saiLor
Команда форума
"Молодым везде у нас дорога.
Старикам везде у нас почёт!"
(с) Песня О Родине. В.С. Лебедев-Кумач
Старикам везде у нас почёт!"
(с) Песня О Родине. В.С. Лебедев-Кумач
Садитесь поудобнее, заварите крепкого чайку. Доставайте сушки, баранки, пряники. И слушайте. Расскажу я вам историю.
Давным-давно жили в славном городе Куйбышеве, что раскинулся на левом берегу реки Волги беспокойные люди. Звались они спелеологи. Иногда они звались спелестологи.
Люди эти лазали в различные пещер, изучали их на общественных и не очень началах. Открыли даже вторую в СССР по протяжённости пещеру. Пещеру назвали Куйбышевская. А как еще ее надо было назвать,
если группа, открывшая пещеру из Куйбышева была?
А в перерыве между посещением пещер ходили они в разные штольни, которых вокруг Куйбышева было не то, чтобы очень много. Но хватало.
И тогда эти люди звались спелестологи.
Наиболее милые сердцу спелестологов были Сокские штольни. Расположены уж очень удобно. Как раз на краю города.
Спелестологов было несколько групп. И одна из них звалась "Луноходы". Почему Луноходы? А вот потому, значит.
И решили эти Луноходы откопать новый проход из штолен на поверхность.
Не совсем на поверхность, впрочем... В карьер.
Карьер этот образовался на месте основной части Сокских штолен. То есть когда -то система штолен была очень большая. Потом известняк стиали добывать открытым способом и штольни срыли.
И штреки стали выходить в склоны карьера. Потом эти штреки позасыпало. И вот, Луноходы решили устроить из одного штрека выход на поверхность.
Выполнили расчет, установили, где на поверхности может быть выход штрека. И стали копать. Сначала копали изнутри.
Но сил у Луноходов было маловато. Группа состояла в основном из школьников. Процесс затянулся. А потом и школьники выросли, у всех появились свои дела и раскоп окончательно забросили.
Со временем те, кто знал подробности поисчезал, поуезжал из Куйбышева. И осталась легенда. Легенда настаивалась в котелке времени, кристаллизовалась...
И вспомнили про нее уже в наше время. Вспомнили диггеры, поскольку некоторым из них были знакомы пара человек изб той, далекой группы Луноходов.
Но печаль была в том, что эти старожилы практически ничего не помнили. Помнили, что копали чего-то когда-то... Где-то, в Сокских...
Диггеры ходили в штольни, изучали их уже сами. И, вот однажды в одном отдаленном штреке луч фонаря выхватил старую надпись "Лун..." и стрелку, указывающую в свод штрека.
Из свода заметно тянуло воздухом. А потом к своему удивлению диггеры увидели на полу разбросанные сухие листья. То то радости было! Неужели нашли старый раскоп?
Была организована экспедиция, сделаны расчеты места выхода. КОпать начали также, как и их предшественники, изнуутри. Но возникла угроза обвала. поэтому решили копать снаружи.
Навстречу, так сказать.
На днях меня пригласили принять посильное участие в этом почетном деле.
Мы отправились в карьер, чтобы оттуда вести наш рукотворный тоннель в сторону штрека Луноходов.
Дорога петляла. как настоящий серпантин.
Промышленные конструкции тут были явно на месте, совершенно не нарушая величие горного пейзажа.
По дороге попадались огромные валуны. Если напрячь фантазию и не засматриваться вверх, то можно запросто представить, что идешь по Южному Уралу.
Дорога шла выше и выше.
Периодически встречались небольшие обвалы.
Живописные утесы попадались нам...
Внизу показался карьер. Теперь дорога пошла под уклон.
Карьер. По дну идет дорога. На противоположном склоне можно разглядеть выходы еще одних штолен. Так называемые "Сокские-2".
Я уже говорил, что до карьера все пространство было занято системой штолен. Так вот, подо мной расположены "Сокские-1", вдали видны "Сокские-2".
А теперь представьте, что ранее все это пространство было одной огромной системой штолен и "Сокские-1" соединялись с "Сокскими-2".
Мы прошли по полке вооон оттуда, где видна седловина.
Березка на обрыве...
Да! На дне карьера мы обнаружили огромную каменную змею. Она извивалась практически по всей длине карьера. Глаза были закрыты. Змея спала.
Как гласят легенды это двоюродный брат уральского Полоза. По ночам он оживает и ползет в Волгу, ловить огромных белуг и сомов.
Но вот и подходной портал. Продолжили раскопки. Процесс шел трудно, ибо по пути постоянно попадались отдельные валуны, которые приходилось общими усилиями вытаскивать на поверхность.
Слева постоянно была угроза обвала. Ящик из-под патронов выступал в роли откаточной вагонетки. Вагонеткой работало еще старое ведро. Но оно сниматься не захотело.
Вскоре открылась полость размерами примерно 2х5 метров. Туда можно было уже пролезть, для разведки дальнейшей обстановки.
Еще ниже снова начался завал. Было принято решение пока прекратить. К тому же начало темнеть, а нам еще идти на электричку.
...
Общий вид склона, в котором проводится раскоп. Видите треугольный портал, вывал грунта и ступени? Это там.
По пути на электричку стали попадаться индустриальные пейзажи. Дело в том, что рядом находится действующий карьер и тут по прежнему добывают известняк и на дробильном комбинате превращают его в щебень.
...
Транспортеры подают щебень разных фракций на отгрузку.
Сооружения напоминают какой то корабль.
Вдели стоит старый экскаватор ЭКГ-5.
Внезапно быстро стемнело. Мы пришли на станцию. Финал закономерен - пришла электричка и мы уехали. Но кто то снова вернется, чтобы старую мечту сделать былью - откопать альтернативный вход в Сокские штольни.
(с) saiLor 2023
Последнее редактирование: