Рабочий посёлок Курша.

#1
Лазил тут по Лайфджорнолу и случайно наткнулся: http://af1461.livejournal.com/70792.html

Курша-2: огненный шквал
Главной целью этой поездки было урочище, подписанное на карте как "разв.Курша-2". Это - место со странной, необычной, и очень трагической судьбой:

Курша-2 была построена вскоре после революции - как рабочий поселок для освоения огромных запасов леса Центральной Мещеры. От существовашего уже ответвления Мещерской магистрали (Тума - Голованово) туда была протянута ветка узкоколейки, вскоре продолженная дальше на юг - в Лесомашинный и Чарус.
Поселок рос, к 30-м годам он насчитывал уже больше тысячи жителей. На лесосеках жили и сезонные рабочие из окрестных деревень. Несколько раз в сутки старые паровозы выводили составы с бревнами из глубины лесов "на поле" - в Тумскую, где лес обрабатывался и отправлялся далее - в Рязань и Владимир.
Лето 1936 года выдалось очень жарким, грозовым и ветренным. Теперь уже никто не знает, почему в первых числах августа в самом центре Мещерского края, в районе Чаруса, возник очаг пожара. Подгоняемый сильным южным ветром, огонь быстро продвигался на север, превращаясь из низового в самый страшный - верховой пожар.
Поначалу, угрозы никто не осознавал. Ночью с 2 на 3 августа в Куршу-2 прибыл поезд из порожних сцепов. Поездная бригада, знавшая о пожаре, предлагала вывезти хотя бы женщин и детей - все мужчины давно уже были в лесу на огнезащитных работах. Но диспетчер приказал следовать в тупик для погрузки скопившихся бревен - чтобы "не пропадать народному добру". Работа эта затянулась почти до подхода фронта пламени, и в Куршу-2 поезд пришел, нагоняемый по пятам лесным пожаром.
Трудно представить себе, что творилось тогда на небольшой станции лесного поселка. Опасность стала ясна всем - ведь поселок находился в самом центре огромного соснового массива. Никто и не пытался сбросить бревна со сцепов - людей сажали куда только можно - на паровоз, на буфера и сцепки, сверху на стволы. Места хватило не всем, когда поезд уходил на север, в Туму, его провожали обезумевшими взглядами сотни людей.
Драгоценное время было упущено. Когда поезд подошел к мосту через небольшой канал в трех километрах севернее Курши-2, деревянный мост уже горел. Загорелась сначала голова поезда, а затем - его хвостовая часть. Люди из последних сил пытались спастись, убежать из этого ада, но пути не было. Обожженые, задохнувшиеся в дыму, они падали там, где застигла их судьба.
В трагедии 3 августа 1936 года погибло примерно 1200 человек. Из всего населения Курши-2, поселений на лесосеках, а также личного войсковых частей, брошенных на борьбу с огнем, выжило немногим более 20 человек. Часть отсиделась в пруду поселка Курша-2, по колодцам и выгребным ямам, а часть - из остановившегося поезда каким-то чудом сумела пробежать сквозь фронт огня, спасшись на небольшом безлесном бугре.
Мещерскую трагедию приказали забыть - ведь шел 1936 год. В литературе и музейных данных почти ничего нет о событиях этого черного лета. После пожара поселок был частично восстановлен, но просуществовал недолго. После войны людей оттуда выселили, длинию Курша-Чарус разобрали, и в Курше-2 стали жить только лесники. В наше время здесь осталась лишь зарастающая поляна с развалинами, часть из которых, вероятно, была домами, выстроенными после пожара 1936 г. На северо-восточной окраине поляны, недалеко от кирпичного фундамента, видимо бывшего когда-то паровозным депо, находится большая братская могила. Здесь похоронены жертвы забытой ныне трагедии.
В поселке Голованово, всего в 7 км. от развалин, доживает свой век 90-летняя бабушка - Ираида Константиновна Рунова. Последний оставшийся в живых житель Курши-2...
Иллюстрации и оригинальная страница - по ссылке.
 
#5
Во-первых, повод проехать по ЕДИНСТВЕННОЙ ещё действующей пассажирской узкоколейке в Европейской России. Во-вторых, можно встать лагерем на ночь. И на себе проверить, действительно ли в местах массовой гибели людей по ночам всякая чертовщина происходит. :)
 
#6
Узкоколейка - тема! Но после 9 мая. А касательно чертовщины лично я разочаровался: да, где много народу погибло, действительно всё как-то не так, давит и довольно погано. Но никаких явлений - хоть бы ножка от стула шевельнулась. Наверное, для видений надо обладать более истерическим, чем у меня, складом личности. А чтоб давит и погано - так это я и дома могу водки нафигачиться.
 
#7
Baron написал(а):
Во-первых, повод проехать по ЕДИНСТВЕННОЙ ещё действующей пассажирской узкоколейке в Европейской России. Во-вторых, можно встать лагерем на ночь. И на себе проверить, действительно ли в местах массовой гибели людей по ночам всякая чертовщина происходит. :)
Ну зачем же преувеличивать. УЖД далеко не единственная с пассажирски движением даже в московском регионе, а уж тем более и в европейской России. Но до Головановки железка - супер!
 
#8
Всеслав написал(а):
Ну зачем же преувеличивать. УЖД далеко не единственная с пассажирски движением даже в московском регионе, а уж тем более и в европейской России.
Я имел ввиду дороги с "официальным" пассажирским движением, в составе МПС, где можно купить билет и проехать. Ведомственные дороги с рабочими поездами не рассматривал... ;)
 
#9
world_dictator написал(а):
А касательно чертовщины лично я разочаровался: да, где много народу погибло, действительно всё как-то не так, давит и довольно погано. Но никаких явлений - хоть бы ножка от стула шевельнулась. Наверное, для видений надо обладать более истерическим, чем у меня, складом личности. А чтоб давит и погано - так это я и дома могу водки нафигачиться.
А ведь это - тема. Нужно создать отдельный топик, про "гиблые места". Сегодня к вечеру нарою кое-что, подтверждаемое. Не уподобляясь шизикам из "Космопоиска". :)
 
#10
Baron написал(а):
Я имел ввиду дороги с "официальным" пассажирским движением, в составе МПС, где можно купить билет и проехать. Ведомственные дороги с рабочими поездами не рассматривал... ;)
Наверно, следует еще иметь в виду неофициальные, но и не ведомственные дороги - там, где движение осуществляется в "частном порядке"...
 
#12
Переяславский железнодорожный музей угробил последнюю свою "рабочую" ветку, а путь разобрал. Если ты его имеешь ввиду.
 
#14
Когда Переяславский музей создавали, там ещё работал постоянный пассажирский маршрут. Потом его прикрыли, ветку разобрали, оставили маленькое колечко - туристов катать. Я такого от музейщиков не ожидал, всё-таки фанаты вроде узкоколеек. А тут своими руками уничтожили, рельсы на металл продали. :)
 
#15
Я имею в виду например то, о чем писал Диктатор в отчете по Рдейщине.
Веткой Черусти-Уршельский, как я понимаю, тоже в некотором роде заведует частное лицо, но там не УЖД...
 
#17
Насколько мне известно, Тумская УЖД месяца два как не функционирует. Либо реконструкция, либо ликвидация. Руководство Горьковской ЖД и Рязанская областная администрация не могут договориться о финансировании дороги.
 
#18
Слышал на месте другую версию. Всё население постреляли "чекисты". Причина - слишком самостоятельная политика руководства в Курше.
Версию пожара приводит и Паустовский, известный "озвучиватель" того, куда ветер дует....
С техн. точки зрения она малоправдоподобна. Там озёра, каналы.... расстояние от домов до густого опасного при пожаре леса не могло быть большим. К западу от К-2 низина, в которой не могло быть борового леса, опасного при верховом пожаре. там болота, чахлые деревца по сторонам каналов....
Меду прочим, и старое Голованово они постреляли
 
#19
Перечитал ещё раз ЖЖ по первой ссылке. Пересмотрел фоты. Побеседовал здесь. Таки стоит туда сьедить, в Куршу, найти и бабушку и других послушать очень, очень подробно. Добить это дело до конца. Пока есть кого спрашивать.
Два раза лазил я в тех местах. Начнём с того, что жд там вообще не просматривается.
То, что сфотано - это не остатки ЖД, сейчас это лесовозная автомобильная дорога, действительно на некое лесничество в южной части заповедника, которое на карте называется (кордон) Чарусский, а на сам Чарус хрена, никакой узкоколейки никто не знает, и на местности нет и на карте нет. Эта дорога мимо Курши на Чарусский вовсе не в том отличном инженерном состоянии, какое видим на мещёрской узкоколейке, не ЖД это. Ранее до революции это 100% была дорога, но на ЖД не похоже. Я прошёл её от самой ЖД Тума-Голованово (остатков рельсового соединения с этой рабочей ЖД нет, есть невнятное пересечение и завороты) до середины заповедника, где на запад отходит старинная дорога на то, что на карте названо "Оборона". Есть предложение выдвинуться туда в полной информационной готовности.
 
#20
Там ить и за Голованову Дачу дорога шла. Лесовозка. Несколько правее. Там был лагерь, немецкие з/к делали фанеру для самолётов. Трасса УЖД хорошо читается. ХОДИЛ. Видел. Всё, в общем, давно описано и изучено Подробности - здесь
 
Сверху