Матчасть. ...Продолжение
Всем привет!
Хочу закончить сегодня с приборами и рычагами. Повторю здесь снимок:
Нижние кругляши - между посадочно-пилотажным индикатором и правым штурвалом, слева направо:
Двухстрелочный тахометр,
Два указателя
расхода топлива,
Вариометр кабины и указатель
высоты и разницы давления в кабине и за бортом,
Два указателя
расхода воздуха.
В нижней части доски правого лётчика есть индикаторы температуры воздуха в кабине и за бортом, которые остались за кадром...
В-общем, мне показалось, что приборы двигателей и разных систем размещали по принципу наличия свободного места.
Тахометр на турбо-винтовом ероплане в полете почти всегда показывает 100%. Тяга регулируется подачей топлива и шагом винтов.
Маленькие невразумительные манометры крутящего момента и УПРТ, указатель положения ручки топлива - вот что нужно для контроля режима двигателей. Они разнесены, а с места правака ни УПРТ, ни тахометр особо и не видны. Зато есть бортач, который сделает, как надо и доложит...



И сигнальные лампы, разбросанные везде, где нашлось для них место. Но и это не страшно. Можно выучить в процессе учебы.
И теперь центральный пульт, он же пьедестал.
Две красные ручки на переднем плане - рукоятки
аварийного торможения. Ниже красные штучки -
краны гидравлического флюгирования винтов и останова двигателей. Случись в полёте отказ двигателя, остановившийся винт создаст большое аэродинамическое сопротивление, что чревато моментальным разворотом и срывом в штопор. Особенно это опасно на турбовинтовых самолётах с четырьмя двигателями, в случае одновременной остановки двух двигателей на одном крыле, что и случилось 29 июля 2007 года с Ан-12 б/н 93912 после взлёта из Домодедова...
Поэтому каждый экипаж проходит тренировки на действия при отказе одного и двух двигателей. И хотя на Анах предусмотрено аварийное автоматическое флюгирование, борттехник должен вовремя отреагировать и вручную зафлюгировать отказавший двигатель.
Как мне рассказывал мой хороший знакомый, который уже много лет трудится бортмехаником на Ан-26, в отличие от тренажера, на летящем самолёте делать это двольно сцыкотно, но потом привыкаешь, тем более, что речь идет о выживании...
Над рукоятками аварийного торможения панель управления
автопилотом. Большая рукоятка -
координированный разворот. Тумблерами осуществляется выбор режимов работы АП.
Левее АП блокировка и переключатель
выпуска/уборки закрылков. Правее - блокировка и переключатель
шасси.
Алгоритм такой - повернул в нужную сторону кружок, и по прорези двинул рычажок. Отследил по указателю закрылков нужный угол, вернул ручажок в среднее положение, повернул кружок блокировки в среднее положение. Так же и с шасси. Геморно, зато безопасно. Случайно не заденешь.
Для сравнения - в Ан-148, как и во всех других современных самолётах кран шасси находится слева в нижней части приборной доски правака, и при этом он вполне доступен КВСу. Левее РУДов находится рычаг выпуска интерцепторов (воздужных тормозов, которые Ану-26 не нужны), правее - рычаг закрылков с фиксированными положениями.
Про три РУДа задавать вопрос не буду. Думаю, все знают, почему так.
А теперь вопрос для знатоков -
Для чего рычажки с желтым и черным шариками, расположенные левее РУДов?
Ну и два симпатичных штурвальчика под приборной доской - триммер руля высоты. На этом самолёте используется очень часто. Видимо, дело в том, что на Ан-26 и Ан-24 гидросистема используется для выпуска/уборки шасси и закрылков и для разворота носовой стойки шасси при рулении, а также для торможения на пробеге. Каналы управления по крену, тангажу и рысканию гидравлического усиления не имеют. Максимальный взлётный вес Ан-26 - 24 тонны. Думаю, что на грузовике с таким весом без гидроусилителя руля вы много не проедете.

Вот и двигают лётчики руль высоты при помощи триммера.
Кстати, вроде бы и на Ил-18 управление не имело бустеров, а этот самолёт был любим летающими людьми за отточенную управляемость...
Два циферблата за триммером под приборной доской - указатели положения закрылков и открытия створок маслорадиатора.
На центральном пульте живут еще и разные другие важные органы - переключатели триммеров руля направления и элеронов, выключатели останова двигателей и выключатели снятия винтов с упора.
А на левом боку внизу пьедестала находится рычаг стопорения управления, применяемого во время стоянки самолёта...
До встречи в полёте!