С вашего позволения небольшой рассказ о трёх "чайниках" в одной и той же заброске в старицкие. Поехали на машинах на пару-тройку часов - обозревательная экскурсия. Из новичков (СОВСЕМ новичков!) было 3 чела: Надя, Рома и Сашка. Рассказали им ТБ, они восприняли серьёзно. (слава богу!!!) Пошли внутрь. Надю через метров 5 (!!!!) уже начало колбасить, она честно сказала: "дальше не пойду!" (адекватное самоосознание человека своего психологического состояния, отсутствие страха для признания). Отправили её наверх (благо, там 2 машины над входом были и Пашка - мы его спонтанно забрали, он даже не переоделся
) Идём дальше. Пацаны вроде нормально. Особенно Ромка - ваще удивил. Я на его счёт больше всех волновалась, а он... чисто - городской мальчик, а восторгов больше, чем у других
Во все дырки первым норовил метнуться. Потом еле вытащили наверх, уходить не хотел
))) Зато Саша... Эх... Саша-Саша... Через пару часов сдулся совсем... Напрягся... Начал, как заклинание, одну и ту же шарманку: "а когда мы уже наверх?" Решили вернуться.
В итоге: Наде - респект. Единственно-верное решение в случае её начинающейся истерики (когда её вывели - она уже заходилась в слезах). Ромка... не ожидала от него таких восторгов, больше всех за него боялись, а вот поди ж ты... Сашка... Потом честно сказал, что изначально (!) напрягся. Спрашивается, ЧЁ БЫЛО ПЕРЕТЬСЯ С НАМИ??? А если б мы не на 2 часа шли, а на 12? Побоялся, что пацаны засмеют? Так там не та компания была-то... Или понадеялся на что-то? Что справится?
Короче, вывод такой: ОЧЕНЬ СЛОЖНО понять, как новичок поведёт себя под землёй, и почти всё зависит от него. Можно конечно, всю дорогу развлекать (читаем "отвлекать") чувака разговорами (чем мы и занимались на обратной дороге с Сашкой), но тогда он не поймёт САМ - а надо ли ему это. Пусть уж лучше в первый раз (самый простой, как обычно, так как новичков в серьёзные вещи и на долго не поведут) осознает - нравится ему это или "ну вас всех нафиг, я лучше с парашютом прыгну"
))
Так что посоветую рассказать оч подробно ТБ, и следить за психологическим состоянием, а в остальном они должны сами думать.