Re: Мексика 17.09.2010
Мексика 21.09.2010, штаты Кампече, Кинтана Роо, Юкатан
Шпухиль (Xpuhil) - Кохунлич (Kohunlich) - Четумаль (Chetumal) - Чакчобен (Chacchoben) - Текаш (Tekax)
Ссылка на слайд-шоу:
http://fotki.yandex.ru/users/realprof/album/126562/slideshow/
В этот день предстоял длительный и насыщенный событиями переезд в Текаш, откуда должен начинаться уже «подземный» этап путешествия, поэтому пробуждение ото сна почти совпало с рассветом, хмурым и душным. Вещи были собраны и погружены в машину быстро, завтрак ограничился омлетом и кофе. К слову, накануне вечером дегустировался национальный юкатекский суп
мондонго, пользующийся большой популярностью у местного населения и приготовляемый, как правило, по особым случаям. Блюдо состоит… из порезанной свиной шкурки, отваренной в бульоне со специями. Шняга еще та, бульон - худо-бедно, в остальном же…
Шпухиль (Xpuhil). Так, в размышлениях об особенностях национальной юкатекской кухни и о низких серых облаках прошла короткая поездка до археологической зоны Шпухиль, расположенной в километре от отеля и непосредственно рядом с шоссе 186. Название xpuhil соотносится с названием местной травки и переводится как «хвост кота» или «склонившийся тростник». Чем интересен Шпухиль, так это уменьшенной (и в меньшей степени сохранившейся) копией дворца в Рио Бек, куда добраться как раз и не удалось. Дворец с двенадцатью платформами и комнатами имеет три высокие башни. В одну из башен можно забраться по боковому проходу на площадку, с которой открывается вид на современный город и холмистую сельву. Как считают некоторые, башни изображают Ицамну (майянского главенствующего бога, представляющегося в разных ипостасях) как небесного дракона. В центре сооружения находится барельеф с головой змея. По мнению людей, близких к шаманизму, этот комплекс может изменять энергетическую структуру мужчины в зависимости от целей практикующего. Первые поселения майя на месте Шпухиля датируются примерно четвертым веком до нашей эры. К началу двенадцатого века люди исчезли из Шпухиля. Заново древний город был открыт в конце тридцатых годов прошлого века. К настоящему времени обнаружено 17 строений. Барельефов и фризов на сооружениях, к сожалению, почти не сохранилось.
Кохунлич (Kohunlich). Пасмурное утро и испарения после сильного ночного дождя сменил легкий ветерок. Небо окрашивалось в бело-бирюзовые тона. На подъезде к Кохунличу возникали предположения, что это, скорее всего, рядовой городок, и потому посещение его не займет много времени. Предположения оказались в корне не верными. Более удивительного города видеть еще не приходилось. Кохунлич явился утопающим в зелени, с аллеями высоченных пальм, с водной гладью небольших прудиков, покрытых цветками белых и желтых кувшинок. Складывалось впечатление, что для майя это был своего рода санаторий, город релаксаций, что именно здесь они отдыхали от жертвоприношений и кровопролитных войн. Необычность места еще и в том, что прямо из построек ветвями в небо уходили вековые деревья с причудливыми наростами. Поражало и разнообразие строений: храмы и площади, цитадели и пирамиды, дворцы и отдельные платформы на возвышениях, жилые постройки и игровые площадки. Сохранился даже огромный резервуар для водосбора и каменные цистерны с остатками дренажной системы. Можно сказать, что в свое время город планировался и строился со всей тщательностью. Сами юкатеки называют место Шлабчеэн (Xlaabcheen). По мнению археологов, это место было заселено уже в третьем веке до нашей эры. Строительство завершилось к седьмому веку нашей эры. Существует также предположение, что Кохунлич - это региональная столица и крупный торговый узел, через который шел путь из Кампече к территориям современных Белиза и Гватемалы. Пожалуй, самым интересным сооружением Кохунлича является Пирамида Масок, по бокам центральной лестницы которой располагаются по три гигантские маски высотой выше человеческого роста. Считается, что маски установлены в честь солнечного божества. В центре лба каждой из масок располагается выпуклая точка, напоминающая изображение третьего глаза в Индии. Местные верят в то, что эта пирамида при правильном подходе способна пробуждать дремлющие психические способности. Но есть и реальная история об одном любопытном посетителе, который полез в узкий проход одного из строений майя посмотреть, куда тот ведет. На его беду, дальнейшему продвижению воспрепятствовало гнездо диких пчел, подвешенное к потолку свода. Одна из пчел ужалила незадачливого исследователя в бровь. На этом исследования с воплями закончились, а глаз с каждой минутой стал распухать. Тем не менее, осмотр города в связи с этим неприятным обстоятельством он прекращать не собирался и где-то через полтора часа как раз оказался у Пирамиды Масок. Прислонившись своим раздувшимся глазом к глазу одной из масок, он с почтением попросил вылечить его к вечеру того же дня. Начиная с этого момента опухоль стала спадать, боль уменьшилась и к вечеру того же дня от укуса не осталось и следа. Думается, догадаться о том, кто оказался этим любопытным посетителем, не сложно. )
Четумаль (Chetumal). В 75км к востоку от Кохунлича находится столица штата Кинтана Роо - Четумаль, город с населением около полутораста тысяч жителей, почти на самой границе с Белизом. Кроме того, что это столица штата, город мало чем примечателен среди множества таких же городов одноэтажной Мексики. Магазинчики, лавки, отели, ресторанчики. Поскольку время шло к обеду, было принято решение заехать перекусить в один из ресторанчиков. Тем более, что Четумаль почти по пути, и представится ли возможность когда-нибудь еще раз тут оказаться, неизвестно. Уже при въезде в город это началось. На улицы обрушился тропический ливень. Вода стояла стеной, дороги за несколько минут превратились в реки, а низины - в озера. За пятнадцать секунд пробежки от парковки до какой-то забегаловки удалось вымокнуть до нитки. С одежды стекало. Обед состоял из курицы на углях с острой сальсой и колы. Но очень даже сносно, если учесть, что трапеза обошлась в 90 песо на двоих. Дождь кончился так же внезапно, как и начался. Четумаль остался позади.
Чакчобен (Chacchoben). Последним городом цивилизации майа на сегодняшний день был Чакчобен, что переводится как «место красной кукурузы». Впрочем, название относится не к самому городу, а к деревне юкатеков, расположенной в десятке километров от него. Других населенных пунктов поблизости нет. Время шло к пяти. Небо опять заволокло тучами, но дождя не было. На территории города не было не души. Сгущались сумерки. В ветвях носились и передразнивались обезьяны. Город производит странное впечатление. Обходится за тридцать минут, и, вообще-то, все, что в нем есть, это три, расположенные на небольшой площади, пирамиды, малая, средняя и большая. Но именно эти сооружения вызывают странные ощущения. Будто время замедляется, останавливается и начинает течь в обратном направлении. Еще немного - и площади заполнятся древними майа, а по ступеням наверх взойдут верховные жрецы. Или кто там ходил по ступеням пирамид, в головных уборах из перьев с обсидиановыми ножами? Три города – и ни один не похож на другой, ни по восприятию, ни по архитектуре. Впрочем, так можно говорить обо всех городах древних майа. Осталось сделать последний взмах крыльями на самой высокой из пирамид Чакчобена, медленно сделать полный оборот, обозрев сельву от горизонта до горизонта и сойти вниз, вернувшись в своё настоящее…
Текаш (Tekax). Мексика уже неделю отмечала 200-летие своей независимости, поэтому кипящая жизнь ночного Текаша едва ли кого могла удивить. Юкатеки продолжали праздновать. На освещенных улицах было полно людей, машин и трициклов. Где-то рвались петарды. При въезде в город машину остановили федералы, скорее из любопытства, потому как ничего не проверили. В Текаше, городе почти с сорокатысячным населением, теперь нужно было разыскать Марио, человека, от которого полностью зависели следующие несколько дней путешествия. Следует оговориться, что Марио - это живая легенда города, его жизнь - это пещеры, женщины и ром. Официально он - проводник, руководитель городского спелеоклуба, исследователь подземных полостей и руин, а по совместительству - еще пожарник и спасатель. И в итоге найти его, острой проблемы не стояло. Но, хоть и оговаривалось заранее, что он должен был ожидать в центре города, о «соблюдении договоренностей» мексиканцами тоже ходят легенды. Марио нашелся быстро. Прогуливаясь мимо муниципалитета, он даже первым заметил машину со своими гостями и замахал руками. Показав дорогу до вполне пристойного и недорогого отеля «Posada del Karmen» и оказав помощь в размещении, Марио предложил отметить встречу. Ресторанчик при гостинице носил звучное для русского уха название «Нuinic». Предложение было принято без колебаний. На праздничный ужин подавалась свинина по-юкатекски и ром. Выпив за встречу, Марио вдохновенно произнес приветственную речь, в которой тепло отозвался о России и русских, после чего в ресторане заиграла… «Розпрягайте, хлопцi, коней». Сразу захотелось выпить еще. После очередного стаканчика рома Марио попросил микрофон и спел лирическую песню о любви бедного спелеолога к дочери богатого ранчеро. Потом за каждым последующим стаканчиком рома следовала все более и более зажигательная песня. Еще и с танцами. Около полуночи желание прилечь стало непреодолимым. Сил хватило только на то, чтобы добраться до койки. В ресторане гуляния еще продолжались…