Российская Газета - спецвыпуск "Атомная Энергия""

«Российская Газета», 27 сентября 2005, вторник. №215(3884) Специальный выпуск «Атомная энергия»



Город "Зеро"

zheleznogorsk.jpg


Из горы — в город: рабочие смены на ГХК и обратно перевозят поездами.


САМОЛЕТЫ ЭТОТ, ОБНЕСЕННЫЙ ПО ПЕРИМЕТРУ ДВОЙНОЙ СТЕНОЙ КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКИ, ГРОМАДНЫЙ РАЙОН ОБЛЕТАЮТ СТОРОНОЙ. ТЕПЛОХОДЫ КОРОТКИЙ ОТРЕЗОК ВИЗУАЛЬНОГО СОПРИКОСНОВЕНИЯ С НИМ ДО НЕДАВНЕЙ ПОРЫ ТОРОПИЛИСЬ МИНОВАТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НОЧЬЮ. ЗА ВОРОТАМИ КПП — НЕСКОЛЬКО КИЛОМЕТРОВ ОТЛИЧНОЙ ШОССЕЙКИ, И ВОТ ОН ВОЗНИКАЕТ -ПРИЖАВШИЙСЯ К РЫБНОМУ ОЗЕРУ, УТОПАЮЩИЙ В ТАЕЖНЫХ И ПАРКОВЫХ ЗАРОСЛЯХ, НЕ ПО ВРЕМЕНИ ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЙ И ПОЧТИ СКАЗОЧНО УХОЖЕННЫЙ ГОРОД. ЛИШЬ ЧЕРЕЗ СОРОК ЛЕТ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ ПОЯВИВШИЙСЯ НА КАРТЕ И УЗНАВШИЙ, ЧТО ЕЩЕ С 1954-го. СОГЛАСНО СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНОМУ УКАЗУ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР,
КРОМЕ ОБИХОДНОГО ПРОЗВИЩА «ДЕВЯТКА» ИМЕЕТ ЗАКОННОЕ ИМЯ — ЖЕЛЕЗНОГОРСК.
К началу 60-х, когда ЦРУ получило первые отрывочные сведения «о строительстве в районе деревни Додоново подземного реактора», в правобережье Енисея уже несколько лет выдавали на-гора плутоний-239. Будущую начинку ядерных бомб. При вычислении «коварного источника», свидетельствует один из чекистских отчетов, в сверхзакрытом лагере, вопреки режимному фильтру, обнаружились: «...380 осужденных за бандитизм, 455 не имевших определенного места жительства, 64 уроженца Прибалтики и Западной Украины, 107 репатриантов и спецпереселенцев, а также 231 поляк. 96 немцев. 21 грек. 10 румын. 29 болгар. 2 финна. 1 неф, 1 испанец, среди которых попадали судимые по ст. 58 УК РСФСР. «Нежелательных лиц» выявляли и срочно отселяли в Норильлаг, другие лагеря Красноярского края».
Брешь в фильтре, впрочем, расценили лишь как недоработку. В целом же действовал он безотказно. Опасным преступникам, «политическим» и другим неблагонадежным дорога на оборонный объект была заказана. Преимущественным правом сесть в ИТЛ «Гранитный», специально расквартированный здесь летом 50-
го, обладали мужики — колхозники, рабочие, часто фронтовики, посягнувшие с голодухи на мешок с картошкой (10 лет), пшеницы (25 лет), да «пойманные на аборте» (до 10 лет) женщины.
Семьдесят тысяч заключенных, 135 тысяч военных строителей, десятки тысяч тщательно отобранных вольнонаемных горняков, метростроевцев, монтажников и эксплуатационников, творивших героико-трагическую историю единственного в мире подземного реакторного и радиохимического производства, всего за шесть лет подняли скроенные по питерским лекалам городские кварталы. И, по рекомендациям ученых-ядерщиков, в прямом смысле свернули горы.
Залитые неоном железнодорожные и автомагистрали, многоярусные штольни, сотни залов, лабораторий, кабинетов, огромных размеров цеха трех уникальных заводов, не считая столовых, саун, специализированной пожарной части... Чтобы все это врезать в камень на глубину 200 метров, пришлось выгрызть несколько миллионов кубов скальной породы — треть объема столичного метро! Обеспечив при этом главную задачу детской игры в прятки: не выказать себя.
Первые два реактора, запущенные на комбинате № 815 (ны-
нешнем горно-химическом) в 1958-м и 1961-м, работали в проточном режиме — сбрасывали нагретую в активной зоне воду в Енисей. Река на десятки километров ниже перестала замерзать, в то же время огромное количество энергии попросту пропадало. Но еще в 1954-м, после ввода в строй АЭС в Обнинске, по указанию Курчатова конструкторы и проектировщики взялись за разработку принципиально иного механизма.
Работающий уже в энергетическом режиме АДЭ-2 заступил на вахту в январе 1964-го. И сразу же перед его создателями, большая группа которых была удостоена Ленинской премии, поставили новую планку: использовать получаемый пар не только для выработки электроэнергии, но и для отопления, горячего водоснабжения стотысячного города. Такого до них не делал никто. Они сделали — всего за два года. При этом, благодаря умной гидравлической схеме на первой в мире атомной теплоэлектроцентрали, попадание в сетевую воду радионуклидов исключалось полностью.
И все-таки стратегической задачей ГХК оставалось обеспечение обороны страны оружейным плутонием. Вплоть до конца 80-х, когда был сделан решительный поворот к ядерному разоружению.
Летом 1992-го я видел слезы на глазах у ветеранов комбината: выращенные здесь же розы ложились к ногам в перегрузочном зале первого, а потом и второго прямоточных реакторов, остановленных навсегда.
Нам трудно понять их, учивших диалектику не по Гегелю, а по Гейгеру, счетчики которого на башнях этого города естественны так же, как на наших — часы. Между тем хозяевам атомной горы конверсия далась намного сложнее, чем их коллегам. Горно-химический ведь — единственный из «почтовых ящиков» тогдашнего Минатома, изначально рассчитанный на монопроизводство, с ликвидацией госзаказа терял практически все.
Нет, вынужденно сокращая персонал, въезжать на государственном горбу в потерянный рай они не собирались. Научились собирать из корейских деталей цветные «Самсунги». Изготавливать методом взрыва электроды для алюминиевой промышленности. Используя уникальную подземную «прописку» цехов и редчайшую квалификацию радиохимиков, освоили выпуск сверхчистых галлия, скандия, теллурида висмута. Готовы были даже искусственные нзумрудь; производить... Однако и в самые безденежные времена ни на се-
кунду не забывали: никто не снимает с них ответственности за безопасность отработавшего ядерного топлива. В первую очередь того, которое уже 20 лет доставляется сюда для временного хранения с мирных АЭС — наших, украинских, болгарских. И потому не перестают убеждать, настаивать: производство и спецов такого класса необходимо и выгодно для страны использовать, в первую очередь, по прямому назначению.
Ведомственный эгоизм? Скорее — пример верности профессионалов своему долгу. Благородные с виду призывы «закрыть ядерную свалку» на поверку оказываются дилетантскими. Что значит — закрыть? Строить хранилища в других городах? В каких?
Железногорские атомщики — работа такая — на несведущих критиков не обижаются. Понимая тревоги рядовых граждан, с плеча не рубят. Но при этом не теряют веры в перспективы своего уникального детища. Как сказал мне один из уважаемых в городе первостроителей, «наши кюри — причем без кавычек — еще посветят Отечеству».

Золик Мильман, Красноярский край.
 

Лучшая защита - это нападение?
Специалисты СНПО «Элерон» опровергают известное утверждение

perimetr.jpg


В КОНЦЕ ПЯТИДЕСЯТЫХ, УКРЕПЛЯЯ ОБОРОННЫЙ ЯДЕРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СССР, РУКОВОДСТВО СТРАНЫ РАЗВЕРНУЛО СТРОИТЕЛЬСТВО ДЕСЯТКОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ И ЗАВОДОВ ЛЕГЕНДАРНОГО МИНСРЕДМАША. ДЛЯ ИХ ОХРАНЫ ФОРМИРОВАЛИСЬ ЦЕЛЫЕ ПОЛКИ
и дивизии ВНУТРЕННИХ войск, из ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ ОТВЛЕКАЛИСЬ ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ. РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ МОЖНО БЫЛО ЛИШЬ ЗАМЕНЯЯ ЖИВУЮ СИЛУ ТЕХНИКОЙ - ПО ПРИМЕРУ ТОГО, КАК ЭТО НАЧАЛИ ДЕЛАТЬ В АМЕРИКАНСКОМ ЛОС-АЛАМОСЕ и ФРАНЦУЗСКОМ
ЯДЕРНОМ ЦЕНТРЕ.
Три года над задачей создания такой техники бились Минпромсвязь и Министерство радиоэлектронной промышленности. Увы, задание правительства им выполнить так и не удалось. В итоге Минсредмаш сам взялся за разработку отечественной охранной техники. С этой целью в 1963 году была создана специальная лаборатория, преобразованная впоследствии в Специальное научно-производственное объединение «Элерон». Через год производство первых датчиков было поставлено на промышленную основу, через три -надежную по тому времени техническую систему защиты получили не только объекты Минсредмаша, но и Комитет госбезопасности, главный штаб и части Ракетных войск стратегического назначения, предприятия военно-промышленного комплекса.
Всесоюзное и международное признание как разработчик и производитель надежных технических средств охраны молодое предприятие получило в 1967 году, когда впервые открылась выставка Алмазного фонда. Председатель КГБ Юрий Андропов лично проверял работу сигнализации, интересовался, насколько эффективна защита и как продумана система охраны. Все оказалось на уровне самых жестких требований. Позднее подобные системы установили в Мавзолее Ленина, Оружейной палате, Третьяковской галерее, музеях Кремля, имени Пушкина, в международном аэропорту «Шереметьево-2».
И все же главное дело «Элерона» —
опасные и особо важные объекты. Не найти в стране объект ядерной науки, энергетики или промышленности, где бы не использовались изделия объединения. На порядок повысив надежность охраны, они высвободили массу людей для производственной сферы. Только по Минсредмашу, нынешнему Росатому, личный состав охраны сократился на 10 тысяч человек. В целом же по военно-промышленному комплексу страны их число превысило 70 тысяч.
За 43 года научно-производственной деятельности специалистами СНПО оборудовано более 8 тысяч объектов - показатель, достойный книги рекордов Гиннеса.
Сегодня приоритетным направлением усилий и научно-производственных интересов «Элерона» генеральный директор объединения Николай Шемигон называет переход к созданию унифицированного набора современных технических средств и комплексным системам безопасности.
— Противостоять искушенному террористу, диверсанту может только постоянно обновляющаяся техника, — убежден
В помощь вооруженным караулам и нарядам приходят современные технические средства защиты и контроля доступа.
Николай Николаевич. В «Элероне» создаются системы с повышенной живучестью, сохраняющие работоспособность даже при временном нарушении связи периферии с центром. Появилось поколение «интеллектуальных» датчиков - с адаптацией к конкретным условиям применения. Объединение целенаправленно совершенствует всю номенклатуру периметровых средств обнаружения на АЭС, теплоэнергетических станциях, ГЭС, нефтегазоперерабатывающих предприятиях.
В зоне особого профессионального внимания разработчиков «Элерона» — автоматизированные системы управления доступом. Самым взыскательным требованиям отвечает последнее поколение АСУД «Сектор-М». Обладая всеми свойствами интеллектуального контроля, она идентифицирует человека как по присвоенному пин-коду, так и по биометрическим признакам - папиллярному узору, радужной оболочке глаза, геометрии кис-
ти руки. В прошлом году «Сектор-М» был удостоен национальной премии «Зубр», присуждаемой лучшим разработчикам систем безопасности по инициативе Торгово-промышленной палаты России и Российского союза промышленников и предпринимателей.
Успешно решена на «Элероне» и очень непростая задача обеспечения безопасности автомобильных и железнодорожных перевозок ядерных материалов, взрывчатых веществ, других опасных или ценных грузов. Разработанная для этой цели многоуровневая система позволяет осуществлять мониторинг транспортных средств в режиме реального времени.
В ряду последних «ноу-хау» объединения так называемые купольные системы, предназначенные для охраны воздушной полусферы особо важных объектов. Даже в условиях ограниченной видимости они эффективно обнаруживают маломерные аппараты. Многое сделано для защиты морских и береговых охраняемых объектов, противодействия подводным диверсантам.
Нет нужды доказывать, насколько остро нуждаются сегодня в защите общественные, административные центры, места массового скопления людей, жилые здания. Помогая Москве решить эту проблему, «Элерон» оборудовал системой безопасности комплекс зданий столичной мэрии, стал участником двух программ столичного правительства. Осуществляя первую - «Мой двор - мой подъезд» — монтажники объединения установили более пяти тысяч телекамер в подъездах жилых домов. В рамках второй — «Безопасность москвичей» - реализована системная защита прилегающих к Ленинградскому проспекту кварталов — от Белорусского вокзала до метро «Аэропорт».
Не так давно Совет Безопасности РФ принял решение о создании федерального Центра науки и высоких технологий безопасности. ФГУП «СНПО «Элерон» — реальный претендент на эту роль. Научно-производственный потенциал, опыт и традиции лидера российской индустрии безопасности формируют уверенность, что его новый статус даст ощутимый и очень нужный в условиях нынешнего времени импульс развитию научно-технических работ и нормотворческой деятельности по обеспечению безопасности государства и населения.

Михаил Фалалеев, Виктор Кубанцев​
 
а тот самый город где 2 контур реакторов был прямоточный через енесей .....

PS - Красноярск 26 у них счаз собственный сайт в инете есть влом искать ,....
 
Элерон.
Во внутреннем дворе хорошие вентухи имеются.
Добро пожаловать туда.
 
Сверху