Петербургский спелеолог почти неделю пролежал в каньоне

Оригинал здесь: http://www.metro-russia.com/news/rubrics/new/peterburgskij_speleolog_pochti_nedelyu_prolezhal_v_kanone/

Петербургский спелеолог почти неделю пролежал в каньоне



25.09.2008

Такие случаи обычно входят в историю. Их спелеологи пересказывают друг другу как притчу. Еще бы: Филипп упал с высоты 30 метров и отделался практически “легким испугом” – переломом ребер, руки и ноги. В течение недели боролся за жизнь, пока его не обнаружили и не спасли друзья. Теперь Филипп ждет, когда раны заживут, чтобы подойти к тому месту и попытаться понять, почему так случилось.

Экспедиция
В августе спелеологи из Петербурга и Томска исследовали пещеру Графский Провал в горах Абхазии. Питерскую группу возглавлял Филипп Чередниченко.
После удачного завершения экспедиции группа возвращалась в базовый лагерь. Спелеологи благополучно преодолели самую опасную, гористую, часть и оказались в зоне леса. Снаряжение спелеологи отправили на лошадях, а сами двинулись следом к лагерю, который находился у подножия горы.

Филипп задержался у пастушьей сторожки.
– Пастух подарил нам головку домашнего сыра, – вспоминает Филипп Чередниченко. – Я решил договориться с пастухом о будущих наших экспедициях. По тропе, которой Филипп догонял группу, пастухи гоняют скот; и считалось, что сбиться с нее невозможно.
– В какой-то момент я понял, что ушел в сторону, – говорит Филипп. – Решил, что если пойду вдоль поймы пересохшего ручья, то выйду в правильном направлении.

Падение
Чтобы сориентироваться, Филипп подошел к краю уступа. Внешне площадка казалась безопасной – твердая земля была присыпана мелким гравием.
– Неожиданно пласт земли под ногами обрушился, – вспоминает Филипп. – Рядом росло дерево, я ухватился за ветки и потащил его за собой. Я заметил, что у колодца, в который я падаю, форма, похожая на ноздри, с перемычкой посередине. Прыгнул на эту перемычку, не удержался и полетел вниз.
Филипп вспомнил десантное прошлое – принял вертикальное положение и стал отсчитывать секунды, чтобы потом прикинуть, на сколько метров он упал. Пока не потерял сознание.
– Упал я удачно – перелом ноги и руки не считается, – рассказывает Филипп.

Ожидание
Первые сутки Филипп почти не двигался. Но, проведя одну ночь на площадке, понял, что нужно укрыться от сквозняка. Переполз на два метра и спрятался за камень.
Дальше Филипп решил обустроить свое временное жилище. Острые камни впивались в кожу и причиняли дополнительные страдания. Потихоньку Филипп убрал из-под себя несколько камней. Лежать стало удобнее.

– Я рассчитывал продержаться десять суток, – говорит Филипп. – Но необходимо было что-то пить и чем-то питаться. Когда ты обездвижен, нужно пользоваться тем, что находится под рукой. Ящериц было не поймать. За червячками мне тоже не угнаться. Правда, один, зазевавшийся, мне все-таки попался. Совершенно безвкусным оказался. К счастью, рядом росла крапива, и я питался в основном ею. Съедал по несколько листочков и засыпал.

Единственный выход, чтобы не умереть от жажды – пить мочу. Еще в пастушьем домике Филипп поменял свои неудобные ботинки на резиновые калоши. Здесь, в ущелье, они пригодились, спелеолог использовал их вместо посуды.
– В общем, занимался уринотерапией – другого выхода не было. Зато запустились внутренние процессы, полегчало.

Поиск
Вечером того дня, когда Филипп упал в ущелье, вся группа спелеологов собралась в базовом лагере. Филиппа не было. Ребята решили, что их руководитель задержался и решил заночевать в домике пастуха. Его ждали до полудня следующего дня.

Друзья разбились на группы и отправились по направлению к пастушьему домику. Там Филиппа не оказалось. Ребята прочесали горы в радиусе нескольких километров. Подали заявления о пропаже Филиппа в ближайшие отделения милиции.

В это время в Петербурге создается оперативный штаб под руководством спелеологов – Евгения Венского и Даниила Чередниченко, брата Филиппа. Для организации поисковых и спасательных работ они подключили коллег из Москвы, Петербурга, Минска, Уфы и спасателей МЧС России. На четвертые сутки группа вылетела в Абхазию, где к ним присоединились специалисты и спасатели из Сочи. Группа вылетает на место.

Ребята снова пошли вверх от сторожки пастуха. В этот момент кто-то услышал крик. Это был Филипп.
– В первые дни я не мог говорить, – вспоминает Филипп. – Дня через два появился голос. Еще через день я научился кричать. По несколько раз в день звал на помощь.
С момента, когда Филиппа услышали, и до момента, пока его нашли, прошел целый час.

Спасение
Для подъема Филиппа спасатели сделали навеску из веревок. К раненому спустился врач, оказал первую помощь. Филиппа покормили. На следующее утро спортсмена подняли из каньона, потом друзья на руках спустили его до шоссе. Переправили через границу и довезли до Хостинской больницы. Оказалось, что у Филиппа перелом шести ребер, разрыв легкого, перелом левой ноги и правой руки. Затем Филиппа, под наблюдением врача Дениса Румянцева, транспортировали в Петербург.

Сейчас спелеолог лежит в больнице, ему сделали операцию на голеностопе.
– Я верил, что меня найдут и спасут, – говорит Филипп. – Так и получилось. Я благодарен питерским и московским спелеологам, спасателям из Абхазии и Сочи, белорусским и уфимским друзьям, а также всем врачам, которые помогают мне восстанавливаться. Спасибо вам, ребята!

Алена Бобрович
 
Сверху