Очередная статья о горелках.

Примус или газ? Попытка ответа на вечный вопрос.

Сразу говорю - ИМХО статья довольно неудачная. Критикуйте, комментируйте! Постараюсь изменить в лучшую сторону. В конце концов стереть никогда не поздно.

Для облегчения построения текста под словом горелка часто понимаеться как газ так и примус. Т.е. горелка = источник огня.

Итак, что же наконец лучше, примус или газовая горелка? В интернете лежит масса статей на эту тему, но я так и не нашел ни одной более-менее объективной. Особенно достаеться примусам, которые незаслуженно пытаються представить как убогие девайсы времен каменного века. О газе тоже пишут все больше с позиции рекламы конкретных производителей, а не объективного сравнения. А ведь между прочим сравнение газа и примуса по принципу лучше/хуже вообще не имеет смысла. Они разные! И призваны решать несколько разные задачи. Итак, попытаемся разобраться для каких целей какую горелку лучше приобрести.

Сначала для удобства сравнения разделим горелки на три больших класса: примусы "Шмель" (прочие интереса не представляют), дешевые китайские горелки под т.н. "дихлофосный" баллон, и брэндовые горелки под "винтовой" баллон. Прокалываемые "целочные" баллоны и горелки к ним не рассматриваем т.к. никакой ценности они не представляют. Многотопливные горелки ИМХО заслуживают отдельного рассмотрения.

Горелка под дихлофосный баллон - самый дешевый источник огня. Китайские горелки под дихлофосник стоят от 300руб. Однако топливо к ним весьма дорогое. Цена "дихлофосного" газа порядка 100руб/литр. Горелки сравнительно надежны (правда быстро дохнет пьезоподжиг), и очень просты в обращении. Мощность у них небольшая, и эффективно готовить можно максимум на троих. При температурах ниже нуля газ плохо испаряеться и мощность резко падает, вплоть до прекращения работы горелки. Баллоны есть везде, в любом, даже самом провинциальном городе.

Горелка под винтовой баллон - действительно качественное изделие, как правило приличной фирмы. Стоит в среднем выше 1000руб. Очень надежна, и проста в обращении. Обладает неплохой мощностью. Баллон взаимозаменяем с газовой лампой. Но цена топлива непомерно высока - порядка 300руб/литр для летнего топлива и еще выше для зимнего. К тому же винтовые баллоны весьма трудно найти в маленьких городах. Баллоны хорошо перезаправляются. Приобретать данную горелку стоит ТОЛЬКО с прицелом на освоение системы заправки, тем более, что систем эта простая и дешевая. Тогда газ будет обходиться уже не в 300руб/литр, а в 10руб/литр, причем по свойствам это будет зимний газ!

Примус - девайс совершенно незаслуженно презираемый и подвергаемый гонениям. Стоит 1000руб, но можно купить у бомжей за копейки. Обладает самой высокой мощностью из перечисленного, причем и эта мощность может быть сильно увеличена путем несложных доработок. Работает на всем что горит (некоторые виды топлива требуют апгрейда). Цена топлива от 20руб/литр для безнина с автозаправки, до 40-50руб/литр для хорошего бензина "калоша" и спирта. В отличии от газа примус работает на любом морозе. Следует отметить, что рассказы о ненадежности и опасности примуса - чистейшая ложь! Примус опасен и ненадежен только в кривых руках, в которых впрочем опасно что угодно. Примус несколько тяжеловат. Обращение с примусом довольно комфортно, но в отличии от газа он все же требует определенного мастерства. Впрочем приходит оно быстро. Еще недостаток - невозможность часто включать и выключать, т.к. замучаешься прогревать каждый раз.

Итак, попробуем сформулировать ваши задачи и решить, что для них лучше выбрать. Будет своего рода ЧаВо. На вопросы отвечено с расчетом чтобы было полегче, подешевле, и понадежнее.

В. Я езжу редко и недалеко, в основном летом. Езжу недалеко за город, в лес и под землю. Обычно не дольше, чем на пару дней.
О. В таком случае лучше всего купить горелку под дихлофосный баллон. Для таких скромных задач ее вполне хватит, а раз ты ездишь не часто и ненадолго, то на топливе не разоришся. На крайний случай горелка не развалиться и от пары более серьезных вылазок.

В. Я езжу в основном под землю. Езжу недалеко от города, но ОЧЕНЬ часто, буквально каждый день. И каждый день мне нужен огонь.
О. Самый оптимальный вариант - купить горелку под винтовой баллон и сообразить систему перезаправки. Тогда ты сможешь заправлять баллоны дома. К тому же ты сможешь использовать те же баллоны для питания газовой лампы.

В. Мы стараемся брать поменьше груза, и хотим взять одну горелку на несколько человек.
О. Тут два варианта. Первый - договориться с хозяином системы заправки баллонов и брать групповой запас газа. Сами газовые горелки все равно ничего не весят. Второй - купить примус и доработать его по методу DIVAS'а. Тогда мощности хватит на любую ораву. Жидкое топливо легко распределить между участниками.

В. Я часто езжу далеко в лес, причем бывает что и зимой.
О. Бери примус! Газ зимой ненадежен. К тому же бензин можно докупить в любой деревне.

В. Мы решили заброситься в жутко далекую подземлю, до нее даже лететь самолетом.
О. Тоже стоит взять примусы. Все равно газ нельзя везти по воздуху, да и не докупить его на месте. В такие экспедиции даже лампы стоит брать бензиновые, хоть они и вдвое дороже газовых.

В. Я вообще девушка! В технике дуб-дубом. Что брать?
О. Тогда только дихлофосную горелку. :) Все остальное имеет смысл только если может проконсультировать знающий человек. Баллоны к винтовой горелке кто то должен заправлять (хотя сама горелка проста в обращении), примусом пользоваться вообще надо учиться. Если есть друг-заправщик стоит брать винтовуху.

В. Я еще не знаю чем увлекусь, и хочу взять такую горелку, которая точно пригодиться на все случаи жизни. С техникой обращаться немного умею. Что взять?
О. Я бы взял примус. Он не всегда удобен, зато надежно справляеться с любыми задачами. Потом для особо частого лазения под землю стоит докупить винтовую горелку.

Еще вопросы присылайте в личку.
 
Re:Попытка создания ЧаВо о горелках.

1. Бросается в глаза любовь автора к примусам :)

примусы "Шмель" (прочие интереса не представляют)
Зря ты так, для многих интерес представляют как раз другие примусы - Coleman например.

дешевые китайские горелки под т.н. "дихлофосный" баллон
китайцы не всегда под дихлофос - видел винтовые.

Однако топливо к ним весьма дорогое
Это я бы убрал. Кому-то это дорого а кому-то в самый раз. Или пиши на сколько этого литра хватит - имхо полезно составить табличку сравнения газа и бензина что на 1л топлива такая-то горелка работает столько-то при такой то мощности.

Горелки сравнительно надежны (правда быстро дохнет пьезоподжиг)
Он не только на горелках быстро дохнет а вообще везде. К тому же вот у меня например на горелке пьеза до сих пор жива ::)

Мощность у них небольшая
Цифру в студию, диапазон (я то ее знаю - для faq) и циферку аналогичную по примусам заводским (апгрейд дело тонкое и не всем доступное, а кто-то ведь просто хочет "купить и не париться")

Но цена топлива непомерно высока - порядка 300руб/литр для летнего топлива и еще выше для зимнего. К тому же винтовые баллоны весьма трудно найти в маленьких городах.
Есть переходники под дихлофосы - 100р. И нет проблем с поиском винтовых балонов и нет проблем с жабой при покупке газа.

Приобретать данную горелку стоит ТОЛЬКО с прицелом на освоение системы заправки
Слишком категорично. Из юзающих гарелки с винтовыми балонами немногие перезаправляют их на сколько я знаю. Гораздо больше народа покупает переходники и юзают дихлофосы.

Примус несколько тяжеловат.
Пиши уж вес тогда. И сравни его с весом горелки газовой :) И размер в упакованом состоянии :)

замучаешься прогревать
Думаю это стоит описать более подробно чтобы люди представляли что не смогут начать готовить легким движение пальца как на газе :)



В целом это больше напоминает личное мнение чем фак.
 
Re:Попытка создания ЧаВо о горелках.

А мона ссылку на доработку примуса " по методу DIVAS'а" И ФАК по обращению с примусами? :)
 
Re:Попытка создания ЧаВо о горелках.

Тьфу.
А Ковея КЭИП-1 -- 4 к каким горелкам относить?
К винтовым или к дихлофосным? (переходник стоит порядка 100-120рэ)
Автор явно ярый сторонник примусов.
 
Re:Попытка создания ЧаВо о горелках.

С винтовых газух действительно несложно и недорого купить переходник под "дихлофосы". Энергоемкость в пересчете на вес/объем у газа и бензина практически одинаковая. Вес примусов - 1-1.5 кг в зависимости от номера Шмеля :) .
До этого ходил на Ковея Кэмп-1, наконец починил насос у купленного за 100р Шмеля-1 - теперь я тоже ярый их сторонник. Мощность поражает. Проблем никаких, если не пускать к нему людей, считающих, что примус ничем не отличается от газовой плиты дома :). Если заправлять "калошей" - не будет абсолютно никакого запаха. Если не "калошей" - все равно пахнет только при заправке...
 
Re:Попытка создания ЧаВо о горелках.

Что касаеться тех, кого устраивает цена зимнего винтового газа - я фак писал не для них. Таким людям ИМХО вообще проще провести бытовой газ под землю. По их меркам это будет не дорого.

Переходник под дихлофос добавлю - тогда китайские горелки отпадают. Универсальные рулят.

Винтовые баллоны ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не везде есть. Россия - это не только Москва и Питер. Если в Челябинске такие баллоны еще есть (в 2-3 магазинах на весь город), то в области нету вообще! (хотя население города больше миллиона) В общем переходник рулит.

Почему я собсно должен ненавидеть примусы, когда они меня всем устраивают, и исходя из своего опыта я могу их рекомендовать? Я же нигде не ору - выкидывайте газ, переходите на бензин. Я стараюсь сравнивать объективно. Честно упомянул что примус требует некоторой практики. Много где рекомендовал газ.

Кстати примусоненавистники еще могут обосновать плюсы газа, но так ни разу не смогли перечислить недостатки примуса. И вот еще интересное наблюдение: ругают примус только те, кто его не юзал. Те кто юзают примуса все их хвалят. Хотя у многих примусологов есть и газовые горелки.

Я юзал и то и другое: когда дежуришь ночью (стояли у населенки) газ рулит! Очень удобно чай кипятить. Очень удобно на привале по быстрому что то разогреть. А вот готовили все на примусе. Поэтому ИМХО на группу очень стоит иметь и то и другое.

Примусологическую статью я надеюсь DIVAS напишет. Все его жду. :)
 
Re:Попытка создания ЧаВо о горелках.

Как фак такое публиковать недопустимо. Это как поручить проженному комуняке делать обзор политической жизни страны ;D Слишком много оценок и мало фактов.
 
Re:Попытка создания ЧаВо о горелках.

Это будет не ФАК ,а статья в ФАК.Никто не мешаето написать дополнение или другое мнение.Да и здесь это выложено для обсуждения,дополнения и т.д.
Так что пиши.
 
Re:Попытка создания ЧаВо о горелках.

Мнения - это, конечно, хорошо... Но гораздо ценнее взвешенная и объективная позиция, без "укосов" туда и сюда. Вот например я щас изучаю, чем котенка кормить - так вот в этих "мнениях" сдохнуть можно... На все вкусы есть - и так, и сяк, и наперекосяк!
 
Re:Попытка создания ЧаВо о горелках.

Я согласен - на фак не пойдет. В качестве статьи доработаю. Будет сам фак готов - разберусь как, чтоб не было из контекста вырвано. Пока пусть повисит - пусть люди мнения высказывают. Мож еще отредактирую.
 
Re:Попытка создания ЧаВо о горелках.

В общем, согласен - больше похоже на мнение, чем на ФАК.

Кстати, интересно было бы еще услышать газологов на тему обзора газовых горелок.

Про примусы уже пишу... Только времени сейчас мало, потому пишу медленно.

ЗЫ: метод доработки не мой, а Механика. Форсунка расковыривается гитарной струной такого диаметра, который следующий после той струны которая пролезает в отверстие форсунки. Игла заменяется на самодельную из той же струны, которой расковыривалась форсунка.

Мой метод относится к апгрейду насоса для перехода на самодельную резину и повышения надежности.
 
Re:Попытка создания ЧаВо о горелках.

Вот, наваял обзорку по примусам. Комментарии по тексту и дополнения газологов в студию! =)



Примус или газ?

Сначала определитесь, для чего вам нужна "походная плита".

Сразу скажу, что дешевый "дихлофосный" газ по цене выходит примерно также как и бензин, а примус стоит даже дороже китайской "дихлофосной" горелки. Так что, много сэкономить тут не получится. Но вот на практике есть существенные различия.

Примус хорош в случаях, когда:
- температура окружающей среды ниже +5°С.
- нужно готовить на большое количество народа, т.е. нужна большая мощность.
- есть проблемы с доставанием газа вдали от цивилизации.
- нужна возможность прогревать стоянку.

В каких случаях примус применять не стоит(неудобно)::
- в палатке.
- когда надо готовить на одного-двоих.
- если примусолог(т.е. специалист по примусам) в походе один, а поход долгий, то его к концу похода задолбают - проверено на себе.


Плюсы примуса::
- работает при любой температуре от -50°С до +50°С.
- работает практически на любом жидком топливе, если поиграться с подачей воздуха.
- топливо к нему можно достать в любой деревне - хоть какой-нибудь бензин есть везде, где есть дороги и машины.
- имеет высокую механическую прочность, его довольно сложно повредить в походе.
- в случае почти любой поломки может быть отремонтирован в полевых условиях.
- имеет довольно большую мощность, около 3 кВт, а хорошо прокаченный до 4-5 кВт. А если его еще и немного доработать, то и все 7-9 кВт, чего достаточно для относительно быстрого кипячения ведра воды или прогрева стоянки.
- несколько примусов можно использовать одновременно для кипячения очень большой емкости, поставив их под нее рядом.

Минусы примуса:
- тяжелый. Весит порядка 1..1,5 кг.
- объемистый. Занимает объем как трехлитровая банка.
- перед работой требует прогрева, который у многих вызывает трудности и отбивает охоту лишний раз запускать примус, чтобы подогреть чая. А прогрев в палатке вообще допустим только при использовании сухого горючего, и то опасен.
- в кривых руках довольно опасен пожаром, поэтому особо криворуким имеет смысл отойти с ним метров на 20 от стоянки и других горючих объектов.
- использование примуса в палатке довольно опасно даже в относительно прямых руках, ибо он в некоторых режимах имеет привычку иногда чихать пламенем в потолок, а при прогреве жидким топливом это вообще столб пламени высотой до метра. Кроме того, при перегреве из аварийного клапана вырывается струя бензина, которая тут же загорается и зажигает все вокруг. Поэтому в палатке примусом могут безопасно пользоваться только опытные примусологи.

Вышесказанное относится в полной мере к примусам типа "Шмель" и "Дастан", вообще не относится к примусам "Огонек" и "Смерть туриста" и лишь частично относится к фирменным примусам от зарубежных производителей.

Для полноты обзора требуется еще выраженный в аналогичной форме опыт пользователей фирменных примусов, газовых и мультитопливных горелок.

Далее в программе ФАК по техническому обслуживанию и доработке примусов "Шмель" и "Дастан", но это еще не скоро, ибо времени нету, а еще огромный ФАК по свету висит.
 
Re:Попытка создания ЧаВо о горелках.

Злыдень написал(а):
Примус или газ? Попытка ответа на вечный вопрос.
прежде чем начинать производить собственные исследования полезно проделать литобзор. вот вам для затравки http://tourism.perm.ru/html/faq/prim.htm
 
Re:Попытка создания ЧаВо о горелках.

Dmitry написал(а):
прежде чем начинать производить собственные исследования полезно проделать литобзор. вот вам для затравки http://tourism.perm.ru/html/faq/prim.htm

Ну, это я читал еще до того как купил примус... =) Правда, читал ровно тоже самое, но в другом месте. ФАК хороший, потому его много где раскопировали... Вот только очень уж он огромный... И полезен по большей части тем кто уже точно решил стать примусологом.

А здесь хотелось бы создать обзорную статью не только по примусам, но и по остальным горелкам - газовым, мультитопливным и фирменным примусам.
Надо же и свое что-то написать, а не только других читать... ;D ;D
 
В принципе мою статью наверное стоит грохнуть. Ну не отвечает она тем требованиям, что я от нее хотел. :( Ладно, мож потом еще что то лучше напишу...
 
Re:Попытка создания ЧаВо о горелках.

DIVAS написал(а):
Кстати, интересно было бы еще услышать газологов на тему обзора газовых горелок.

Вот, это будет правильно - кто-то пишет про примусы (уже что-то есть), другие про газ. Потом привести к единому виду - и получится нормальный мануал.
Вообще статей на эту тему достаточно в инете, но здесь больше интересна подземная специфика использования обозначенных девайсов, об этом не стоит забывать, имхо.
 
Все таки статья мне своя не нравиться. Самое плохое - у меня абсолютно не получилось сравнение примуса и газа. Ну просто абсолютно не получилось.

А сравнительная статья нужна. Прикол в том, что все деляться на примусологов и газологов и обя предвзятые. Кому поручить писать сравниловку - вообще непонятно!
 
А сравниловку вот так нагора с одного лица и не надо. Пусть каждый напишет о том, что он юзал. Пусть опишет плюсы и минусы своего девайса. А мы тут потом все это склеим в один текст и будет самое то. Главное чтобы все писали в едином стиле навроде того что я по примусам накатал.
 
Сверху