ТБ при прогулках по льду (река, озеро) в городских условиях

Тема в разделе "Техника безопасности", создана пользователем Калининградский ПАДОНАК, 26 янв 2010.

  1. [​IMG]
    Недавно гуляли по нашей единственной крупной реке. И сразу возник ряд вопросов
    1. Безопасня толщина льда. В инетах пишут про 7 см. Ваше мнение.
    2. При сужении русла (мост) вода не замерзает - случайнсть ли закономерность?
    3. Из за резкого уменьшения притока воды лёд просел см на 40 от первоначальной точки заморозки. Самые уязвимые места в связи с этим?
    [​IMG]
    4. как близко можно проходить от открытого гумновыпуска
    [​IMG]
    Хотелось бы также обсудить общие правила ТБ на льду.

    PS инфу в яндексе почитал, интересует личный опыт, а не опыт рыбаков подлёдников, любящих лесные озёра

    Для старта приведу довольно неплохую статью по теме
    Толщина льда

    Осенью первыми покрываются льдом мелкие озерки, а затем - прибрежные воды и неглубокие заливы озер. Замерзание водоемов происходит от берегов к плесам. Наиболее глубокие места могут оставаться не замерзшими еще месяц-два после того, как прибрежные участки уже покрылись льдом, поскольку большая водная масса остывает медленнее.

    В море затягивание льдом архипелагов и открытых морских участков зависит как от продолжительности морозных периодов, так и от ветра и течений. В открытом море ледовый покров «живет» на протяжении всей зимы. Вследствие перемещения и растрескивания ледяных полей, между льдинами могут возникать коридоры практически лишенные льда, в которые рыболов - блеснильщик и рискует провалиться.

    Сначала лед образуется неравномерно, но по мере дальнейшего остывания воды он нарастает в спокойную погоду со скоростью 2,5 мм в сутки на один градус мороза. Если, например, температура воздуха составляет - 4 градуса, то можно сказать, что за сутки может образоваться лед толщиной в сантиметр.

    Мощность ледяного покрова обычно увеличивается со столь прямой зависимостью на небольших мелких озерках. В крупных озерах, не говоря уж о море, большая масса воды на глубоких участках замедляет замерзание и скорость нарастания мощности льда невозможно определить с берега.

    Снег, ложащийся на прозрачный, толщиной один - два сантиметра ледок - это еще одна опасность для рыболова - блеснильщика. Уже небольшой слой снега замедляет нарастание льда или даже прекращает его полностью.

    Если же снега наметет на первый лед как следует, то мощный снежный покров прижимает лед к поверхности воды. Через трещины на поверхность льда вытекает вода. Передвижение по льду при этом становится трудным и весьма опасным, поскольку лед может проломиться или даже растаять в воде под снегом.

    Вода, вытекшая на лед, впитывается в снег, образуя слякоть. На этих слякотных участках после их замерзания возникают наледи. Несущая способность ноздреватого и хрупкого льда на участках наледи наполовину меньше, чем у обычного.

    Разница температур между верхней и нижней поверхностью льда в особенности при резком похолодании обусловливает неравномерное увеличение ледяного покрова и образование полыней. Вода поднимается через полыньи на лед и замерзает. При потеплении замерзшая в полыньях вода препятствует расширению льдин до их исходного размера. В ледовом покрове возникают внутренние напряжения, которые выталкивают лёд на берег, вследствие чего создаются нагромождения льда, торосы.

    Пятисантиметровый лед уже держит! Прочность льда следует измерять на ровном ледяном поле. Под человеком, идущим в одиночку, должно находиться, по меньшей мере, 5 см, а для езды на снегоходе толщина льда на ровном месте должна составлять 15 см. На автомашине по льду безопасно передвигаться только по отмеченным ледяным трассам.

    Лед, образовавшийся в ветреную погоду, более хрупок, чем лед, возникший в штиль. Морской лед легче ломается, чем лед на пресных водоемах.

    Трещины снижают несущую способность льда, даже если они и не являются сквозными. На краю трещины прочность льда составляет всего лишь 40 процентов от прочности сплошного льда. Прочность ледяного панциря в месте пересечения трещин и того меньше, и составляет всего четверть от исходной.

    Прочность льда может и на небольшом расстоянии значительно меняться в зависимости от глубины, рельефа дна и течений. Поэтому пеший путешественник должен время от времени проверять толщину льда.

    При езде по льду на снегоходе или на каком-нибудь ином средстве передвижения, на несущую способность льда, помимо его толщины, влияет возникающее от транспортного средства движение волн воды подо льдом. Прочность льда минимальна тогда, когда скорость транспортного средства выше, чем скорость опережающего движения волны.

    При приближении к берегу скорость движения должна быть менее 20 км/час, а береговую линию следует буквально переползать как при возвращении, так и при съезде на лед. Следует остерегаться льда, который может просто висеть на прибрежных камнях. Скорость необходимо снижать также при сближении с другим снегоходом.

    При езде друг за другом, сзади идущий снегоход подвергается большей опасности из-за волновых движений воды и льда.

    Весенний лед опасен! Весной, при повышении температуры, во льду образуются вертикальные полости. Достоверных значений несущей способности льда с нарушенной структурой нет. Такой лед может и при толщине 30 см подвести рыбака - подледника.
    Под снегом, набившимся в трещины и образовавшим теплоизолирующий сугроб, лед весной настолько слаб, что иногда просто полностью тает. Поэтому весной сугробы лучше обходить стороной.

    Опасные ситуации часто складываются в теплые весенние дни, когда рыболовы - блеснильщики выходят на места лова еще в сумерках по крепкому от ночного мороза льду. Уже ко второй половине дня лед может ослабнуть настолько сильно, что рыболову часто даже трудно себе представить.

    Реки и проливы, а также устья рек и ручьев также представляют собой опасные места. В проливах течение усиливается, а если где-то на узком месте еще и дно повыше, то течение становится очень значительным. Течения в озерах зачастую съедают лед на оконечных участках мысов.

    В море течение поддерживает движение прибывающей или отступающей воды. На мелководных и узких участках лед может значительно истончаться на протяжении всего лишь нескольких метров.

    Непрочен лед и в местах расположения различных канализационных выпусков. Мосты, причалы и крупные камни особенно сильно нагреваются на весеннем солнце и могут быть причиной течений, вследствие которых лед поблизости от них ослабевает.

    Опасные места в начале сезона могут представлять собой плохо замерзшие глубокие участки водоемов. Весной опасность опять таится у берега, где камыши, вода, стекающая с суши, и крупные камни способствуют увеличению хрупкости льда.

    Весенние воды, бегущие поверх льда, разъедают старые рыбацкие лунки настолько, что в них может провалиться и человек. Также, чаще всего на небольших лесных озерах, я натыкался на подводные родники, которые особенно активны в марте-апреле. Кое-где следы на льду рассказывают о провалившемся под лед над таким родником и долго сражавшемся за жизнь прежде, чем выбраться на лед, лосе.

    Лыжи хорошо держат на тонком льду, но если провалишься, то возникает реальная опасность для жизни. Финские санки тоже неплохо справляются с опасностью, поэтому на ненадежном льду лучше идти пешком и толкать сани. Слишком бодрый шаг скорее приводит к коварному месту.

    Саамские сани (без полозьев) обезопасят путешественника, если сложить в них груз. В случае, если провалишься, то ледобур и тяжелый рюкзак не будут мешать выбираться из воды и уменьшается риск погубить свое снаряжение.

    Для перемещения по льду самое надежное оснащение - это плавающий спасательный костюм. По своей плавучести, достаточно большой спасательный костюм способен удержать человека на поверхности, но при этом он пропускает воду.

    Можно увеличить плавучесть, упаковав вещи прежде, чем положить их в рюкзак, в герметичные полиэтиленовые пакеты. Помните, что при этом рюкзак должен быть подвязан к поясу, иначе в воде он может подняться выше вашей головы.

    Палка с металлическим наконечником - хорошее приспособление для проверки толщины льда. Палки - «спасалки» нужны для того, чтобы выбраться из полыньи. Звук свистка слышен дальше, чем крики. Для помощи товарищу пригодится 15-20-ти метровая веревка, а при переохлаждении поможет или даже спасет жизнь гипотермический мешок.
     
  2. Из личного опыта, или чего не делать: свежевставший лед недостаточной толщины имеет цвет вроде шарового, или темно-голубой (видимо обусловлено цветом воды, что просвечивает). По крайней мере на море было так. Ходил по такому льду (тогда весил 60 кило) - рыбаки на более прочном люду сидели, потом сказали - ну что ж ты на голубой лед поперся! А он зараза как блюдце подо мной прогнулся. Но не лопнул. Повезло тогда.
     
  3. 1. Считаю что зависит от веса гуляешего и способа гуляния. В прошлом году я с другом тож по льду гулял. Он провалился а я нет xD Видимо потому что я вешу 60 со шмотьем а он 85;-)
    2. При сужении русла на поверхности воды образуется рябь\миниволны(+ это зависит и от рельефа дна) и это некоторое время не дает образовываться льду.
    3. Все становится уязвимым местом, тк несмотря на толщину лед трескается\крошится\пласты наползают друг на друга.

    А вообще правильно говорят - не гуляйте по льду=) Я всегда срубаю с дерева палку или приношу лом и стоя на берегу проверяю прочность льда методом ударяния по оному со всей дури + проделываю это каждые пять метров. Ну еще слушаю хруст и смотрю на собачек, если они есть(как ни странно но по некрепкому льду собаки не ходят Оо). Пока не купался вроде, чего и всем желаю=)
     

  4. От площади поверхности и веса. Конечно не лед, но ситуация похожая. В лесу. Была большая и долгая оттепель, потом стукнул небольшой морозец на сутки. Образовалась наледь 1,5-2 см. Снега на открытых участках было от 50 см до 1 метра. Друг весом под 90 кг в берцах шагу ступить не мог, как ледокол траншею я шел рядом не более метра при весе 60 кг и унтах, как по асфальту. Как вариант тут можно использовать лыжи или снегоступы, ну и веревку...
     
  5. По итогам пятничного моржевания в москва-реке замечу:
    При перемещении вдвоем следовать стоит параллельным курсом на расстоянии нескольких метров. Если можно подойти и вытянуть утопшего - тянуть его вбок, а не вверх. И под ноги стоит смотреть даже на обратном пути при следовании по тем же следам, ага.
     
  6. А нет риска, что вы не почуствуете, если лед треснет под вами на пути туда, а на пути обратно вы не провалитесь?
     
  7. Если лед под вами начал трещать и мелодично позванивать - ложитесь и потихонечку ползите. Помогает. Опробовано на нашей любимой Пахре. Долго, холодно, но правильно))).
     
  8. Пьяные Сьяноты ползли по Пахре до самого истока
     
  9. ну, зачем же сразу пьяные... я вон трезвым ползал))) вполне нормально)))
     
  10. Ты далекоживущщий Сьянот
     
  11. В описанном выше пятничном случае не то, что трещать и мелодично позванивать. Там как в воду шагнул, и хруст проламываемого льда был заглушен смачным бульком.
     
  12. "Спасение утопающих, дело рук самих утопающих."
    Смешно уже от самого названия темы, потрясающе романтично: -"ТБ при прогулках по льду...")))
    1) Нечего шастать по льду!
    2) Конец Александрова вам в помощь, а также любые подручные ср-ва: ремни, шарфы, палки, верёвки.
     
  13. Android
    Бывает это единственный путь к объекту.
     
  14. Погиб коллега полевик, подробностей происшествия не ведаю, весть отсюда http://relicfinder.info/forum/viewtopic.php?f=6&t=1197
    Я так понял, на льду Киевского водохранилища случилось.
     

Поделиться этой страницей