Обсуждение ракетной техники

  • Автор темы Коготь
  • Дата начала

saiLor

Команда форума
БЖРК, говорите? А кто читал книжку Д. Корецкого "Атомный поезд"? Много там вранья,а ?
 
Лично я, говоря об этой книге Корецкого, сказал бы так: не то что бы вранье, но очень красивый гротеск. А с другой стороны - за что судить автора слишком строго? Это ведь всё таки художественная книга, а не казённый исторический очерк (в которых, впрочем, тоже хватает ошибок). В чем-то произведение Корецкого своим слогом и таинственностью даже привлекательно для не слишком посвященного читателя и это тоже по своему полезно, ибо читатель должен, наряду с типичной для нынешних книг иронией, ощущать некий трепет и гордость за оригинальность и мощь отечественного оружия. Конечно, вот если бы слишком явное вранье было в такой монографии как скажем - Михайлов В.С. "Стратегический "Молодец". История железнодорожных ракетных комплексов", - так это было бы совсем несолидно.
 
А, думается, что-то подобное было разработано. Некая программа маскировки. Да рукотворный туман никто не отменял.
Составы ведь только последнее время на базах стояли по каким то там договорам. А ранее мотались по Стране.
Про варианты возможного нештатного "скрещивания" внутри или снаружи состава БЖРК- слышать честно говоря не приходилось. Наверное технически это возможно, хотя вопрос будет упираться в способность М-62 утянуть лишнее. Ведь по идее сцепка из трех тепловозов тянет только штатный состав одного БЖРК, а при рассредоточении один тепловоз тянет только трехвагонный боевой модуль. Конечно есть исключение в том смысле, что тепловозов - три и таких модулей в составе - тоже три. Но кроме модулей (дивизионов) есть ещё и КП полка и его бытовая зона (вагоны: столовая, общежитие и цистерны). Получается, что один из М-62 утягивает вместе со своим модулем, одновременно и всё хозяйство КП полка. В общем забот хватает и без лишнего довеска. Опять же все эти дела будут происходить явно не на станциях и тем более крупных узлах.
А вообще не только тёмное время суток создает маскировочный фактор. Время пролета развед/спутников в дневное время тоже имеет промежутки и довольно длительные. Ну и, к тому же, кто и как обнаружит состав? Точнее сказать - что грозит составу при этом обнаружении в глубине территории РФ? Даже если попробуют что-то переприцелить на него, - он к тому времени уже убежит из этой зоны..
 
Получается, что один из М-62 утягивает вместе со своим модулем, одновременно и всё хозяйство КП полка.
Не страшно. Один M62 вполне может на нулевом профиле тянуть с хорошими скоростями пару тысяч тонн. Прицепить к составу десяток разнородных порожних вагонов для имитации - всего то прибавка в 200 тонн веса. Железная дорога и тепловозы на ней страшная сила.
 
В принципе согласен. Хотя раньше нужно было учитывать, что в пусковом модуле один лишь пусковой вагон вместе с ракетой тянул в весе почти под 200 тонн. Т.е. получается, что при рассредоточении всего состава, - из 3-х его локомотивов: два тянули только 3-х вагонные пусковые модули, а один, помимо модуля - ещё и полковое хозяйство. Значит задел на буксировку более тяжелого по весу состава у М-62 (правильнее сказать ДМ-62) всё таки был. А на вид такой вроде неказистый тепловозик.
 
Расскажите про рассредоточение. Услышал в первый раз. Оно в каких случаях предусматривалось?
 
По сути дела рассредоточение предусматривалось в любом случае при реальном возникновении угрозы ядерного нападения. Система применения БЖРК в рассредоточенном порядке была аналогична такому же варианту как и на современных ПГРК. То есть подобно тому как в ПГРК каждый боевой дивизион может разделиться на три, отдельно расположенные на местности, стартовые батареи в составе одной АПУ и МОБДа, также и состав БЖРК мог разделиться на три отдельных трех/вагонных боевых модуля, включающих вагон ПУ, вагон управления и вагон технологического оборудования и ДЭС. Эти вагоны модуля были нерасцепляемые и непроходные. Комплектовались модули на заводе в Павлограде и замена вагонов в составе модуля уже не производилась. Рассредоточение БЖРК как и у ПГРК является средством повышения живучести. Но тактическая разница в том, что на ПРГК - колонна ПКП полка на марше являет собой отдельную единицу, а на БЖРК вагоны КП полка на марше находятся в одном составе с дивизионами. При внезапном получении команды на пуск - стрельба должна была вестись в составе всего БЖРК, а при наличии времени на рассредоточение- оно производилось тремя ДМ-62, один из которых на марше находился в хвосте состава. На специально оборудованных разъездах производилось растаскивание состава, а затем каждый из трех локомотивов, утягивал свой боевой модуль на специально подготовленные в геодезическом отношении отдельные ж/д ветки, находящиеся в разных местах позиционного района. Блок вагонов КП полка при этом территориально находился вместе с одним из боевых модулей. Такая мера не позволяла уничтожить состав целиком и повышала маскировочный фактор, хотя, как мне кажется, три рефрижераторных вагона в лесу могут вызвать большее подозрение, чем целый состава. Но их ещё нужно найти.
 
....оно производилось тремя ДМ-62, один из которых на марше находился в хвосте состава. На специально оборудованных разъездах производилось растаскивание состава...
Нет, на марше все три тепловоза находились в голове. Это определялось ЭД на комплекс (из-за особенностей работы систем САУК и СУТО) , а также боевыми документами. Путевое развитие полевых позиций ( "специально оборудованных разъездов") всегда строилось с учетом возможности маневровой работы по разделению БЖРК на модули, когда изначально все три локомотива находятся в сцепке в голове состава (или в хвосте, в зависимости от того, как БЖРК будет заходить на ПП, т.к. были такие ПП с ответвлениями от основного хода, когда приходилось заходить на них "хвостом").
Кроме того, сцеп из трех локомотивов обязательно работал по системе СМЕ (система многих единиц), т.е. при отказе работы даже 2-х тепловозов можно было управлять оставшимся "живым" из головного локомотива. Если один из тепловозов будет в хвосте состава, такое не представлялось бы тогда возможным.
Кстати по весу, состав БЖРК был близок к обыкновенному пассажирскому составу (вспоминаем летние поезда на юга по 20 пассажирских вагонов), так что одна "машка" (сленговое название тепловоза М62) вполне справлялась с такими поездами.
 
Насчет трех тепловозов в голове это верно. И на всех доступных фото этого комплекса всё именно так. Но мне почему-то запало в память воспоминание об увиденном в Плесецке на испытательной площадке. Видеть приходилось частенько. Ну и полазить внутри тоже удалось. Но там из трех - один тепловоз всегда был в хвосте состава. Может это проводилось в испытательных целях? И фильм есть секретный про 961-й комплекс. Там вроде как тоже впереди идут только два локомотива. Но это конечно не панацея ибо в войсках эти вопросы всегда, как говорится "устаканены" окончательно. К сожалению видеть БЖРК в дивизии уже не довелось. Я готовился к службе на них, но не успел туда доехать после академии, как начались уже "мирные процессы". Сильно жалею об этом.
Хотел спросить про разъезды. Я считал их лишь дополнительными вспомогательными путевыми точками. Так были ли они полевыми позициями? Имеется ввиду позиция для старта.
 
На Приволжской дороге, на участке Саратов - Ртищево предусматривалось патрулирование БЖРК? В 1993 году кое-что просматривал из путевого развития прямо с кабины локомотива.
 
Да. Слышал про это. У многих на военных форумах эти "саратовские" дела вызывали и до сих пор вызывают неверие. Были разговоры о том, что в тех местах вроде бы как ещё и какая-то промежуточная рем/база планировалась к эксплуатации. Вполне может быть. Единственное, что меня смущает так это то, что местность там больно "немаскировочная" для "оружия возмездия". Ну и наличие целой ракетной дивизии ОС под боком тоже как-то странно для маршрута БЖРК.
 
пять копеек "на бегу": мне как непосвященному в это как раз очень органично верится,в стиле так сказать) ну как развертывание читинской армии: развернуть 3 дивизии поближе к границе с самым "закадычным другом" да еще в местности непригодной для обитания-масса трудностей чтобы все это потом героически преодолевать)извините за внимание)
 
Насчет читинской армии - тут требуется небольшое разъяснение. Дело в том, что когда в тех местах начали разворачивать первые ракетные площадки с МБР, а это были Р-16У, то с Китаем ещё были нормальные взаимоотношения. Это к концу 60-х годов всё кардинально изменилось, но деваться было некуда, ибо местность в этих позиционных районах была уже более или менее освоена и проведено отчуждение территорий. По этой же причине в этих районах после Р-16У - стояли уже и ОСы. Те ракеты комплексов РСД, которые ранее дислоцировались вблизи границы - в Биробиджане и в Приморье и были изначально нацелены на Японию, разумеется от границы убрали, а ОСы как ты из Забайкалья уберешь? А если точнее то - куда ты их уберешь? Вот они и стояли до конца 80-х годов в Свободном, Дровяной и Оловянной. А когда в конце 70-х потребовались в тех местах Пионеры, то их разумеется тоже разместили не абы где, а на бывших площадках Р-16У или вблизи их. Что же касается "непригодности" местности, то Забайкалье это конечно не Украина и даже не средняя полоса России, но чисто теоретически "сатанинские" ракеты и должны стоять именно в таких вот диких местах. А обеспечение и оклады должны быть соответствующими.
Кстати если посмотреть на географию РВСН, то выяснится, что даже самые "поздние" по сроку дислокации дивизии в Канске, Барнауле или в Иркутске располагались там не просто так, а в пределах территории, когда-то уже отчуждавшейся в пользу Минобороны в связи с какими-то мероприятиями, к примеру при подготовке в конце 50-х годов ряда районов СССР размещения стартовых станций боевого варианта ракеты Р-7
 
Актинометру: ну я и говорю- неспособность просчитать "на два-три шага" вперед. Ну в общем-ничего необычного.
 
Может я чего не так понял, но - а как тут ещё просчитаешь? Допустим в Америке практически везде всё и по климату и по геологии - примерно одинаково. Поэтому первые БРК МБР, а затем шахты ОС, что для Титанов, что для Минитменов строились везде и лишь по возможности - в непригодной для угодий местности. У нас с этим сложнее. Когда начались первые работы по ФАУ-2 и потребовался испытательный полигон, то предложений было много и самых "сладких": на Украине, в Крыму, на Кавказе, на Кубани и т.п. Но тов. Сталин сразу предупредил, что о ценных, пригодных к землепользованию территориях не может быть и речи. Поэтому начали "мучиться" с КапЯром, а затем с Байконуром. Но разве Сталин был неправ? Как можно отдавать "под ракеты" цивильные территории? Я вообще удивляюсь тому, как удалось протащить планы размещения МБР на Украине или в той же Саратовской области? Скажем с размещением РСД на Украине в Белоруссии и в Прибалтике ясно. В то время дальность ракет не позволяла запихнуть их далеко от границ с Европой. Но с переходом на МБР - это было уже странным. А ответ один: все эти дивизии МБР размещались в пределах территорий на Украине и в Саратовской области, уже ранее отчужденных в пользу МО СССР. Однако на таких цивильных землях этого делать явно не стоило. К примеру в Саратовской области первоначально начала формироваться дивизия для РСД - Р-14У, но после её перевели в Йошкар-Олу на МБР Р-16У, а вместо неё в Татищево прибыли ребята из Биробиджана и стали служить на 8к84 ОС. А стоило ли это делать? Конечно, всем хочется служить в хороших местах и с хорошим климатом, но здесь не Америка. Хотя если уж размещать ракеты на Урале, в Сибири или в Забайкалье, то как минимум жилые военные городки нужно было строить где-то на окраинах нормальных городов, чтобы сейчас эти городки не стояли памятниками без окон и дверей в то время, когда имеется постоянный дефицит жилья. Вот в этом я с тобой согласен.
 

saiLor

Команда форума
Может я чего не так понял, но - а как тут ещё просчитаешь? Допустим в Америке практически везде всё и по климату и по геологии - примерно одинаково. Поэтому первые БРК МБР, а затем шахты ОС, что для Титанов, что для Минитменов строились везде и лишь по возможности - в непригодной для угодий местности. У нас с этим сложнее. Когда начались первые работы по ФАУ-2 и потребовался испытательный полигон, то предложений было много и самых "сладких": на Украине, в Крыму, на Кавказе, на Кубани и т.п. Но тов. Сталин сразу предупредил, что о ценных, пригодных к землепользованию территориях не может быть и речи. Поэтому начали "мучиться" с КапЯром, а затем с Байконуром. Но разве Сталин был неправ? Как можно отдавать "под ракеты" цивильные территории? Я вообще удивляюсь тому, как удалось протащить планы размещения МБР на Украине или в той же Саратовской области? Скажем с размещением РСД на Украине в Белоруссии и в Прибалтике ясно. В то время дальность ракет не позволяла запихнуть их далеко от границ с Европой. Но с переходом на МБР - это было уже странным. А ответ один: все эти дивизии МБР размещались в пределах территорий на Украине и в Саратовской области, уже ранее отчужденных в пользу МО СССР. Однако на таких цивильных землях этого делать явно не стоило. К примеру в Саратовской области первоначально начала формироваться дивизия для РСД - Р-14У, но после её перевели в Йошкар-Олу на МБР Р-16У, а вместо неё в Татищево прибыли ребята из Биробиджана и стали служить на 8к84 ОС. А стоило ли это делать? Конечно, всем хочется служить в хороших местах и с хорошим климатом, но здесь не Америка. Хотя если уж размещать ракеты на Урале, в Сибири или в Забайкалье, то как минимум жилые военные городки нужно было строить где-то на окраинах нормальных городов, чтобы сейчас эти городки не стояли памятниками без окон и дверей в то время, когда имеется постоянный дефицит жилья. Вот в этом я с тобой согласен.
В Саробл вообще с этим прикол. ОСы опаханы прям под столбики внешнего периметра. Вообще, тамошний пейзаж отдавал неким сюрреализмом. Про коровьи какахи внутри периметра я уже писал. А остальное тоже немного рвало шаблон исключительности и секретности. Стоит себе деревня. За околицей поле подсолнечника колосится. А среди весёлых подсолнухов башка карпома торчит. Метрах в двухстах от крайних плетней.
Мы местных спрашиваем "Что это, мол, в поле торчит?" А они - "Да ракетная шахта. А внутри караул. Их снаружи запирают, чтоб они в деревню за водкой, да по бабам не бегали. Вахта - неделя. Так неделю и торчат там, сухпай жрут". Уж насколько правда, но смяшно.
Кстати, за БЖРК. У нас ходят упорные слухи о разливе гептила на станции Кинель где-то в начале 80-х. Мы думали с чего бы это? В Самарской области ШПУ как-бы не зафиксированы. И тут один машинист с этой станции рассказал, что была на станции база ремонта БЖРК и он сам на маневровом по ночам таскал вагоны. Территория была огорожена, все дела. И он же подтвердил, что тот самый разлив гептила имел место из-за какой-то нештатной ситуации. И, якобы, в Чапаевске имелась какая-то база . там тестировали колесные пары. Вот интересно, имеется где инфа о местонахождении разной инфраструктуры, осблуживавшей БЖРК? Да им маршруты патрулирования интересно было бы посмотреть.
 
На Приволжской дороге, на участке Саратов - Ртищево предусматривалось патрулирование БЖРК? В 1993 году кое-что просматривал из путевого развития прямо с кабины локомотива.
Нет, не предусматривалось. Маршрутов боевого патрулирования (МБП) БЖРК на Приволжской жд вообще не было. Ближайший (к Приволжской жд) участок сети МПС, где проходил МБП одного из полков 52 рд был треугольник Кинель-Оренбург-Дёма (Уфа)-Кинель.
Вообще-то можно было "вычислить", что на данном участке жд сети проходит МБП БЖРК по такому "демаскирующему" признаку, как наличие датчиков для системы навигации БЖРК. Датчики ПДК-600 (пассивный датчик координат) устанавливались на мачтах светофоров, опорах контактной сети, иногда и на своих "персональных" мачтах примерно через каждые 80-100 км.
В МПС установка этих датчиков легендировалась как "установка датчиков контроля движения воинских эшелонов". Интересное для себя сделал открытие: оказывается до сих пор кое-где эти датчики висят и сейчас (пришлось в этом году совершать поездку по жд, дорога пролегала чеез один из бывших МБП БЖРК).

датчики.JPG
 
Сверху