Ракеты и люди.

#1
Сегодняшний рассказ хочу начать со ставших крылатыми для многих причастных к ракетостроению слов названия 4-х томного сборника Бориса Евсеевича Чертока "РАКЕТЫ и ЛЮДИ" который ы увлекательной форме повествует историю Союза Советских Социалистических Республик от самолётов до ракет. Эта история началась в далёком 1944 году, когда приходят первые сведения о новом сверхсекретном «оружии возмездия» Гитлера, с помощью которого он намеревался изменить ход войны. Пересказывать содержание сборника не вижу смысла, если не жалко денег, то его не составит труда найти в розничной сети или на вторичном рынке. В сети в свободном доступе имеется электронная версия. Почему я начал своё повествование с этих слов? Всё очень просто. Ракеты это сложный механизм и они являются плодом труда многих людей, тем или иным способом причастных к их созданию. Из-за грифа секретности многие даже не подозревали, что имели причастность к их созданию. Если быть более корректным, они догадывались, но не могли знать над чем именно работают. Но были такие люди такие люди, которые принесли через всю жизнь любовь к этим изделиям.



Пару недель назад мне довелось познакомиться лично и побывать в гостях у одного такого увлеченного своим делом человека. Зовут его Алексей Инешин. Он в бывшем СССР закончив технический институт и военную кафедру по специальности "Офицер наведения комплекса с-75" не потерял и поныне интерес к ракетным комплексам ПВО первого поколения. Эта история началась в 2015 году, когда всеми правдами и неправдами Алексей стал владельцем изделия 217М. Он поменял её на фрезерный станок MAHO800, хотя если быть точнее, то он подарил другу станок, а тот подарил ему ракету.. Со слов Алексея по рассказам , её уронили при разгрузке в 1962г., произошёл замин, который остался на крыле, после чего она была передана в учебный центр, потом несколько десятилетий стояла памятником у плаца в военном городке, откуда и была изъята другом. С подробнейшим процессом реставрации ракеты можете ознакомиться на металлическом форуме CHIPMARKET.RU в разделе Ракета С-25 "БЕРКУТ" Реставрация.... Я сам два года следил за этим процессом и вот только летом 2019 смог посетить это место.



Доехать туда очень просто. Адрес, если ехать на машине, то это 12 км от МКАД по Пятницкому шоссе до деревни Юрлово дом 82. Координаты для (ГЛОНАСС/GPS) навигатора: Широта: N (55.899651), Долгота: E (37.267878). Добраться на общественном транспорте тоже не составит большого труда от метро Митино, 575 маршрутка или автобус до д.Юрлово (от метро 7км, 10-20минут). Нам повезло, что на парковке было свободно и в нарушении дорожного знака мы повернули прямо во двор к ракете. Проехать это место просто невозможно. В этот день выдалась прекрасная солнечная погода. Солнце находилось во время полудня в самом зените и ракета гордо блестела титановыми элеронами, словно хвастаясь перед нами своим совершенством.

 
#2
Ракеты это сложный механизм и они являются плодом труда многих людей, тем или иным способом причастных к их созданию. Из-за грифа секретности многие даже не подозревали, что имели причастность к их созданию. Если быть более корректным, они догадывались, но не могли знать над чем именно работают. Но были такие люди такие люди, которые принесли через всю жизнь любовь к этим изделиям.
deletant
хорошая преамбула, надеюсь, что будет еще много отличных фоток и интересный текст. А я, как всегда, хочу немного по-старопердунски побрюзжать... Да, ракеты я люблю.
Но неслучайно я процитировал этот кусок текста.
Ракеты - это сложный, и очень совершенный механизЬм, при подробном изучении которого неизбежно у людей возникает восторг. И у меня в том числе. Но есть один подвох...
Какой бы гигантский прогресс в ракетостроении ни был, эти достижения трудно конвертировать во что-то полезное гражданское. Конечно же, гигантская польза от космоса есть.
А куда девать техническое совершенство зенитных, корабельных и стратегических ракет?? Все дело в том, что ракета - изделие одноразовое, или, говоря научно, малоресурсное.
Все эти "улитки" ТНА, сами двигатели - время работы - минуты. Угрохав гигантские бюджеты на малоресурсные вещи, теперь задорого покупаем все, что должно служить долго.
Ни судовые дизеля, ни промышленные турбины, ни авиадвигатели, ни автомобильные делать за то время, пока в ракетостроении происходил гигантский рывок, делать мы так и не научились. Зато нынче все поцреотические паблики наперебой расхваливают, какие крутые у нас ракеты. А УАЗ продолжает делать те же буханки, что и в год моего рождения...
 
Последнее редактирование:
#3
А УАЗ продолжает делать те же буханки, что и в год моего рождения...
Продолжение у истории обязательно будет. Про ракеты потрещать это наше фсё, особливо с грамотным собеседником владеющий информацией. К сожалению даже за рюмочкой крепкого чая ему с трудом удаётся дозировать информацию. Кстати согласно самых последних событий с трудом удаётся научить летать самые последние изделия. Каждый второй пуск осечка. Отрицательный результат это тоже результат, ведь истина как и инструкции пишутся методом проб и ошибок, порой вместо чернил настоящая кровь и множество человечеких жизней.
А теперь про УАЗ. Отличная машина между прочим. Поменьше электроники и будет выпускаться ещё 100 лет как минимум. Сейчас заканчиваются лётные испытания патриота на АКПП. Классная машина получается. Обидно, что коробка и некоторые силовые агрегаты не нашенские. Не поверю, что не можем. А теперь про электронные помощники. Отчасти это хорошо, но может и не так. Посмотри ФОРСАЖ 8 и сам увидишь к чему это приведёт.
PS продолжение следует.
 
#4
Пока Настя совершенствовала мастерство в наведении изделия на мишени, я сфотографировал газовые рули из текстолита, которые работали первые 4 секунды после старта, отклоняя ракету на 42 градуса по тангажу, они расположены за срезом сопла двигателя и при работе двигателя находятся в струе газов, истекающего из него, спустя 4 секунды остатки рулей отстреливались сжатым воздухом.



Корпус ракеты изначально покрывал довольно таки толстый слой шпатлёвки для улучшения аэродинамики. Она так же скрывала некоторые конструктивные элементы. После зачистки на верхних вертикальных крыльях проявились отчётливо видимые три полоски к которым изнутри подходит коаксиальный кабель. Это так называемые щелевые антенны. Как оказалось это приёмные антенны, которые служат для управления ракетой при наведении её на цель во время активной стадии полёта.



Я чуть было не забыл, что моей основной целью было сфотографировать два манометра, которые установлены в хвостовой части ракеты под остеклением. В ракете установлено два шаровых баллона 32л. и 23л. Первый 32л. необходим для наддува топливных баков( вытеснение топлива ), второй 23л. для управления рулями ракеты. В один 150, а в другой 315-400 атмосфер на старте. Эти манометры служили визуальным контролем давления в баллонах при заправке и при обходе ракет стоящих на стартовых столах. На ракете следующей модификации под индексом 218 остался только один, но об этом более подробно расскажу в другой статье, если этот материал кого заинтересует:



Оказывается при третьей модернизации комплекса С-25 для улучшения ТТХ ракеты, а именно для возможности увеличения мощности БЧ, саму ракету необходимо было облегчить, конструкторы нашли оригинальное решение. Второй баллон который управлял рулями заменили на пороховой аккумулятор давления, его обслуживать не требуется, поэтому на обновлённом изделии остался только один манометр.



Пока мы ходил вокруг ракеты вокруг да около, к нам незаметно подошел сам хозяин и поинтересовался целью нашего визита. В первую очередь он нам рассказал как ему подарили оригинальный стартовый стол, который лежал около ракеты:



Как оказалось он был откопан в в/ч 71548 Княжево когда строили позицию позицию для С-300ПС отапливаемые ангары,когда закапывали трубы отопления кидали все подряд что попадется.Потом металлисты стали выкапывать коллекторы с трубами и им попался этот стол. С подробностями этого квеста можно ознакомиться на ФОРУМе ордена Ленина МОСКОВСКОГО округа ПВО:

 
Последнее редактирование:
#5
В обоих рабочий диапазон 315-400 атмосфер на старте
Насколько я помню, в компрессорных станциях Отдела заправки и снаряжения, в котором я служил, было два давления для заправки в шар-баллоны - 150 и 400 Атм. В один заправляли 150, в другой 400. Главное, как говаривал наш славный Комбат майор Папсуев, это давление применять правильно, т.е., давать в ракету. И не вздумайте баловаться, вставляя шланг в жЕппу. Там 5 атмосфер хватит, чтобы разметать внутренние органы по стенам!!
 
#6
Насколько я помню, в компрессорных станциях Отдела заправки и снаряжения, в котором я служил, было два давления для заправки в шар-баллоны - 150 и 400 Атм. В один заправляли 150, в другой 400. Главное, как говаривал наш славный Комбат майор Папсуев, это давление применять правильно, т.е., давать в ракету. И не вздумайте баловаться, вставляя шланг в жЕппу. Там 5 атмосфер хватит, чтобы разметать внутренние органы по стенам!!
Спасибо. Надо пофиксить.
 
Последнее редактирование:
#7
Насколько я помню, в компрессорных станциях Отдела заправки и снаряжения, в котором я служил, было два давления для заправки в шар-баллоны - 150 и 400 Атм.
Может, это для более поздних типов ракет. По крайней мере, если мне не изменяет память, на 217-х в обоих шар-баллонах давление должно было быть в пределах 315 - 355 Атм, причем разность давления не должна была превышать 5 Атм. Обычно поддерживали 330 - 335.
 
#8
Я ему в двух словах изложил цель своего визита и он незамедлительно пригласил нас осмотреть несколько экспонатов скрытых на его участке от любопытных глаз. На задворках его участка много чего интересного, но он заострил наше внимание на двух двигателях:



Тот, что слева, от этой самой ракеты, которую он реставрировал:



Это двигатель С5.1А.0000-0. У него вырезаны пиропатроны и извлечен пороховой заряд запуска ТНА (с пиропатронами и пороховым зарядом военные не имели право оставлять ракету):



Второй это двигатель с боевой ракеты 5Я25 или 5Я25М или 5Я24:



Пиропатроны стоят на месте и пороховой заряд запуска ТНА тоже вроде стоит на месте в металлической капсуле:



У этих двигателей огромное количество различий. Можно сказать, что они отличаются друг от друга словно небо и земля, хотя они из смежных поколений ракет, но их отделяет огромная пропасть и это видно даже неискушенному в технических тонкостях взгляду. Камеры сгорания и сопла отличаются кардинальным образом:

 
#9
Различные у этих ракет системы выпуска отработанных газов от выхлопа трубы ТНА пиропатрона:





НЕ говоря о системе питания двигательной установки:



На снятом с ракеты двигателе бросаются в глаза трубопроводы для подачи окислителя и топлива. Они разного цвета:

 
#10
А ещё Алексей поделился с нами одним интереснейшим экспонатом из области фантастики, имеющим непосредственное отношение к звёздным войнам времён программы СОИ. Это СОВЕТСКОЕ СУПЕРОРУЖИЕ, УНИЧТОЖИВШЕЕ ЧЕЛЛЕНДЖЕР. Кто из вас помнит, что такое «НПО АСТРОФИЗИКА» и её установка УСТАНОВКА "ТЕРРА-3"? Кто не знает, то GOOGLE в помощь, я не буду углубляться в технические дебри вопроса. Стоит только упомянуть, что в 1981 году США произвели первый запуск космического челнока «Спейс Шаттл». Естественно, это привлекло внимание правительства СССР и руководства Министерства обороны. Осенью 1983 года маршал Дмитрий Устинов предложил командующему Войсками ПРО Вотинцеву применить лазерный комплекс для сопровождения «Шаттла». И 10 октября 1984 года во время тринадцатого полета челнока «Челленджер», когда его витки на орбите проходили в районе полигона «А», эксперимент состоялся при работе лазерной установки в режиме обнаружения с минимальной мощностью излучения. Высота орбиты корабля в тот раз составляла 365 километров. Как сообщил потом экипаж «Челленджера», при полете над районом Балхаша на корабле внезапно отключилась связь, возникли сбои в работе аппаратуры, да и сами астронавты почувствовали недомогание. Американцы стали разбираться. Вскоре поняли, что экипаж подвергся какому-то искусственному воздействию со стороны СССР, и заявили официальный протест. А вот подтверждение того, что всё это не пустые слова и не домыслы журналистов. Кстати обтекатели ракет изготавливаются из сотового стекловолокна точно так же, как радиопрозрачные купола для РЛС.





Времени было крайне мало и пришло время прощаться. А ещё мы узнали, что хозяин увлекается мотоспортом. У него мощный эндурик, который который мы заприметили в гараже. Сразу было понятно, что это очень разносторонне развитый человек и тем нескольких минут нашего знакомства было мало, чтобы рассказать друг другу о всех увлечениях:



Пришло время прощаться. Наша беседа плавно перемещалась в сторону DEFA. Мы не имели права больше задерживаться и отвлекать человека от дел насущих. Впереди нас ждала долгая дорога к заброшенному храму во имя иконы Божией Матери «Знамение» в урочище Тёплое, но это уже совсем другая не менее увлекательная история:

 
Сверху