Думаете, будет про Белку и Стрелку? Вот ничего подобного ;-)
Продолжаю разгребать материал, собранный за последнюю поездку. Сегодня - первый отчёт из мест, связанных с ракетой УР-100.
История «сотки» - это, по сути, история современных РВСН. Ракета делалась как наш ответ «Минитмену», но в отличие от него была жидкостной. «Сотка» имела в своей конструкции немало прогрессивных решений, которые теперь кажутся очевидными и привычными. Это, например, использование транспортно-пускового контейнера, «вафельные» баки, поворотные маршевые двигатели, и, конечно, «ампулизация», позволившая существенно увеличить срок несения боевого дежурства. По программе летно-конструкторских испытаний «сотки» и её модификаций было проведено более ста пусков – рекордная цифра. А начинались ЛКИ в том самом месте, куда мы с Коллегой отправились как-то в конце раскалённого августовского дня.
Почему-то история испытаний «сотки» очень скудно освещена в доступной литературе. Казалось бы, столько лет прошло, пора бы уж. Хотя, впрочем, это касается всех челомеевских ракет. Видно, не нашлось среди соратников Челомея своего Чертока. Про тот факт, что первые несколько пусков УР-100 были произведены с наземных, а не шахтных стартов, я и вовсе нигде не читал. Однако это так, и было это на площадке 130. Задумайтесь: ракета изначально проектировалась, как шахтная, однако для испытаний (то есть заведомо всего для нескольких пусков!) строится стартовый комплекс с двумя пусковыми установками, башнями обслуживания, огромным количеством подземных сооружений и всей инфраструктурой! Если вспомнить о том, КАК быстро всё это строилось и КАКИХ трудов стоило строительство в тех краях – понимаешь, что совершён настоящий подвиг.
Эта площадка имеет народное название «собачьи старты». Название давнее, по крайней мере в конце 80-х оно уже точно бытовало. Легенд о его возникновении немало, но единственное вменяемое объяснение – площадка заброшена давно, чуть ли не с 60-х годов, и на ней расплодились собаки, которые регулярно кусали тех, кто туда совался. Никаких спутников с собаками оттуда, естественно, никогда не пускали.
Мы шли, обходя со стороны степи комплекс «Циклон», который, кстати, тоже изначально создавался для челомеевской ракеты УР-200. Первым нам встретилось полуразрушенное здание, явно служившее в прошлом какой-то аппаратной. Сначала мы предположили, что это здание имело отношение к «собачьим стартам», но потом удалось узнать, что оно предназаначалось, скорее всего, для работ со спутниками, в том числе с ядерной ДУ, запускаемыми для нужд ВМФ на «Циклонах».
Общий вид здания:
Другая достопримечательность этого места: некогда здесь была самая дальняя от города станция местной железной дороги. Теперь от дороги осталась одна насыпь.
Правда, именно этот участок «железки» относился, видимо, к спутниковому хозяйству.
И вот, собственно, цель нашего путешествия.
Выглядит весьма интригующе
Подходим ближе, спугнув огромную сову (фотографироваться не пожелала).
Продолжаю разгребать материал, собранный за последнюю поездку. Сегодня - первый отчёт из мест, связанных с ракетой УР-100.
История «сотки» - это, по сути, история современных РВСН. Ракета делалась как наш ответ «Минитмену», но в отличие от него была жидкостной. «Сотка» имела в своей конструкции немало прогрессивных решений, которые теперь кажутся очевидными и привычными. Это, например, использование транспортно-пускового контейнера, «вафельные» баки, поворотные маршевые двигатели, и, конечно, «ампулизация», позволившая существенно увеличить срок несения боевого дежурства. По программе летно-конструкторских испытаний «сотки» и её модификаций было проведено более ста пусков – рекордная цифра. А начинались ЛКИ в том самом месте, куда мы с Коллегой отправились как-то в конце раскалённого августовского дня.
Почему-то история испытаний «сотки» очень скудно освещена в доступной литературе. Казалось бы, столько лет прошло, пора бы уж. Хотя, впрочем, это касается всех челомеевских ракет. Видно, не нашлось среди соратников Челомея своего Чертока. Про тот факт, что первые несколько пусков УР-100 были произведены с наземных, а не шахтных стартов, я и вовсе нигде не читал. Однако это так, и было это на площадке 130. Задумайтесь: ракета изначально проектировалась, как шахтная, однако для испытаний (то есть заведомо всего для нескольких пусков!) строится стартовый комплекс с двумя пусковыми установками, башнями обслуживания, огромным количеством подземных сооружений и всей инфраструктурой! Если вспомнить о том, КАК быстро всё это строилось и КАКИХ трудов стоило строительство в тех краях – понимаешь, что совершён настоящий подвиг.
Эта площадка имеет народное название «собачьи старты». Название давнее, по крайней мере в конце 80-х оно уже точно бытовало. Легенд о его возникновении немало, но единственное вменяемое объяснение – площадка заброшена давно, чуть ли не с 60-х годов, и на ней расплодились собаки, которые регулярно кусали тех, кто туда совался. Никаких спутников с собаками оттуда, естественно, никогда не пускали.
Мы шли, обходя со стороны степи комплекс «Циклон», который, кстати, тоже изначально создавался для челомеевской ракеты УР-200. Первым нам встретилось полуразрушенное здание, явно служившее в прошлом какой-то аппаратной. Сначала мы предположили, что это здание имело отношение к «собачьим стартам», но потом удалось узнать, что оно предназаначалось, скорее всего, для работ со спутниками, в том числе с ядерной ДУ, запускаемыми для нужд ВМФ на «Циклонах».
Общий вид здания:



Другая достопримечательность этого места: некогда здесь была самая дальняя от города станция местной железной дороги. Теперь от дороги осталась одна насыпь.


Правда, именно этот участок «железки» относился, видимо, к спутниковому хозяйству.
И вот, собственно, цель нашего путешествия.

Выглядит весьма интригующе


Подходим ближе, спугнув огромную сову (фотографироваться не пожелала).
