Изображения осады Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II, 23 сентября 1608 по 12 января 1610 - картины, гравюры, схемы, карты, рисунки известных русских живописцев
Историческая справка
Героическая оборона крепости Троице-Сергиева монастыря является одной из самых ярких страниц отечественной истории. Начало XVII в. – важнейший период истории России. Социально-экономические противоречия, обострившиеся к концу XVI в., усугубились династическим кризисом. Ожесточенное соперничество в высших слоях общества и борьба сословий за положение в государстве привели к ослаблению государственной власти и обороноспособности страны, чем не замедлили воспользоваться внешние враги Московского государства, стремившиеся к захвату русских земель и установлению протектората над страной, потерявшей политическое единство. Началась польско-литовско-шведская интервенция. Огромные человеческие жертвы, разорение обширных территорий страны сопровождалось потерей политической и социальной ориентации в обществе. «Отсутствия порядка», и в обществе, и в умах, отразилось в названии исторического периода – Смутное время.
Этот опаснейший для национальной независимости и территориальной целостности страны период стал в то же время важнейшим этапом становления российской государственности, формирования национального и гражданского самосознания русского народа, когда угроза иностранной экспансии заставила примириться враждующие сословия и политические группы и объединиться в борьбе с интервентами за свободу Отечества. Основные события Смуты пришлись на 1604-1612 гг. Завершением этого периода стало Деулинское перемирие 1618г.
Троице-Сергиев монастырь оказался в центре военных действий в один из критических моментов, когда правительство избранного царя Василия Шуйского потеряло фактический контроль над многими западными и центральными уездами, где хозяйничали войска Лжедмитрия II и иностранные наемники. Некоторые города, монастыри и местности присягнули на верность Самозванцу, который выдавал себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного. Летом 1608 г. Лжедмитрий II осадил Москву. В качестве одной из мер блокады столицы было принято решение перерезать все важнейшие дороги, связывавшие ее со страной. На захват крепости Троице-Сергиева монастыря, прикрывавшей Переславскую дорогу, были направлены польские воеводы Ян Петр Сапега и Александр Лисовский. В сентябре 1608 г. к стенам Троице-Сергиева монастыря подошло войско польско-литовских и немецких наемников во главе с Я. Сапегой. Его основу составляла конница, которую дополняли пехотинцы и полевая артиллерия. Пятнадцатитысячному профессиональному войску нападавших противостояло не более двух с половиной тысяч защитников крепости, среди них был лишь небольшой отряд стрельцов и Троицких слуг, обученных ратному делу, остальные – насельники монастыря и крестьяне окрестных сел и слобод, укрывшиеся в монастыре со своими семьями. В осаде оказалось много женщин, детей и стариков. Тем не менее осажденные решительно отвергли предложение сдаться: «…И десяти лет христианское отроча в Троицком Сергиеве монастыре посмеется вашему безумству и совету», – ответили они посланцу польского воеводы Сапеги.
Оборона крепости Троице-Сергиева монастыря сыграла стратегическую роль в борьбе с интервентами: она способствовала освобождению Ярославской дороги, по которой в 1612 г. пришли войска и ополчение, освободившие Москву. Отстояв крепость, ее защитники не позволили интервентам превратить ее в препятствие на пути к освобождению Москвы, не допустили разграбления и поругания национальных сокровищ и духовных святынь русского народа, сберегаемых в монастыри. Сергиева обитель осталась оплотом стойкости, нерушимости веры и патриотизма. После снятия осады архимандрит Дионисий рассылал из Троицкого монастыря письма с призывами встать на защиту Москвы и православной веры, которые помогали людям избрать истинный путь в бурных перипетиях Смутного времени, что способствовало духовной консолидации народа, воплотившейся в создание ополчения.