Тест.
Ещё до того, как пришли примуса, я обшарил интернет в поисках информации по ним. Я уже писал, что такой примус у меня был, но инструкцию на него я никогда не читал и о том, что он может внезапно изрыгнуть столб пламени не слышал. От наших спеликов-дедушек я слышал, что если за ним не следить, он взорвётся... Якобы величина пламени на нём по мере разогрева постоянно увеличивается и её нужно уменьшать, иначе языки пламени начинают лизать бачёк, он ещё больше разогревается, пламя становится ещё больше и... БА-БАХ!!! За всё время использования моего старого примуса никаких неприятностей никогда небыло наверное потому, что я следил за ним во время работы. Очень часто я пользовался им и в палатке. Теперь начитавшись всяких страшилок, пожалуй не стану.
Оказывается примусы такого типа широко ипользуют буржуйские байкеры. Точнее 3 типа примусов: Optimus 8R, Optimus 111 и наш примус туристский- ПТ. Отличие имеет только Optimus 111, у него есть насос и бачёк больше. Наш ПТ это точная копия Optimus 8R.
Когда пришли примуса,
я первым делом разобрал клапана на бачках, проверил целы-ли резинки и растянул пружинки, поджимающие сам клапан, когда в бачке есть давление.
Изначально пружинки подпирали клапан достаточно слабо. На форуме байкеров такую процедуру рекомендуют сделать сразу, чтоб потом не получить отвращение от данного примуса навсегда. Затем я проверил все места соединений- трубки с бачком, трубки с горелкой, горелку, регулятор.
Оказалось, что на одном примусе трубка в бачёк закручена на один оборот меньше, чем в другом. Данный узел советуют не разбирать, так как там используется коническая резьба посаженная на специальную термокраску, которая обеспечивает герметичность соединения. Поэтому я всё оставил, как есть. В комплекте к примусу идёт: воронка для бензина, ключ гаечный, ручка регилировачная, инструкция, сальник (кстати раньше шёл графитовый сальник, а в этих примусах я обнаружил сальники из резины, возможно пропитанной графитом, может терморезина, а может просто резина. Возможно после развала страны в 1993 году, когда были выпущены эти примуса, стали забивать на стандарты, или небыло графита. В общем ковырять я её не стал, вдруг она всё-таки с примесью графита и рассыпится...). Бачёк для бензина оказался ЛАТУННЫМ! Латунь толстая и имеет высокую теплопроводность, поэтому бачёк нагревается практически равномерно со всех сторон. Раньше я считал, что он сделан из нержавейки. Заполнить бачёк бензином до краёв невозможно (если конечно не делать этого специально), в горловину бачка впаянна трубка, для того, чтобы верхняя треть бачка оставалась с воздухом.
Следующим делом было испытать данный агрегат.
Я положил примус, бензин "Калоша" и сухой спирт в пакет а затем в рюкзак. Подготовил котёл с водой и засёк время...
На доставание примуса из рюкзака и заправки его бензином ушло 1 мин 30 сек.
Потом я разломил кусочек спирта надвое, поджёг и положил в чашку под горелкой.
Вентиль я открыл на 3 мин 30 сек.
Сразу появилось пламя синего цвета, ровное, без жёлтых языков.
После этого я поставил котелок с водой.
К сожалению засечь за сколько закипит 1 литр воды мне ни в 1-й ни во 2-й ни в 3-й раз не удалось. Примерно на 6-й минуте работы примуса в районе вентиля появилось пламя. Неожиданностью оказалось то, что гаечный ключ не налазил на щтуцер, так как он нагрелся и расширился. Пришлось выключить и примус. После охлаждения, ключ налез на штуцер и мне удалось его подтянуть. Когда процедура была выполнена, я с удивлением обнаружил , что штуцер после ключа оказался покоцанным. Осмотрев ключ более внимательно, я обнаружил, что сделан он был ужасно! Точнее он был вырублен из листового металла толщиной 2 мм. чем-то ужасно тупым. Поэтому все края ключа очень острые и выглядят так , как будто металл не резали, а рвали. Пришлось его полностью обточить, после чего он кстати стал налазить и на горячий штуцер. Мне это сильно пригодилось потому, что сальник я поджимал ещё 2 раза.
Наконец мне удалось вскипятить на нём воду. На моём примусе она закипает за 9 минут. Температура воды 12 Град., температура в помещении 21 Град.
Из чего я делаю вывод, что примус имеет мощность около 2 кВт. Если прибавить ещё 3 мин 30 сек. на разогрев, получается 12,5 минут.
Все последующие испытания показали, что примус работает хорошо, огня в районе вентиля больше не наблюдалось. Горение примуса стабильное, убавлять мощность пламени в процессе работы мне не приходилось. Примерно на 6-й минуте примус выходит на свою стандартную мощность и горит так до тех пор пока не начнёт заканчиваться бензин. Когда бензин начинает заканчиваться, пламя начинает немного пульсировать и постепенно уменьшаться. пока пламя ещё не очень маленькое, на нём ещё можно готовить. Этот переходной процесс длится примерно 5-8 минут. После чего его надо выключать, давать остыть и заправлять бензином. Полной неожиданностью для меня стало то, что после того, как примус уже не может нормально работать, в нём остается ещё примерно 25 мл. бензина!!! Для того, чтобы замерить остатки пришлось воспользоваться шприцем.
Регулировка пламени очень тонкая. Для этого необходимо крутить рукоятку оч-чень медленно, что конечно несколько неудобно. Насчёт опасности взрыва ни в инструкции ни на форумах ничего не сказанно, но на форумах пишут, что следует избегать посуды с широким дном, так как она прижимает пламя к бачку и это может привести к срабатыванию аварийного клапана. Как например вот тут:
http://de.youtube.com/watch?v=aakpHurn0rI
В этом случае нужно уменьшить пламя горелки.
Так-же вызывает сомнение в работе данного примуса на малых оборотах на ветру. Хотя в этих случаях советуют снимать защитный экран с бачка.
Из инструкции я понял, что данный вид примусов у нас начали производить с 1983 года. В инструкции написано, что это первое издание, значит других вариантов небыло и скорее всего выпускаться в 70-х годах они не могли. В советские времена такой примус стоил 8 руб. 50 коп. Ещё кажется его больше не производят не только у нас , но и за рубежом. Производство Optimus 8R прекращено тоже. Хотя Optimus by Hiker+ (более совершенная модель Optimus 111) ещё выпускают.
Что можно сказать в заключение?
В общем примус для людей, которые любят покопаться и могут довести некоторые недоработки до логического конца.
Мне он нравится, простой, ломаться нечему, нужно только немного покопаться и проверить все его узлы.
Если пользоваться бензином "Калоша"- примус совсем не будет давать копоти.
(Кадр из видеоролика работы примуса)
(Кастрюлька после того, как в ней закипела вода. Копоти нет. Лёгкая желтизна на дне кастрюльки осталась от длительного использования её на газовой плите.)
1 кг. балонного резьбового газа у нас стоит примерно 15 евро, такое-же по энергетической ценности количество бензина- 1,2 кг. стоит около 5 евро. Экономия 10 евро!
Если сэкономить 2 кг газа, примус уже окупится. Ещё мне он кажется маленьким и удобным.