Извините,что большие цитаты.
"Вторым пятилетним планом (1933-1937 г.г.) предусматривалось превращение Средне-Волжского края в зону развитого промышленного производства на основе интенсивного роста металлургии, машиностроения, химической, легкой и пищевой промышленности, добычи и переработки горючих сланцев. В Средне-Волжском крае планировалось заложить новые мощные промышленные узлы: Орско-Халиловский, Самарский, Сызранский, Мордовский, Кузнецкий.
Самарский промузел предполагался как машиностроительный, причем ведущим предприятием должен был стать крупнейший в Европе (по тем временам) Самарский автомобильный завод тяжёлых грузовиков грузоподъемностью 5 и 8 тонн. Завод должен был выпускать в год 20 тысяч двухосных пятитонок, три тысячи трехосных 8-тонных грузовиков, тысячу автобусов на 50 мест, тысячу шасси для машин специального назначения, а также запасные части на выпуск 15 тысяч автомобилей в эквивалентном выражении.
Завод должен был потреблять 160 тысяч тонн металла, 100 миллионов киловатт/час электроэнергии, 54 миллиона кубометров воды, 200 тысяч тонн угля, 72 тысячи кубометров пиломатериалов. Завод был рассчитан на двухсменную работу 26000 рабочих. Под основную площадку отводилось 180 га земли и 35 га или под вспомогательные сооружения и склады. В июне 1934 года площадка под строительство завода была отведена юго-заднее Зубчаниновки (сейчас на этом месте расположен завод им. Фрунзе). Строительство соцгорода в районе Безымянки для завода рассчитывалось вести на 65-70 тысяч жителей.
Кроме автозавода в Самарский промузел по плану входили следующие новостройки: станкозавод, Сажерез, Карбюраторный завод, мясокомбинат, комбикормовый завод, завод подсолнечного масла, вторая очередь завода Кинап, Автотрактородеталь, а также реконструкция СамГРЭС. В сочетании с уже имевшимися заводами: Автозапчасть, старый станкостроительный, котельный, им. Масленникова (Трубочный), группа этих предприятий создавала в Самаре мощный машиностроительный узел, связанный с Халиловским металлургическим комбинатом как потребитель высококачественного чугуна и сталей."
" 24 июля 1940 года нарком внутренних дел СССР Л.П.Берия направляет И.В. Сталину письмо за № 300/Б «Совершенно секретно» с основными параметрами проекта Постановления ЦК и СНК СССР «О строительстве четырех авиационных заводов в районе г. Куйбышева.»
«По Вашему указанию НКВД СССР представляет проект постановления строительства двух самолетостроительных и двух моторостроительных заводов на
-1500 двухмоторных цельнометаллических дальних бомбардировщиков и
-1200 двухмоторных цельнометаллических дальних бомбардировщиков в год при двухсменной работе.
Моторостроительные заводы рассчитаны на выпуск 11000 моторов в год с водяным охлаждением, из них 5000 типа АМ-35а - АМ-37 и 6000 типа М-120. Строительная кубатура производственных цехов всех четырех заводов составляет 7,5 млн. кубических метров.
Требуется 75000 рабочих на них всех категорий. Ориентировочная стоимость строительства заводов с электростанцией и постоянным жилым фондом - 1300 млн. рублей.
Для строительства потребуется в 1940 году - 40000 человек, в 1941 году - 120000 человек.
Окончание строительства 1-й пары заводов - июнь 1942 г., 2-и пары заводов - ноябрь 1943 г.
В проработке принимали участие специалисты ОТБ: В.Д. Благовещенский, проектировавшие завод № 20; В.В. Алле - проектировавший и участвовавший в строительстве Воронежского и Казанского самолетных заводов; председатель техсовета НКАП т.Голяев, гл. инженер ГПИ-1 НКАП т.Аврутин, гл.инженер завода № 22 т.Тарасевич, авиаконструкторы Петляков В.М. и Мясищев В.М.
Проект постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) согласован с наркомом НКАП т.Шахуриным А.И.
Жду Ваших указаний.
Нарком внутренних Дел СССР Л.Берия.
(ГАСО, фонд 2064, опись 2, дело 143 лист 54-56)
На этом письме стоит резолюция И.В. Сталина:
«Переработать - сроки сократить. Срок - в конце 1941 года».
Судя по участию авиаконструкторов, речь шла о выпуске самолетов КБ Петлякова-Мясищева.
Через две недели после письма Л.Берия И.В. Сталину выходит постановление Государственного Комитета Обороны при СНК ССР за № 343-с от 6 августа 1940 года:
«Комитет Обороны при СНК СССР постановил:
1.Приступить в 1940 году к строительству трех новых авиазаводов в районе Куйбышева на Безымянской и Падовской площадках:
-Самолетостроительный завод № 122 на выпуск 1500 двухмоторных цельнометаллических бомбардировщиков в год.
-самолетостроительный завод № 295 на выпуск одномоторных цельнометаллических бомбардировщиков в год.
-Моторостроительный завод № 337 на выпуск 12000 моторов АМ-35а и М105 в год.
Все заводы проектируются из расчета двухсменной работы при 8-часовом рабочем дне и 7-дневной неделе.
2.Установить следующие сроки окончания строительства, монтажа и пуска заводов:
-Самолетостроительный завод № 122 к 31.12.1941 г.
-Самолетостроительный завод № 295 к 1.01.1942 г.
-Моторостроительный завод № 337 к 1.05 1942 г.
3.Возложить строительство заводов на НКВД СССР.
4.Проектирование заводов возложить на Наркомат авиациационной промышленности.
... 7. ...Обязать НКВД СССР закончить строительство БТЭЦ к концу 1942 года.
…11. Обязать НКЭС обеспечить в 1941 году подачу авиазаводам электроэнергии в пределах до 15000 кВт от Куйбышевской и Безымянской ТЭЦ.
…13. Разрешить НКВД для первого периода эксплуатации заводов строить жилье облегченного типа с использованием местных стройматериалов и дерева.
18.Обязать Наркомстрой произвести монтаж металлоконструкций на заводах 122, 295, 337.
19.Разрешить НКВД снять со строек других наркоматов и перебросить на строительства авиазаводов 122, 295, 337 в 1940 году 25 тыс. лагерников.
21. Разрешить НКВД СССР:
а) организовать специальное управление на правах Главка по строительству заводов.
23. Установить план капитальных работ на 1940 год - 80 млн. руб.
28 Для создания ремонтно-механической базы строительства заводов разрешить НКВД СССР демонтировать Дмитровский завод ГУЛАГа НКВД СССР и оборудование полностью перенести на комплектование Куйбышевского завода ГУЛАГа НКВД СССР
Председатель ГКО К.Ворошилов
(ГАСО, Фонд 2064, опись 2, дело 3).
В соответствии с пунктом 21 постановления было организовано Управление Особого строительства. Основными подразделениями Особстроя стали:
I район - строительство заводов № 122 и 295;
II район - строительство заводов № 337 и 281 (карбюраторный);
III район - строительство заводского аэродрома и шоссейных межрайонных дорог;
IV район - строительство рабочего поселка;
V район - строительство теплоцентрали (БТЭЦ).
"Вторым пятилетним планом (1933-1937 г.г.) предусматривалось превращение Средне-Волжского края в зону развитого промышленного производства на основе интенсивного роста металлургии, машиностроения, химической, легкой и пищевой промышленности, добычи и переработки горючих сланцев. В Средне-Волжском крае планировалось заложить новые мощные промышленные узлы: Орско-Халиловский, Самарский, Сызранский, Мордовский, Кузнецкий.
Самарский промузел предполагался как машиностроительный, причем ведущим предприятием должен был стать крупнейший в Европе (по тем временам) Самарский автомобильный завод тяжёлых грузовиков грузоподъемностью 5 и 8 тонн. Завод должен был выпускать в год 20 тысяч двухосных пятитонок, три тысячи трехосных 8-тонных грузовиков, тысячу автобусов на 50 мест, тысячу шасси для машин специального назначения, а также запасные части на выпуск 15 тысяч автомобилей в эквивалентном выражении.
Завод должен был потреблять 160 тысяч тонн металла, 100 миллионов киловатт/час электроэнергии, 54 миллиона кубометров воды, 200 тысяч тонн угля, 72 тысячи кубометров пиломатериалов. Завод был рассчитан на двухсменную работу 26000 рабочих. Под основную площадку отводилось 180 га земли и 35 га или под вспомогательные сооружения и склады. В июне 1934 года площадка под строительство завода была отведена юго-заднее Зубчаниновки (сейчас на этом месте расположен завод им. Фрунзе). Строительство соцгорода в районе Безымянки для завода рассчитывалось вести на 65-70 тысяч жителей.
Кроме автозавода в Самарский промузел по плану входили следующие новостройки: станкозавод, Сажерез, Карбюраторный завод, мясокомбинат, комбикормовый завод, завод подсолнечного масла, вторая очередь завода Кинап, Автотрактородеталь, а также реконструкция СамГРЭС. В сочетании с уже имевшимися заводами: Автозапчасть, старый станкостроительный, котельный, им. Масленникова (Трубочный), группа этих предприятий создавала в Самаре мощный машиностроительный узел, связанный с Халиловским металлургическим комбинатом как потребитель высококачественного чугуна и сталей."
" 24 июля 1940 года нарком внутренних дел СССР Л.П.Берия направляет И.В. Сталину письмо за № 300/Б «Совершенно секретно» с основными параметрами проекта Постановления ЦК и СНК СССР «О строительстве четырех авиационных заводов в районе г. Куйбышева.»
«По Вашему указанию НКВД СССР представляет проект постановления строительства двух самолетостроительных и двух моторостроительных заводов на
-1500 двухмоторных цельнометаллических дальних бомбардировщиков и
-1200 двухмоторных цельнометаллических дальних бомбардировщиков в год при двухсменной работе.
Моторостроительные заводы рассчитаны на выпуск 11000 моторов в год с водяным охлаждением, из них 5000 типа АМ-35а - АМ-37 и 6000 типа М-120. Строительная кубатура производственных цехов всех четырех заводов составляет 7,5 млн. кубических метров.
Требуется 75000 рабочих на них всех категорий. Ориентировочная стоимость строительства заводов с электростанцией и постоянным жилым фондом - 1300 млн. рублей.
Для строительства потребуется в 1940 году - 40000 человек, в 1941 году - 120000 человек.
Окончание строительства 1-й пары заводов - июнь 1942 г., 2-и пары заводов - ноябрь 1943 г.
В проработке принимали участие специалисты ОТБ: В.Д. Благовещенский, проектировавшие завод № 20; В.В. Алле - проектировавший и участвовавший в строительстве Воронежского и Казанского самолетных заводов; председатель техсовета НКАП т.Голяев, гл. инженер ГПИ-1 НКАП т.Аврутин, гл.инженер завода № 22 т.Тарасевич, авиаконструкторы Петляков В.М. и Мясищев В.М.
Проект постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) согласован с наркомом НКАП т.Шахуриным А.И.
Жду Ваших указаний.
Нарком внутренних Дел СССР Л.Берия.
(ГАСО, фонд 2064, опись 2, дело 143 лист 54-56)
На этом письме стоит резолюция И.В. Сталина:
«Переработать - сроки сократить. Срок - в конце 1941 года».
Судя по участию авиаконструкторов, речь шла о выпуске самолетов КБ Петлякова-Мясищева.
Через две недели после письма Л.Берия И.В. Сталину выходит постановление Государственного Комитета Обороны при СНК ССР за № 343-с от 6 августа 1940 года:
«Комитет Обороны при СНК СССР постановил:
1.Приступить в 1940 году к строительству трех новых авиазаводов в районе Куйбышева на Безымянской и Падовской площадках:
-Самолетостроительный завод № 122 на выпуск 1500 двухмоторных цельнометаллических бомбардировщиков в год.
-самолетостроительный завод № 295 на выпуск одномоторных цельнометаллических бомбардировщиков в год.
-Моторостроительный завод № 337 на выпуск 12000 моторов АМ-35а и М105 в год.
Все заводы проектируются из расчета двухсменной работы при 8-часовом рабочем дне и 7-дневной неделе.
2.Установить следующие сроки окончания строительства, монтажа и пуска заводов:
-Самолетостроительный завод № 122 к 31.12.1941 г.
-Самолетостроительный завод № 295 к 1.01.1942 г.
-Моторостроительный завод № 337 к 1.05 1942 г.
3.Возложить строительство заводов на НКВД СССР.
4.Проектирование заводов возложить на Наркомат авиациационной промышленности.
... 7. ...Обязать НКВД СССР закончить строительство БТЭЦ к концу 1942 года.
…11. Обязать НКЭС обеспечить в 1941 году подачу авиазаводам электроэнергии в пределах до 15000 кВт от Куйбышевской и Безымянской ТЭЦ.
…13. Разрешить НКВД для первого периода эксплуатации заводов строить жилье облегченного типа с использованием местных стройматериалов и дерева.
18.Обязать Наркомстрой произвести монтаж металлоконструкций на заводах 122, 295, 337.
19.Разрешить НКВД снять со строек других наркоматов и перебросить на строительства авиазаводов 122, 295, 337 в 1940 году 25 тыс. лагерников.
21. Разрешить НКВД СССР:
а) организовать специальное управление на правах Главка по строительству заводов.
23. Установить план капитальных работ на 1940 год - 80 млн. руб.
28 Для создания ремонтно-механической базы строительства заводов разрешить НКВД СССР демонтировать Дмитровский завод ГУЛАГа НКВД СССР и оборудование полностью перенести на комплектование Куйбышевского завода ГУЛАГа НКВД СССР
Председатель ГКО К.Ворошилов
(ГАСО, Фонд 2064, опись 2, дело 3).
В соответствии с пунктом 21 постановления было организовано Управление Особого строительства. Основными подразделениями Особстроя стали:
I район - строительство заводов № 122 и 295;
II район - строительство заводов № 337 и 281 (карбюраторный);
III район - строительство заводского аэродрома и шоссейных межрайонных дорог;
IV район - строительство рабочего поселка;
V район - строительство теплоцентрали (БТЭЦ).