Пусковая позиция ракеты LGM-25C в Аризоне.

#1
Сейчас это "сохраненное для истории место" и бравые деды, бывшие сидельцы на кнопках (хотя это не кнопки а ключи, похожие на ключ от почтового ящика), показывают что и как.

Основной набор фотографий здесь: http://www.ulogov.org/node/15289

Из того что доступно для осмотра (помимо техники на поверхности и оголовка шахты), это трехэтажный командный пункт, кабельный тоннель и восьмиэтажная шахта. Был везде, от цистерны для сточных вод

az_2012-10-16_15-49-56.preview.jpg

и газоотвода,

az_2012-10-16_15-59-01.preview.jpg

до бытового блока.

az_2012-10-16_13-30-20.preview.jpg

Не побывал только в наглухо запечатаном подземном сортире. А вот отсюда начинается война.

az_2012-10-16_14-31-21.preview.jpg

Вот этим:

az_2012-10-16_12-39-11.preview.jpg

Инструкция по эксплуатации выглядит так

LGM25C.jpg
 
Последнее редактирование:
#2
Да уж. Машина была что надо. Размер башки на фото вполне впечатляет. А это нынешний вид бывшей стартовой позиции Титана в штате Арканзас. Видно, что фермер, ставший хозяином этого участка земли что-то там понастроил и копает дальше но видно не так просто всё это сразу облагородить после подрыва такой шахты.

1.jpg
 
#3
Дядюшка Сэм,
спасибо за экскурсию. Вот если бы еще кто-нибудь грамотно прокомментировал каждый снимок, это было бы супер.
 
#4
Их там дохрена :) Комментировать каждый, у меня сейчас просто времени нет. Если есть вопросы по конкретному снимку, то я постараюсь прокомментировать. Если не смогу сам, то на руках есть документация, проконсультируюсь.
 
#5
Их там дохрена :) Комментировать каждый, у меня сейчас просто времени нет. Если есть вопросы по конкретному снимку, то я постараюсь прокомментировать. Если не смогу сам, то на руках есть документация, проконсультируюсь.
Дядюшка Сэм, будет время - комментируйте плз)) .. по возможности. По одному, по несколько. Без героизЬма)))
 
#7
Ну с ьабарятника и начнем. Это -8 уровень в шахте. Ниже его только газоотвод и сливная цистерна. Изначально он использовался насосов топлива и окислителя. Через него идет доступ в газоотвод и лестница в цистерну. Сейчас это просто склад для всякой всячины и ЗИПа. Отдельные элементы ЗИПа продают за весьма нехилые деньги и любители старины это покупают. Похоже еще во-время эксплуатации шаьты там была какая-то ремонтная мастерская. Меня порадовала машинка для намотки трансформаторов

az_2012-10-16_16-06-53.preview.jpg

На -7 находится доступ к площадке с двигателями (сейчас хранятся отдельно)

az_2012-10-16_15-43-18.preview.jpg

Под ними виден газоотвод

az_2012-10-16_15-34-32.preview.jpg

На донышке ракеты видны пироболты (цилиндр справа)

az_2012-10-16_15-36-21.preview.jpg

Насосы для подачи воды в шахту во время старта

az_2012-10-16_15-32-44.preview.jpg

Так измеряют давление среды в шахте, относительно зоны с оборудованием.

az_2012-10-16_15-24-20.preview.jpg

Старый костюм для работы в помещении где могут быть пары топлива или окислителя. Они там везде.

az_2012-10-16_15-45-31.preview.jpg
 
#9
КВ антенна, которую сейчас могут использовать радиолюбители

az_2012-10-16_10-13-16.preview.jpg

Управление выдвижными усиленными антеннами

az_2012-10-16_12-59-24.preview.jpg
az_2012-10-16_12-59-43.preview.jpg

Вот такими. Она переживет близкий ядерный взрыв

az_2012-10-16_13-01-14.preview.jpg

Они выдвигаются вот из таких бункеров

az_2012-10-16_13-09-57.preview.jpg

А это, кстати, модуль к которому стыкуется голова и который отстреливает ложные цели. Они вот в этих трубах.

az_2012-10-16_12-50-12.preview.jpg
 
#10
Молодцы всё таки американцы! Сохранили хотя бы одну целую позицию Титана II, а теперь и память есть и музей наверняка самоокупаем, да ещё и прибыль приносит. Здоровенная всё же была ракетища. На каждой шахте свой командный пункт с экипажем и техсистемами - это недешёвое удовольствие.

1.jpg
 
#11
Молодцы всё таки американцы! Сохранили хотя бы одну целую позицию Титана II, а теперь и память есть и музей наверняка самоокупаем, да ещё и прибыль приносит. Здоровенная всё же была ракетища. На каждой шахте свой командный пункт с экипажем и техсистемами - это недешёвое удовольствие.

Посмотреть вложение 26240
Да, это то самое место. В сарае на поверхности, там действительно музей и магазин с сувенирами. Туристам читают лекции на тему "Ракеты и бомбы, все что хотите об этом знать", показывают фильмы, водят по поверхности где запаркованы агрегаты и можно заглянуть в шахту сверху. Но несколько раз в год (по моему раз десять), по сильно предварительной записи (не более 6 человек за раз), пара дедов бывших ракетчиков показывает все уже внутри и можно лазить, осматривать и фотографировать. Мне вот, повезло, что я смог попасть на такое дело.
 
#13
Еще покомментирую. Давайте пройдемся по комплексу.

Начнем с поверхности. Сарай, где сейчас музей, его раньше не было. То что было это квадрат за периметром, партули, крышка шахты, оголовки и несколько мачт.

az_2012-10-16_12-24-17.preview.jpg

Заправщик топлива

az_2012-10-16_12-27-00.preview.jpg

Заправщик окислителя

az_2012-10-16_12-40-04.preview.jpg

Раковина для промывания глаз и душ. На тоит случай если попал в контакт с компонентами топлива. Такие станции находятся везде, от поверхности до нижнего уровня шахты. Безопасность...

az_2012-10-16_12-39-30.preview.jpg

ВШ и запасной выход. Кондиционер современный.

az_2012-10-16_13-09-26.preview.jpg

Добро пожаловать в главный вход. Снимаем трубку телефона и произносим код доступа.

az_2012-10-16_13-19-24.preview.jpg

Далее, вниз по лестницам примерно на пять этажей

az_2012-10-16_13-22-14.preview.jpg

До передней дверки весом в несколько тонн

az_2012-10-16_13-24-14.preview.jpg

Сейчас она открыта. Добро так сказать, пожаловать.

az_2012-10-16_13-26-09.preview.jpg

Налево ход в команднно/бытовой модуль

az_2012-10-16_13-27-44.preview.jpg

Направо, кабельный и служебный ход к шахте

az_2012-10-16_13-27-24.preview.jpg

Если пойти налево, то приходишь сюда.

az_2012-10-16_14-31-21.preview.jpg

Поднимаешься по лестнице наверх, приходишь в бытовой модуль

az_2012-10-16_13-32-44.preview.jpg az_2012-10-16_13-45-29.preview.jpg

На уровень вниз от командного поста, там этаж с оборудованием

az_2012-10-16_13-50-15.preview.jpg

На командном посту, можно посидеть в кресле командира позиции

az_2012-10-16_14-24-29.preview.jpg

Осмотреть стойки с оборудованием для запуска ракеты. Эта стойка вводит код для прорыва пиромембран в двигателе, выбора цели и произведения симуляции запусков

az_2012-10-16_14-27-24.preview.jpg

Эта стойка для диагностики ракеты

az_2012-10-16_14-27-28.preview.jpg

Это контроль аппаратуры наводки на цель

az_2012-10-16_14-26-56.preview.jpg

Сундучок с чудесами. Хранит документацию и коды необходимые для запуска

az_2012-10-16_14-30-17.preview.jpg

Продолжение следует
 
#14
Одна из стоек с радиосвязью

az_2012-10-16_14-28-26.preview.jpg

Пульт второго офицера на позиции

az_2012-10-16_14-27-39.preview.jpg

Это не щит с цитатами Ленина, скорее графики дежурств, журналы прихода и ухода, список телефонов и тому подобное.

az_2012-10-16_14-25-00.preview.jpg

Это самописцы скорости ветра и температуры. Ракету нельзя запускать если эти параметры не в пределах определенных производителем. Да и аппаратура не даст.

az_2012-10-16_13-57-38.preview.jpg

Продолжение следует ...
 
#15
Но хватит здесь, пошли налево. На первом уровне есть аппаратура открытия крышки шахты

az_2012-10-16_14-51-41.preview.jpg

Ну и дальше я пойду не по уровням, а по артефактам. Это дизель. Шесть цилиндров

az_2012-10-16_14-51-41.preview.jpg

Пироболт, на котором держится ракета. Всего их четыре.

az_2012-10-16_15-35-19.preview.jpg

Насос для откачивания сточных вод

az_2012-10-16_15-51-25.preview.jpg

Пульт для подьема и опускания площадок для обслуживания ракеты в шахте

az_2012-10-16_14-36-49.preview.jpg

Отдельный пульт на случай если надо открыть или закрыть крышку будучи в шахте

az_2012-10-16_14-52-05.preview.jpg

Водяная помпа для всяких нужд

az_2012-10-16_14-51-58.preview.jpg

Переход на площадку грузового лифта

az_2012-10-16_14-58-54.preview.jpg

Система кондиционирования

az_2012-10-16_14-54-08.preview.jpg

Вид на уровень для обслуживания двигателей из газоотвода

az_2012-10-16_15-58-37.preview.jpg

Одна из систем пожаротушения

az_2012-10-16_15-23-04.preview.jpg

Если правильно помню, то управление насосами топлива и окислителя на одном из нижних уровней

az_2012-10-16_15-24-30.preview.jpg

Ну вот, где-то так, пока.
 
#16
Спасибо дружище! Отлично поработали. Фото отображают самое главное, и вкупе с Вашими комментариями - мне например, всё вполне понятно. А кроме того интересно было воочию посмотреть на то, что изучалась ещё в давние годы в военном училище, но только теоретически и на графических рисунках т.е без подобного натурного показа (а откуда ему было в те годы взяться?). Про сарай где музей - это я сразу понял, что он является нештатным сооружением. Сразу за сараем судя по виду позиции - должна быть зона командно-бытового модуля, куда Вы делали первую ходку под землёй. Можно привести некоторую аналогию. Музей расположен на базе 8-й ШПУ недалеко от Грин Вэлли, а если проехать через Тусон на северо-запад - в сторону Вэйли, то там расположена бывшая позиция 5-й ШПУ этой же эскадрильи. Вот её вид в Google. Видимо грунт на позиции либо выбрали, либо он осыпался и потому хорошо виден купол командно-бытового модуля. А на фото - его вид. По внутреннему расположению тех/систем и их предназначению - всё вроде бы понятно, у нас практически всё сделано аналогично (если конечно не брать частности). Но меня интересует вот какой вопрос: судя по описанию ракетного комплекса МБР Титан-II и порядку его боевого применения (а также судя по характеру случившихся ЧП с этой ракетой) - в шахте она стояла заправленной. На Ваших фото хорошо видны пристыкованные к корпусу ракеты в шахте - заправочные магистрали. Наши шахтные ракеты тоже стояли заправленными, но заправка их осуществлялась непосредственно из спец/цистерн через топливные магистрали транспортно-пускового контейнера. Цистерны при этом находились сверху на стартовой площадке возле открытой крыши шахты. На позиции позиции Титана-II - такие места-площадки для установки заправочных цистерн окислителя и горючего - имеются. Но в то же время, насколько я помню, у Титанов на позиции имелись и специальные подземные емкости для окислителя и горючего. Это не считая емкостей для диз/топлива и сливных емкостей для окислителя и горючего. Создается такое ощущение, что из прибывающих на позицию заправочных цистерн - их содержимое сливали сперва в подземные хранилища, а уже потом уже из них заправляли ракету. Вот отсюда и вопрос: не объясняли ли Вам во время экскурсии - так это было на самом деле или нет?

1.jpg
2.jpg
 
#17
Насколько я помню, как раз на "Титанах-2" Штаты попробовали технологию дежурства заправленной ракеты, и столкнулись с большими проблемами. Текли они немилосердно. Наши тоже сталкивались с такой проблемой, но ответом стала технология ампулизации изделия, а Штаты пошли по пути РДТТ.
Насколько я помню, "с машин" штатовские ракеты не заправлялись. КРТ сливалось в ёмкости, из которых и шла заправка.
 
#18
Вот и я о том же. Имеется ввиду "передаточное" звено в цепи заправщик-ракета в виде подземной заправочной ёмкости. Но получается, что такая практика целесообразна только в смысле безопасности при заправке. А иначе - к чему это передаточное звено? У нас тоже такое было, но только на групповых стартах. Там тоже гептил и азотный тетраксид хранились с подземных(или наземных) ёмкостях, а ракета стяла в шахте или лежала в хранилище пустой. Но там и заправка осуществлялась не перед дежурством, а по особой команде. Тут же получается, что заправляют сперва "туда", - а потом "оттуда". Вот вроде бы всё продумано насчет безопасности, а сколько ЧП было в Штатах, связанных с Титан-II. И с гибелью людей тоже. В 65-м году вообще погибло на шахте более полусотни человек. Жуткое дело. Недаром они ушли от темы ЖРД.
 

saiLor

Moderator
Команда форума
#19
Пендосы ушли от темы ЖРД по какой причине? Не смогли отработать технологию, или не стали парится просто?
 
#20
А кроме того интересно было воочию посмотреть на то, что изучалась ещё в давние годы в военном училище, но только теоретически и на графических рисунках т.е без подобного натурного показа (а откуда ему было в те годы взяться?). Про сарай где музей - это я сразу понял, что он является нештатным сооружением. Сразу за сараем судя по виду позиции - должна быть зона командно-бытового модуля, куда Вы делали первую ходку под землёй. Можно привести некоторую аналогию. Музей расположен на базе 8-й ШПУ недалеко от Грин Вэлли, а если проехать через Тусон на северо-запад - в сторону Вэйли, то там расположена бывшая позиция 5-й ШПУ этой же эскадрильи. ...
Собственно, посмотреть, это достаточно просто, надо записаться у них когда они по всей шахте водят, что бывает я так понял примерно раз в месяц. Приехать в Tucson,AZ. Ну и час на юг, в сторону Мексики. Так что та шахта на которую вы ссылаетесь, она не та. Та, на которой я был примерно 100 км на юг от Тусона. Позиция в хорошем состоянии, все что должно быть заглублено, заглублено. Оборудование которое там было на момент вывода ШПУ с дежурства осталось (за исключением того, которое до сих пор секретно). В соответствии с договором о сокращении ядерного потенциала, шахту привели в состояние когда из нее уже ничего не запустишь, а именно, оттащили неполовину крышку в сторону и уронили ее на землю с направляющих, закрыв шахту нештатным колпаком. Т.е. открыть/закрыть ее уже нельзя.Ракета внутри стоит настоящая, но не та, которая на БД стояла, а та которая для обучения персонала использовалсь. Никогда не была заправленой. Шахта - часть музея, но не совсем штатная часть его экспозиции. Туда потихоньку водят отдавая предпочтение группам. Она то что называется здесь "National historic landmark", т.е. обьект исторического достояния. База ВВС в Тусоне помогает ее поддерживать на плаву.

По-поводу заправки. Если я правильно все понял (и почитал книжку), то ракета опускалась в шахту незаправленная и без боеголовки и блока помех. Просто четыре огромных наддутых бака и двигатели. Ее ставили на 4 пироболта, фиксировали. Приезжали цистерны с топливом и окислителем и закачивали это дело в подземные танки. Оттуда уже заправлялась ракета. Из того что нам рассказывали, у смены была возможность как залить, так и слить топливо, т.е. оно не было ампулизировано "по заводскому". Циклограмма между поворотом ключа и стартом была расчитана кажется на 5 минут. Т.е. к моменту поворота ключа ракета точно была заправлена. Я не задал вопрос, сколько времени требуется на заправку, прийдется еще раз ехать :) В книге посмотрел, этого не указано, сказано только на какие кнопки нажимать и как процесс контролировать. Так что как я понял из обьяснений, что ракета стояла заправленная и ее периодически сливали и перезаправляли по определенному графику. Графики и процедуры обслуживания самой ракеты, находились в другой книжке, которая еще не рассекречена, на нее есть ссылки. У меня есть только пособие по ШПУ. Емкость для дизтоплива была непосредственно в шахте, емкости для топлива и окислителя были за пределами шахты, под землей.

Вот вентиляция подземного бака с окислителем
az_2012-10-16_12-44-28.preview.jpg

Текли-ли баки заправленной ракеты ? Не знаю, но следов протечек и рассказов о том как отчищали шахту от топлива я не видел и не слышал. Позиция была на дежурстве до 82го года. И цистерна и газоотвод - чистые. Я их лично осмотрел. Так что я-бы предположил что таки не текли, но риск был постоянный. Везде стоит аппаратура газоконтроля, в доступности станции помыва (emergency wash) и изолированные скафандры для работы в загазованом помещении. За всю историю Титанов после принятия их на вооружение было два взрыва. Один в шахте, второй на полигоне.

Почему американцы ушли от ЖРД ? Да все просто, нам это рассказали. На обслуживание одной позиции с Титаном тратится столько-же денег как на обслуживание четырех позиций с Минитмэнами. ТРД дешевле и более безопасны. Одно из преимуществ ЖРД, а именно возможность перезапуска, для БРД в общем, как я понял, особо и не нужно. Технология у них была вполне отработана. Ракеты с ЖРД у них в космос вполне себе летают, до Марса долетают. От чего они отказались на сегодня, так это от жидкого кислорода в роли окислителя. Летали на Гидразине с тетроксидом азота. Последний раз Титан полетел аж в 2003 году .
 
Сверху