60-я отдельная вертолетная эскадрилья РВСН.

Регион
Ивановская область
17 декабря 2019 года отмечается 60-я годовщина РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ. В честь это круглой годовщины посвящаю сегодняшний рассказ про 60-ю отдельную вертолетную эскадрилью РВСН с позывным "КРАСНЫЕ СОСЕНКИ."



С 1946 по 1960 годы здесь базировался 930 Комсомольский Трансильванский Краснознаменный военно-транспортный авиационный полк 12 Мгинской Краснознаменной военно-транспортной авиационной дивизии на самолетах Ли-2, затем Ил-14 и Ан-8. В 1960 году перебазировался на аэродром Кречевицы, а в 1963 году - на Дальний Восток. С 24 марта 1969 года на основании Директивы ГШ ВС № 7/126651 от 30 ноября 1968 года началось формирование отдельной 60-й вертолетной эскадрильи и роты аэродромно-технического обеспечения на аэродроме города Тейково для боевого обеспечения дивизии и ее частей. По штату эскадрилья состояла из трех звеньев по 4 вертолета Ми-4 в каждом.
Командиром 60-й ОВЭ 24 марта 1969 года был назначен заместитель командира 38-й ОВЭ 28-й ракетной дивизии военный летчик 1-го класса майор Пикуль В.В.
Некоторое время в состав эскадрилий входили как вертолеты Ми-4 ,так и вертолеты Ми-8.
С 1976 года в ОВЭ стали поступать на вооружение вертолеты Ми-8Т, а с 1978-79г.г. Ми-8МТ. В 1987 году на вооружение эскадрилий поступили вертолёты ВзПУ ракетной дивизии Ми-9.
В 1981 году отдельная рота аэродромно-технического обеспечения (ОРАТО) была включена в штат 60-й ОВЭ и подчинена ее командиру.
В 1985 году эскадрилья перебазировалась на новый аэродромный комплекс (позиционный район).
В 1985 году был введён в действие РСП.
На личный состав эскадрильи возложены задачи по несению боевого дежурства, а также задачи, связанные с выходом в районе боевого патрулирования ракетных полков. Экипажи осуществляли перевозку личного состава дежурных смен дивизии, оказывали помощь в транспортировке тяжелобольных и раненых в военные госпиталя Москвы, производили оценку пожарной обстановки Тейковского района и поисково-спасательные работы. Личный состав 60-й ОВЭ участвовал в тушении пожаров в Московской и Ивановской областях, обеспечивал опытно-испытательные прыжки космонавтов на базе аэродрома «Северный» г.Иваново, устанавливал купол при строительстве храма в г. Иваново.
ОТДЕЛЬНОЙ ВЕРТОЛЕТНОЙ ЭСКАДРИЛЬЕЙ КОМАНДОВАЛИ:
1969 — 1976 г.г — майор Пикуль В.В.;
1976 — 1982 г.г. — подполковник Соснин В.Ф.;
1982 — 1984 г.г. — подполковник Онищенко А.С.;
1984 — 1987 г.г. — подполковник Гладышев Н.И.;
1987 — 1989 г.г. — подполковник Несговоров А.П.;
1989 — 1994 г.г. — подполковник Сарычев В.В.;
1994 — 1997 г.г. — подполковник Куклев В.Е.;
1997 — 2004 г.г. — подполковник Соваков Н.Г.;
С 2004 г. — подполковник Афонин А.Ю.
Свое название вертодром получил от закрытого в прошлом военного городка Красные Сосенки. В 2011 году расформирована и выведена из состава РВСН. В 2014 расформирована окончательно. Фотографии представленные ниже датируются 13 августа 2015 года. По состоянию на конец 2019 года местная администрация планирует на месте бывшего вертодрома разместить новое городское кладбище. Есть шанс, что оно получит официальное или негласное название "КРАСНЫЕ СОСЕНКИ."
На протяжении последних 25-ти лет я довольно часто езжу по этим дорогам, но не всегда есть время уделить внимание на различного рода достопримечательности, которые в множестве разбросаны как рядом, так и и немного поодаль от проезжей части. Так вот в этот раз мы даже соизволили остановиться в небольшой деревеньке Якшино.



Там на юго-восточной окраине села, у дороги на Тейково стоит поросший по самое мама не горюй злющей крапивой храм Великомученика Георгия Победоносца. Церковь сооружена в 1842 г. на средства владельца села генерал-майора Н. А. Бутурлина. В 1864 г. пристроен южный придел, полностью закрывший боковой фасад. К настоящему времени утрачена глава храма, колокольня, кровли придела, а также ограда, окружавшая церковь. Кирпичные стены здания побелены. Монументальный одноглавый храм — своеобразный памятник в стиле позднего классицизма.



Пару слов хочется уделить смешной истории, которая с нами там приключилась. Церковь особо неприметная, поэтому уделять ей особое внимание не планировали, но всё же хотелось для истории сделать пару кадров изнутри. Так вот в поисках входа обошли ее по кругу и на противоположной стороне столкнулись нос к носу с местным хозяйским волкодавом неимоверных размеров, коих редко можно встретить в местных деревнях. Как правило здесь держат такого размера телят и поросей на убой, а собаки как правило мелкие, но очень звонкие. Так вот мы не слона хлебавши разошлись во свояси по разные стороны. Потом мы въехали в Тейково в поисках удобного заезда поближе к локации. И дороги в центре столицы РВСН произвели на меня самые неизгладимые впечатления. Передвигаться по центру города мы смогли, только подняв подвеску в самое высокое положение. Видимо это сделано в целях безопасности, чтобы враг не прошёл. В городе много достопримечательностей, но у нас были строго расставлены приоритеты. Спустя всего несколько минут мы сворачиваем на окраину и уходим на объездную проселочную дорогу. какая обстановка на объекте мы не знали и поэтому машину оставили среди зарослей молодых сосен. Они полностью скрыли нас от посторонних глаз. Согласно карты аэродромов России это действующий вертодром, принадлежащий МО, имеющий максимальную длину ВВП 251 метр. Покинув своё укрытие, короткими перебежками под палящими лучами солнца по пересеченной местности направляемся к намеченной цели. Впопыхах чуть было не угодили прямо в прикрытый камуфляжной сеткой "секрет", которые выставлялись за периметром вертодрома при усилении караульной службы.



Состояние внешнего периметра и колючки нас сильно воодушевили. Найти дырку не составило никакого труда.



Первым делом наткнулись на развалины трансформаторной подстанции. Её вид нас сильно разочаровал. Сложилось впечатление, что мы опоздали и приехали к шапошному разбору.



Но то тут , то там среди зарослей травы стали попадаться разбросанные ящики от РСП-30 - 30-мм реактивный (однозвёздный и многозвёздный) сигнальный патрон, которые применялись для сигнализации в ночное и дневное время в интересах управления войсками и поддержания взаимодействия между ними.



А так же пустые цинки от сигнальные патронов СП-26 для ракетниц 4 калибра / 26 мм. Кстати подходят ко всем сигнальным пистолетам / ракетницам, как отечественного, так и иностранного производства.

 
Фэшон, с мелким как раз собираемся туда ехать, но были сомнения по поводу целостности объекта, вояки оттуда давно уехали, а цветметчики и прочие хабарщики не дремлют.
 
Фэшон, с мелким как раз собираемся туда ехать, но были сомнения по поводу целостности объекта, вояки оттуда давно уехали, а цветметчики и прочие хабарщики не дремлют.
Почему не разведать обстановку и посмотреть, что произошло за четыре года. Мне ехать туда просто ради интереса почти 600 километров в оба конца, хотя в лучшие годы я за день накручивал там по месту и поболе. Ну, а если не хочется, тогда следите за темой. Пока в полной версии порядка 80-ти фотографий и это без учета оцифрованных документов.
 
что за девайс?... небольшая подсказка кроется в этой теме и на многих фотографиях дилетанта.
Screenshot_7.jpg
 
Среди травы мы набрели на остатки узкоколейки с которой уже сняли рельсы. Как оказалось в последствии по ней подвозили боеприпасы с открытой площадки хранения боеприпасов, находящейся на удалении от ВВП к одной из вертолетных площадок.



По ней мы вышли прямо к складам ИАИС , что расшифровывается как инженерно-авиационная служба в ВВС СССР (ВКС России). В них размещались складские помещения ЗИП, обмундирования, технической литературы, наглядных пособий, тренажеров и т.п.



В оном из множества разбросанных ящиков мы нашли турель для ПКТ.



Она была абсолютно новая, наверное ничего не стоит, раз её бросили



Она имеет систему электроспуска от бортовой сети, хотя возможна стрельба и классическим способом.



И тут мы представили себя в роли РЭМБО, грех было не поиграться.





Вот так она выглядела на вертолете

 
Ну на балочных держателя есть возможность установить по мимо блоков НАР, незнаю были ли в РВСН ми-24. По идее станция подсветка цели нужна, либо по старинке - в визир отслеж вать свечение трассера и по проводам.
 
Я че тно говоря не совсем понимаю накой пень подобная номенклатура вооружения нужна при обороне позиционного района? Нет, я понимаю в Оловянной, граница с КНР крикнуть докричишься, но в европейской части?.
 
  • Like
Реакции: 301
Проверка стойкости фортификации при моделирования удара авиации? Ну правда, это сам смеюсь)
 
Ми-24 в РВСН не попадались почему-то. Но пилоты вертолетчики, имевшие боевой опыт афганский, были. Как-то в Ясной командир звена по пути со смены показывал только прибывшему лейтенанту "афганский заход". Было ощущение, что тушенка на бутерброде забыла вылезти из банки и теперь на пару летают от копчика до макушки. Это на Ми-8 стареньком. Не дай бог, это был бы Ми-24.
Но если им была по спецификации положена такая номенклатура вооружения, то точно была на складах. Потому что любая липа в армии должна быть дубовой. Помнится, однажды до опупения отстреливали боеприпасы, "израсходованные" в ходе тактико-специальных учений по противодействию ДРГ. Естественно, учения были проведены на бумаге, и так бы эти боеприпасы были потихоньку расстреляны на охоте, но - нагрянула проверка, реально внезапная. Так и у вертолетчиков бывало. Они же тоже отрабатывали и дежурство в поисково-спасательной службе, и стрельбы из всех видов вооружения. Как-то сидели, ждали два часа, пока они выполнят нормы прыжков с парашютом, потом только повезли нас на смену. Так что ПТУР запросто могли иметься в учебных целях.
 
Полк вертолетный в Ясной уничтожили жестоко, в первой половине 90х расформировали, машины какие целее передали по частям, что осталось давили т-62 прямо на стоянка... Ком полка плакал, полк в Афганестане воевал. Статегов тогда в Ясной уже не было, из ЗГВ 499 ракетную бригаду Точка у вывели на десятую площадку.
 
Зимой когда мазут заканчивался, топили лопостями вертолетными.
 
Мне рассказывали такую историю. У нас в котельной был полностью гражданский персонал, служащие СА. Котельная старая, на мазуте, в обслуживании сложная. Когда передали городок новым хозяевам, они якобы первым делом уволили этих гражданских и стали солдатики военные там кочегарить. И вроде как в первую же зиму дедушки легли почивать, а молодой заснул и заморозил трассу по обратке. Очнулся и с перепугу поддал парку, в итоге еще и порвало котлы. После чего люди добывали где могли дровяные печки , а на дрова пошел парк перед гостиницей. Нас ведь при сдаче квартир при убытии КЭЧ заставляла предъявлять дровяные кухонные плиты, которые по проекту домов полагались. Вот их обычно вытаскивали за гаражи в районе вертолетки после приема квартиры, а потом оттуда же притаскивали для сдачи. И якобы эти плиты мигом притащили в дома, а в качестве дымовых труб использовали сорванные водостоки. Это реально было или байка обычная?

Приношу извинения за оффтоп, но впервые есть возможность узнать о судьбе городка от очевидца.
 
Это правда! Кстати после ухода статегов из Оловянной, там дивизия мотострелковая разместились, ком див забайкалец, собрал кечманов, тыловиков, гражданских и предупредил,-"если заморозить городок, загоню в яму асех вас, где порвало, поставлю часового и если полез те наружу, лично отдам приказ стрелять." Правда перед этим спросил что для подготовке к зиме нужно- людей, технику, матерьялы и помогал с этим. Вот мэров таких не хватает сейчас. Жил я на 60 лет октября дом 3 кв 21.Зайдите на http://yasnay.ru/ есть видео прогулки по городу жилому.
 
Жаль. Ну да это жизнь. Соседи реально, я там жил в общаге.
За нашим полком были два борта закреплены, 25-й и второй точно не помню. Вот на 25-м и был командиром командир звена-афганец. Мы с ним потом оба попали в Дровяную, жили в одной комнате общаги, пока квартиры получили. В Ясной нас много на смену возили на вертолетах, а в Дровяной как-то ни разу такого не было. В Дровяной он был зам. командира эскадрильи.
Почему убрали ОВЭ в РВСН, я так и не понял. Какой-то уж очень глубокий смысл в этом, такой глубокий, что не разглядеть.
 
Среди травы мы набрели на остатки узкоколейки с которой уже сняли рельсы. Как оказалось в последствии по ней подвозили боеприпасы с открытой площадки хранения боеприпасов, находящейся на удалении от ВВП к одной из вертолетных площадок.


...
deletant
Отпрыск из армии вернулся? Доволен службой? Пардон за оффтоп)))
Не тошнит его от армейской заброшки?
Мой, пока был маленький, с удовольствием ездил на такие экскурсии, но лет в 14 - 15 стал жутким пацифистом. После поездки на Опук больше не хочет никуда ездить на военки, говорит, не интересно. И в армию не хочет...
 
deletant
Отпрыск из армии вернулся? Доволен службой? Пардон за оффтоп)))
Не тошнит его от армейской заброшки?
Мой, пока был маленький, с удовольствием ездил на такие экскурсии, но лет в 14 - 15 стал жутким пацифистом. После поездки на Опук больше не хочет никуда ездить на военки, говорит, не интересно. И в армию не хочет...
Это задолго до армии было в 2015 году. Пока сам не пойму, чего он хочет. У него взрослая жизнь начинается, а мне и одному не плохо, я привык.
 
В ящиках было ещё много чего.Маскировочные сети в отличном состоянии. Только позже пришла в голову идея, а почему здесь было не замаскировать нашу машину, но как грится хорошая мысля приходит опосля.



Видимо основание под какую-то систему РЛС. Может кто точнее определит?



Сумка именная может от противогаза. Код на бирке - номер коробки фильтра.



Олдскульный термометр, у которого шкала размечена вручную.



Горы ЗИП разбросаны по всюду. Это настоящий рай для радиолюбителя или знатока по содержанию драгметаллов в радиодеталях, но это не про нас.





Больше всего понравился самодельный стенд, демонстрирующий работу ведения огня ракетной установки





В другом отсеке нашли проржавевший до дыр макет УСМ АКМ, у нас такой в классе НВП висел



Горы технической документации.



Самый интересный на мой взгляд эталон инструкции по технической эксплуатации радиооборудования вертолета МИ-8 взял себе. Могу его подарить, если кто заинтересуется. Повсюду плакаты с регламентами работ с авиационным вооружением и т.п.

 
Сверху