В Московской области существует множество знаковых мест, по которым можно изучать историю не только малой родины, но и всей страны. Одним из таких памятных мест города Дзержинского является Голюбовская горка – уникальный природный объект, где среди реликтовых сосен сохранилось старообрядческое кладбище, отдельные надгробия которого относятся к ХIХ веку. В сети крайне мало информации по этому месту. Даже местные жители разводят руками, когда начинаешь их донимать расспросами об этом месте. Знают что есть какая-то горка, которая является излюбленным местом сборищ местных маргинальных личностей и, что там разбросаны какие-то камни.



Вот что мне удалось найти. Согласно археологическим находкам, в этой так называемой деревне, уже в IX веке жили очень богатые люди. По документам XIX века, в Гремячево было 90 дворов, 219 душ, а в тех же Люберцах тогда было всего 52 двора и 193 души. Голюбовская горка в древности называлась Голубевой. Она в свою очередь находилась недалеко от древнейшего поселения: Соколиная гора. На этой территории археологи нашли стрелы скифского и сарматского периодов, а также украшения из городов Римской империи Причерноморья, откуда пришли и поселились на Соколовой горе в I веке до н.э. цивилизованные люди. Такое же поселение было обнаружено в Москве, в Коломенском.У Москвы-реки они построили на крутой горе, мощное укреп-сооружение. В ближайших болотах они добывали «болотную руду» из которой делали оружие, металла-изделия и т.п. Дело процветало, так-как торговые пути проходили по реке. И люди были достаточно богатые. Согласно Писцовым книгам XVI века и план–карте Кириллова поселение на Соколовой горе называлось Соколово–Анкудиново — по названию горы и озера. При основателе династии Романовых царе Михаиле Федоровиче на Соколовой горе были царские палаты с дымоходом и трубами и несколько крестьянских изб. Царь Михаил Федорович часто на богомолье ходил в царское село Остров и в Николо–Угрешский монастырь.На богомолье в Николо–Угрешу пешком ходил и царь Алексей Михайлович с царедворцами из царской резиденции Соколово, через деревню Гремячево, где иногда одаривал местных крестьян. Эти подарки передавались из поколения в поколение. При нем Голубеву гору стали называть Боголюбовой горой, а топом и Голюбовской горкой. В войне 1812 года, когда Наполеон захватил Москву, наши войны продолжали удерживать оборону Н-Угрепшкого Монастыря (всего 1 км от столицы), вплоть до месяца отхода Французских войск.Более месяца французская конница находилась в Николо–Угрепшском монастыре. В 1812 году при отступлении из Москвы французы сожгли села Выхино, Жулебино, Кузьминки, Котельники. Только благодаря хитрости местных крестьянок деревни остались, не сожжены — при уходе французской конницы из монастыря они преподнесли им отравленное зерно для лошадей, пищу и напитки. Благодаря чему французская конница пала, и партизаны их добили в лесу.Наши войны поступили благородно с погибшими, захоронив их, со всеми почестями на Голюбовской горке.



Здесь были огромные плиты с вензелями, гербами и надписями на французском и польском. Согласно архивных записей военно-патриотического клуба, которые собирались в первой школе здесь захоронен командир полка 1750 майор Наумов, а так же летчики и десантники. Их имена и фамилии были задокументированы и переданы в КЭЦ города Дзержинский, где они затерялись. На Голюбовке не осталось обелисков, никто о них и не помнит.Еще в 1985 году коренные жители Дзержинки, просили сделать на Голюбовской горке Мемориал славы. Но никто местных жителей не послушал, и Мемориал сделали на танцплощадке – сейчас это место называется Сквер Победы. Но там нет захоронений. Правительство Московской области по даже делало запрос в администрацию города Дзержинского и получили ответ. И в ответе сказано, что где находятся могилы погибших солдат – неизвестно, о захоронениях на Голюбовской горке тоже ничего не известно. Никто ничего не хочет знать. Никому ничего не надо. Всем на это наплевать. Пусть это останется на совести чиновников. С таким отношением власть предержащих я уже сталкивался в Краснодарском крае на Тамани, когда пытались восстановить памятник капитана Спахова.

 
пока вы копаетесь в царском прошлом, можно растерять не столь далекое прошлого - советское и горы ВОВ. Героического и сильного много приходится на этот период. Неужели не интересно? Обязательно царских шпиков и чинуш вытаскивать из мглы забвения, чтобы сейчас мы им поклонялись?
 
пока вы копаетесь в царском прошлом, можно растерять не столь далекое прошлого - советское и горы ВОВ. Героического и сильного много приходится на этот период. Неужели не интересно? Обязательно царских шпиков и чинуш вытаскивать из мглы забвения, чтобы сейчас мы им поклонялись?

Вам стоит набраться терпения и не делать скорополительных выводы. Память человека есть лист белой бумаги, иногда пишется хорошо, а иногда дурно.
 
Последнее редактирование:
Про это место я узнал случайно, изучая карты и планируя поездку к памятнику создателей ядерного щита России. Мы не могли оставить это знаковое место без внимания. На пути следования нас даже остановили сотрудники доблестной полиции и с пристрастием проверяли документы. Улицы города были на удивление пусты в столь не ранний час. Машину припарковали во дворе недалеко от входа среди безликих бетонных многоэтажек.



Территорию огородили после строительства гимназии №5. Прямо у входа благоухает зловонная помойка, мусорная реформа в действии. Горы зловонного мусора это самое первое, что бросается в глаза.



Уже снизу сразу заметили один из самых крупных обелисков. Именно так их каталогизируют.



Подойдя ближе, наше сознание воспринимает его как осколок тёмной скальной породы, которую издревле добывали в соседних карьерах.



Не заостряя на нём внимания, идём дальше. На глаза попадаются только осколки камней. И меня уже начинает одолевать настоящее разочарование, что ничего не найдём и время потрачено впустую. Разглядеть в этих камнях даже намёк на надгробия просто невозможно. Может это всё очередная городская легенда не имеющая под собой достоверных фактов.

 
И вот всего-то в нескольких метрах, прямо на смой вершине первая находка, которая свидетельствует о том, что не зря бурлит не утихая народная молва об этом загадочном месте.



На глаза все признаки ручной обработки могильного надгробия, изготовленного из белого известняка.



Слева в кустах второй расколотый надвое камень.Как не трудно заметить это самое излюбленное место сбора местных маргинальных личностей, которые загадили своими экскрементами всё вокруг и для которых нет ничего святого, кроме исполнения своих пагубных прихотей и испражнений.



С вершины горы открывается замечательная панорама в сторону Москва реки и Николо-Угрешского монастыря

 
Правее видна школа № 34 ( ныне гимназия №5), которая была построена здесь в 1989 году на месте старых огородов.



А вот как выглядело это место в 1987 году, буквально за пару мгновений до начала строительства школы.



Местные ребятишки, любили зимой кататься с нее на санках. Горка крутая, и если нормально разогнаться, то они умудрялись докатиться фактически до Москвы-реки, а это около 1-го километра вниз по склону. Мне даже Настя предложила сюда приехать с тюбингом по первому снегу. Но я ей сказал, что дальше забора она не уедет. Один местных жителей вспоминал, что еще когда строили 5ую гимназию, там находили кучи костей, а еще когда часть горы скапывали при строительстве нашли кучу костей, потом их еще долго вымывало из подкопанного обрыва горы. Часть могил была аккуратно раскопана родственниками и прах умерших был перенесён. Слева на северной стороне на момент 2006 года две могилы оставались, но мы их не смогли найти. Ходят слухи, что сразу после постройки и открытия школы из труб лилась вода с некислым содержанием всякой заразы и воду для питья туда подвозили бочками. Объяснили все просто - типа мышь или кошка умерла в трубе, вот и бактерии всякие пошли. По мне так это очередные страшилки, которые мы сами любили в детстве сочинять про всякую нечисть.



Место здесь на самом деле очень живописное и никакие страшилки не омрачают наше сознание. Красивейший пейзаж омрачает только панельная застройка.

 
На верху, находи ещё несколько окаменелостей. И тут я вспоминаю, что на старообрядческих кладбищах именно так обозначали место захоронения усопших.





А вот ещё один саркофаг из белого камня на котором и ни следа не осталось от упоминаний, кто под ним лежит, а ведь нам ранее встречались и более старые надгробные камни с идеально различимыми фресками.



С другой стороны холма в тени кустов нашли камень, который лежит вполне возможно на погребальной плите.



И буквально на выходе на самом уцелевшем саркофаге отчетливо увидели на торце фрески в виде распятия в круге. Это очень характерный орнамент для надгробий датируемых XIX веком.



Больше нам найти ничего не удалось, но этого вполне достаточно для подтверждения очередной городской легенды. А для себя мы ещё раз подтвердили, что нет предела кощунства у местных жителей и администрации города Дзержинский, открещивающейся от своей истории. А про камни и погребённых под ними людей очень хорошо сказал в своих стихах Роберт Рождественский: "…Но зачем она им, эта слава,—мертвым?" А всем тем, кого заинтересовал наш материал, может ознакомиться и с другими статьями по хештегу безмолвные соседи в моём журнале.
 
Вам стоит набраться терпения и не делать скорополительных выводы. Память человека есть лист белой бумаги, иногда пишется хорошо, а иногда дурно.

без сопливых разберемся, чего кому надо набираться. я высказала замечание. не имейте привычки одергивать и отчитывать людей. Они сами за себя скажут, а вы скажите за себя
 
Сверху