи в Москве в синагогу - там тоже самое. Тем более сейчас время не очень спокойное, случаются конфликты с сектантами и сатанистами - некоторые храмы имели проблемы с сатанистами, я сам видел следы вандализма.
Относительно нечто среднего между крестом и свастикой, это вообще требует длительного обсуждения. Свастика очень древний символ Солнца, появившийся задолго до Гитлера. Но то что можно увидеть на повязках православных дружинников, на гитлеровскую свастику не похоже.

To ModeM. Боровск, Пафнутьев монастырь. Извините, но таких нищих надо расстреливать рекативными снарядами. Бегут следом, цепляясь за камраны, и нагло вымогают, крича в самое ухо "Ну слышь, ну Христа ради!".

Верю. В Коломенском однажды от таких нищих еле ушел :)
Но людей вымогающих деньги можно встретить не только возле храмов. Вот еще одна причина того, что нужна служба следящая за порядком.
 
"РПЦ-наследница всего культурного наследия" - так никто из официальных представителей церкви никогда не говорил. Всегда говорилось, что РПЦ - наследница церковной собственности, конфискованной большевиками.


"...любой из спелеоклубов может заявить свои исключительные права на все пещеры со стоянками первобытного человека, ссылаясь на то, что вот они были первые спелеологи, а мы - их наследники " - по-моему параллели такого рода невозможны .
 
На Среднем Дону наиболее проблематичен при посещение туристом/спеликом Костомаровский женский пещерный монастырь Подгоренскго района Воронежской области. Могут выгнать без особых объяснений причин. Фотосъемка без благословления запрещена. Притом стабильности в договоренности нету (часто зависит от ветренного настроения настоятельницы). Договорится об исследованиях в монастыре даже сложно некоторым православным историкам ( в смысле верующим историкам)!!
В Дивногорском и Белогорском монастырях в этом смысле все ОК!
 
Arheolog написал(а):
Всегда говорилось, что РПЦ - наследница церковной собственности, конфискованной большевиками.

Это в ПЕРВУЮ очередь историко-культурное достояние, а уже во ВТОРУЮ - церковная собственность. Зачастую, кстати, переданная ООО "РПЦ" без каких-либо веских на то оснований, на волне постперестроечной "дороги к храму". Насчёт фотосъёмки - вопрос сомнительный, во многих музеях тоже нельзя фотографировать, или можно, но за отдельную плату. Но когда стоит вопрос о полном недопущении - на мой непросвещённый взгляд, в этом плане церковь должна быть ограничена в своих "правах собственности". А то так, знаете, договориться можно до того, что вернём гражданам Романовым "незаконно конфискованный большевиками" Эрмитаж. И никого туда пускать не будем, кроме Романовых.
 
Как правило, фотографировать все таки можно, но по благославлению (разрешению) настоятеля. Обычно туристам не разрешают фотографировать вид на алтарную часть храма (изнутри), в самом храме тоже часто съемки не поощряются (на этот счет у меня записан ахрененный прикол, вечером его повешу, как доберусь до домашнего компа).
Лично меня больше всего раздражает когда на меня смотрят косо завсегдатели церки (или докапываются), когда я формально правила церковные не нарушаю (вхожу без шапки, в длинной одежде, никого не трогаю, и даже ничего не говорю). Им не нравится, что я пришел не помолиться, а просто посмотреть (поглазеть) храм.
Проблема в том, на мой взгляд, что в церковь пришло поколение совков, воспитанных в духе коммунизма, не знающих истории христианства (да и вообще истории), не понимая его глубин, и часто воспринимающих его внешнюю часть. Хотя в некоторых случаях монахов и послушников достают туристы и отдыхающие (рядом дом отдыха и т.д.), также мало знакомых с историей христианства, да и вообще с культурой поведения в общественном месте. Идиотов хватает как с той, так и с другой стороны...
Я помню, в Святогорской лавре (Донецкая обл) для отсева празно одетых отдыхающих монахи установили фэйс-контроль из нескольких казаков (рядом дом отдыха и большой курорт, и много голых телочек, которые так и норовят соблазнить монахов: )) )
 
Табличка на входе в храм: «После посещения фермы Страуссов, вход в церковь и на территорию храма запрещен». (август 2005; православный храм Веры, Надежды, Любви и матери их Софии; г.Багратионовск; Калининградская область). Наблюдение журналиста Глезерова Сергея.

Включил в свой сборник маразмов...
 
agapov_ilya написал(а):
«После посещения фермы Страуссов, вход в церковь и на территорию храма запрещен».
Имеются в виду страусы как птицы, или это фамилия владельцев фермы?
 
Yarik написал(а):
Имеются в виду страусы как птицы, или это фамилия владельцев фермы?
Очевидно, это фамилия владельцев - так я понял человека бывшего в этом месте (подробности неизвестны). Это бывшая Пруссия, очевидно какие то немцы сделавшие что-то нехорошее (может там одни развалины остались от фермы еще со времен войны).
 
Впечатления от последнего посещения Дивногорского монастыря:
1. При появлении в монастыре все распрашивают чего здесь делаем с явным подтекстом - "чего приперлись?" Некоторые женщины вобще ведут себя вызывающе, а именно узнав что нас только трое заявляют что такой маленькой группе никто пещеру вобще не откроет. Поскольку посещение платное (5 руб.), то с трех человек - 15 р., очень малая сумма чтобы послушнику заниматься "экскурсией". А самих то нас не пустят, поскольку "пещера огромная и мы можем заблудиться"... :) (знал бы я это в 11лет когда смело шнырял тут безо всяких "экскурсоводов").
Настоятель в отъезде. Идем к указанному послушнику. Тот, несмотря на молодость, делает вид важного крутого проводника и нехотя размышляет стоит вести нас в пещеру или нет. Устав наблюдать за его мыслительным процессом, недвусмысленно намекаю, что готов заплатить как за 10 человек или даже больше (блин, ну не зря же тащились в такую даль). Согласие получено! :)

2."Экскурсовод" долго рассказывает про историю монастыря, приврав местами видимо для красного словца. По пещере - так это вобще супер! Если кто был - поймет. Короче пробежали минут за 5, ничего толком бедняга не знает. С ностальгией вспоминаю первых послушников, которые в середине 90-х, проводили весьма поучительные и интересные экскурсии даже для 1-2-х человек.

3. Реставрация поражает. На мои скромные замечания по темпам ее проведения(уже более 10 лет) послушник начинает язвительно и нервно говорить о нехватке денег(при гиганских вложениях в подворье, технику и т.д. куда уж до самого главного памятника?). Хотя признаюсь, что могу и ошибаться, но как то это странно выглядет.

4. После реставрации коллонады в храмовой части такое ощущение что находишься не в зале, а среди пересекающихся ходов. Настолько широкими сделаны колонны. На мой взгляд на службе люди будут стоять в этих ходах и просто ничего не видеть (алтарь виден только с центрального "прохода") :( Ранее(до реставрации), все выглядело, несмотря на надписи, как-то более элегантно.

5. Мне показалось, что реставрацией объекта занимаются какие-то шабашники (по крайне мере это было написано на их физиономиях). Если это действительно так, то возмутимо вдвойне!

Из явных плюсов: стихийные туристы в пещере больше не пишут на стенах и не коптят факелами. Однако стародавние идеи о разборе завала на нижний этаж похоже накрываются медным тазом. Если правильно понял, ход - замуруют, чтобы глаза и умы не мозолил....
 
Напиши, пожалуйста поподробней, чего там нареставрировали в Малых Дивах (только мылом, а то оффтоп получается для этой темы, хотя проблема реставрации в РПЦ, в принципе актуальная).
Насчет послушников - не ты один заметил. Послушники (и возможно еще некоторые трудники) явно страдают "аспирантской болезнью", в отличии от монахов. Это заметил не только я один, но мом коллеги из Калуги. Некоторые послушники там просто фундаменталисты какие то...
Кстати, пару лет назад экскурсия там была бесплатная, даже можно было фотографировать. Принимались только пожертвования...
 
Сомнения вызывает вообще компетенция всех этих «реставрационных» деятелей.
Да, Бог с ними с колоннами! Но они зачем-то перегородили (забутовали почти полностью) основной проход крестного хода. По их мнению он начинался (а соответственно будет идти и теперь) через вскрытую камеру в правой стене зала. «Старый» же ход, с их слов ходом не был – якобы там было только окошко возле которого, во время службы, находясь в камере, молились монахи (вопрос к чему же было таким огромным его прорубать – чтобы потом заложить и оставить крошечный проем?) Однако до реставрации было хорошо видно, что именно нынешний ход ранее и являлся подобной камерой. В проходах были следы бута, что говорило об отсутствии здесь постоянного «хождения». Монах, с которым мне довелось общаться в середине 90-х, вообще высказал мысль о том, что в этой камере ранее лежали мощи первых монахов. Как собственно и в противоположной стене, где был захоронен один из настоятелей. И та и другая камеры были вскрыты и разграблены (причем по рассказам старожилов гроб с останками настоятеля несколько лет валялся прямо посреди храма, а зал и указанная камера были завалены костями…)
«Реставраторы» похоже решили (по крайней мере это проскальзывало в их разговоре) забутовать и ход в нижние заваленные коридоры. Это – повторение истории с реставрацией церкви Иоанна Предтечи, там ход спокойно заложили. А с обратной стороны горы вокруг взорванного прохода кустов насажали…
 
Сверху