Некоторые культуры сохраняют умерших, чтобы обеспечить им блестящую загробную жизнь, другие сжигают сжигают тело, чтобы освободить душу. А многие
хоронят покойных, возвращая их тела земле. В самых ранних цивилизациях с человеческими останками обходились разными, под час странными способами:
хоронят покойных, возвращая их тела земле. В самых ранних цивилизациях с человеческими останками обходились разными, под час странными способами:
Интересно почему. Христианский ритуал погребения предусматривал захоронение в земле, что было вызвано догматом о страшном суде, на который
умершие должны явиться в неповрежденном виде. Эволюция погребального обряда постоянно менялась. Сегодня я постараюсь вам поведать об
уникальном памятнике русской культуры, который чудом дошел до наших дней. Старые православные кладбища заставляют задуматься о вечности,
о Боге, о почивших предках и духовной связи с ними. Христианская церковь издревле отводила для этой цели особые места как правило вне пределов
населенного пункта. Первые славянские кладбища были оформлены в виде курганов. С течением времени обычаи менялись, менялись и формы захоронений.
Издревле на Руси покойных хоронили на кладбищах курганного типа. Наличие массивной курганной насыпи позволяло хоронить прямо на земле или даже
в насыпи. Примером тому может служить один из самых необычных памятников культурного наследия так называемое насыпное кладбище в деревне
Полтево. Даже неискушенному взгляду со стороны видно, что
кладбище как бы разделено на две части: старую и новую. Старое кладбище как бы возвышается над основным уровнем земли более чем на пол метра.
Когда мы купили дом по соседству в далеких семидесятых я было расстроился этому соседству. Но потом довольно часто выходил за околицу лишь с
одной целью, навестить своих безмолвных соседей, которых по началу страшился. Ведь прогуливаясь между могил, не понимал почему из земли то тут,
то там словно трава вырастают зеленоватые человеческие останки. Где-то в глубине души я даже мечтал обнаружить целый человеческий череп.
Больше всего меня тянуло к каким-то чудом уцелевшим старинным надгробным камням. Всего до наших дней сохранилось пять надгробий. Мне по началу
даже закралось некое сомнение, что со сменой человеческих ценностей они канули в лету. И удивляться этому не вижу смысла в наше время, где основные
ценности это наличие денег и причастность к власти. Меня побудило к написанию этого материала, что камни могли исчезнуть в любое время. Например,
вот это фото сделано в мае 2013 года,
я было подумал, что надписи сделаны на старославянском. А буквально чрез месяц этот камень перевернули с головы на ноги.
Вполне возможно это было сделано из чистых человеческих побуждений, а может и нет. Ведь в непосредственной близости тогда на этом месте была
импровизированная свалка кладбищенского мусора. Ни на сколько не удивлюсь, что его пытались погрузить в мусорный контейнер, добросовестные
гасторбайтеры. Есть такая примета, что во всем естьне только минусы, но и плюсы. На камне стали читаемы надписи. Которые очень хочется восстановить
полностью:
импровизированная свалка кладбищенского мусора. Ни на сколько не удивлюсь, что его пытались погрузить в мусорный контейнер, добросовестные
гасторбайтеры. Есть такая примета, что во всем естьне только минусы, но и плюсы. На камне стали читаемы надписи. Которые очень хочется восстановить
полностью:
а торцевой части, оформленной в виде шеврона мне удалось разобрать следующее:
"ПОДО СИМъ
КАМНЕМъ ПОГРЕБЕНО
ТОЛЬКО..."
Дальше разобрать текст для меня не читаем. Но со временем постараюсь его расшифровать. Очень интересно, что писали наши предки своим умершим.
Если кто обладает методом чтения таких текстов буду безмерно благодарен помощи. На фотографии различимы и направляющие для текста, они были не
нарисованы, а выгравированы. Это наводит на мысль о неопытности мастера и кустарном методе нанесения текста. На верхней поверхности высечен
Голгофский крест:
"ПОДО СИМъ
КАМНЕМъ ПОГРЕБЕНО
ТОЛЬКО..."
Дальше разобрать текст для меня не читаем. Но со временем постараюсь его расшифровать. Очень интересно, что писали наши предки своим умершим.
Если кто обладает методом чтения таких текстов буду безмерно благодарен помощи. На фотографии различимы и направляющие для текста, они были не
нарисованы, а выгравированы. Это наводит на мысль о неопытности мастера и кустарном методе нанесения текста. На верхней поверхности высечен
Голгофский крест:
Его изображение довольно часто можно встретить и на церковной утвари, и на облачении монахов. Голгофский Крест представляет собой изображение Креста,
орудий Страстей, горы Голгофы, головы Адама, надписей и представляет собой образ События близ Иерусалима, навсегда изменившего историю всего человечества.
Здесь мы видим изображён трехсоставный (восьмиконечный) Крест. И несмотря на то, что в христианской символике существует различные начертания Крестов,
при изображении Голгофского Креста, чаще всего изображается именно восьмиконечный . Он состоит из вертикального столба, большой перекладины, поверх
которой изображают малую, параллельную большой перекладину, а в низу малую косую. Верхняя малая перекладина является табличкой. Но в данном случае
начертание креста немного упрощено, зато сохранены такие его элементы как Орудия Страстей. Как правило, это Трость с губкой, смоченной в уксусе и Копьё сотника.
На боковой поверхности имеются не маловажные элементы:
орудий Страстей, горы Голгофы, головы Адама, надписей и представляет собой образ События близ Иерусалима, навсегда изменившего историю всего человечества.
Здесь мы видим изображён трехсоставный (восьмиконечный) Крест. И несмотря на то, что в христианской символике существует различные начертания Крестов,
при изображении Голгофского Креста, чаще всего изображается именно восьмиконечный . Он состоит из вертикального столба, большой перекладины, поверх
которой изображают малую, параллельную большой перекладину, а в низу малую косую. Верхняя малая перекладина является табличкой. Но в данном случае
начертание креста немного упрощено, зато сохранены такие его элементы как Орудия Страстей. Как правило, это Трость с губкой, смоченной в уксусе и Копьё сотника.
На боковой поверхности имеются не маловажные элементы:
По краям симметрично изображены символы "СВИТОВИТА" в виде двух квадратов с крестами внутри. Это символ вечной взаимосвязи между Земными Водами и Небесным
Огнем. От этой связи рождаются новые Чистые Души, готовящиеся к воплощению на Земле в Явном Мире. Беременные женщины вышивают этот оберег на платьях и
сарафанах, чтобы рождались здоровые дети. Межу символами великой агни имеется именная табличка с указанием, кто и когда здесь погребен, вполне возможно и причина смерти:
Огнем. От этой связи рождаются новые Чистые Души, готовящиеся к воплощению на Земле в Явном Мире. Беременные женщины вышивают этот оберег на платьях и
сарафанах, чтобы рождались здоровые дети. Межу символами великой агни имеется именная табличка с указанием, кто и когда здесь погребен, вполне возможно и причина смерти:
"...было 99 года...
скончалась 18-й ...
1812 апреля..."
скончалась 18-й ...
1812 апреля..."