Шпионская станция F83
Йозеф Тарковски, бывший глава контрразведки правительства Германии, опасается пользоваться телефоном. Эксперт в электронном шпионаже, он знает, что даже когда он дома в Кёльне, его слова могут быть подхвачены самой мощной в мире станцией подслушивания в 400 милях от него на продуваемом всеми ветрами английском болоте.
«Мы знаем, что эта технология существует, и она используется против нас», — сказал он. Когда он говорил на прошлой неделе, его слова вполне могли быть извлечены из эфира прослушивающим оборудованием стоимостью в миллиарды долларов, размещенным на Менвит-Хилл, секретной американской базе в Йоркшире. Созданный для наблюдения за Советским Союзом, он продолжал расти, несмотря на окончание холодной войны
, и подозревается во все более активном участии в коммерческом, а также военном шпионаже.
В Менвит-Хилл, недалеко от Харрогейта, ведутся новые строительные работы, в ходе которых будут добавлены еще три гигантских «обтекателя». В каждом из них есть антенны, которые могут перехватывать спутниковую информацию и прослушивать трафик миллионов телефонных разговоров, факсов и электронной почты со всей Европы.
По мере роста базы растет и беспокойство европейских партнеров Британии, у которых нет таких «особых отношений» с Америкой.
На прошлой неделе Вельфганг Цайтльманн, председатель комиссии немецкого парламента по надзору за разведывательными службами, перешел в наступление. «Известно, что американцы шпионили [за нами] в прошлом. Мы их на этом поймали. Вопрос в том, были ли это просто отдельные случаи или они являются частью более широкой стратегии американского правительства», — потребовал он. «Важно, чтобы и британское, и немецкое правительства как можно скорее рассмотрели этот вопрос с американцами».
Беспокойство наблюдается и во Франции. «Что делает Великобритания как член Европейского союза, участвуя в программе, которая после окончания холодной войны была сосредоточена на шпионаже за ее европейскими партнерами от имени Соединенных Штатов?» — спросил Давид Натаф, французский юрист, представляющий французские оборонные, аэрокосмические и телекоммуникационные компании.
В Италии Франко Фраттини, глава парламентского комитета по информации и службам безопасности, потребовал от премьер-министра Романо Проди объяснений деятельности Менвита Хилла.
Менвит Хилл находится в ведении Агентства национальной безопасности США (АНБ). Это самое большое, самое сложное и самое скрытное разведывательное агентство в мире. На прошлой неделе агентство отрицало, что шпионит за европейскими странами от имени американских компаний. Однако практически с самого начала его британская база обладала исключительными возможностями.
Из тумана на болотах Северного Йоркшира вырисовывается ряд огромных куполов, похожих на гигантские мячи для гольфа, неуместных среди полей, стен из сухого камня и стад овец. Ночью база освещается огнями круглосуточных операционных и высокотехнологичного оборудования для прослушивания. Ограждение по периметру перемежается сторожевыми вышками и патрулируется сторожевыми собаками. Любопытных прохожих, которые задерживаются слишком долго, вскоре перехватывают военные охранники, которые спешат выяснить, в чем их интерес.
То, что происходит за колючей проволокой, настолько секретно, что об этом известно гораздо меньше, чем о работе МИ5 или МИ6. Британские министры в сменявших друг друга правительствах упорно уклонялись от этой темы, когда их спрашивали о том, почему база продолжает расширяться.
Джон Рейд, министр вооруженных сил, отказался предоставить какую-либо информацию, когда его недавно спросили, почему база набрала 200 дополнительных сотрудников. «Я не готов подробно комментировать операции RAF Menwith Hill», — сказал он.
Само название вводит в заблуждение — это не британская авиабаза. Открытый в конце 1950-х годов на земле, купленной короной, он был передан непосредственно АНБ в 1966 году и стал его полевой станцией F83. Сейчас это самый большой пост прослушивания АНБ в мире. Раскинувшись на 560 акрах, он имеет операционный центр и город на территории, включая дома, магазины, часовню и спортивный центр. Также имеется собственное бесперебойное электроснабжение.
Вначале перед ним была поставлена задача перехватывать так называемый трафик международных арендованных перевозчиков (ILC), по сути, обычные коммерческие сообщения. В 1980-х годах он разработал новый операционный блок под кодовым названием Steeplebush, чтобы расширить свою программу спутникового наблюдения. Второй этап, Steeplebush II, был разработан в начале 1990-х годов. Предполагается, что третья готовится. Первоначально количество обтекателей — кевларовых защитных кожухов, надевавшихся на спутниковые тарелки или радиомачты, — на площадке было всего четыре. Сейчас их 25, не считая трех строящихся. Численность его персонала не отставала. В 1980 году их было 400. К 1996 году их число утроилось и с тех пор возросло до более чем 1400 американских сотрудников, включая инженеров, физиков, математиков, лингвисты и компьютерщики, а также 370 сотрудников Министерства обороны. В общей сложности на кажущейся тихой станции F83 работает столько же сотрудников, сколько в МИ-5, британской службе внутренней безопасности.
Они управляют десятками систем сбора данных, в том числе основной системой спутников-шпионов для наблюдения за Европой и Азией под кодовым названием Vortex. В любой момент времени работают три спутника Vortex, расположенные над экватором. Более поздние более крупные спутники под кодовыми названиями Magnum и Orion также запускаются с Менвита и его дочерней станции F91 в Бад-Айблинге в Германии. Что слушает Менвит Хилл? Некоторый свет был пролит в докладе Европейскому парламенту в начале этого года.
В нем говорилось: «В Европе вся электронная почта, телефонные и факсимильные сообщения регулярно перехватываются АНБ, передавая всю информацию о целях в Форт-Мид в Мэриленде [штаб-квартира АНБ] через важный узел Менвит-Хилл в Северном Йоркшире. болота Соединенного Королевства». В отчете также подробно описывается система под названием «Эшелон», сеть станций прослушивания по всему миру.
Каждый из них перехватывает миллионы речевых сообщений или данных, обычно передаваемых микроволнами. Используя компьютеризированные программы распознавания, прослушивающие станции пытаются выделить ключевые слова из телефонного, факсимильного и электронного трафика. Когда целевые слова определены, общение записывается для дальнейшего анализа.
Такая информация может быть необходима для борьбы с терроризмом, торговлей наркотиками или в других политических целях. Но в прошлом месяце Ален Помпиду, технический специалист Европарламента, сказал: «Эшелон на самом деле является системой экономической разведки, усиленной благодаря спутниковой сети». Критики утверждают, что Менвит Хилл может предоставить АНБ ценную информацию, например, о контрактных торгах, разведке нефти или международных торговых сделках.
Доказательства того, что по крайней мере часть трафика, который прослушивает Station F83, являются невоенными сообщениями, появились в ходе прошлогоднего судебного разбирательства. Два протестующих, обвиненных Министерством обороны в вторжении на базу, предстали перед Королевским судом Йорка. В ходе судебного разбирательства компания British Telecom показала, что установила оптическое волокно высокой пропускной способности, рассчитанное на 100 000 одновременных вызовов, что намного больше, чем количество линий на базе, что означает, что Менвит Хилл подключался к сети BT. База находится менее чем в четырех милях от другой установки BT, микроволнового передатчика под названием «Каменная башня охотника», который передает сотни тысяч звонков.
В соответствии с пактом 50-летней давности — соглашением UKUSA — АНБ получает полную свободу действий в действиях из Великобритании, якобы гарантируя, что Соединенные Штаты будут делиться с Великобританией своей разведывательной информацией.
Тем не менее, АНБ признает, что, хотя объект управляется совместно с меньшинством британского персонала, GCHQ автоматически не причастен к собранной разведывательной информации. Ленты с данными американских спутников-шпионов возвращаются в штаб-квартиру АНБ; обмен разведданными является дискреционным.
ЕСЛИ у Америки есть средства для слежки за частными и коммерческими звонками, есть ли у нее мотив? Одна из причин заключается в том, что компании могут поставлять оружие или компоненты для оружия массового уничтожения террористам или диктатурам третьего мира. Но были и подозрения в коммерческой выгоде. В ссоре между Volkswagen и General Motors из-за коммерческого шпионажа было высказано предположение, что разговоры руководителей Volkswagen были перехвачены американцами.
Французы утверждают, что Thomson-CSF, французская компания по производству электроники, потеряла сделку на 1,4 миллиарда долларов (858 миллионов фунтов стерлингов) на поставку в Бразилию радиолокационной системы, потому что американцы перехватили детали переговоров и передали их Raytheon, американской фирме, которая производит радиолокационную систему. ракета Патриот; Впоследствии Raytheon выиграла контракт. Другое утверждение состоит в том, что Airbus Industrie потеряла контракт на сумму 1 миллиард фунтов стерлингов с Boeing и McDonnell Douglas из-за того, что информация была перехвачена американскими шпионами.
Но во всех этих случаях нет никаких доказательств. Такова природа зверя. Подслушиватели не оставляют следов.
Охрана строгая, и немногие из тех, кто работал в Menwith Hill, когда-либо разговаривали. Один бывший специалист по связи ВВС США, работавший на базе радиотехнической разведки США (Sigint) в 1960-х годах, описал, как он просматривал распечатки коммерческих телексов: «Мне предоставили список примерно из 100 слов, которые я должен был найти. ... Мне приходилось следить за коммерческим движением, подробностями о товарах, которые продавали крупные компании, таких как железо, сталь и газ ».
Сотрудница аэрокосмической отрасли, находившаяся в Менвит-Хилл в конце 1970-х — начале 1980-х годов, также утверждает, что была свидетельницей перехвата гражданских и коммерческих сообщений.
По собственному признанию, АНБ лидирует в мире технологий прослушивания. Считается, что внутри Министерства торговли США находится «отдел связи с разведкой», который считается каналом, по которому АНБ передает конфиденциальную коммерческую информацию. Является ли это шпионажем за иностранными компаниями, остается неясным. Подозрение, однако, может вызвать столько же неприятностей. В прошлом году из Германии был выслан американский дипломат по обвинению в сборе данных о высокотехнологичных проектах. Цейтльманн сказал, что единственный ответ на дилемму подслушивания - это «немцы управляют базой в Бад-Айблинге вместе с американцами и британцами, чтобы сделать то же самое в Менвит-Хилл».
Даже это может не решить напряженность. Натаф заметил: «Эшелон — это англо-саксонская система. Как указывал де Токвиль, «языковая связь часто является самым прочным и долговечным элементом, связывающим людей». судебной системы, но англичане всегда будут особняком».