Экспедиция Зазеркалье 2005
Посидев пол дня на пупыре, который мы называем "телефонная будка" Гоша Сапожников сумел соединиться с интернетом и приволок компьютер полный CML. Все таки, как нашу спелеообщественость волнуют всякие "жареные" события; то там француз рухнул при навеске глубокого колодца, то в Крубера ЧП. Все сразу забеспокоились, записали, примерно, так же как и официальные СМИ, путая и нагнетая истерию. Не волнуйтесь, родственники, близкие, и друзья потерпевшего были все время в курсе, а те кто действительно волновался и переживал, передавали перфораторы, собирали снаряжение и покупали билеты на самолет.
После 17-го июля наша экспедиция достигла решающей стадии. До 2000 провешены веревки, проведена подземная связь, установлены все подземные лагеря - "Пти Дрю"700, лагерь1200, "Санди бич"1400, лагерь "КСС" 1700, и самый глубокий из наших лагерей, находящийся приблизительно на глубине 1900 метров, получил название "Станция". На разные глубины заброшены топливо, питание, карбид, подводное и вертикальное снаряжение. За первым сифоном находилось достаточное количество спелеологов способных решать экспедиционные задачи. Большую часть из намеченной программы мы выполнили, но кое-что не успели. Кроме полной топографии основного хода мы планировали отснять большую ветку пещеры под названием "Некуйбывшеская". Рано утром 19 июля в эту часть выдвинулась двойка Сизиков - Сафаров. В их задачу входило прохождение меандра и навеска веревки. За день до этого Утробин и Киосева прошли до глиняного зала, а Скляреноко и Юля Яцуценко сделали топосъемку. В середине дня, при навеске колодца 59 метров, на глубине 360 метров упал спелеолог из Хабаровска Андрей Сизиков. Причина тривиальна - отсутствие узла на конце веревки. Веревка выдавалась из мешка. Падение произошло с высоты не менее 10 - 12 метров, на очень плохой завал, с корявыми острыми камнями. Пострадавший был в сознании, и сумел докричатся до своего напарника Ильдара Сафарова. Самое удивительное, что не очень опытный Ильдар (он только в прошлом сентябре пришел в нашу спелеошколу) не растерялся и сделал ряд правильных действий. Используя веревку прошлых экспедиций, спустился к пострадавшему, накрыл раненого изофолией, поставил под пленку карбидку, и, получив от Сизикова подробные инструкцкии о том, что, кому и как говорить, выдвинулся наверх. Андрей Сизиков, сам, достаточно четко, определил степень серьёзности своих травм, который позже практически полностью подтвердили врачи экспедиции. Закрытые переломы обеих ног и проблемы в пояснично-крестцовом отделе. Встретив в меандре Илью Петропавлова, Ильдар передал ему эту информацию и вернулся к пострадавшему. В 21 час в базовом лагере экспедиции стало известно о ЧП.
Находясь в лагере КСС 1700 и планируя рано утром с итальянской группой выйти на прохождение восходяшего колодца я в 4 часа 15 минут 22 июля, я как обычно перед выходом, связался и получил информацию о падения нашего товарища. Сразу было принято решение выходить всем глубинным группам за сифон и за тем наверх. Самой нижней группе - Олег Климчук, Юрий Базилевский, Андрей Шувалов, и два англоязычных друга Алан (Австралия) и Тони (Англия) было предложено закончить в течение 22 июля свою работу и собирая лагеря подниматься к поверхности. К этому моменту двойка Мухин-Жарков уже закончила свою работу в засифонной части пещеры и, к вечеру 22-го, планировала оказаться в базовом лагере. Там уже находились греческие спелеологи, которых можно было бы задействовать в спасработах. Это я к тому, что кое-кто из опытных спелеологов на поверхности был, и они могли принимать правильные решения. Дальнейший ход событий описывать сейчас очень сложно. Позже ход спасательной операции будет подробно описан на нашем сайте
www.cavex-team.org. Сейчас мне кажется, что команда сработала здорово и без сомнений высоко профессионально, ошибки конечно были, но мы их корректировали и исправляли. В итоге, пострадавшего сегодня увезли на вертолете в Сочи, и к вечеру мы будем знать результаты рентгеновского исследования. Сейчас полным ходом идет эвакуация снаряжения, задействованного в спасработах и выемка веревок из основной ветки пещеры. Мешков очень много, так что мне тоже пора в пещеру, поэтому этот короткий отчет о ЧП в пещере Крубера-Ворония я думаю закончить, а Гоша ближе к вечеру вам все на компьютеры скинет.
Будут вопросы, спрашивайте, будет время, ответим.
PS
Что касается спасателей сочинского отряда, которые прибыли в базовый лагерь экспедиции на второй день после аварии, 21 июля, то я могу сказать, что без носилок успешно вытащить из пещеры Андрея мы бы никогда не смогли. Носилки нам привезли спасатели. Юрий Фомин четко и быстро отреагировал и, получив от правительства Абхазии официальный запрос о происшествии, машина спасателей без промедлений выехала на Арабику. Поэтому, разговоры о том, что компетентных спасателей способных работать в серьёзной пещере в Сочи нет, это глупость. Трое спасателей из города Сочи были участниками нашей прошлогодней экспедиции в Крубера, и один из них, Максим Дзагания, работал за сифоном на глубине 1500 метров. Кроме того, эти ребята - наши большие друзья и мы часто вместе в других пещерах, и не только на территории нашей страны. Дзагания был участником нашей последней экспедиции в sima G.E.S.M., а Юрий Фомин ездил в Марокко. Конечно, не все спасатели Сочинского отряда спелеологи, но их помощь была нам очень нужна. Ну, сами подумайте, 15 здоровых мужиков, отлично упакованных и готовых выполнять любую работу.
Отдельная благодарность руководителям соседних экспедиций Юрию Косорукову (МГУ) и Денису Курта (Киев).