По действующим правилам, после наступления темноты совершать полеты могут только специально лицензированные пилоты на специально лицензированной технике. В Prince George таковых не оказалось. Вертолеты, с которых спустили первую пятерку спасателей, были последними, успевшими полетать до сумерек. Поэтому полиция Prince George привлекла к операции военных, имеющих право летать в горы в потемках. Вертолет (Корморан) с двумя военными спасателями (SAR-TECH) на борту вылетел в 19:00 в район Фанга с базы 442-й эскадрильи (городок Comox на востоке острова Ванкувер), но вынужден был вернуться обратно из-за неисправности - нарастающей вибрации. Второй военный вертолет (Баффало) с четырьмя военными спасателями прибыл в район работ около 23:00. Однако, ночью парашютисты не нашли поблизости места, куда бы они могли спрыгнуть. Спасатели вынуждены были высадиться на дороге ниже пещеры и бежать наверх пешком, с полной выкладкой, включающей оружие. (Не спрашивайте, зачем оружие. Положено.)
В 23:30 носилки с Джоном вытащили из Колизея на поверхность. Носилки установили вертикально, пострадавшему дали кислород, заменили согревающие пакеты. Его физическое состояние, мышление и речь заметно улучшились.
У руководителей операцией не было уверености в скором прибытии другого легкого вертолета, и было принято решение начать спуск пострадавшего своими силами к большой площадке, откуда можно было эвакуировать носилки любым вертолетом. До площадки, называющейся Ланч Рок, было около трех километров крутого спуска и сброс высоты в 900 метров. Плюс тяжелый рельеф, переправа заметной сложности, и, напомню, темнота и по колено снега.
В полночь спасатели начали спуск пострадавшего. Все время спуска носилки держали на страховке. В то время, пока одни несли носилки, другие планировали следующий участок и навешивали на нем страховку, а третьи – снимали навески на уже пройденном маршруте.
Собственно, «нести» пострадавшего не получалось. Как только носилки клали более-менее горизонтально, Джон начинал задыхаться. Носилки держали почти вертикально и так передавали с рук на руки.
Практически в тот момент, когда закончился кислородный баллон, снизу подошла свежая группа спасателей с новым кислородным баллоном. Но согревающие пакеты закончились и Джон начал замерзать.
В 3:30, как нельзя вовремя, подошли SAR-TECH парашютисты и немедленно занялись пострадавшим. У них был и кислород, и большие согревающие пакеты военного стандарта. Джону поставили капельницу (физраствор внутривенно) и его состояние заметно улучшилось.
В зто же сремя пришло подтверждение, что легкий вертолет должен прилететь примерно через два часа, и спасатели продолжили спуск к Ланч Рок.
В 5:40 вертолет и спасатели с пострадавшим прибыли на Ланч Рок. Тут выяснилось, что горно-спасательные носилки Ferno не помещаются в подъемную корзину вертолета – у военных, опять же, свои стандарты. Спасателям пришлось переупаковать Джона в военные носилки, и в 6:20 пострадавший был эвакуирован к ожидавшей машине с медиками, и доставлен в региональный госпиталь Prince George.
С рассветом свежая группа Альпклуба и несколько не спавших всю ночь спасателей были заброшены гражданским вертолетом ко входу в Фанг. Они сняли оставшиеся навески и нашли мешок со снаряжением, сброшенный в самом начале операции, но не найденный в наступившей темноте.
В операции приняли участие 4 спасательных отряда (Prince George, BCCR, Quesnel, Nechako Valley), Альпклуб, полиция, служба скорой помощи, 442-я эскадрилья ВВС Канады. Всего 51 человек на земле и десять в воздухе.
Из общедоступных ссылок - толковая статья в газете Prince George Citizen:
http://www.princegeorgecitizen.com/20091018999910702/local/news/escape-from-fang-mountain.html