Памятник боевому десантному планеру А-7.

Регион
Владимирская область
Местоположение
К этой локации я собирался несколько лет, так уж завелось в моей практике. Порой срываюсь с места и еду за тридевять земель, а чаще вынашиваю идею какое-то время, откладывая в долгий ящик, хотя не раз проезжал в паре тройке километров, но всё было не до суг. В этот осенний день нам не куда было спешить и мы проездом охватили сразу несколько интереснейших локаций. Но сегодня речь пойдет исключительно про памятник Советскому десантно-транспортному планеру А-7. Это не самая популярная локация, а всё потому, что находится в стороне от проторенных популярных туристических маршрутов. Хотя если вас каким-то чудом занесёт сюда, вы вряд ли сможете проехать, не остановившись и не отдать почести подвигу десантников планеристов в годы Великой Отечественной войны.



Памятник представляет из себя точную копию планера А-7, установленную на высоком флагштоке с надписью красными буквами: "ВО ИМЯ ЖИВУЩИХ." Мы припарковались на небольшой импровизированной парковке рядом с монументом. Очень жаль, что эта "парковка" абсолютно не оборудована, хотя прошло уже три года с момента нашего посещения и многое могло изменится. Очень хочется на это надеяться.



На столбе закреплена табличка, гласящая, что памятный знак установлен в 1968 году в честь планеристов погибших в годы Великой отечественной войны. К своему стыду я практически ничего об этом не слышал или по крайней мере в моей памяти ничего по этому поводу не отложилось.



На грузовых планерах А-7, Г-II и КЦ-20 в годы войны с Владимирской земли доставлялись партизанам оружие, боеприпасы, медикаменты, вывозились на большую землю тяжелораненые народные мстители.



А-7 («Рот Фронт-8») — семиместный десантный планер конструкции О.К.Антонова. 23 января 1940 года ЦК ВКП(б) принимает решение о создании в Наркомате авиапромышленности Управления по производству десантно-транспортных планеров под руководством В. С. Куликова. Главным инженером назначается П. В. Цыбин. Первый опытный экземпляр был построен в 1941 году. Его опытный экземпляр имел обозначение Рот Фронт-8 и представлял собой увеличенный вариант спортивного планера РФ-7. Серийное производство А-7 начиналось в 9942 году на заводе в Тушино и на бывшем ремонтном заводе Главного управления гражданского воздушного флота при Совнаркоме СССР в Быково, которые были эвакуированы в город Тюмень.



Для начала середины двадцатого века в самый разгар авиационного строения он выглядел очень изящно, трудно было себе представить более красивый транспортный планер. Что на земле, что в воздухе, он выглядел легким и удивительно пропорциональным, ведь его родословная начиналась из спорта. По своим летным характеристикам он очень нравился как пилотам, так и буксировщикам, а всё потому, что обладал уникальными для того времени конструктивными особенностями. Хотя испытания планера А-7 проходили без видимых сбоев и каких-либо неполадок, до испытателей стали доходить слухи о странных авариях планера А-7, происходящих на этапе посадки. Испытатели грешили на недоученность молодых пилотов. На поверку был выявлен небольшой конструктивный недочет. В связи с этим в хвостовой части на серийных планерах появились интерцепторы.



Время лётных испытаний планер учили садиться как на кроны деревьев густого леса, так и на поверхность воды. После летных испытаний, планер был рекомендован к серийному производству. В соответствии с рекомендациями его грузоподъемность была увеличена с 5 до 7 человек. Была изменена и конструкция фонаря пилотской кабины, что улучшило обзор и упростило технологию изготовления.



В РККА, в сентябре 1942 года на аэродромах «Киржач» и «Медвежьи озёра» были сформированы два планёрных авиационных полка, которые имели на вооружении по 30 планеров и 12 буксировщиков, различных моделей в том числе и А-7. В 1942 году боевые планеристы стали летать е партизанам и в тыл противника на расстоянии 800 километров. В марте 1943 года планерно- десантное подразделение 3-й воздушной армии провело операцию по снабжению партизан. В операции участвовало 35 планеров А-7 и 30 планеров ГР-29. по ночам к партизанам за 12 суток было доставлено 50 тонн боеприпасов, 150 бойцов-подрывников и 106 человек руководящего состава, а также спецоборудование для партизанской и подпольной работы, включая 5 типографий и 16 радиостанций. Всё это было доставлено за 96 боевых вылетов.



Он и поныне не завершил свой полёт. Закреплённый на высоком пилоне парит над землёй словно птица открытый всем ветрам. Конструктивно памятник сконструирован в виде флюгера и во время импровизированного полёта издает те же самые шелестящие звуки, что и во время настоящего боевого вылета.




При написании статьи использованы материалы с сайта Авиамузей-Российская авиация.
 

saiLor

Команда форума
А у меня двоюродный дед был в первом выпуске десантного училища, замаскированного под пехотную школу в Куйбышеве. Впоследствии это училище стало знаменитой академией десантных войск в Рязани.
Погиб в 1941-м в Белорусии, под деревней Жуковка. Там и похоронен. Его фамилия в рязанской академии на доске памяти есть.
 
А у меня двоюродный дед был в первом выпуске десантного училища, замаскированного под пехотную школу в Куйбышеве. Впоследствии это училище стало знаменитой академией десантных войск в Рязани.
Погиб в 1941-м в Белорусии, под деревней Жуковка. Там и похоронен. Его фамилия в рязанской академии на доске памяти есть.
Вот это здорово, что не забыли деда. Кстати тема планеристов незаслуженно умалчивается, хотя напрашивается интересный сценарий для кино блокбастера и полулчризац и подвига планеристов и десанта.
 
Сверху