«Церкви Подмосковья»
Мы начали свою поездку с села Остров, находящегося недалеко от Каширского шоссе. Это древнее село упоминается еще в духовной грамоте Ивана Калиты, то есть в XIV в. Село было дворцовой резиденцией московских великих князей и царей. При Иване Грозном здесь был выстроен особый царский терем - белокаменный храм Преображения. Данный храм имеет необычную архитектуру – храм шатровый, таких сохранилось, насколько мне известно, только два – в Острове и в Коломенском. Это древняя архитектура, позднее храмы начали строить привычной формы – чтобы больше народа помещалось.
Перед храмом в начале XIX века построили колокольню в псевдоготическом стиле. Зачем – не знаю.
Вокруг очень красивый ландшафт (кроме Капотни, конечно), если приглядеться – справа от труб видна еще одна церковь на другом берегу Москва-реки, это Николо-Угрешский мужской монастырь, о нем расскажу чуть позже, по прямой до него километров 7, запомните это расстояние.
У входа на территорию церкви стоит деревянная избушка, там можно поставить свечи, а на двери записка о том, что если есть желание попасть внутрь церкви нужно обратиться в дом. Зимой службы не ведутся, поэтому все заперто. После того, как мы обошли вокруг, мы решили побеспокоить-таки сотрудников и посмотреть что находится внутри. На доме была записка «Позвоните в колокол». Форт Байярд какой-то Колокол обнаружился справа от двери, на первый скромный звоночек никто не отреагировал, поэтому мы отбросили стесненье и по-морскому отбили склянки На звук вышел некий волосатый дядька, не знаю, сторож или кто, вообщем сотрудник и ОЧЕНЬ! любезно нам все показал и рассказал. За что ему еще раз спасибо. Он открыл церковь, продемонстрировал внутреннее убранство - надо сказать, довольно скудное, но какая акустика! Если хлопнуть в ладоши посреди храма звук просто нереальный! Куда там долби-сурраундам. И, как он подметил, строили все без компьютеров. Да, богатыри – не мы… Также он рассказал, что из этой церкви в Николо-Угрешский монастырь ведет подземный ход под Москва-рекой. Семь километров! Дешевая раньше была рабочая сила Неплохо бы там покопаться с металлодетектором… А еще он разрешил тем, кто смелый залезть на галерею на верху храма. Блин, если б во всех церквях было такое отношение. А то в других кликушествующие бабульки только и знают, что делать замечания. Ну, вообщем, угадайте – смелый я или нет Конечно, залез. Представьте – совершенно темная, узкая (я б в пуховике не протиснулся, снял заранее) каменная лестница со ступенями сантиметров по 20-25 высотой идет к небольшой бойнице, через которую лет 500 назад наши предки следили за южными рубежами Царства Московского! Офигенные ощущения.
Вот какой пейзаж открывается сверху. Ни печенегов, ни половцев обнаружено не было, поэтому я с чистой совестью спустился вниз
Если приглядеться – слева над нижним (чёрным) куполом видна деревянная лестница – вот за ней и располагается та бойница из которой я смотрел. Высота без лифта нереальная
После этого мы продолжили нашу экскурсию и отправились в село Беседы. Здесь сохранился храм Рождества Христова XVI в. Храмы столь раннего периода - большая редкость в Подмосковье. От древней постройки сохранилось лишь центральное ядро с шатром на восьмигранном барабане. Боковые приделы с апсидами построены позже, как и колокольня.
По преданию, здесь в 1380 г. раскинул свой шатер великий князь Дмитрий, когда он направлялся навстречу Мамаевым полчищам. В этом месте он совещался или, как говорили в старину, беседовал. Отсюда и пошло название села. Подобных красивых легенд в Подмосковье много, но они редко подтверждаются. Известно, что войско Дмитрия Ивановича шло другим, левым берегом Москвы-реки.
Этот храм производит совершенно другое впечатление, по сравнению с предыдущим – тут довольно низкие потолки, полутьма, огромное количество икон и росписи, те самые бабульки Также в правом приделе находится чудотворная икона «Богоматерь Троеручица». По одной из легенд, у Богоматери, держащей Младенца, выросла третья рука, чтобы спасти тонущего ребенка. Брррр, у меня от такого мурашки по коже
Вокруг церкви много белокаменных надгробий XVIII—XIX вв.
Подъ симъ камнемъ погребено тъло раба Божiя крестьянина дервни зяблекова Филиппа Никитеча Алфосова сконч 7 август 1870 г житiя его было 73г.
Нехилые надгробья тогда были у крестьян, да?
А это местный Кот Баюн провожает нас к следующему пункту назначения
Николо-Угрешский монстырь находится на другом берегу Москва-реки. Здесь великому князю Дмитрию Ивановичу было видение во сне иконы чудотворца Николая, после чего он воскликнул: «Сие все угреша (согрело) сердце мое». И, вернувшись с Куликовской битвы, учредил монастырь.
Многократно монастырь терпел разорения, и в середине XIX в. он был совершенно перестроен. В это время стала входить в моду русская древность, и художник-археолог Ф.Г. Солнцев выстроил новый ансамбль в так называемом ложнорусском стиле. Это было время достаточно приблизительных представлений о старине.
Монастырь очень большой, в нем много разных сооружений и пруд. Рыбалка запрещена, о чем нас оповещают правила поведения в монастыре
Церковь во имя преподобного Пимена Угрешского.
Непосредственно сам Николо-Угрешский монастырь.
Внутри монастыря традиционная для поздних построек роскошь, присутствуют даже динамики на стенах – видать не все прихожане достаточно хорошо могут расслышать глас божий без японских усилителей
В этом монастыре расположен ковчег с частицей мощей Святителя Николая Чудотворца – насколько я понимаю он выступил прообразом Деда Мороза и всяких Санта-Клаусов.
Здания на территории монастыря стояться, достраиваются и перестраиваются – этот контраст хорошо виден на следующей фотографии.
Следующим пунктом моей экскурсионной программы шел храм Казанской Божьей Матери в Котельниках, но он оказался закрыт без каких либо объяснений причин Ни записки, ни колокола у входа не было Я даже не хотел про этот храм рассказывать, но снаружи он довольно красивый, поэтому вот:
Построен в 1680 г.. стоит на высоком подклете, двусветный, с двусветной же трапезной, двумя рядами кокошников и нарядным декоративным убранством. Здесь испокон века находилось дворцовое имение. Колокольня, стилизованная под XVII в.. выстроена А. Жилярди, братом знаменитого архитектора, уже при князе С.М. Голицыне.
На сегодня всё По результатам могу сказать, что храм Преображения в селе Остров и Николо-Угрешский монастырь обязательны к посещению.
Мы начали свою поездку с села Остров, находящегося недалеко от Каширского шоссе. Это древнее село упоминается еще в духовной грамоте Ивана Калиты, то есть в XIV в. Село было дворцовой резиденцией московских великих князей и царей. При Иване Грозном здесь был выстроен особый царский терем - белокаменный храм Преображения. Данный храм имеет необычную архитектуру – храм шатровый, таких сохранилось, насколько мне известно, только два – в Острове и в Коломенском. Это древняя архитектура, позднее храмы начали строить привычной формы – чтобы больше народа помещалось.
Перед храмом в начале XIX века построили колокольню в псевдоготическом стиле. Зачем – не знаю.
Вокруг очень красивый ландшафт (кроме Капотни, конечно), если приглядеться – справа от труб видна еще одна церковь на другом берегу Москва-реки, это Николо-Угрешский мужской монастырь, о нем расскажу чуть позже, по прямой до него километров 7, запомните это расстояние.
У входа на территорию церкви стоит деревянная избушка, там можно поставить свечи, а на двери записка о том, что если есть желание попасть внутрь церкви нужно обратиться в дом. Зимой службы не ведутся, поэтому все заперто. После того, как мы обошли вокруг, мы решили побеспокоить-таки сотрудников и посмотреть что находится внутри. На доме была записка «Позвоните в колокол». Форт Байярд какой-то Колокол обнаружился справа от двери, на первый скромный звоночек никто не отреагировал, поэтому мы отбросили стесненье и по-морскому отбили склянки На звук вышел некий волосатый дядька, не знаю, сторож или кто, вообщем сотрудник и ОЧЕНЬ! любезно нам все показал и рассказал. За что ему еще раз спасибо. Он открыл церковь, продемонстрировал внутреннее убранство - надо сказать, довольно скудное, но какая акустика! Если хлопнуть в ладоши посреди храма звук просто нереальный! Куда там долби-сурраундам. И, как он подметил, строили все без компьютеров. Да, богатыри – не мы… Также он рассказал, что из этой церкви в Николо-Угрешский монастырь ведет подземный ход под Москва-рекой. Семь километров! Дешевая раньше была рабочая сила Неплохо бы там покопаться с металлодетектором… А еще он разрешил тем, кто смелый залезть на галерею на верху храма. Блин, если б во всех церквях было такое отношение. А то в других кликушествующие бабульки только и знают, что делать замечания. Ну, вообщем, угадайте – смелый я или нет Конечно, залез. Представьте – совершенно темная, узкая (я б в пуховике не протиснулся, снял заранее) каменная лестница со ступенями сантиметров по 20-25 высотой идет к небольшой бойнице, через которую лет 500 назад наши предки следили за южными рубежами Царства Московского! Офигенные ощущения.
Вот какой пейзаж открывается сверху. Ни печенегов, ни половцев обнаружено не было, поэтому я с чистой совестью спустился вниз
Если приглядеться – слева над нижним (чёрным) куполом видна деревянная лестница – вот за ней и располагается та бойница из которой я смотрел. Высота без лифта нереальная
После этого мы продолжили нашу экскурсию и отправились в село Беседы. Здесь сохранился храм Рождества Христова XVI в. Храмы столь раннего периода - большая редкость в Подмосковье. От древней постройки сохранилось лишь центральное ядро с шатром на восьмигранном барабане. Боковые приделы с апсидами построены позже, как и колокольня.
По преданию, здесь в 1380 г. раскинул свой шатер великий князь Дмитрий, когда он направлялся навстречу Мамаевым полчищам. В этом месте он совещался или, как говорили в старину, беседовал. Отсюда и пошло название села. Подобных красивых легенд в Подмосковье много, но они редко подтверждаются. Известно, что войско Дмитрия Ивановича шло другим, левым берегом Москвы-реки.
Этот храм производит совершенно другое впечатление, по сравнению с предыдущим – тут довольно низкие потолки, полутьма, огромное количество икон и росписи, те самые бабульки Также в правом приделе находится чудотворная икона «Богоматерь Троеручица». По одной из легенд, у Богоматери, держащей Младенца, выросла третья рука, чтобы спасти тонущего ребенка. Брррр, у меня от такого мурашки по коже
Вокруг церкви много белокаменных надгробий XVIII—XIX вв.
Подъ симъ камнемъ погребено тъло раба Божiя крестьянина дервни зяблекова Филиппа Никитеча Алфосова сконч 7 август 1870 г житiя его было 73г.
Нехилые надгробья тогда были у крестьян, да?
А это местный Кот Баюн провожает нас к следующему пункту назначения
Николо-Угрешский монстырь находится на другом берегу Москва-реки. Здесь великому князю Дмитрию Ивановичу было видение во сне иконы чудотворца Николая, после чего он воскликнул: «Сие все угреша (согрело) сердце мое». И, вернувшись с Куликовской битвы, учредил монастырь.
Многократно монастырь терпел разорения, и в середине XIX в. он был совершенно перестроен. В это время стала входить в моду русская древность, и художник-археолог Ф.Г. Солнцев выстроил новый ансамбль в так называемом ложнорусском стиле. Это было время достаточно приблизительных представлений о старине.
Монастырь очень большой, в нем много разных сооружений и пруд. Рыбалка запрещена, о чем нас оповещают правила поведения в монастыре
Церковь во имя преподобного Пимена Угрешского.
Непосредственно сам Николо-Угрешский монастырь.
Внутри монастыря традиционная для поздних построек роскошь, присутствуют даже динамики на стенах – видать не все прихожане достаточно хорошо могут расслышать глас божий без японских усилителей
В этом монастыре расположен ковчег с частицей мощей Святителя Николая Чудотворца – насколько я понимаю он выступил прообразом Деда Мороза и всяких Санта-Клаусов.
Здания на территории монастыря стояться, достраиваются и перестраиваются – этот контраст хорошо виден на следующей фотографии.
Следующим пунктом моей экскурсионной программы шел храм Казанской Божьей Матери в Котельниках, но он оказался закрыт без каких либо объяснений причин Ни записки, ни колокола у входа не было Я даже не хотел про этот храм рассказывать, но снаружи он довольно красивый, поэтому вот:
Построен в 1680 г.. стоит на высоком подклете, двусветный, с двусветной же трапезной, двумя рядами кокошников и нарядным декоративным убранством. Здесь испокон века находилось дворцовое имение. Колокольня, стилизованная под XVII в.. выстроена А. Жилярди, братом знаменитого архитектора, уже при князе С.М. Голицыне.
На сегодня всё По результатам могу сказать, что храм Преображения в селе Остров и Николо-Угрешский монастырь обязательны к посещению.