19 мая в музее Алабина будет экспозиция "70 лет генеральному плану города "Большая Самара" (с 1936 года "Большой Куйбышев"). Привожу содержание пояснительного стенда.
«17 мая 1934 года. В связи с новой планировкой Самары опубликован проект плана города, разработанный
архитектурно-планировочным управлением».
(Государственный архив Самарской области, ф. Р-56, оп. 1, д. 478, л. 95)
Отправной точкой в осмыслении проблем развития Самары в градостроительном отношении в советский период можно считать письмо Совета народного хозяйства от 26 апреля 1928 года, адресованное президиуму Самарского горсовета: "В настоящее время Губсовнархоз разрабатывает вопрос о постройке в Самаре больших заводов, требующих по 5-25 десятин площадей каждому. Конечно, их нельзя размещать в части города от улицы Венцека и ниже до Косы (т.е. в старой промзоне), Губсовнархоз предлагает их поместить в районе каменоломен и в районе Безымянки… при условии устройства рабочего поселка, полей орошения, водопровода и собственной силовой электростанции" (Государственный архив Самарской области, ф. Р-171, оп. 66, д.179). Это письмо связано с разработкой первого пятилетнего плана, по которому Самарская губерния (а с мая 1928 года Средне-Волжская область, образованная на базе Самарской, Ульяновской, Оренбургской, Пензенской губерний и Мордовской АССР) превращалась из аграрной в индустриально-аграрную со значительным развитием легкой, пищевой и металлообрабатывающей промышленности. Принципиальная установка правительства, характеризующая Самару как узел транспортного машиностроения, автостроения и
крупной пищевой индустрии, а также объективные факторы, такие, как выгодное географическое положение, надежная транспортная связь с основными районами страны, подготовка к созданию крупного гидросооружения на Самарской Луке, выявление мощной нефтеносности района, ресурсы сельскохозяйственного сырья, - всё это позволило уже в начале 1930-х годов уверенно сделать прогноз: Среднее Поволжье вскоре будет одним из наиболее энерговооруженных районов страны, притягательным при выборе мест для крупных государственных промышленных новостроек. Возникла реальная перспектива превращения Самары, впервые в ее градостроительной истории, в город с тяжелой промышленностью общесоюзного значения,
важный административно-политический, транспортный и социально-культурный центр Поволжья. Все более настоятельной становилась задача придания городу архитектурного облика, соответствующего его новому значению.
Первый схематический проект планировки Самары был разработан в Москве под руководством профессора В.Н. Семеновав 1928 году, но отвергнут позднее городскими организациями как не удовлетворяющий условиям быстрого роста города.Дальнейшая работа выполнялась институтом Мосгипрогор, но вскоре была передана в специально организованное местное планировочное бюро. К проектированию привлекли научно-исследовательские институты и учреждения края. Руководителем разработки генерального плана стал архитектор Абрам Львович Каневский (15.07.1907 6.07.1960), ставший затем председателем правления Куйбышевского отделения Союза архитекторов СССР. Первоначально проект получил название "Большая Самара", а с 1936 года "Большой Куйбышев".
Настоящая экспозиция выполнена специалистами ООО "СОЛО" (г. Самара) по заказу департамента культуры министерства культуры, молодежной политики и спорта Самарской области. Экспозиционные материалы изготовлены на основе уникальных стеклянных фотопластин 1930-х годов с негативами, снятыми с проектных материалов генерального плана "Большой Куйбышев", разрабатывавшихся в бюро планировки города Куйбышева Архитектурно-планировочного управления города. Старя коробка с фотопластинами была обнаружена археологом Цибиным В.А. на чердаке двухэтажного деревянного дома по ул. Чапаевской,207 в г. Самаре в 1994 году. В настоящее время фотопластины хранятся в департаменте культуры министерства культуры, молодежной политики и спорта Самарской области.
В составе экспозиции представлены копии проектных материалов, входивших в состав комплекта чертежей генерального плана города, отражающие серьезный градостроительный анализ исходного состояния и перспектив развития застройки города, предлагавшиеся варианты его будущей планировки. Кроме того, в экспозицию вошли копии уникальных архитектурных эскизов градостроительных ансамблей, которые
должны были формировать панораму города с реки Волги с организацией волжской набережной. Жизнь внесла свои объективные коррективы в планы архитекторов и градостроителей. Но творческая мысль
проектировщиков того времени, дошедшая до наших дней благодаря фотофиксации и удачной находке самарских археологов, не может не вызывать достойного уважения своим профессионализмом и архитектурным талантом. Надеемся, что представленная экспозиция вызовет интерес у наших современников: архитекторов, градостростроителей, историков и краеведов, у всех, кому небезразлична судьба одного из крупнейших и красивейших городов на Волге.
На планах много интересного, становится более понятными провалы в районе Карьерных улиц. На месте посёлка в 1935 году располагался алебастровый завод, а вокруг него немерянное количество карьеров.
Человек из минкульта сказал, что кроме коробки на чердаке более не было ничего найдено.
«17 мая 1934 года. В связи с новой планировкой Самары опубликован проект плана города, разработанный
архитектурно-планировочным управлением».
(Государственный архив Самарской области, ф. Р-56, оп. 1, д. 478, л. 95)
Отправной точкой в осмыслении проблем развития Самары в градостроительном отношении в советский период можно считать письмо Совета народного хозяйства от 26 апреля 1928 года, адресованное президиуму Самарского горсовета: "В настоящее время Губсовнархоз разрабатывает вопрос о постройке в Самаре больших заводов, требующих по 5-25 десятин площадей каждому. Конечно, их нельзя размещать в части города от улицы Венцека и ниже до Косы (т.е. в старой промзоне), Губсовнархоз предлагает их поместить в районе каменоломен и в районе Безымянки… при условии устройства рабочего поселка, полей орошения, водопровода и собственной силовой электростанции" (Государственный архив Самарской области, ф. Р-171, оп. 66, д.179). Это письмо связано с разработкой первого пятилетнего плана, по которому Самарская губерния (а с мая 1928 года Средне-Волжская область, образованная на базе Самарской, Ульяновской, Оренбургской, Пензенской губерний и Мордовской АССР) превращалась из аграрной в индустриально-аграрную со значительным развитием легкой, пищевой и металлообрабатывающей промышленности. Принципиальная установка правительства, характеризующая Самару как узел транспортного машиностроения, автостроения и
крупной пищевой индустрии, а также объективные факторы, такие, как выгодное географическое положение, надежная транспортная связь с основными районами страны, подготовка к созданию крупного гидросооружения на Самарской Луке, выявление мощной нефтеносности района, ресурсы сельскохозяйственного сырья, - всё это позволило уже в начале 1930-х годов уверенно сделать прогноз: Среднее Поволжье вскоре будет одним из наиболее энерговооруженных районов страны, притягательным при выборе мест для крупных государственных промышленных новостроек. Возникла реальная перспектива превращения Самары, впервые в ее градостроительной истории, в город с тяжелой промышленностью общесоюзного значения,
важный административно-политический, транспортный и социально-культурный центр Поволжья. Все более настоятельной становилась задача придания городу архитектурного облика, соответствующего его новому значению.
Первый схематический проект планировки Самары был разработан в Москве под руководством профессора В.Н. Семеновав 1928 году, но отвергнут позднее городскими организациями как не удовлетворяющий условиям быстрого роста города.Дальнейшая работа выполнялась институтом Мосгипрогор, но вскоре была передана в специально организованное местное планировочное бюро. К проектированию привлекли научно-исследовательские институты и учреждения края. Руководителем разработки генерального плана стал архитектор Абрам Львович Каневский (15.07.1907 6.07.1960), ставший затем председателем правления Куйбышевского отделения Союза архитекторов СССР. Первоначально проект получил название "Большая Самара", а с 1936 года "Большой Куйбышев".
Настоящая экспозиция выполнена специалистами ООО "СОЛО" (г. Самара) по заказу департамента культуры министерства культуры, молодежной политики и спорта Самарской области. Экспозиционные материалы изготовлены на основе уникальных стеклянных фотопластин 1930-х годов с негативами, снятыми с проектных материалов генерального плана "Большой Куйбышев", разрабатывавшихся в бюро планировки города Куйбышева Архитектурно-планировочного управления города. Старя коробка с фотопластинами была обнаружена археологом Цибиным В.А. на чердаке двухэтажного деревянного дома по ул. Чапаевской,207 в г. Самаре в 1994 году. В настоящее время фотопластины хранятся в департаменте культуры министерства культуры, молодежной политики и спорта Самарской области.
В составе экспозиции представлены копии проектных материалов, входивших в состав комплекта чертежей генерального плана города, отражающие серьезный градостроительный анализ исходного состояния и перспектив развития застройки города, предлагавшиеся варианты его будущей планировки. Кроме того, в экспозицию вошли копии уникальных архитектурных эскизов градостроительных ансамблей, которые
должны были формировать панораму города с реки Волги с организацией волжской набережной. Жизнь внесла свои объективные коррективы в планы архитекторов и градостроителей. Но творческая мысль
проектировщиков того времени, дошедшая до наших дней благодаря фотофиксации и удачной находке самарских археологов, не может не вызывать достойного уважения своим профессионализмом и архитектурным талантом. Надеемся, что представленная экспозиция вызовет интерес у наших современников: архитекторов, градостростроителей, историков и краеведов, у всех, кому небезразлична судьба одного из крупнейших и красивейших городов на Волге.
На планах много интересного, становится более понятными провалы в районе Карьерных улиц. На месте посёлка в 1935 году располагался алебастровый завод, а вокруг него немерянное количество карьеров.
Человек из минкульта сказал, что кроме коробки на чердаке более не было ничего найдено.