РОЖДЕСТВЕНО.rtf

Тема в разделе "Путешествия и Краеведение", создана пользователем soundxxx, 28 дек 2007.

  1. Было это в конце 80-х
    дача наша 1965 года при академии наук СССР вмещала в себя 55 домиков, как и по сей день
    в конце августа школьники собирались в город к 1 сентября
    я на тот момент был не исключение и мирно ждал, когда бабушка и дедушка собирут всю утварь, откроют кран, чтобы не лопнули трубы в заморозки, выкрутят пробки и подготовят участок к зимовке
    времени у меня хватало, чтоб совершить прогулку такую, чтобы запомнилась
    двинулся я в сторону железнодорожного моста, через удивительно красивую и загадочную речушку Жданка к однокалейной железной дороге, той которая обеспечивает нашим люберецким песком Чехословакию
    из него там чешский хрусталь изготавливают не менее известный, чем китайский фарфор
    взобрался на крутую высокую предмостовую насыпь
    вот и наверху
    вид с моста потрясает
    высота где то восьмиэтажки
    под тобой шарообразные кроны плакучих ив и перекаты Жданки
    свежий ветер с леса заполняет все лёгкие
    да что тут сказать, душу
    посидел, призадумался о чём то величественном, окинул взором с высоты леса, поля и реки
    да и настало время двигаться обратно
    полем там идти
    иду, иду и вдруг чувствую спинным мозгом, что смотрит на меня кто то сзади издалека и просит повернись, повернись
    поворачиваюсь, а там из за макушек старого леса церковь вся из золота сияющая выпрыгивает влево прыжками за них же и скрывается, что за чудо
    я снова повернулся, тоже самое и так несколько раз
    впечатлило не по детски
    вернулся на дачу, как язык проглотил
    с этими впечатлениями в школу и пошёл
    никому ничего не сказал
    по традиции каждые выходные до наступления холодов приезжали все равно на дачу
    встретил ребят из соседней с нами Плетенихи и поведал о увиденном,
    а они так просто,
    а это там где в лесу церковь чтоль заброшенная кладбище старое вокруг ещё
    я так и обомлел
    собрался немедля и пошёл её искать
    пару мостиков миновал через изгибистую как змея Жданку
    перешёл железную дорогу и как в другой мир попал, холмики, овраги, пруд с земленой рукотворной плотиной
    смотрю, а на другом берегу что то двигается
    пригляделся, а это два лисенка играются
    мама их неподалёку наблюдает
    не удержался я
    подхожу ближе
    мать учуяла и к норе
    тявкает, так смешно
    их предупреждает
    угрозу почуяла
    я не шевелюсь
    всё равно к норе призывает первенцев
    они засуетились, глазками по сторонам моргают и потишонечку прижавшись к земле к ней поспешили
    скрылись
    а дальше курганы два побокам слегка вытянутые а поцентру четыре классические
    прям в пяти метрах за ними такая необычная котловина как от упадшего метеорита на дне заболочено и деревья
    кривинькие низкорослые стоят отдельными островками причём как интересно с уровня среза горизонта их вообще невидно почва вообще какая то странная там
    песок с вкроплением черных глинястых жил
    конечно же спустился вниз обследовал изучил и выбросился от туда
    слева обошёл
    метров через 400 справа высокий борт Жданки она снова изгибается там
    по левую руку квадрат фундамента когда то существовавшей постройки передомной овраг с нежно поющим ручьём
    глаза поднимаешь и уходя в небо стволы старого леса виляющая тропинка меж ними идущая вверх
    поднимаюсь
    поверху иду минут 15
    сплошные буреломы так и приходится то перелезать через огромное упавшее дерево то подлезать под него
    взору открывается поляна совершенно круглой формы, края её осыпаны как будто бы крупной мукой, а через неё скачет в припрыжку словно большой заяц олень, как из сказки о Бэмби, рыженький такой, в белых пятнышках, неужели я в Рай попал
    Мама дорогая
    иду дальше правым бортом поляны
    а вот и заяц русак
    савсем рядом метрах в двадцати
    притих нешевелюсь
    заметил меня
    отбежал чуть вперёд и как ни в чём небывало одуванчики грызть начал
    ну думаю чудеса и в правду Рай
    отвлекать его нестал дальше пошёл
    снова курганы только разграбленные
    кругом клёны, а за ними старую аллею узрел, из лип и дубов
    деревья настолько замысловатой формы и происхождения
    вот огромная берёза, сук на высоте метров трёх от неё выстреливает в виде греческой буквы Лямпта обозночающую в географии долготу
    причём метрах в 15 он вростает в землю и даёт продолжение жизни новой берёзке пуская корни,
    а вот дуб мудрец с высоты ствола окунает в землю нижние ветви подобно корням
    ещё дерево удивительное вижу
    помните что крест на котором распяли Иисуса Христа сделан был из cтвола дерева корень которого давал жизнь трём разным породам дерева
    так вот это сейчас передомной
    из одного корня стремятся ввысь Липа, Берёза и Дуб
    что за место?
    под ногами дорога мощеная белым известняком слегка проглядывается
    справа комплекс каскадных прудов трёхуровневый
    правда воды в них уже почти не осталось
    так ручеёк да болотца
    по аллее метров 300 вот перехожу ров и взгляду открываются старые монолитные покасившиеся надгробья все поросшие мхом
    некоторые хаотично разбросаны лежат на земле, некоторые вообще расколоты
    глаза поднимаю и сквозь осеннюю листу вижу
    вот она Церковь
    встал как вкопанный, неналюбуюсь, вокруг так и веет древностью даже ветер остановился, воздух кристально прзрачным стал
    колокольни и притвора нет вообще, только место состыковки с храмом зияет как рана на теле старца
    вошёл внутрь дверь кованная, решётки на окнах тоже кованные из самого центра купола цепь длиннющая свисает
    чуть-чуть недотянуться
    наверное от канделябра
    на сильно потресканных стенах фрагменты фресок едва проглядываются, орнаменты бирюзовые с голубым, как у хозяйки медной горы под малахит
    купол уложен резной, глубоко зелёного цвета черепицей половины-то и той не сохранилось
    железа на нём нет
    креста тоже
    переплавили наверное
    всё это вне времени
    как в другой мир попал
    всем нутром чую
    колесил, колесил вокруг вот провалившийся уложенный известняковыми плитами подвал какого-то сооружения посреди соседней поляны, прям из него деревья ростут
    поляна другая прямоугольная
    огромный остов сожжённого молнией дерева рядом, с круглой дыркой посередине
    смотрю через неё
    захватывает изумительно радужный вид опушки
    вот она осень во всей своей красе
    нехватает дамы в шляпке с вуалью на белом Орловском рысаке с собакой
    неверю своим глазам вот и он скачет рысью только даму с собакой гдето потерял
    начинаю верить что в этом месте все мечты сбываются
    наверное оно и правда

    ну вот и всё
    много что с этим местом связано но это в другой раз... бумага закончилась...

    ярослав архипов
     
  2. Статья из "Древности и Старина" №1 2006г. ;) Классический сюжет, кстати. ;D

    Перекресток времен


    …Персонажи и учреждения, упомянутые в этом произведении, являются вымышленными. Любое сходство с реальными людьми и организациями либо с подлинными событиями не входило в намерение автора и носит случайный характер.
    Б. Акунин. «Алтын толобас»


    Есть такие места в Московской области, которые иначе, как перекрестком времен и не назовешь. При всем притом, что в принципе Московская область не обделена местами с богатой историей, но это, на мой взгляд, выделяется среди прочих.
    Речь пойдет о селе Рождественно, в бывшем Никитском уезде, теперь оно относится к Раменскому району.
    Места эти были населены еще вятичами. На противоположном, от села, берегу реки в глубине небольшого леса находится курганная группа из трех курганов, раскопанных еще во времена оно, в конце 19в. Повторно курганы исследованы в 40х-80-х годах 20-го века, Г.М. Конягиным, С.К. Богоявленским и Р.Л. Розенфельдом Как следует из «Археологической карты России, из этих курганов происходят гривна, плетенная из посеребренной проволоки, семилопастные кольца и перстень, хранящиеся сейчас в фондах Раменском краеведческом музее.
    Сама земля, на которой появилось село, была пожалована в конце 17 века воеводе князю Алексею Петровичу Прозоровскому. Благодаря книге и кинофильму «Россия молодая» образ, воеводы Прозоровского преподносится, мягко говоря, не однозначный, однако, не стоит забывать, что это все-таки художественное произведение. Не исключено, что к победе над Шведами на р. Двине, когда были захвачены два вражеских корабля и приложили руку «птенцы гнезда Петрова», но командование, не формальное. А фактическое в Архангельске, ровно, как и до этого в Азове осуществлял все-таки Прозоровский.
    Как следует из документов, пустошь Деревягина, принадлежавшая ранее Приказу Тайных дел была передана Прозоровскому взамен, взятых у него в казну земель на севере, видимо в районе Архангельска. Князь воевода переселяет на эти земли своих крестьян, ставит двор, мельницу. Таким образом, время основания села определяется достаточно точно.
    В 1686 году он получает соизволение на возведение храма и возводит каменную церковь Рождества Божьей Матери, по которой село получает свое название. Следующий владелец села , сенатор, князь Алексей Дмитриевич Голицын в 1766 году пристраивает к церкви северный предел, освященный в честь великомученицы Варвары, что было сделано, видимо, в память об одной из дочерей Голицына – Варвары. Стоит отметить, что при перестройке церкви на крышу её была уложена керамическая обливная (муравленая) черепица, что совсем не характерно для построек 18 века. Развалины, даже точнее сказать -- руины этой церкви, сейчас можно видеть на противоположном берегу реки. Руины заботливо украшены кривой фанерной табличкой: «Памятник архитектуры. Охраняется государством», и совершенно заслужено, учитывая, что каменных строений 17 века в Московской области не так уж и много, но, конечно, охранять их нужно как-то иначе.
    Буквально в паре километров от церкви Рождества находится другое примечательное место -- Георгиевскй погост. В позапрошлом году на предполагаемом месте погоста установлен памятный крест. Правда место для него выбрано не совсем точно, на месте креста стояла, уничтоженная в 20м веке часовня. Сейчас территория погоста практически полностью закрыта современным кладбищем засыпана продуктами жизнедеятельности отдыхающих, место то красивое и у воды..
    Нельзя не отметить и Шубинскую дорогу, известную еще со времен Донского. Она проходила буквально в 100 метрах от окраины Рождественно, а само село выходило красной линией на другую историческую магистраль, в село Константиново, известного еще из духовных грамот Ивана Калиты. У села эти дороги сливались, и в направлении села Шубина, по имени которого, дорога и получила свое название, уже шли вместе.
    Вот собственно, в общих чертах, краткая историческая справка об описываемом месте. Можно отметить еще, что в конце 19в, в километре от села в песке крестьянами был откопан полный скелет шерстистого носорога, что еще более расширяет исторические границы местности.
    Само село, нужно заметить, обнаружилось совершенно случайно. В один из приездов, по забывчивости не выключенный прибор, по дороге к машине, на проселочной колее, по которой проезжали десятки раз, дал четкий монетный сигнал. На свет явилась Деньга. Беглый осмотр транзитного поля явил горсть белоглиняной керамики. Остальное, как говорил персонаж Анатолия Папанова в известном фильме – «дело техники».
    Учитывая, что на карте Военно-топографического депо, возглавляемого генерал-лейтенантом Федором Федоровичем Шубертом, Рождествено не отобразилось, видимо по причине прекращения своего существования, в промежутке между 1778 и 1860 годом. Условно можно предположить, что руку к этому приложли французы, которые, по крайней мере, отметились в церкви Рождества, использовав ее традиционным для них способом – под временную конюшню.
    На тот период планы Межевания еще были не так распространены, как сейчас, и В.С. Кусов еще не выпустил джина, в лице своего нетленного труда «Земли Московской губернии в XVIII веке», в связи с чем село так и лежало спокойно под пашней. Не привлекая внимания поисковиков, влекомых, подобно осам к блюдцу с вареньем, двумя близлежащими погостами. К слову сказать, один из них, конкретно- «Рождественский», и погостом то в полном смысле слова, не является. Топоним, видимо зародился, в середине 19в и впервые начинает фигурировать на карте Военно-топографического депо, применяясь, почему-то к церкви Рождества. Насколько я знаю, ни на одном из перечисленных погостов никем еще не было найдено вообще ничего, заслуживающего внимания, и подозреваю, что и не найдется.
    Один то – совсем не погост, а второй, не смотря на достаточно характерный холм на местности, располагался не совсем там, где сейчас установлен памятный крест, а чуть в стороне и сейчас частично затоплен, частично (традиционно) закрыт современным кладбищем.
    Вот, кстати, тоже традиция, совершенно чуждая историческому и духовному предназначению места. Ну не хоронили до конца 19 века мирян вокруг церквей и уж тем более на погостах, это уже в современной интерпретации слова «погост» и «кладбище» стали синонимами. Лично у меня вызывает доверие теория А.Б. Мазурова, описанная в статье «К истории управления Московскими землями в 14--15 вв. (О термине «Уезд» московских источников)». Изначально понятие «Стан», «Погост» - место стоянки местного феодала со товарищи, в процессе объезда подведомственной территории на предмет сбора налогов с местного населения. Естественно, скорее всего, места стоянки выбирались приметные, возможно уходящие корнями в языческую культуру, в дальнейшем на погосте появлялась церковь, часовня, поклонный крест и капищная языческая составляющая полностью стиралась в сознании местного люда, но память о том, что место, особенное сохранялась веками, не сказать тысячелетиями.
    Но я отвлекся. Вернемся к селу Рождественно.
    В силу своего достаточно позднего зарождения на территории села, за почти 4х летнюю историю поисков не было найдено ничего «выдающегося». Ну разве только можно упомянуть нательную иконку с великомучеником Никитой Бесогоном, совершенно явно не моложе 16в, да вот еще относительно недавно, там была найдена удельная чешуйка, но это практически со 100% вероятностью можно отнести в дорожным потерям. Но! Что касается 18 века, вот уж где было раздолье. Распаханный во времена оно, кладик Денег с Полушками 1731-1751гг (всего за все годы было собрано более сотни монеток, хоть и ординарные, зато много…). Крестики поздние, всякие разные, пуговок-гирек на пару сарафанов, крестьянские колечки, перстеньки и т.п. В любой произвольный момент, когда «не задалось» в других местах, всегда по дороге домой можно было заскочить на пол часика, собрать 5-10 монеток, и довольным ехать до дома, с чувством «глубокого удовлетворения» и исполненного долга, все-таки, не в холостую прогулялся. Именно за эту особенность, место получило новое имя собственное – «Магазин». Причем как-то так традиционно сложилось, что машины мы с Сергеем обычно ставили на очень удобной полянке на краю поля, рядом с остатками мельничной плотины, переодевались, пили чай, перекусывали на скорую руку и шли за положенными и уже запрограммированными, но от этого не менее приятными, находками.
    Ситуация изменилась, когда Сергей, однажды не выключил прибор, подходя к месту стоянки и так и решил выпить чайку, с прибором в одной руке и стаканчиком от термоса в другой. Прибор не замедлил откликнуться благодарностью на такое отношение к нему, и тут же нашел Екатерининский пятак, которых отродясь на селе не находилось. Машины были отогнаны, вещи перенесены на «безопасное» расстояние и полянка подверглась вдумчивому рассмотрению, результатом чего явился еще один пятак и россыпь все тех же Денег с Полушками, слегка разбавленных петровскими монетками и совершенно не уместной, в данном обществе, здоровенной золотой серьгой, найденной Сергеем. Судя по серьге, предыдущей ее хозяйкой была продавщица из ближайшего сельпо и о потере своей она, скорее всего, перестала переживать уже лет 20-25 тому назад. Предполагаемые обстоятельства потери серьги в этом уединенном месте сейчас я описывать, пожалуй, не стану, если не возражаете…
    Спустя довольно не продолжительное время, на 3-4 приезд, ручеек находок с полянки стал помаленьку иссякать. И сразу зародилась мысль, что все самое интересное, наверняка лежит немного глубже, чем «видят» наши приборы, и не худо бы было снять грунт на лопатный штык. Неожиданно подкравшаяся зима несколько скорректировала наши планы, вскрытие было отложено до более благоприятных времен, которые и не заставили себя ждать, буквально в конце следующей весны.
    Вскрытие выявило локальный и достаточно толстый слой гари, свидетельствующий о присутствии на этом месте некоего строения, некоторого количества свиных костей довольно много черепков белоглиняной керамики, килограмм кованых гвоздей и полный, большой и весомый «0», интересующих находок. «Пилите, Шура, пилите, она золотая!!» «Пропил» был проведен еще на 3 лопатных штыка вглубь, правда подпол домика, заполненный сбережениями хозяина, так и не был обнаружен, но на поверхность стали поступать не менее интересные вещи. А именно черепки совершенно явной архаической керамики. Поняв, что копания выявили достаточно не тривиальный археологический объект, рытье в глубь планеты было остановлено, раскоп засыпан, а части керамики предъявлены для опознания доктору исторических наук А.К. Станюковичу, который и подтвердил «самые худшие опасения» - скорее всего, было обнаружено не учтенное Дьяковское поселение. И следовательно раскоп на этом месте придется остановить.… Причем, поселение на притоке второго порядка, которые до сего момента известно только в единственном экземпляре, правда, тогда мы этого еще не знали.
    Конечно, жаль, что подпол дома мельника, наверняка заполненный под самый потолок несметными сокровищами, так и остался не найденным, но ничего не поделаешь, найдем другой.
    Итак.
    Следуя концепции описания археологических объектов, принятой в Археологической карте России, и помня, что для утверждения о наличии поселения некоторым уважаемым ученым, обычно бывает достаточно и половины от имеющегося в данном случае материала, попробую дать описание месту:
    Поселение «Рождественно» на р. Жданке, р.ж.в. ок. 1км к С. от д. Яковлевское. Левый берег р. Жданки (правый приток р. Пахры, правый приток р. Москвы). Площадка (предположительно) 20х20 м., высота над поймой реки ок. 5 м., представляет собой выступ коренного берега в заболоченную пойму реки, ограниченна с юга оврагом, предположительно искусственного происхождения. Толщина культурного слоя (по понятным соображениям) не выявлялась. В предматериковой части культурного слоя, в результате случайного раскопа, найдены фрагменты лепной керамики с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности.
    В заключении хотел бы еще раз напомнить уважаемым господам читателям, что процесс поиска не ограничивается методичным откапыванием сигналов на определенном по карте, с точностью до 10 метров месте. Основная масса интересных объектов вообще не присутствует не в одном источнике. Не забывайте, что все они базируются на данных не старше конца 17 века, а до этого история вашей местности знала, по самым осторожным прикидкам, не менее 1000 лет живой истории и множество событий, большинство из которых безвозвратно стирали поселения с лица земли, и совершенно не обязательно, что на всех из них возобновлялась жизнь.
    Удачного Вам поиска!
     
  3. очень впечетляет
    я там завсеготай
    на новый год еду туда
    там еще 6 нетронутых курганов а изначально это принадлежало Долгоруким

    где мощёная дорога шла я знаю
    до сих пор проглядывается
    её в 60-е трактора добивали
    в Рождествено ты деревья необычные заметил?
     
  4. А где там мощенная дорога? Это не по "аллее" вдоль сада к церкви? Вроде больше то и не где ей быть?
    Деревья, как деревья, старые только...
     
  5. да по аллее
    ей насамом деле невидно надо ковырнуть
    пастух сказал что от волдарки была
     

Поделиться этой страницей