Памятник создателям ракетного щита России.

#2
16 сентября 2004 года в подмосковном Дзержинском на одной из площадей города открыт мемориал создателям ракетного щита России в виде пускового контейнера для ПГРК "ТОПОЛЬ", установленного вертикально вверх. Подобный памятник ракете в натуральную величину это единственный в мире подобный монумент, расположенный в городской черте. Памятник является символом мощи и признания заслуг тех, кто вложил свои силы в создание ядерного щита Советского Союза и России. В основание памятника была заложена капсула с посланиями от трех поколений, а именно ветеранов, которые принимали непосредственное участие в создании "Тополя", тех сотрудников, которые работают сейчас, а также студентов, которые в дальнейшем планируют связать свою судьбу с военно-промышленным комплексом России. Место установки памятника выбрано не случайно. Уже более 70-ти лет в городе Дзержинский работает федеральный центр двойных технологий "Союз", который имеет непосредственное отношение к созданию ракеты "Тополь". ФГУП «ФЦДТ «Союз» – одно из ведущих предприятий Российской Федерации в области химии и технологии твердых ракетных топлив, проектирования и отработки энергетических установок для ракетных комплексов различного назначения, космических систем, установок прямого преобразования энергии, а также создания технологий двойного назначения. Предприятие основано в октябре 1947 года на базе опытно-исследовательского завода 512, производившего в годы Великой Отечественной войны пороховые заряды для легендарных «Катюш».
Основными видами промышленной и научно-технической продукции ФГУП "ФЦДТ "Союз" являются:
Разработка широкого класса смесевых и баллиститных ракетных твердых топлив (СРТТ и БРТТ), а также модернизация высокоэффективных БРТТ.
Модернизация существующих и разработка новых технологий получения перспективных компонентов РТТ.
Разработка новых композиционных материалов и создание технологических процессов изготовления корпусов РДТТ перспективных ракетных комплексов.
Создание твердотопливных зарядов, корпусов и двигателей ракетных комплексов различного назначения для всех родов войск и видов Вооруженных Сил, космических систем и установок прямого преобразования энергии.
Опытное и серийное производство твердотопливных зарядов, корпусов и двигательных установок для систем вооружения различного назначения. одной из уникальных разработок предприятия является двигательная установка системы аварийного спасения ракет-носителей «Союз». Ее исполнительная часть — твердотопливный двигатель, массой примерно в тонну, закрепленный в вершине головного обтекателя космического корабля. Вместо одного сопла у него двенадцать маленьких, установленных под углом 30° к оси ракеты. Система аварийного спасения получила негласное название ЖИЗНЬ НА КОНЧИКЕ ИГЛЫ.
Утилизация зарядов РТТ. Более подробно с ассортиметом продукции можно ознакомиться на сайте ФГУП "Федеральный центр двойных технологий "Союз"

 
Последнее редактирование:
#3
16 сентября 2004 года в подмосковном Дзержинском на одной из площадей города открыт мемориал создателям ракетного щита России в виде пускового контейнера для ПГРК "ТОПОЛЬ", установленного вертикально вверх. ......

Там неподалёку еще и другие интересные твердотопливные штуки есть, и не только. Проезжал там несколько раз, нечем было сфотографировать.
 
#4
Там неподалёку еще и другие интересные твердотопливные штуки есть, и не только. Проезжал там несколько раз, нечем было сфотографировать.
Там много чего есть интересного. Всему своё время. Для начала стоит ознакомиться с основной изюминкой всей композиции, представляющей из себя высокопрочный герметизированный стеклопластиковый транспортно-пусковой контейнер (ТПК) ПГРК "Тополь" (РТ-2ПМ) диаметром 2 м и длиной 22 м. Если у кого, что есть добавить по существу, то милости прошу делитесь фактами. От себя хочу добавить, что Ракета 15Ж58 выполнена по схеме с тремя маршевыми ступенями. Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое, разработанное в Люберецком ЛНПО «Союз», более совершенное смесевое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей.



За пятнадцать лет памятник обветшал на столько, что становится стыдно. не побоюсь громких эпитетов, обидно за ДЕРЖАВУ. Плитка потрескалась и рассыпается, а местами отсутствует. Ступени, ведущие на вершину холма того и гляди осыпятся вниз. Корпус контейнера изначально по замыслу архитектора украшал герб ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО. Конечно же проще его замазать зелёнкой. Может совесть всё-таки проснётся у администрации города и гордость РОДИНЫ приведут в надлежащий вид. Контейнер можно покрасить в камуфляж, от этого композиция только выиграет. Надо всего лишь организовать конкурс среди художников. Стоить будет это совсем не дорого, если не включать в смету откаты чиновникам. А художники обязательно найдутся.







Давайте поднимемся и осмотрим само уникальное изделие. Пенал установлен на вершине импрвизированного холма. Основание монумента оформлено по образу и подобию клумбы для цветов. Явная недоработка архитектурного замысла. Опоры выглядят на мой взгляд чужеродно и неестественно.



Интересно как себя чувствуют пролетающие сверху самолёты, когда видят, что они находятся под пристальным взглядом "ТОПОЛЯ"?

 
Последнее редактирование:
#5
Экспозиция монумента создателей ракетного щита России не ограничивается одним экспонатом.



На самой нижней площадке установлена реактивная система залпового огня БМ-21 РЗСО "Град", которая к сожалению,уже изрядно раздолбана местными ассоциальными элементами. 9К51 «Град» — советская реактивная система залпового огня (РСЗО) калибра 122 мм. Предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортеров в районе сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей. Состоит из: боевой машины БМ-21 на шасси «Урал-375Д», системы управления огнем, 122-мм неуправляемых реактивных снарядов, транспортно-заряжающей машины 9Т254. В составе батареи РСЗО БМ-21 имеется машина управления 1В110 «Береза» на шасси автомобиля ГАЗ-66, обеспечивающая подготовку данных для стрельбы. Этой части экспозиции мы уделили меньше всего внимания.



Самая выгодная позиция выделена для зенитно-ракетного комплекс малого радиуса действия С-125 "Нева". Это своего рода вишенка на торте.



Именно на 'этом экспонате мы акцентируем наше внимание.
 
#6
Зенитный ракетный комплекс входил в состав ПВО СССР и предназначался для защиты объектов промышленной и военной инфраструктуры от ударов любых типов средств воздушного нападения, выполняющих боевую задачу на средних, малых и предельно малых высотах. Ошибка наведения ракеты на цель может составлять от 5 до 30 метров. Разработка ЗРК началась в НПО «Алмаз» в 1956 году в ответ на создание самолетов, эффективно действующих на малых высотах. Техническое задание на разработку комплекса предполагало возможность уничтожения целей, летающих на высоте от 0,2 до 5 км, на дальности от 6 до 10 км, со скоростью не более 1500 км/ч. На первых испытаниях комплекс работал с ракетой 5В24. Этот тандем оказался недостаточно результативным, поэтому в задание внесли дополнительное требование – подстроить его под новую ракету 5В27, унифицированную с морским комплексом «Волна. Это решение позволило в значительной степени улучшить ТТХ (тактико-технические характеристики) системы. В 1961 году комплекс приняли на вооружение, под обозначением С-125 «Нева». В дальнейшем ЗРК не единожды модернизировали. В ее состав включили аппаратуру для борьбы с помехами ГШН, телевизионного визирования цели, отведения ПРР, опознания, звукового контроля, а также установки выносного индикатора СРЦ. Благодаря усовершенствованию конструкции, ЗРК смог уничтожать цели, находящиеся на дальности до 17 километров. В 1964 году модернизированный вариант ЗРК был принят на вооружение под наименованием С-125 «Нева-М». Экспортная версия установки получила название «Печора». В 1980 году состоялась вторая и последняя попытка модернизации комплекса.



Стартовая батарея состоит из четырех пусковых установок 5П73, на каждой из которых установлено 4 ракеты.



Зенитная управляемая ракета (ЗУР) 5В27, разработанная в МКБ «Факел», была двухступенчатой и строилась по аэродинамической схеме «Утка». Первая ступень ракеты состоит из твердотопливного ускорителя; четырех стабилизаторов, раскрывающихся после старта; и пары аэродинамических поверхностей, расположенных на соединительном отсеке и необходимых для снижения скорости полета ускорителя после отстыковки первой ступени. Сразу после отстыковки первой ступени данные поверхности разворачиваются, что влечет за собой интенсивное торможение ускорителя с его последующим быстрым падением на землю. Стартовый укоритель работает от двух до четырех секунд, а маршевый – до 20 с. Время, необходимое на самоликвидацию ракеты, – 49 с.



Вторая ступень ЗУР также имеет твердотопливный двигатель. Ее конструкция состоит из набора отсеков, в которых располагаются: приемо-передающая аппаратура ответных сигналов, аппаратура радиовзрывателя, боевая осколочно-фугасная часть, приемная аппаратура команд управления и рулевые машинки, с помощью которых осуществляется наведение ракеты на цель.



Время работы двигателя первой ступени достигало 4 с. Двигатель комплектовался воспламенителем 5Б94. Сопло стартового двигателя оснащалось "грушей", позволявшей регулировать площадь критического сечения в зависимости от температуры окружающей среды. Заднее днище корпуса и сопло двигателя прикрывались хвостовым отсеком в форме усеченного обратного конуса.

 
#7
Зенитно ракетный комплекс монтировался на перевозимой четырехбалочной пусковой установке 5П73, которая была спроектирована под руководством главного конструктора Б.С. Коробова. Без газоотражателей и ходовой части она транспортировалась на автомобиле ЯАЗ-214. С целью предотвращения касания ракетой земли или местных предметов при "проседании" на начальном неуправляемом этапе полета при стрельбе по маловысотным целям устанавливался минимальный угол встреливания ракеты - 9 град. Для предотвращения эрозии грунта при пусках ракет вокруг ПУ настилалось специальное резинометаллическое многосекционное круговое покрытие. Поворотная часть четырехбалочной пусковой установки 5П73 также устанавливалась на автомобильной базе, затем - на танковом шасси.









Стремление сосредоточить почти вес приборы управления и элементы рулевого привода, включая рулевую машинку элеронов, в одной зоне, перед двигателем, привело к непривычному конструктивному решению - открытому размещению жесткой тяги кинематики привода элеронов, протянутой вдоль корпуса маршевого двигателя.





Согласно справочной информации, взятой из открытых источников по перечню и количеству содержания драгоценных металлов в изделии пусковая установка 5П73 содержит золота : 143,1 и серебро : 686,4 граммов



 
#8
Самая выгодная позиция выделена для зенитно-ракетного комплекс малого радиуса действия С-125 "Нева". Это своего рода вишенка на торте.
deletant
Катта рахмат за репортаж из старинного городка Угреши, волею коммунистов ставшего Дзержинским. Экспонаты в хорошем состоянии, все можно подробно рассмотреть. И отдельный респект за отличные снимки.
Ну а я предложу не вишенку на торте, а скорее наоборот....
Воспоминания от том, как 125-ка исчезала с лица земли. Её в разных модификациях наделали очень много, много поставляли за рубеж. И много где ПУ от С-125 устанавливали в качестве памятника.
Конечно же, перед городком Голицынской базы (больший размер по клику):



Ох и ах, давно уже распилили те ракетки на четырёхбалочной ПУ.
А почему вдруг 125-ка оказалась на базе С-25? Напомню, когда кавесы в 2007 году открыли для себя Базы С-25, первое, что они увидели, проникнув на территорию площадки через дальний КПП, были пеналы, в которых когда-то хранились ракеты С-125.



Ответ очевиден - на базе ликвидировали технику - пилили металл, а заряды ТТ двигателей просто жгли. Я в свое время очень удивился, когда спустя много лет после службы попал на базу, как всё там будто закоптилось.
Вот так - выкладывали шашки, поджигали и все...



Даже были несчастные случаи, слава Всевышнему, все живы, но фотка уже потерялась в одноквассниках.
Потом, при расформировании Музея КСпН в Немчиновке, экспонаты упомянутого музея привезли на базу, в том числе и 125-ку; и в 2012 году я их там видел своими глазами, а тогдашние служивые охотно выкладывали сокровища в соцсети.



Честно говоря, давненько не был я на площадке, да и в нынешние времена как-то не верится, что удастся договориться с командованием о посещении, но глядя на космоснимки Яндыгса и Гугла видно, что экспонатов явно стало меньше... Впрочем, как и действующей техники.
Так что надо радоваться, что где-то - В Дзержинском и в Заре - еще можно рассмотреть технику в приличном состоянии.
И спасибо служивым, что запечатлели интересные моменты, и кавесам 2007 года, чьи фотки с баз лежали много лет на фотофайле, почившему в бозе. И спасибо моему однополчанину Лёхе, который заархивировал все доступные снимки, что нашел в тырнетах и в соцсетях на тему С-25 и техбаз, и выложил их по-новой.
Всем добра и хороших выходных!
 
#9
deletant
Катта рахмат за репортаж из старинного городка Угреши, волею коммунистов ставшего Дзержинским. Экспонаты в хорошем состоянии, все можно подробно рассмотреть. И отдельный респект за отличные снимки.
Ну а я предложу не вишенку на торте, а скорее наоборот....
Воспоминания от том, как 125-ка исчезала с лица земли. Её в разных модификациях наделали очень много, много поставляли за рубеж. И много где ПУ от С-125 устанавливали в качестве памятника.
Конечно же, перед городком Голицынской базы (больший размер по клику):



Ох и ах, давно уже распилили те ракетки на четырёхбалочной ПУ.
А почему вдруг 125-ка оказалась на базе С-25? Напомню, когда кавесы в 2007 году открыли для себя Базы С-25, первое, что они увидели, проникнув на территорию площадки через дальний КПП, были пеналы, в которых когда-то хранились ракеты С-125.



Ответ очевиден - на базе ликвидировали технику - пилили металл, а заряды ТТ двигателей просто жгли. Я в свое время очень удивился, когда спустя много лет после службы попал на базу, как всё там будто закоптилось.
Вот так - выкладывали шашки, поджигали и все...



Даже были несчастные случаи, слава Всевышнему, все живы, но фотка уже потерялась в одноквассниках.
Потом, при расформировании Музея КСпН в Немчиновке, экспонаты упомянутого музея привезли на базу, в том числе и 125-ку; и в 2012 году я их там видел своими глазами, а тогдашние служивые охотно выкладывали сокровища в соцсети.



Честно говоря, давненько не был я на площадке, да и в нынешние времена как-то не верится, что удастся договориться с командованием о посещении, но глядя на космоснимки Яндыгса и Гугла видно, что экспонатов явно стало меньше... Впрочем, как и действующей техники.
Так что надо радоваться, что где-то - В Дзержинском и в Заре - еще можно рассмотреть технику в приличном состоянии.
И спасибо служивым, что запечатлели интересные моменты, и кавесам 2007 года, чьи фотки с баз лежали много лет на фотофайле, почившему в бозе. И спасибо моему однополчанину Лёхе, который заархивировал все доступные снимки, что нашел в тырнетах и в соцсетях на тему С-25 и техбаз, и выложил их по-новой.
Всем добра и хороших выходных!
Я на нашей излюбленной ЁЛОЧКЕ смог обнаружить только изрядно проржавевший разгонный блок первой ступени, пеналы не видел ни разу. А вот во С-125 очень заинтересовала конструкция основания со множеством технологических элементов, именно поэтому сделал на них акцент в предыдущем посту. В сети блуждает книжечка по этому комплексу, может там найдутся ответы.
 
#10
В ходе доработок комплекса были созданы следующие модификации.
Для ПВО СССР: С-125 «Нева». Базовый вариант с ракетой 5В24 дальностью до 16 км. С-125М «Нева-М». Комплекс, получивший ракеты 5В27 и увеличенную до 22 км дальность. С-125М1 «Нева-М1». Отличается от версии «М» повышенной помехозащищенностью и новыми ракетам 5В27Д с возможностью стрельбы вдогон.
Для ВМФ СССР: М-1 «Волна». Корабельный аналог версии С-125. М-1М «Волна-М». Корабельный аналог версии С-125М. М-1П «Волна-П». Корабельный аналог версии С-152М1, с добавлением телесистемы 9Ш33. М-1Н. «Волна-Н». Комплекс нацелен на борьбу с низколетящими ПКР.
Для экспорта: «Печора». Экспортный вариант ЗРК «Нева». «Печора-М». Экспортный вариант ЗРК «Нева-М». «Печора-2М». Экспортный вариант ЗРК «Нева-М1». ЗРК С-125 «Печора-2М» до сих пор поставляется в ряд стран.



Основные тактико-технические характеристики ЗРК «Нева»: Диапазон высот поражения – 0,02-18 км. Максимальная дальность поражения – 11-18 км, в зависимости от высоты. Расстояние между центром позиции и кабиной управления – до 20 м. Расстояние между кабиной управления и пусковым устройством – до 70 м. Длина ракеты – 5948 мм. Диаметр 1-й ступени ракеты – 552 мм. Диаметр 2-й ступени ракеты – 379ьмм. Стартовая масса ракеты – 980 кг. Скорость полета ракеты – до 730 м/с. Максимально допустимая скорость цели – 700м/с. Вес боевой части ракеты – 72 кг.



В 1999 году, во времена агрессии НАТО против Югославии, ЗРК С-125 последний раз использовались на поле боя. К началу боевых действий Югославия располагала 14 батареями С-125. В ходе этого конфликта 27 марта 1999 года удалось сбить американский истребитель Локхид F-117 «Ночной ястреб» (серийный № 82-0806), пилотируемый подполковником Дэйл Зелко. F-117 предназначенный для скрытного проникновения через систему ПВО противника и атак стратегически важных наземных объектов военной инфраструктуры (ракетные базы, аэродромы, центры управления и связи и т. п.). Согласно сербской версии, F-117 был сбит зенитно-ракетным комплексом С-125 (ракета 5В27Д производства завода им. XX партсъезда (ныне АВИТЕК) 1976 года[14]) 3-й батареи 250-й бригады ПВО (командир батареи — Золтан Дани). Цель была поражена двумя ракетами (первая оторвала крыло, а вторая попала в сам самолёт), через 17 секунд после команды «огонь» ВВС США собирались эксплуатировать F-117 по крайней мере до 2018 года, однако этот инцидент ускорил процесс снятия его с вооружения.
Заканчиваем нашу экскурсию по интереснейшему объекту обзорным взглядом на всю экспозицию.



Ещё раз хочется акцентировать ваше внимание на состояние покрытия тротуаров.



Кстати на заднем плане бросается в глаза очередной заброшенный недострой.

 
Сверху