Несчастный случай в пещере Клык

В середине октября пещере Клык (Fang) в Канаде произошел несчастный случай. Первый в Канаде за последние семь лет.
Хотя официального отчета еще нет, у меня есть некоторое количество полуофициальных данных о несчастье и спасаловке. Могу перевести и опубликовать, если забугорные спасработы тут кому-либо интересны.
 
шепчешь... конечно выкладывай...
может есть ссылка на канадский форум?
 
Канадский форум, конечно, есть, я его админю. :)
Только он закрыт снаружи. Доступен только членам спелеофедерации, увы.

Ловите. Это компиляция по рассказам очевидцев и по прессе.
Официального отчета еще нет, а полуофициальные и неофициальные материалы довольно противоречивы.
Сразу прошу прощения за нехудожественность перевода, я стараюсь держаться исходных материалов.

Будет пять фрагментов:
Несчастный случай
Первая помощь
Вызов спасотряда
Действия спасателей под землей
Наземная транспортировка
 
Пещера Фанг, 247 метров глубиной и 3342 м протяженностью, находится в Скалистых горах, в 120 км на восток от городка Prince George, в провинциальном парке Evanoff, провинция Британская Колумбия.

Утром 17 октября группа из четырех человек, членов местного альпклуба, Джон, Фрэнк, Вал и Анита, вошла в пещеру Фанг через средний вход. Они закрепили двойную динамическую 9 мм веревку на существующий крюк и спустились в первый зал – Колизей. Затем, навесив 11 мм динамическую веревку на большую колонну, группа начала спуск в Штопор – узкий проход увеличивающейся крутизны. Первым спускался Джон Хейбер (John Heyber, его имя пресса не разглашала), 45-ти летний довольно опытный альпинист, за увлечением пещерами ранее замечен не был.

В нижней, самой крутой, части Штопора Джон закрепил страховчную веревку на закладке в вертикальной трещине в стене. Спустившись чуть ниже, Джон заметил, что закладка сдвинулась. Он перезаложил ее плотнее и дал команду на спуск следующему участнику.

Как только спускающийся участник нагрузил веревку, трещина разошлась, и отвалившаяся часть скалы упала на Джона. Было примерно 13:40.

Фрэнк и Вал спустились к Джону, и обнаружили его лежащим в воде, (три дюйма глубиной), с камнем на груди (по разным оценкам, от одной до двух тысяч фунтов, понятно, что камень был очень большим).
Фрэнк и Вал откатили с Джона камень. Джон был без сознания и не дышал
 
Участники сделали Джону искусственное дыхание. Джону задышал и через некоторое время пришел в сознание. Фрэнк и Вал подозревали травму позвоночника, поэтому перемещать пострадавшего не рискнули, оставили лежать где лежал, в воде, а сами начали подъем, чтобы вызвать помощь. В рюкзаке, оставленном группой у входа в пещеру, был спутниковый телефон.

По почти невероятному совпадению, (никто не может припомнить, когда еще в Фанге оказывались одновременно две команды; Evanoff Park далеко не Караби, да и пещера не из проходных) примерно в это же время к тому же самому среднему входу в Фанг подошла вторая группа – опытный спелеолог Таммера и двое новичков. Они навесили веревку и спустились в Колизей. Затем подошли к началу Штопора, навесили веревку.

Таммера прошла первую ледяную секцию Штопора и встретилась с Анитой, участницей группы Джона. Анита, она еще не знала о несчастье, сказала Таммере, что внизу работают трое, и, хотя они уже поднимаются, маршрут будет еще какое-то время занят.

Таммера приняла решение отказаться от прохождения этого участка, и со своей командой ушла назад в Колизей и затем на выход.

Когда Фрэнк и Вал вышли из Штопора, они попытались догнать команду Таммеры. Таммера, поднимавшаяся из Колизея замыкающей, услышала их крики, прекратила подъем и спустилась назад в Колизей.

Таммера скомандовала своему участнику найти рюкзак группы Джона, найти в рюкзаке спутниковый телефон, позвонить 911 и потребовать помощи спасотряда Prince George (PGSAR) и провинциальной спелеоспасслужбы (BCCR). А сама, взяв вторым участника группы Джона, рванулась в Штопор на место происшествия.

Когда Таммера и участник группы Джона спустились к пострадавшему. Джон был без сознания, дыхание частое, поверхностное. Таммера диагностировала множественные переломы, и сочла, что шея и позвоночник не повреждены. Джона вынули из воды, приподняли в полусидячее положение, обложили согревающими пакетами и всей имевшейся теплой одеждой. Вскоре Джон пришел в сознание.
 
Оператор Глобалстар в штате Техас принял спутниковый звонок и передал информацию в полицию Prince George. Полиция связалась с местным спасотрядом (PGSAR), и около 16 часов была объявлена тревога. Президент Спелеоспасслужбы Британской Колумбии (BCCR), гуру подземных спасработ Фил Витфилд (Phil Whitfield) в это время находился недалеко от Prince George, в городке Quesnel – проводил семинар с местными спасателями. Фил не стал отвлекать на себя вертолет, и, передав региональным координаторам (в город Ванкувер и на остров Ванкувер) команду на сбор, поехал к Фангу.

Региональные координаторы обзвонили своих людей. В Ванкувере команда звучала буквально так: собрать все личное подземное снаряжение и все теплые вещи (в районе Фанга снегу по колено), сесть на рюкзак, и ждать команды на выезд в аэропорт к спецрейсу. То же самое было в Виктории. Ресурсам с остальной части острова предложили собраться в городке Куртни (там находится депо снаряжения спелеоспасслужбы).

Реальную команду к вылету должен был дать (или не дать) первый спасатель, добравшийся до пострадавшего.
 
Первая пятерка спасателей со снаряжением была доставлена в район происшествия на двух легких вертолетах. Их спустили на луг несколько выше среднего входа в Фанг. С третьего вертолета спустили мешки с дополнительным снаряжением ко входу в пещеру. Время 18:05.

Боб Резерфорд поспешил к пострадавшему, остальные спасатели начали спускать снаряжение и навешивать веревки. К 18:40 Боб дошел до Джона, Таммеры и третьего участника. Затем (в 19:15) к ним спустился Дейв, выполнявший функции медика.

Дейв диагностировал следующее:
- переломы ребер, семь с правой стороны, три с левой
- правосторонний пневмоторакс
- переломы обеих ключиц в нескольких местах
- повреждение правого плеча и предплечья
- болевой шок и общее замерзание
- голова, шея и позвоночник целы.

Боб поднялся в Колизей, Дейв, проделав необходимые противошоковые действия, последовал за ним. Там спасатели обсудили положение. Дейв высказал опасение, что подъем пострадавшего на носилках через Штопор нанесет еще большие повреждения.

Отступление. Летом 1994 года в горном походе по Домбаю падающий камень ударил в грудь и сломал несколько ребер молодому парню. Парень некоторое время двигался сам, потом его транспортировали вниз товарищи, но при этом пострадавший не был зафиксирован. Его тащили на закорках, привязывали за грудную обвязку...
Через несколько часов он умер. Непосредственная причина смерти – болевой шок. Вскрытие показало, что легкие парня были во многих местах исколоты обломками ребер. Хотя сама травма не была смертельной, и при правильной транспортировке парня можно было спасти.
Это я к тому, чего именно опасался Дейв.


Однако, выбора не было. Спасатели навесили полиспаст, Рон (президент PGSAR) ушел к выходу организовывать подъем из Колизея, а Дейв с носилками и со всем необходимым спустился к Джону.

Положить носилки в тесной щели было невозможно, и Джона пришлось упаковывать «стоя» - подвесив на беседке. Сначала в KED (это такая иммобилизационная штуковина, похожая на жилет, со вшитыми в него вертикальными трубками или деревяшками; пострадавшего в это заворачивают, как суши в коврик), а затем на носилки. Разумеется, это было большим наряжением для Джона,он стонал, его дыхание затруднилось. (напомню – одно легкое у него схлопнуто).

В 20:00 к началу Штопора добрались двое спасателей из второй, наземной группы, что было очень вовремя – нужны были физические силы для вытаскивания носилок с Джоном из Штопора.

В 20:15 начали подъем пострадавшего. Сопровождающим шел Дейв. Еще один спасатель шел ниже носилок, помогая Дейву маневрировать с носилками в узком вьющемся колодце. В 21:30 носилки с Джоном вытащили в Колизей. За время подъема Джон несколько раз терял сознание, и было очевидно, что чем выше ему поднимали голову, тем легче ему было дышать.

Носилки с Джоном прислонили к большому валуну, Дейв поправил «упаковку» и заменил согревающие пакеты. Пострадавшего начали поднимать из Колизея. К этому времени подошла еще одна наземная группа спасателей. Они принесли кислородный баллон и согревающие пакеты.

Около 22 часов ресурасм в Ванкувере, Виктории и Куртни дали отбой.
 
По действующим правилам, после наступления темноты совершать полеты могут только специально лицензированные пилоты на специально лицензированной технике. В Prince George таковых не оказалось. Вертолеты, с которых спустили первую пятерку спасателей, были последними, успевшими полетать до сумерек. Поэтому полиция Prince George привлекла к операции военных, имеющих право летать в горы в потемках. Вертолет (Корморан) с двумя военными спасателями (SAR-TECH) на борту вылетел в 19:00 в район Фанга с базы 442-й эскадрильи (городок Comox на востоке острова Ванкувер), но вынужден был вернуться обратно из-за неисправности - нарастающей вибрации. Второй военный вертолет (Баффало) с четырьмя военными спасателями прибыл в район работ около 23:00. Однако, ночью парашютисты не нашли поблизости места, куда бы они могли спрыгнуть. Спасатели вынуждены были высадиться на дороге ниже пещеры и бежать наверх пешком, с полной выкладкой, включающей оружие. (Не спрашивайте, зачем оружие. Положено.)

В 23:30 носилки с Джоном вытащили из Колизея на поверхность. Носилки установили вертикально, пострадавшему дали кислород, заменили согревающие пакеты. Его физическое состояние, мышление и речь заметно улучшились.

У руководителей операцией не было уверености в скором прибытии другого легкого вертолета, и было принято решение начать спуск пострадавшего своими силами к большой площадке, откуда можно было эвакуировать носилки любым вертолетом. До площадки, называющейся Ланч Рок, было около трех километров крутого спуска и сброс высоты в 900 метров. Плюс тяжелый рельеф, переправа заметной сложности, и, напомню, темнота и по колено снега.

В полночь спасатели начали спуск пострадавшего. Все время спуска носилки держали на страховке. В то время, пока одни несли носилки, другие планировали следующий участок и навешивали на нем страховку, а третьи – снимали навески на уже пройденном маршруте.

Собственно, «нести» пострадавшего не получалось. Как только носилки клали более-менее горизонтально, Джон начинал задыхаться. Носилки держали почти вертикально и так передавали с рук на руки.

Практически в тот момент, когда закончился кислородный баллон, снизу подошла свежая группа спасателей с новым кислородным баллоном. Но согревающие пакеты закончились и Джон начал замерзать.

В 3:30, как нельзя вовремя, подошли SAR-TECH парашютисты и немедленно занялись пострадавшим. У них был и кислород, и большие согревающие пакеты военного стандарта. Джону поставили капельницу (физраствор внутривенно) и его состояние заметно улучшилось.

В зто же сремя пришло подтверждение, что легкий вертолет должен прилететь примерно через два часа, и спасатели продолжили спуск к Ланч Рок.

В 5:40 вертолет и спасатели с пострадавшим прибыли на Ланч Рок. Тут выяснилось, что горно-спасательные носилки Ferno не помещаются в подъемную корзину вертолета – у военных, опять же, свои стандарты. Спасателям пришлось переупаковать Джона в военные носилки, и в 6:20 пострадавший был эвакуирован к ожидавшей машине с медиками, и доставлен в региональный госпиталь Prince George.

С рассветом свежая группа Альпклуба и несколько не спавших всю ночь спасателей были заброшены гражданским вертолетом ко входу в Фанг. Они сняли оставшиеся навески и нашли мешок со снаряжением, сброшенный в самом начале операции, но не найденный в наступившей темноте.

В операции приняли участие 4 спасательных отряда (Prince George, BCCR, Quesnel, Nechako Valley), Альпклуб, полиция, служба скорой помощи, 442-я эскадрилья ВВС Канады. Всего 51 человек на земле и десять в воздухе.

Из общедоступных ссылок - толковая статья в газете Prince George Citizen: http://www.princegeorgecitizen.com/20091018999910702/local/news/escape-from-fang-mountain.html
 
Мне бы хотелось обсудить несколько соображений, в связи с изложенным. Ну, кроме того, что альпинистская техника под землей применима далеко не всегда.

Получается, что система сбора спасателей-добровольцев по телефонным спискам таки работает, раз после многих безаварийных лет удалось собрать квалифицированных людей и забросить их ко входу в дыру через два часа после сигнала об аварии.

Многим просверлили мозги о том, что нельзя двигать человека с подозрением на повреждение шеи или позвоночника. Фрэнк, Вал и Анита или растерялись, или не понимали, что шок от травмы плюс холод равно смерть. Только вовремя подошедшая Таммера разрулила ситуацию, а то бы помер Джон от переохлаждения, как Катя Осипова в Ханты-Мансийской в 2005.

Правомерно ли Таммера бросила свою команду (новичков), предоставив им самим выходить из пещеры, пусть и на простом участке?
 
Таммера. Это чтобы представлять. :)
IMG_8517s8m.jpg
 
Вот это слаженная, добросовестная работа, хотя и на слова не поверили сначала, зато потом компенсировали щедрыми материальными ресурсами. Молодцы! Поздравляю Джона с выживанием. :)

Winter, хорошо написал, понравился твой стиль, манера изложения материала, фактичность и то, как ты передал отношения людей друг к другу. Готов предложить тебе портал для публикации своих статей, рассказов. Если интересует - пиши в ЛС.
 
Вот это слаженная, добросовестная работа, хотя и на слова не поверили сначала, зато потом компенсировали щедрыми материальными ресурсами. Молодцы! Поздравляю Джона с выживанием. :)
Почему это не поверили? Звонок был ретранслирован в полицию, полиция определила, что случай не в ведении трех служб 911 (пожарных, полиции, скорой) и активировала план PEP (provincial emergency program). Действия по плану PEP запускаются из столицы провинции - Виктории. Из столицы управление было передано назад в полицию Prince George, и они связались с руководством спасслужб - местной наземной и провинциальной спелео. На все это ушел час. В 16 часов была объявлена тревога, в 16:20 принято решение о запросе помощи от других команд провинции, я (в Ванкувере) получил команду от местного координатора на готовность к спецрейсу в 16:30. По-моему, кроме начальной бюрократической стадии, все было вполне оперативно.
Winter, хорошо написал, понравился твой стиль, манера изложения материала, фактичность и то, как ты передал отношения людей друг к другу. Готов предложить тебе портал для публикации своих статей, рассказов. Если интересует - пиши в ЛС.
Спасибо на добром слове. Я вообще-то не старался сделать текст художественным... Хотя, наверное, идея недурна. :)
 
не совсем понял, пострадавшего оставили одного. в воде, отнюдь не теплой, и все выдвинулись вверх за спасами? могли потерять человека от банальной гипотермии.
 
я так понимаю первая группа была весьма поверхностно знакома особеностями пещер, плюс у них было подозрение на повреждение позвоночника.
 
не совсем понял, пострадавшего оставили одного. в воде, отнюдь не теплой, и все выдвинулись вверх за спасами? могли потерять человека от банальной гипотермии.
Это как раз то, что я хотел бы обсудить. Там еще пара моих постов потерялась в недрах премодерирования.
Есть повреждение позвоночника или нет его, все равно оставлять пострадавшего в воде нельзя.
В Ханты-Мансийской в 2005 у девчонки точно было повреждение позвоночника. А умерла в результате от переохлаждения. Может, лучше было таки подвинуть, там, коврик подложить... Я не в осуждение, чисто чтобы не повторять.
 
А чего тут обсуждать? Спасательное одеяло не просто так входит в список обязательного личного снаряжения.
 
Если пострадавший лежит на камнях (и уж тем более в воде) только укрывать малоосмысленно. Надо как-то изолировать страдальца от холодного грунта... а как его безопасно подвинуть, если позвоночник поврежден?

И еще мне не нравится - положение о том, что нельзя двигать пострадавшего с травмой позвоночника (или даже с подозрением на него) стало догмой. И оправданием бездействия. Это же просто: я подозреваю травму позвоночника, пусть лежит где лежит. Легко. И никто не придерется. А что при этом действие травмирующего фактора - холода - не прекращено, это как?
 
Возможен ли такой вариант извлечения человека из воды на полу с подозрениями повреждения шеи или позвоночника: просунуть под него одежду таким образом, чтобы получились мягкие носилки, а потом уже за эти носилки и поднимать, поддерживая голову руками, если не хватит одежды и на неё?
 
Сверху