Раз в два года недалеко от Парижа в местечке под названием Le Bourget проходит один из самых крупных в мире авиасалонов - International Paris airshow. В этом году мероприятие проводится уже в 47-ой раз, с 18 по 24 июня.
Париж был первым европейским городом, в котором я побывал, этим городом я остался навсегда очарован, и подумал, что это неплохая идея - слетать туда еще раз во время проведения авиасалона (про
прошлогоднюю поездку я писал здесь: http://www.caves.ru/index.php/topic,17730.0.html)
Лететь мы собрались вдвоем с одним моим товарищем. Из Москвы была забронирована гостиница, куплены билеты и поданы документы на визу (через турфирму). До этого был решен еще один крайне важный вопрос - получена журналистская аккредитацию на салон. Вообще то, мы не журналисты, и получили аккредитацию путем небольшой аферы К тому же, раньше я ни разу никуда не аккредитовывался и это был первый опыт, положительный. Все оказалось не так сложно как казалось. Аккредитация давала возможность бесплатного попадания на салон с семи утра до семи вечера в любой день (включая дни для специалистов - пн. - чт.), возможность пользоваться пресс-центром (бесплатный интернет), посещать пресс-конференции и, самое главное - возможность снимать со специальной точки для фотокорреспондентов, куда простых посетителей не пускали. К тому же мы расчитывали на какие-нибудь сувениры для журналистов
К сожалению, поехать на весь салон не получилось, в итоге на Бурже я был только два дня - пн. и вт. Лететь решили с пересадкой во Франкфурте "Люфтганзой". Так дешевле. К тому же мне было просто интересно, что такое полет с пересадкой, интересно посмотреть Франкфуртский аэродром, да и просто, четыре полета - это лучше, чем два
Багажа у нас не было. В Шереметьево мы получили сразу два посадочных талона - ШРМ-Франкфурт и Франкфурт- Шарль-де-Голль. Во втором посадочном уже был указан номер гейта для посадки на второй рейс. Сразу уточнили, если мы вдруг на него опаздаем, отправят ли нас следующим самолетом, сказали что отправят (самолеты из Франкфурта в Париж летают каждые 2-3 часа )
Если бы был багаж - его можно было бы сдать в Москве и получить в Париже, во Франкфурте перегрузили ли бы с борта на борт без нашего участия. Контроль, как ни странно, был не такой строгий (обувь снимать не заставляли). Летели Эрбасом-320. Взлет по расписанию (задержка на 10-15 минут не считается). Удивлен был, тем что в полете давали металлические приборы к обеду (а как же безопасность! Например, нож для картона запрещен к перевозке самолетом, а тут в полете дали вполне себе железные нож и вилку...). Кормили не очень вкусно, все другие компании, к-ми я летал кормят вкуснее (правда сравнивать могу только с "Сибирью", "Скай-экспрессом" и "ЭрФранс"; "ЮтЭйр" на рейсе МСК-Нижний Новгород вообще не кормили).
Прилетели во Франкфурт. Перед посадкой в самолете объявили, что номер гейта для тех, кто дальше летит в Париж, меняется. Посадка мягкая, все ОК. Терминал. Идем искать наш гейт. Он оказывается в другом терминале. Куда идти интуитивно понятно по указателям. Паспортный контроль, дальше длинный переход между терминалами с бегущими дорожками (горизонтальными эскалаторами) и подсветкой меняющихся цветов. Еще один контроль (разуваться опять не требуют) и мы у гейта. До вылета еще около часа. Идем смотреть аэропорт. Аэропорт огромный, взлеты-посадки каждые 2-3 минуты (например, я никогда раньше не видел семь (!) самолетов на прямой). Авиакомпаний тоже много интересных, в России таких нет.
Следующий рейс на Б-737. Тоже более-менее по расписанию. Лететь час. Дают булочку с ветчиной и шоколадку Баунти. На рулении перед взлетом видели на территории аэропорта зайца(!)
Париж. На выходе паспортного контроля нет, типа, прилетели внутренним рейсом Решаем ехать в город на электричке. Идем ее искать. Сначала небольшой автоматический поезд (без машиниста), который ходит между терминалами (ощущения, что ты в халф-лайфе ), потом пригородная электричка - RER. Где покупают билеты мы не нашли, поехали так. Приезжаем в центр на станцию Шатле, а выйти на улицу не можем - турникеты. Мы с видом обычных туристов, подходим к полицейским - так мол и так, только что с самолета, где купить билеты не знали, что делать? В итоге нас выпустили нахаляву (для справки, поездка из аэропорта - 8 евро, штраф за бизбилетный проезд - 45 евро).
В электричке ходил какой то парень и раздавал всем листовки, в которых на трех языках было написано, что он бежал из России спасая жизнь, бежал на Украину, потом во Францию. У него нет паспорта, нет работы, нет денег. Но просил он не денег, а просил найти журналиста, к-й бы про него рассказыл...
И вот наступил пн., такси заказано на 6-30 утра, едем в Бурже. Уже пробки. Приезжаем, проходим на территорию салона.
Я на знаменитом на весь мир аэродроме в ЛеБурже, даже не верится ;D
Народу пока немного, большинство самолетов еще зачехлены. Вообще, на статической экспозиции, стоят все очень близко друг к другу, нормально не снимешь...ряды каких то джетов, вертолетов. Истребители. Ан-148. А вот и МИГ-29ОВТ. Американская экспозиция - СуперХорнет, F-16, C-17 - какой же он все таки здоровый! А вот и А-380. Вот, что такое действительно большой самолет! Даже С-17 уже не кажется таким уж гигантом.
Зашли в пресс-центр. Нахаляву дали рюкзак с символикой Бурже, внутри лежали некие рабочие материалы - расписание пресс-конференций, схема выставки, расположения стендов экспонентов и тд. (рюкзак на следующий день порвался ) Помещение кондиционируется, стоят компьютеры, которыми можно пользоваться, Wi-Fi есть. Поднялись на второй этаж на балкон - там телевизионщики готовятся что-то снимать. Точка с видом на всю территорию салона получается, корреспондента (ведущего) туда ставят, вроде, stand-by position называется. Буфет есть, можно купить багеты/сэндвичи, минераку, кока-колу, пиво...Слышу, какой-то дядька по телефону по русски разговаривает и голос какой то знакомый, где то я его раньше слышал, смотрю, а на бэйджике у него написано Вадим Глускер, НТВ, Россия ;D
Потом прилетел военный вертолет. Отуда вышли очень респектабельно выглядевшие мужчины, кто то в строгом костюме, кто-то в военной форме. К вертолету пустили только журналистов, все кинулись снимать прилетевших. Кто такие, я не знаю. Думаю, Саркози я может быть бы и узнал в лицо, а вот, например, французского премьера или министра обороны Франции, или командующего ВВС, вряд ли... Прилетевшие мужчины проследовали на трибуну, на крыше в этот момент сидели люди в военной форме со снайперскими винтовками...
Встретились с еще одним нашим другом, интересующимся авиацией и живущим в Париже. Русским. Он в пн. попал на салон по приглашению фирмы Эрбас на какую-то конференцию. Но на конференцию не пошел, а пошел с нами снимать полеты на точку для фотокорреспондентов (как мы попали туда втроем по двум пресс-картам, я наверное рассказывать не буду ).
В общем, без аккредитации на Бурже полеты не снять вообще, очень далеко от зрителей. С аккредитацией можно находится на таком же расстоянии от полосы как, примерно, на МАКСе на общедоступных точках. Правда еще там рулежка проходит недалеко, но не все по ней рулятся Начались полеты. Проход группы Патруль де Франс с дымами цветов французского флага (на МАКСе они еще и пилотаж показывают, а тут просто прошли...), какой то военный вертолет, мелочь какая то спортивная, какой то новейший бизнес-джет...потом истребитель Рафаль. И вот, А-380! Оно еще и летает Да так летает, что смотреть страшно! Хотя он же пустой и топлива наверняка немного. Но все равно впечатляет, как эта махина свечой в небо по истребительному и какие виражи на нем потом закладывали...Потом важные мужчины улетели (на том же вертолете, на котором прилетели) и был перерыв в полетах.
Полеты продолжились где-то через час. Антонов, бесконечная череда еврорпейских и американских истребителей, танкеры (заправщики) от Боинга и Эрбаса, какой то транспортник американский и вот под вечер, гвоздь программы - МИГ-29ОВТ. Когда это видишь, честное слово, испытываешь гордость за Родину (особенно еще, когда у тебя шее висит бэйджик с надписью Россия)...После выступления ОВТ-шки большинство аккредитованный фотографов просто ушли с точки...Мы тоже пошли в пресс-центр, выпили по баночке холодного пива, посидели на террасе и все втроем поехали в город на электричке.
Вечером меня заинтересовал вопрос, а можно ли найти точку еще более удобную для съемки, чем точка для фотокорреспондентов. Посмотрел на эрлайнерз.нет фотографии предыдущих лет с Бурже и понял, что неплохие кадры можно сделать находясь в районе паркингов, совсем недалеко от торца полосы. Посмотрел на гугле, куда идти.
На следующий день поехал один, мой московсский товарищ пошел гулять по Парижу, у Парижского товарища пиглашения на вт. не было, а вт. - это тоже день для специалистов и если в этот день и можно купить билет простому человеку (в чем я, вообще то, почему то сомневаюсь), то такой билет будет стоить 40 евро (в публичные дни - 12 евро). Пошел в разведку в район паркингов. Паркинги на Бурже - это огромные поля, заставленные автомобилями за территорией салона. Время от времени там появляются не то полицейскиее (жандармы), не то просто какие то охранники. Показал одному пресс-карту, говорю: "Можно пройти?" - он не пустил, стал объяснять, где вход на салон, я ушел. Подошел к другому в другом месте, тот пропустил. Но смотрю, до полосы все равно еще далеко, надо дальше по паркингам идти. Иду, смотрю дальше блокпост у них прям какой то, человек пять, будка и шлагбаум. Подхожу, опять им пресс-карту в нос, спрашиваю, можно ли пройти, а один из них уставился в пресс-карту, долго ее читал, а потом задал мне вопрос, к-й меня в тупик поставил: "Сергей, вот а ю лукин фо хиа?" Я ему конечно сказал, что я фотокорреспондент и ищу точку для съемки, но меня все равно прогнали со словами, что на паркинге снимать нельзя. Своего я в итоге все равно добился, к началу полетов нашел точку хорошую, примерно там куда и пытался попасть, но только не со стороны паркингов, а со стороны самого аэродрома. Пресс-карту на шею, и с видом, что так и надо молча пошел вдоль забора. В итоге прогнать то прогнали потом, но все что хотел я снял.
В целом, все таки Бурже не произвел на меня такого уж впечатления. По большому счету, в Жуковском даже интереснее. Хотя, что поехали, конечно, не жалею...
ЗЫ. Был еще в катакомбах, на крыше триумфальной арки, чуть не опоздал на обратный самолет, видел офис Аэрофлота и магазин с сувениррами команды формулы-1 Рено. Ел улиток
ЗЗЫ. Фотографии будут ччуть позже.
Париж был первым европейским городом, в котором я побывал, этим городом я остался навсегда очарован, и подумал, что это неплохая идея - слетать туда еще раз во время проведения авиасалона (про
прошлогоднюю поездку я писал здесь: http://www.caves.ru/index.php/topic,17730.0.html)
Лететь мы собрались вдвоем с одним моим товарищем. Из Москвы была забронирована гостиница, куплены билеты и поданы документы на визу (через турфирму). До этого был решен еще один крайне важный вопрос - получена журналистская аккредитацию на салон. Вообще то, мы не журналисты, и получили аккредитацию путем небольшой аферы К тому же, раньше я ни разу никуда не аккредитовывался и это был первый опыт, положительный. Все оказалось не так сложно как казалось. Аккредитация давала возможность бесплатного попадания на салон с семи утра до семи вечера в любой день (включая дни для специалистов - пн. - чт.), возможность пользоваться пресс-центром (бесплатный интернет), посещать пресс-конференции и, самое главное - возможность снимать со специальной точки для фотокорреспондентов, куда простых посетителей не пускали. К тому же мы расчитывали на какие-нибудь сувениры для журналистов
К сожалению, поехать на весь салон не получилось, в итоге на Бурже я был только два дня - пн. и вт. Лететь решили с пересадкой во Франкфурте "Люфтганзой". Так дешевле. К тому же мне было просто интересно, что такое полет с пересадкой, интересно посмотреть Франкфуртский аэродром, да и просто, четыре полета - это лучше, чем два
Багажа у нас не было. В Шереметьево мы получили сразу два посадочных талона - ШРМ-Франкфурт и Франкфурт- Шарль-де-Голль. Во втором посадочном уже был указан номер гейта для посадки на второй рейс. Сразу уточнили, если мы вдруг на него опаздаем, отправят ли нас следующим самолетом, сказали что отправят (самолеты из Франкфурта в Париж летают каждые 2-3 часа )
Если бы был багаж - его можно было бы сдать в Москве и получить в Париже, во Франкфурте перегрузили ли бы с борта на борт без нашего участия. Контроль, как ни странно, был не такой строгий (обувь снимать не заставляли). Летели Эрбасом-320. Взлет по расписанию (задержка на 10-15 минут не считается). Удивлен был, тем что в полете давали металлические приборы к обеду (а как же безопасность! Например, нож для картона запрещен к перевозке самолетом, а тут в полете дали вполне себе железные нож и вилку...). Кормили не очень вкусно, все другие компании, к-ми я летал кормят вкуснее (правда сравнивать могу только с "Сибирью", "Скай-экспрессом" и "ЭрФранс"; "ЮтЭйр" на рейсе МСК-Нижний Новгород вообще не кормили).
Прилетели во Франкфурт. Перед посадкой в самолете объявили, что номер гейта для тех, кто дальше летит в Париж, меняется. Посадка мягкая, все ОК. Терминал. Идем искать наш гейт. Он оказывается в другом терминале. Куда идти интуитивно понятно по указателям. Паспортный контроль, дальше длинный переход между терминалами с бегущими дорожками (горизонтальными эскалаторами) и подсветкой меняющихся цветов. Еще один контроль (разуваться опять не требуют) и мы у гейта. До вылета еще около часа. Идем смотреть аэропорт. Аэропорт огромный, взлеты-посадки каждые 2-3 минуты (например, я никогда раньше не видел семь (!) самолетов на прямой). Авиакомпаний тоже много интересных, в России таких нет.
Следующий рейс на Б-737. Тоже более-менее по расписанию. Лететь час. Дают булочку с ветчиной и шоколадку Баунти. На рулении перед взлетом видели на территории аэропорта зайца(!)
Париж. На выходе паспортного контроля нет, типа, прилетели внутренним рейсом Решаем ехать в город на электричке. Идем ее искать. Сначала небольшой автоматический поезд (без машиниста), который ходит между терминалами (ощущения, что ты в халф-лайфе ), потом пригородная электричка - RER. Где покупают билеты мы не нашли, поехали так. Приезжаем в центр на станцию Шатле, а выйти на улицу не можем - турникеты. Мы с видом обычных туристов, подходим к полицейским - так мол и так, только что с самолета, где купить билеты не знали, что делать? В итоге нас выпустили нахаляву (для справки, поездка из аэропорта - 8 евро, штраф за бизбилетный проезд - 45 евро).
В электричке ходил какой то парень и раздавал всем листовки, в которых на трех языках было написано, что он бежал из России спасая жизнь, бежал на Украину, потом во Францию. У него нет паспорта, нет работы, нет денег. Но просил он не денег, а просил найти журналиста, к-й бы про него рассказыл...
И вот наступил пн., такси заказано на 6-30 утра, едем в Бурже. Уже пробки. Приезжаем, проходим на территорию салона.
Я на знаменитом на весь мир аэродроме в ЛеБурже, даже не верится ;D
Народу пока немного, большинство самолетов еще зачехлены. Вообще, на статической экспозиции, стоят все очень близко друг к другу, нормально не снимешь...ряды каких то джетов, вертолетов. Истребители. Ан-148. А вот и МИГ-29ОВТ. Американская экспозиция - СуперХорнет, F-16, C-17 - какой же он все таки здоровый! А вот и А-380. Вот, что такое действительно большой самолет! Даже С-17 уже не кажется таким уж гигантом.
Зашли в пресс-центр. Нахаляву дали рюкзак с символикой Бурже, внутри лежали некие рабочие материалы - расписание пресс-конференций, схема выставки, расположения стендов экспонентов и тд. (рюкзак на следующий день порвался ) Помещение кондиционируется, стоят компьютеры, которыми можно пользоваться, Wi-Fi есть. Поднялись на второй этаж на балкон - там телевизионщики готовятся что-то снимать. Точка с видом на всю территорию салона получается, корреспондента (ведущего) туда ставят, вроде, stand-by position называется. Буфет есть, можно купить багеты/сэндвичи, минераку, кока-колу, пиво...Слышу, какой-то дядька по телефону по русски разговаривает и голос какой то знакомый, где то я его раньше слышал, смотрю, а на бэйджике у него написано Вадим Глускер, НТВ, Россия ;D
Потом прилетел военный вертолет. Отуда вышли очень респектабельно выглядевшие мужчины, кто то в строгом костюме, кто-то в военной форме. К вертолету пустили только журналистов, все кинулись снимать прилетевших. Кто такие, я не знаю. Думаю, Саркози я может быть бы и узнал в лицо, а вот, например, французского премьера или министра обороны Франции, или командующего ВВС, вряд ли... Прилетевшие мужчины проследовали на трибуну, на крыше в этот момент сидели люди в военной форме со снайперскими винтовками...
Встретились с еще одним нашим другом, интересующимся авиацией и живущим в Париже. Русским. Он в пн. попал на салон по приглашению фирмы Эрбас на какую-то конференцию. Но на конференцию не пошел, а пошел с нами снимать полеты на точку для фотокорреспондентов (как мы попали туда втроем по двум пресс-картам, я наверное рассказывать не буду ).
В общем, без аккредитации на Бурже полеты не снять вообще, очень далеко от зрителей. С аккредитацией можно находится на таком же расстоянии от полосы как, примерно, на МАКСе на общедоступных точках. Правда еще там рулежка проходит недалеко, но не все по ней рулятся Начались полеты. Проход группы Патруль де Франс с дымами цветов французского флага (на МАКСе они еще и пилотаж показывают, а тут просто прошли...), какой то военный вертолет, мелочь какая то спортивная, какой то новейший бизнес-джет...потом истребитель Рафаль. И вот, А-380! Оно еще и летает Да так летает, что смотреть страшно! Хотя он же пустой и топлива наверняка немного. Но все равно впечатляет, как эта махина свечой в небо по истребительному и какие виражи на нем потом закладывали...Потом важные мужчины улетели (на том же вертолете, на котором прилетели) и был перерыв в полетах.
Полеты продолжились где-то через час. Антонов, бесконечная череда еврорпейских и американских истребителей, танкеры (заправщики) от Боинга и Эрбаса, какой то транспортник американский и вот под вечер, гвоздь программы - МИГ-29ОВТ. Когда это видишь, честное слово, испытываешь гордость за Родину (особенно еще, когда у тебя шее висит бэйджик с надписью Россия)...После выступления ОВТ-шки большинство аккредитованный фотографов просто ушли с точки...Мы тоже пошли в пресс-центр, выпили по баночке холодного пива, посидели на террасе и все втроем поехали в город на электричке.
Вечером меня заинтересовал вопрос, а можно ли найти точку еще более удобную для съемки, чем точка для фотокорреспондентов. Посмотрел на эрлайнерз.нет фотографии предыдущих лет с Бурже и понял, что неплохие кадры можно сделать находясь в районе паркингов, совсем недалеко от торца полосы. Посмотрел на гугле, куда идти.
На следующий день поехал один, мой московсский товарищ пошел гулять по Парижу, у Парижского товарища пиглашения на вт. не было, а вт. - это тоже день для специалистов и если в этот день и можно купить билет простому человеку (в чем я, вообще то, почему то сомневаюсь), то такой билет будет стоить 40 евро (в публичные дни - 12 евро). Пошел в разведку в район паркингов. Паркинги на Бурже - это огромные поля, заставленные автомобилями за территорией салона. Время от времени там появляются не то полицейскиее (жандармы), не то просто какие то охранники. Показал одному пресс-карту, говорю: "Можно пройти?" - он не пустил, стал объяснять, где вход на салон, я ушел. Подошел к другому в другом месте, тот пропустил. Но смотрю, до полосы все равно еще далеко, надо дальше по паркингам идти. Иду, смотрю дальше блокпост у них прям какой то, человек пять, будка и шлагбаум. Подхожу, опять им пресс-карту в нос, спрашиваю, можно ли пройти, а один из них уставился в пресс-карту, долго ее читал, а потом задал мне вопрос, к-й меня в тупик поставил: "Сергей, вот а ю лукин фо хиа?" Я ему конечно сказал, что я фотокорреспондент и ищу точку для съемки, но меня все равно прогнали со словами, что на паркинге снимать нельзя. Своего я в итоге все равно добился, к началу полетов нашел точку хорошую, примерно там куда и пытался попасть, но только не со стороны паркингов, а со стороны самого аэродрома. Пресс-карту на шею, и с видом, что так и надо молча пошел вдоль забора. В итоге прогнать то прогнали потом, но все что хотел я снял.
В целом, все таки Бурже не произвел на меня такого уж впечатления. По большому счету, в Жуковском даже интереснее. Хотя, что поехали, конечно, не жалею...
ЗЫ. Был еще в катакомбах, на крыше триумфальной арки, чуть не опоздал на обратный самолет, видел офис Аэрофлота и магазин с сувениррами команды формулы-1 Рено. Ел улиток
ЗЗЫ. Фотографии будут ччуть позже.