И тени мертвых городов
Уныло бродят по равнине...
М.Волошин
Уныло бродят по равнине...
М.Волошин
Урал. В этом слове отражается не только география но и целая эпоха, мощь если хотите… Мощь человеческого духа - трудовой подвиг, ставший легендой. Прошло не одно столетие со времен начала освоения уральских недр. Горное дело испытало все – и подъем и упадок. Вольные казаки сменялись ссыльными преступниками, а крепостные крестьяне товариществами… На решающий ХХ век, живыми свидетелями которого мы стали, пришлась и безрассудно-азартная лихорадка промышленных разработок, и грандиозный финал выраженный в физическом разрушении и уничтожении следов горнозаводской отрасли и культуры.
Кизеловский угольный бассейн, известный каждому школьнику, уважавшему уроки географии. Уголь здесь был найден в 1783г., а спустя 14 лет началась его активная разработка. В 1941-45г. героическими усилиями горняков, добыча угля, столь необходимого Родине, была увеличена до 12млн.тонн в год. В этот период и, в особенности в послевоенные годы, на территории бассейна растут горняцкие городки. Не хибары и вагончики, а настоящие полноценно-каменные улицы с домами культуры, стадионами, школами и больницами. Тысячи шахтеров каждое утро по призыву гудка уходили из своих домов на километровую глубину, тысячи детей шли в свои большие, полные света и тепла школы, а ясли принимали все новые поколения будущих потомственных горняков…
Времена меняются… Наступил конец века, последнее десятилетие которого ознаменовалось, повальным закрытием «ненужных» стране шахт. Не имея средств к существованию, люди стали бросать свои дома и в буквальном смысле бежать на «большую землю». Опустевшие здания, стали разрушаться, а немощные горняки-ветераны, отдавшие своей Стране все силы и молодость и не успевшие, да и не хотевшие покидать свои стены, тихо умирали в неотапливаемых комнатах…
Самое страшное время года здесь – зима. Пустые оконные глазницы зданий, словно чувствуя приближающийся конец, с тоской смотрят на случайно заблудшего посетителя. Дрожь пробегает по телу от одной мысли, что перед тобой улицы, на которых уже никогда не появится жизнь, а бесстрастная природа, подтачивающая эти стены, спустя десятилетие превратит всё былое могущество в безликие руины. В такие минуты тоска одолевает любую даже самую зачерствелую душу…