Таманский полуостров

Реконструкцию да дорого, но если есть интерес у народа туда приезжать и фоткать. То делать один по минимуму реконструкцию, типа того после недавнего боя. Для этого много не понадобиться средств, плюс грамотно набросать артефактов военных внутри. Таблички пояснаюшие, и жк телик с историей, посадить старушку месную которая за символическую плату пускает внутрь. А там власти местные по будоражить после, смотри и деньги выделят (соотвественно с откатом им)

Это я как шас думаю, главное чтоб были туристы а там власти выгоду не упустят главное показать.

П.С.

deletant у меня отец служил на подобном корабле, где был главный колибр. Напомнил мне когда написал "Вот эта мне больше всего нравится:"
 
А у меня дед в танке под Сталинградом сгорел.
Были его открытки с фронта, до момента гибели и они куда-то пропали.
А отчим моей мамы все его документы сжег.
Вот мы решили здесь сохранить хоть какую-то память, а заодно сделали запрос в архив на счет деда.
У меня есть его несколько фотографий в Буденовке.
Немного отвлекся от темы.
С реконструкцией там будет очень тяжело без тяжелой артиллерии в виде администрации, а ей уж точно не до суг.
Для примера вот вид на позицию стационарной батареи в центре города:

279ea146e49a.jpg



bf1ee5bec36f.jpg


Установленное орудие не соответствует действительности абсолютно. Если не ошибаюсь это:
130 мм орудие береговой обороны СМ-4 (СССР)

e1e44723cce1.jpg


А вот так выглядит место где стояло само орудие:


7b3855e7aa12.jpg


А это трек из Благовещенки на мыс Панагия:

http://www.everytrail.com/view_trip.php?trip_id=1281560&code=8652eb8114e2c2b4d055270d6a5a522d

Туда мы ехали по обрыву, с которого реально улететь в море, а обратно по частным виноградникам, которые как я писал выше в августе просто перекрывают.​
 
Могу добавить пяток копеек про местные монументы. На другом конце Таманского полуострова, вот тут, есть такой монумент:

overview.jpgDSCN5008.jpgDSCN5011.jpgDSCN5012.jpgDSCN5021.jpgDSCN5022.jpgDSCN5027.jpgview0.jpg
IMG_1791с.jpg
 
Склоняюсь к тому, что на:

85f9970fa7f8.jpg


стоял вот такой колпак:

8a64a2dd4cf4.jpg


У кого есть мнения на этот счет?
Ничего подобного, в общем. На втором фото царский грибок ,впрочем, допускаю, улучшеной конструкции (но зуб не дам). Советские если стальные рубки и делались, были совершенно иные, никаких дурацких свесов там не было (от этих грибовидных крыш у русских кораблей была масса пренеприятнейших неприятностей, читайте отзывы о сражениях Русско-японской войны).
Ну и на фото с Панагии однозначное основание под радиопрозрачный колпак с антенной РЛС под ним.
 
Как и обещал попытался собрать в одном месте труды всех известных мне энтузиастов. Сразу предупрежу, что некоторые фотографии уже выкладывал ранее.

Место куда мы сейчаснаправимся имеет тысячелетнюю историю. Но об этом не очень сильно любятраспространятся. Более двух тысяч лет назад здесь стоял античный городКорокондама, часть территории поглотило море, в котором были найденынеопровержимые доказательства существования на этом месте одного из крупнейшихгородов Боспорского государства.
Согласно одному изпреданий мыс Панагия вписан в историю государства Российского как место зарождения христианства на нашей земле. Проникновение христианства в Северное Причерноморье связывают спроповедованием на Северном Кавказе христианства апостолом Андреем Первозваннымв I в. н. э. Но это всего лишь легенды и предположения, а так же темы длядальнейших исследований и открытий археологических и краеведческих изысканий,которые здесь не прекращаются и поныне.
Сколько же ходитлегенд про эти благодатные края. Сколько не найдено скрытых здесь кладов и сокровищ.Может в связи с этим умалчивается и совсем недавние по историческим меркамсобытия первой половины ХХ-века.
В конце 30-х годовХХ-века здесь располагалась 33-я батарея Керченскойвоенно-морской базы под командованием капитана Б. Е. Петрова, укомплектованная203 мм корабельными орудиями образца 1905 года: http://flot.sevastopol.info/arms/guns/8_50.htm В немецких архивах сохранилась фотография, где Немцы позируют с203-мм орудиями береговой батареи №10:
8da3f932873e.jpg

А в 1943 году была размещена 743-я батареякапитан-лейтенанта С. Ф. Спахова.
История 743-й батареи начинается летом 1942 года, когдавооружение старого крейсера «Коминтерн» пошло на комплектование батарей 166-гои 167-го отдельных артиллерийских дивизионов (ОАД), защищавших Туапсе, а потомбатареи 167-го ОАД были переведены на Тамань. Командовал 130-мм батареей № 743167-го дивизиона, располагавшейся на мысе Панагии капитан лейтенант Стахов С.Ф.который в послевоенное время описал свои воспоминания и историю крейсера всвоей книге крейсер «КОМИНТЕРН»:
741ad64a316e.jpg

С полным содержанием книги можно ознакомиться на сайте:
http://ava.telenet.dn.ua/bookshelf/Spahov_S_F_Stepanov_M_E - Krejser_Komintern/index.html
Вот лишь некоторые исторические выдержки про судьбу крейсера«Коминтерн»:
f6e8ee57141c.jpg

-Постройкабронепалубного крейсера «Кагул»(«Память «Меркурия», «Коминтерн»)предусматриваласьсудостроительной программой 1895 г. Предназначался главным образом, для борьбыс миноносцами противника и ведения разведки при следовании в составе эскадры.
-Крейсер «Кагул» был заложен 5 сентября1901 г. и строился наадмиралтейском заводе города Николаева в честь увековечивании в его названиипобеды русских войск под командованием В.А. Румянцева над турецкой армиейХалил-Паши 21 июля 1770 г. на р. Кагул (бассейн Дуная).
-Крейсер на протяжении своего боевого пути неоднократноподвергался модернизации. А на момент постройки имел водоизмещение 6645 т,наибольшую длину — 134 м, длину и ширину по ватерлинии — соответственно 132,3 и16,6 м, осадку при нормальном водоизмещении — 6,3 метра. На нем былиустановлены две главные вертикальные четырехцилиндровые паровые машины тройногорасширения общей мощностью 19 500 л. с. Корабль имел два винта. Максимальноеколичество оборотов [6] в минуту (150) позволяло развивать скорость хода 23узла. Топливом для 16 водотрубных паровых котлов служил каменный уголь,максимальный запас которого превышал 1200 т. При этом дальность плаванияэкономическим ходом достигала 5000 миль, а скорость — 21, 15 и 11 узлов. В моребез пополнения топлива крейсер мог находиться от 1,5 до 5 суток. Таким образом,по своим техническим данным «Кагул» отвечал непрерывно возрастающим в конце XIXв. требованиям, предусматривавшим скорость хода крейсеров не менее 21—23 узлови дальность плавания экономическим ходом около 5000 миль. Основным оружиемкорабля являлась артиллерия. Он был вооружен двенадцатью 152-мм орудиями длинойв 45 калибров, столькими же 75-мм орудиями, шестью 47-мм орудиями, двумя 37-мми двумя пулеметами. «Кагул» мог принимать до 300 мин. Экипаж крейсера состоялиз 570 человек (рядовой состав — 540, командный — 30 человек).
-В апреле 1907 г. приказом по морскому министерству он былпереименован в крейсер первого ранга «Память«Меркурия» и отправлен на доработкуи исправление выявленных недостатков во время ипытаний.
-В первой половине 1908 году становится на боевое дежурствопод Георгиевским флагом.
-в 1911—1912 члены команды и руководства принимали активноедействия в революционном движении.
-Перед самой Певой Мировой войной крейсер «Память «Меркурия»прошел капитальный ремонт. Военные действия на Черном море начались в ночь на29 октября1914 г. В 1914-м и первые пять месяцев 1915 г. «Память«Меркурия»испытывала наибольшее напряжение. В этот период на выполнение боевых задачкрейсер выходил по три-четыре раза в месяц. За пять месяцев 1914 г. он совершил17 выходов, в том числе к Анатолийскому побережью — семь, в юго-западную частьморя — десять. В море крейсер находился 84 дня (56 процентов времени). Вчастности, только с 1 января по 17 февраля он был в плавании 38 дней, а запервые 11 суток мая находился в море 10 дней с перерывом в один день. Всего за33 месяца войны (с 29 октября 1914 по 31 июля1917 г.) крейсер «Память«Меркурия» произвел 82 боевых похода и находился в море 307 дней.
-В 20-х годах былоосуществлялось перевооружение крейсерановыми орудиями 130/55-мм, дальность стрельбы из которых достигала 20300метров. Здесь можно ознакомиться с их полными тактико-техническимихарактеристиками: http://flot.sevastopol.info/arms/guns/130_55.htm
Но фотографий этих орудий не сохранилось. Судить о них можнотолько благодаря участию крейсера всъемках 1925 года исторического черно-белого блокбастера Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», вроли само собой разумеется броненосца «Потемкин». Мне самому пришлосьпересмотреть фильм и сделать несколько скринов из ленты:
99294a4a57d4.jpg

c10f85502f44.jpg

136a47d37519.jpg

Вполне возможно, что и этот дальномер был установлен напозиции батареи:
c65921ba8ac7.jpg
 
Последнее редактирование:
Всего на корабле былоразмещено шестнадцать 130-мм орудий, три 76-мм орудия Лендера, две47-мм пушки ичетыре пулемета; из шестнадцати орудий главного калибра четыре были установленыв двух башнях (по два в каждой), расположенных на полубаке и на полуюте,остальные двенадцать — по правому и левому бортам (по два орудия в казематах ипо четыре на специально подготовленных фундаментах за броневыми щитами).
А вот фотография шефов Севастопольского Морского завода, осуществляющих модернизацию крейсера:
6fbe4476d25d.jpg

Таким образом, число орудий главного калибра на кораблеувеличилось на 25%. Кроме того, 130-мм орудия в 55 калибров превышали 152-ммв45 калибров по дальности стрельбы в 1,5 раза и в скорострельности. Установкановых систем орудий главного калибра давала возможность более эффективноотражать удары легких сил и низколетящих самолетов противника.«Коминтерн» былоборудован также для постановок мин с магазином до400 штук образца 1908—1912гг. или минных защитников.
Более пяти лет крейсер «Коминтерн» был флагманским кораблемЧерноморского флота.
С 1927 г. в состав морских сил Черного моря начали поступатькорабли, имевшие более мощное артиллерийское и радиотехническое вооружение,обладавшие значительно большей скоростью хода и маневренностью. Таким образом,роль и значение «Коминтерна» как боевого крейсера постепенно снижались. В 1931г. он был переведен в разряд учебных кораблей.
А вот фотография членов экипажа крейсера. 1939 г.:
6d633af2167d.jpg

С конца 1940 по май 1941 г. «Коминтерн» находился в ремонте.
Корабль принимал активное участие в Великой ОтечественнойВойне. Участвовал в Керченско - Феодосийских операциях. 16 июля 1942 года пристоянке в порту Поти, был атакован немецкой авиацией. 2 самолета противника емуудалось сбить. Но к сожалению и сам сильно пострадал. На корабле был разрушенглавный носовой магнитный компас,повреждены 76,2-мм орудия, два пулемета, приемнаяантенна и антенна передатчика. На правом борту выше ватерлинии появилась 31пробоина диаметром от30 до 50 мм, в надстройках и дымовых трубах — 17 пробоиндо50 мм. Серьезно пострадал правый борт:
4bd9aaa1caf6.jpg

10 октября 1942 года разоружен и списан. Затоплен в устьереки Хоби, Разоруженный «Коминтерн» оставался в гавани. Его хотели разобрать.Но случилось так, что крейсер еще много лет послужил флоту.
В устье одной из рек была во время войны база торпедныхкатеров и подводных лодок. И вот, чтобы оградить базу от торпедных ударов сморя и изменить режим реки, углубить ее, своеобразным брекватером-волноломомбыл поставлен старый крейсер. Длинный крепкий корпус его надежно защищал вход кустью реки от тяжелых осенних и зимних штормов. И если бы во время войны пришлас моря вражеская торпеда, она бы ударилась в борт корабля... Старыйкрейсер-солдат прикрывал своим телом корпуса «малюток» и торпедных катеров:
a86d1bc2fd38.jpg

Воспользовавшись благоприятной обстановкой, в январе1943 г.Красная Армия на Северном Кавказе перешла в наступление. Несмотря на отчаянноесопротивление гитлеровцев, оно успешно развивалось. Важную роль в этом сыгралЧерноморский флот.
Во второй половине января 1943 г. Ставка планировалаосвободить Новороссийск, взломать рубеж обороны немцев на подступах кТаманскому полуострову. К сожалению, эту операцию осуществить не удалось.Войска47-й армии, наступавшие севернее Новороссийска, не смогли прорвать оборонупротивника.
В августе 1943 г. на огневую позицию 743-й батареи подТуапсе прибыл командир Туапсинской военно-морской базы контр-адмирал И. Ф.Голубев-Монаткин (сменивший к тому времени контр-адмирала Г. В. Жукова) ивместе с новым командиром 167-го артдивизиона майором Н. В. Зиновьевым осмотрелбатарею, проверил ее боевую готовность.Высоко оценив действия личного состава воборонительных боях за Туапсе, он призвал усиленно готовиться к предстоящемунаступлению.
Контр-адмирал посетил и другие батареи 167-го отдельногоартиллерийского дивизиона, командиры которых были информированы о возможнойпередислокации дивизиона на Таманский полуостров.
Черноморский флот и Азовская военная флотилия, содействуявойскам фронта, высаживали тактические десанты на южное и северное побережьеТаманского полуострова с целью перехвата путей отхода и срыва эвакуациинемецко-фашистских войск в Крым. В ходе боев флотом были высажены десанты врайоне озера Соленое, станицы Благовещенской и на косу Тузла, Азовской военнойфлотилией — в районе города Темрюк. 4-я воздушная армия и авиация Черноморскогофлота громила вражеские суда и переправы. 9 октября Таманский полуостров былполностью освобожден от немецких захватчиков. Наступление советских войск,начавшееся на Северном Кавказе в январе 1943 г.,завершилось полной победой.
Сразу после изгнания врага из Новороссийска был полученприказ о передислокации из Туапсе на Таманский полуостров двух 130-, одной76,2- и одной 45-мм «коминтерновских» батарей 167-го отдельного артдивизиона. Вкороткий срок орудия были полностью подготовлены для погрузки нажелезнодорожные платформы.
В районе станции Тоннельная орудия были сняты сжелезнодорожных платформ, поставлены на специально изготовленные сани и спомощью тракторов отбуксированы на огневые позиции: 743-я батарея — в районе мыса Панагия, 723-я — у поселкаКротково. 173-я зенитная батарея была перебазирована в Приморско-Ахтарск, а770-я, включенная в 163-й отдельный артиллерийский дивизион, — на косу Тузла.Оба дивизиона теперь вошли в состав Керченской военно-морской базы.
На всем Таманском побережье развернулись инженерные работыпо оборудованию огневых позиций батарей, устройству пристаней, причалов иподъездных дорог к ним. Сроки установки 130-мм батарей были довольносжатые.Некоторые специалисты, ссылаясь на технические нормы, считали ихнереальными.Но именно эти орудия были самыми дальнобойными из имеющихся всоставе Керченской военно-морской базы; только они были способны поражать целипротивника в районе планируемой высадки нашего десанта и уничтожатьнеприятельские корабли в Камыш-Буруне. Учитывалось также, что крупные надводныекорабли флота для поддержки десанта не смогут войти в Керченский пролив из-засложной минной обстановки.
Работы по установке 130-мм орудий велись форсированно.Рылись котлованы для их фундаментных оснований, заготовлялась гранитнаящебенка,подвозился цемент. Строились командные пункты батареи (главный изапасной),землянки для личного состава, землянка-камбуз, санитарная часть.
Днем и ночью кипела работа. Щебенку добывали из бетонныхоснований взорванных орудий 203-мм батареи Керченской базы периода1941—1942гг., огневая позиция которой находилась тогда на мысе Панагия в 500-х метрах ксеверо-востоку от устанавливаемой 743-й.
На огневой позиции старой батареи с тремя взорваннымителами203-мм орудий решили организовать ложную. Впоследствии на нее в ходе боевпротивником было сброшено немало бомб, выпущено сотни артиллерийских снарядов.
Люди трудились с полной отдачей сил. Напряженнотренировались орудийные расчеты. Командный пункт тщательно готовил данные дляпредстоящих стрельб. На самой высокой отметке мыса Панагия над обрывом былустановлен трехметровый дальномер, на котором отлично работал дальномерщикстарший краснофлотец В. П. Тропынин.
В двадцатых числах октября, на седьмые сутки послеустановки,первое орудие сделало пробный залп по врагу. Вообще по техническимнормам бетон должен был выстояться 21 сутки. Но война «пересмотрела»существовавшиенормы: бетонное основание выдержало.
В конце октября все орудия 130-мм батарей были установлены,и все батареи 167-го отдельногоартдивизиона вошли в состав действующих частей на Таманском полуострове.
Все стационарные артиллерийские батареи продолжалиподдерживать своим огнем действия десантников на захваченном побережье,прикрывали наши суда на переходе, обеспечивали перевозки по Керченскому проливуиз Новороссийска и Анапы в порты Таманского полуострова.
Наиболее выгодную позицию занимала 743-я батарея,расположенная на холмах мыса Панагия. Она перекрывала огнем весь Керченскийпролив от мыса Железный Рог до горы Митридат в Керчи.
9c7024368085.jpg

Артиллеристы 723-й и 743-й батарей совместно с другимиартбатареями активно участвовали в нанесении ударов по плавсредствамгитлеровцев в порту Камыш-Бурун, в котором отмечалось скопление быстроходныхдесантных барж. Две из них были уничтожены их метким огнем.
Ожесточенные сражения с немецко-фашистскими захватчиками наКерченском плацдарме велись и в январе 1944 г. при высадке советскихтактических десантов на мыс Тархан и в Керченскую бухту.
После освобождения Керчи весной 1944 года 743-я батареявошла в состав 163-го отдельного артиллерийского дивизиона. Ее командиром былназначен капитан В. П. Дмитриев, выросший впоследствии до генерал-майора —начальника ракетных и артиллерийских войск и морской пехоты Черноморскогофлота.
В последствии 743-я батарея была перебазирована всеверо-западную часть Черного моря и установлена на острове Березань (районОчакова). Она срывала ведение разведки и постановку мин неприятельскимисамолетами, отражала удары гитлеровских бомбардировщиков.
Если подвести небольшой итог выше изложенного, топредположительно, что на этом месте в 30-е годы была стационарная батарея №33 на 3 корабельные орудия калибром 203-мм8"/50 образца 1905. Какпредположение - орудия на Панагию перенесены с позиции батареи №29 у Эльтигенапосле ввода в строй батареи №29 (или №29-бис) у Челядиново, но это только предположительно.После войны практически на том же месте, где была огневая 33-й батареипостроили батарею на 4 130-мм Б-13. Номер ее не известен. На спутниковом снимке:
c68d0529518a.jpg

отлично видны триоткрытых земляных дворика 33-й батареи и 4 послевоенных дворика с кольцевойгалереей, соединенные крытым ходом сообщения. Командный пункт о котором здесьпойдет речь предположительно послевоенной постройки.
А вот эта фотография с фронта вносит некоторые сомнения, что орудийные дворики возводилисьпосле войны:
0bf7e20b8dcc.jpg

 
Вот и настал самыйинтересный момент в нашем повествовании.
Попали в это место мы не случайно. Пред отъездом на отдыхразглядывали WikiMapiu и составляли себе программу минимум на«послебаклажанный» период отпуска. На Тамань впервые мы попали в 2004 году, нопопали в это место спонтанно, объезжая небольшие винные заводы. В первый разнам удалось побывать на самом высоком грязевом вулкане Тамани КарабетовойСопке, потом на знаменитой косе Тузла. И каждый раз, возвращаясь во времяотпуска в эти благодатные края мы решили делать для себя каждый раз маленькоеоткрытие. Распечатали карты и двинулиськ поставленной цели.
Сначала мы пытались прорваться к месту назначения как можноближе по асфальтированной дороге, а от туда свернуть на проселок:
a5c801c72ecc.jpg

Но чем ближе мы приближались к Бункеровочному Комплексу, тембыстрее таяли наши шансы найти съезд нанакатанную грунтовку:
3e482e4554e8.jpg

Со всех сторон нас окружали сооружения возведенного здесь гигантскогокомплекса, готового поглоить все вокруг себя:
256af3fc24fb.jpg

Пришлось останавливаться и делать рекогносцировку, используяместное население. Так и есть нам пришлось немного возвращаться назад. Одноутешало, что не так далеко. Сворачиваемна частные виноградники, благо ворота пока открыты, но уже через несколько днейих наглухо закроют от посторонних, т.к. начинает поспевать урожай и егонеобходимо сберечь от мародеров. В некоторых местах виноградники пытаютсявосстановить после вырубки во времена антиалкогольной компании:
1896355a64b1.jpg

Минуя виноградник, замечаем впереди последний островокцивилизации в виде заброшенной фермы. Тут был хутор и небольшая пристань купцаКроткова. Крупный предприниматель торговал зерном. Основал свою артель. Прираскулачивании был расстрелян. Вот на этом месте и выросла маленькая деревня с10 домов и ферма. (ферма Кроткова) От фермы сейчас уже почти ничего и неосталось. На въезде одни руины, на территории полная разруха. Посередине жилойдом, рядом палисадник в котором копошится мужчина. Я вышел из машины ипопытался с ним заговорить. У меня сложилось такое впечатление, что мы здесьоказались не во время, словно залезли в чужую тарелку. Ответы были скупы словносквозь готовые оголиться в любую минуту зубы. Чтобы не нарываться нанеприятности мы уехали восвояси. Выехав за территорию, свернули на пустырь исделали снимок этого забытого богом места со строны.

1beaa45785ect.jpg


Только мы тронулись дальше, как к ферме подъехал небольшоймикроавтобус. Как же можно жить в таких нечеловеческих условиях. Для себя мысделали вывод:
-толи это сквотерры, которые мягко говоря поселяются впустующих домах;
-толи какие-то сектанты.
И те и другие не любят посторонних.
В общем мы решилиехать вдоль побережья, минуя заброшенную рыболовецкую базу, где встретилиподвыпившую компанию. Дорогу нам перегородил овраг, который в сырую погоду врядли удастся преодолеть даже на внедорожнике не соскользнув с его краев. Но намповезло и не пришлось искать объезд.
Впереди заметили очень живописное место. Даже захотелосьздесь задержаться. В последствиивыяснилось, что здесь был старинный античный город Корокондамма, о котором яуже писал.
Далеко на горизонте появился маяк. Это наш основной ориентири мы поспешили к своей цели. Дорога по которой мы ехали петляет прямо рядом собрывами, на которых периодически случаются оползни. И море каждый день понемногу съедает сушу. Наодном из поворотов залюбовавшись местными красотами мы чуть не угодили в такуюпропасть. Больше всех испугалась моя старшая дочь, которая мирно читала книгуна спальном месте в багажнике и случайно посмотрев в заднее окно просто неувидела внизу ничего. Довольно долго мы ехали молча.
d63a7df36aa7.jpg

На нашем треке тоже очень хорошо видно, как виляет дорогарядом с обрывом. Мы приняли единственно правильное решение, ехать помедленнее иподальше от берега.
И вот мы около возвышавшейся из воды скалы Парус. Нагоризонте отчетливо видны корабли ожидающие на рейде своей очереди для захода впорты:
1cc202856272.jpg

С утеса прямо к воде ведут узкие тропинки по которым могут передвигаться только настоящиеказаки. По такому гребню нам пришлось переезжать овраг, но в тот момент было недо фотографирования:
5ae616af1dd0.jpg

Левее над самым обрывом нависают остатки бетона. Сам блокнебольшой примерно 0,5 м на 0,5 м и гдето в половину тоньше. Но примечателен онтем, что по нему перпендикулярно обрыву в сторону берега уходят рельсы колеякоторых составляет 2480 мм. Скорее всего здесь стоял береговой прожектор,который подсвечивал цели в небе и на море в темное время суток:
061b4f0b5760.jpg

Если направить свой взгляд еще дальше вдоль обрыва, то отчетливо видно поселениедикарей в голубой палатке прямо около моря, наверху на обрыве остаткикомандного пункта береговой батареи, куда мы держим свой путь. А в левом нижнемуглу свежий оползень. Я постоянно акцентирую на этом внимание, т.к.
они здесь очень часты и неожиданны. Предугадать это явлениепросто невозможно:
9d6729057246.jpg
 
Здесь же, не далеко от берега стоит покосившийся поклонныйкрест, может в честь зарождения христианства, а может в память героическим событиямво время становления советской власти на Кубанской земле:
a1bb36ed571d.jpg

Потом мы подъехали к маяку, который в некоторых источникахуказан как заброшенный, но на самом деле оказался более ухожен чем околодействующей пограничной заставы, недалеко от которой был наш лагерь:
e51aa05188f1.jpg

На него вполне можно было залезть и вблизи разглядетьконструкцию лампы, но мы это оставили на следующий раз. Если смотреть на маяк сдругого ракурса, то можно заметить невзрачные на первый взгляд куски бетона:
47c6e39fd260.jpg

На этой остановке даже никто не захотел вылезать из машины сработающим кондиционером, а все из-за того, что я не обещал ****** на маяк.
А вот немного в стороне от маяка стоил заброшенный обелиск.По другому сказать просто невозможно. Ведь наши деды и отцы отдавали здесь своижизни за наше светлое будущее. Пусть это будут не просто красивые слова. Ядумаю, что у многих не вернулись с этой войны родственники. Как я не пыталсяпрочитать надпись, мне это не удалось. Даже попытался сделать несколько снимковпод разными углами и разобрать текст дома, но не тут то было. Есть нескольковерсий о безуспешных попытках восстановить текст. Вполне возможно что тут один текст находится над другим. Точки над иможет расставить лишь реставрация или замена обелиска.
Но об этом чуть позже:
16f6c18b5565.jpg

Все, что удалось разобрать на обелиске одному местномукраеведу
«Здесь 1943-1944 годах стояла дальнобойная батарея № 743капитана лейтенанта Спахова С. Ф. с крейсера Коминтерн. Защищая вход вКерченский пролив» И ниже еще надпись: «Перед фашистскою чумою вы не встали наколени . . . . .»
Дальше текст совсем уже не читаемый!
Правее ближе к обрыву можно увидеть остатки взорванныхбетонных укреплений:
c26aeaf80596.jpg

С другого ракурса явно проглядываются остаткиметаллоконструкций и можно даже провести некую ассоциацию с какой-то крышкойШПУ в миниатюре:
e7c8ea7d40db.jpg

Следующая остановка около командного пукта:
e67d1e6829e3.jpg

Справа характерные трубы от зарытых под землю резервуаров:
97732cbea221.jpg

С резервным запасом нефти или мазута для энергетическихустановок:
97e31c61167e.jpg

Вентиляции подземного хранилища топлива:
8a25a0931e98.jpg

И запасов воды для охлаждения силового оборудования:
201ec7c5a17a.jpg

Все они конечно очень сильно загажены, в некоторых даже былиустроены скотомогильники…
 
Башни командного пункта находятся на самом краю обрыва, такчто подходить к ним довольно опасно. Один из выходов подвергался консервации,т. е. имеются следы кирпичной кладки, закрывающие проход в КП со сторонызалива:
d2a005623e60.jpg

Между КП и замурованным входом имеется вентиляционная шахта.На этом снимке хорошо заметна эрозия, которой подвергся здесь рельеф. Верхняячасть должна быть вровень с землей:
bd53945ec515.jpg

Можно конечно заглянуть во внутрь, но правда ничегоособенного там не видно, кроме желания некоторых гомо-сапиенсов оставить своиавтографы для потомков:
909d77dcd573.jpg

Дальше продвигаемся к наблюдательному пукту выполненному ввиде двух цилиндрических башен. Одна из них являлась помещением РЛС срадиопрозрачным колпаком сверху:
071528edb1a6.jpg

Внури частично сохранились крепления для кабелей:
7e6626e27e2b.jpg

А так же наблюдательная амбразура и технологические основанияи проемы для оборудования. Если я конечно не заблуждаюсь, но в левой нижнейполовине снимка можно заметить даже дамские средства гигиены:
fb7ded99137c.jpg

Правое сооружение КП является наблюдательным пунктом :
e63738427e6c.jpg

И имеет более серьезные амбразуры чем помещение РЛС:
1e44ead10944.jpg

Внутри массивный фундамент. Я предполагал, что под пулемет,оказалось, что под визир перископа управления огнем:
2d19f533dff8.jpg

Спуститься в подземные потерны КП можно через два прохода,один с береговой стороны, но вход в него перекрыли злобные пчелы, которыеначинали очень нервничать при малейшем к ним приближении. Второй проход сбереговой линии, но он был более чем наполовину занесен песком, так чтопродвигаться пришлось на корточках:
6c19d0b884ea.jpg

 
Нашему вниманию открылся длинный коридор, тоже на половинузаиленный селевыми потоками в некоторых местах:
85631e566d29.jpg

Далее попадаем в более впечатляющий коридор с сохранившимисяметаллоконструкциями крепления кабелей и вентканалами. Признаюсь это мой самыйлюбимый снимок:
793876247d27.jpg

В проемах уже давно срезаны гермы, но в некоторых местах настенах сохранилась окраска в синий цвет:
2a2942a79f4d.jpg

В левой части КП большое количество помещений, в которыхможно спокойно заблудиться. Хорошо видно, что бесчисленные семействапаукообразных прекрасно себя здесь чувствуют:
0bb5a28395a2.jpg

f25eb9b4a2e2.jpg

Говорили, что в кабельных каналах между стен в этом году ещеможно было обнаружить резиновые уплотнители, но я их не нашел:
d4031040515e.jpg

В следующем коридоре на потолке сохранился трубопровод, толидля топлива, толи для воды, а так же часть подвесных лотков кабелей:
91e2d48da8af.jpg

В дальнем конце потерны, если повернуть направо мы попадаемв просторное помещение с массивными фундаментами и плант-шайбами отверстий впотолке. Предположительно здесь стояли дизеля. Как раз рядом на поверхностивыходы труб, с закопанными топливными резервуарами:
994c88551447.jpg
В стене имеется несколько проемов и большое отвестие. Либодля мощной вентиляции, либо запасной выход:
80cc0d586ba5.jpg

12c4bd332626.jpg

И тут сверху начинают разноситься нервные призывывозвращаться, т.к. проснулась наша самаямаленькая участница экспедиции и начинаеткапризничать. В это время я, теряя контроль пытаюсь прорваться наружу черезпроход, забаррикадированный дикими пчелами. И в награду за свою дерзостьполучаю сильнейший укус одной из них прямо в икроножную мышцу. Укус был такойсилы, словно меня ударили в это место со всей силы ломом. На некоторое время ятеряю контроль и паникую. Потом беру себя в руки и понимая, что еще не скоросюда смогу вернуться иду в сторону орудийных позиций. Они имеют тоже довольнозамысловатую структуру, которую удалось разобрать позже по приезду домой:
deed6c8adb3a.jpg

 
Каждая из них защищена огневой точкой, имеет разветвленнуюструктуру подземных сообщений. Если посмотреть на это же место спротивоположной сторны, то отчетливо видны: вентиляционная шахта, огневая точкаприкрывающая позицию, а также видна верхняя часть потерны, а вправом верхнемуглу восьмигранное бетонное ограждение орудийного дворика. В вблизи структура орудийного дворикапросматривается лучше:
1021e8bc9bfe.jpg

Место основания орудий засыпано землей полность и чтобыдобраться до оснований орудий, нужно капать.
На принципиальной схеме в разрезе видна конструкцияорудийного дворика. Как раз во время ВОВ выяснилось, что именно такие батареи, со 130-мм орудиями, установленными воткрытых железобетонных двориках, обладая достаточно высокой живучестью, могливести эффективный огонь на 360 градусов:
4b18a13fecd4.jpg

25d9faece9b3.jpg

Кольцевые бетонные дворики имели огибающую кольцевую галерею с проемами для подачи снарядов иликольцевой свес. Такая галерея или свес хорошо закрывали большую частьработающей у орудий прислуги от действия взрывной волны и осколков при близкихразрывах бомб и снарядов, а также от пулеметного обстрела с самолетов. Изорудийных двориков в тыл были выведены закрытые и заглубленные в землюходы сообщения, в нишах которых хранилсярасходный комплект боезапаса. Расстояние между двориками доходило в рядеслучаев до 300 метров, а расстояние между командным постом и огневой позициейзачастую привышало километр, поскольку батареи часто размещали на закрытых илиполузакрытых позициях. Пороховые погреба (по два-три погреба на батарею) такжебыли разнесены друг от друга и от орудий на достаточно большое расстояние.Столь широкая разброска объектов на местности обеспечивала повышенную живучестьбатарей, хорошее применение их к местности и, соответственно, крайне затруднялаих обнаружение с воздуха.
Чуть дальше видно взорванное помещение одного из сооружений.Вполне вероятно, что для это был погребок для боеприпасов:
e891a52a6521.jpg

Вот так оно выглядит с более близкого расстояния:
e0c2602a5ba1.jpg

Огромная территория покрыта огневыми точками прикрытияорудийных позиций:
9b3dff2e8fd1.jpg

И проходами в подземелья:
57f7b3eab094.jpg

И множество взорванной инфраструктуры батареи, идентифицироватькоторую уже невозможно:
695d5b6d095f.jpg

Мне еще случайно удалось обнаружить два основания подорудия. Одна из них сильно погрызена металлистами. Конструкция имеет 32болта по диаметру 2159мм. и принадлежиторудию 8"/50:
d479d3c04429.jpg

Вторая основание имеет диаметр штырей 36 мм, 24 шт. надиаметре 1200 мм. Что предположительно соответствует 130/55, либо какая-товремянка Б-13 без ниши для подвода воздуха высокого давления и всяких прочихкабелей:
1144d6550155.jpg

На горизоте видна территория Бункеровочного комплекса,откуда мы не смогли напрямую проехать. А так же до самого горизонтапростираются укреп сооружения, которым не видно конца:
16601c81b18b.jpg

Крики, доносящиеся из машины о возвращении становятся всеубедительными, а боль в ноге становится все пронзительнее и я принимаю самоеправильное в этой ситуации решение о возвращении к машине. В душе затаилнадежду вернуться сюда еще раз с утра пораньше и облазить все без спешки. Номоим планам не было суждено сбыться вэтот раз. На выезде прямо из машины я заметил еще один проход в подземелье идолго себя упрекал в том, что не остановился и не зашел во внутрь. Только домавыяснил, что это всего лишь один из уцелевших погребков. Вполне возможно дляпровизии или санчасти:
a56828c25a80.jpg

На форуме фортоведов нашел отчеты «miall» , в которых нашел много ответов на поставленныевопросы. Но он был в этом месте не раз и опыта у него больше. Кстати в 2011году вполне возможно мы даже рядом купались на территории одного авто кемпинга.А в заключении приведу приблизительнуюКП, которую он составил в 2009году вместе со своей супругой:
14b016641f07.jpg

 
Ничего подобного, в общем. На втором фото царский грибок ,впрочем, допускаю, улучшеной конструкции (но зуб не дам). Советские если стальные рубки и делались, были совершенно иные, никаких дурацких свесов там не было (от этих грибовидных крыш у русских кораблей была масса пренеприятнейших неприятностей, читайте отзывы о сражениях Русско-японской войны).
Ну и на фото с Панагии однозначное основание под радиопрозрачный колпак с антенной РЛС под ним.

В общем нашел у колег после их летней экспедиции как выглядит колпак РЛС:

0_608c8_e939d157_-1-XL.jpg


Летом постараюсь посетить эту батарею, если мой пепелац проедет.
 
Да это именно она: батарея лейтенанта Паначевного на Кольском.
Ваша фотография датирована 2008 годом, а приведенная выше осенью 2011 года.
У экспедиции были довольно масшабные планы, поэтому батарее уделено было немного времени.
Время летит неумолимо, металисты свое дело знают.
Там есть очень хороший музей.
Меня волнует судьба монумента на Панагии, всех единомыленников приглашаю принять посильное участие в благотворительной акции по его восстановлению:
http://forum.atvclub.ru/showthread.php?p=1397054
Никогда этим не занимался.
Но планируем довести до победного конца.
 
Наконец осилил видео версию. Более подробно в моем ЖЖ.

[
 
Последнее редактирование модератором:
в этом году история крейсера КОМИНТЕРН получила неожиданное, я бы сказал загадочное продолжение, в технической зоне порта Новороссийска была найдена скульптурная композиция, в которой ключевое значение занимает крейсер КОМИНТЕРН и ВИЛ, к сожалению информацию по этому памятнику найти не удалось, фото добавлю позже, скорее всего отдельным постом потому, что еще было найдено подобное сооружение на старом Анапском кладбище, а если кто обладает более подробной информацией, буду крайне благодарен за комментарий

 
По поводу емкостей с мазутом слышал от местных "учитывая что сам практически местный " что это вш и залили их специально что бы пацанва не шарохалась по пуру и разговаривал с дедом у которого отец там служил он мне расказал что там несколько уровней а не один и гейты все взорвали в 60 х
 
Сверху