Очередное посещение "ёлки" (+фото)

#1
Про 25-ю систему здесь написано много, и, казалось бы, ничего нового там не найдёшь. И всё же… В очередное посещение зашли во взводный бункер. Справа, как обычно, оперативное помещение и распредустройство

А вот слева, где обычно бетонная глухая стена, тоже двери, и тупик коридора отгорожен фанерной перегородкой

Похоже, фанерная перегородка поставлена уже после снятия 25-й с вооружения, в кладовке обнаружились остатки сапог:

Помещения слева от коридора, судя по качеству бетона и отсутствия швов с коридором, сделаны одновременно со всем бункером, хотя их уровень сантиметров на 20 ниже уровня коридора. Возможно, это связано с тем, что в коридоре и оперативном помещении сделаны возвышения, чтобы образовались углубления для кабелей. Ближе к входу несколько маленьких помещений, в одном из них в пол уходит канализационная труба. Почти напротив двери в оперативное помещение дверь ведёт в большую комнату, примерно 15-18 кв.м.


На полу валяются доски, одна из них с вырезами под приклады. Похоже, оружие хранилось здесь же. На стене наклеены картинки, напоминающие о мирной жизни, как мне кажется, начала 90-х:


В процессе дальнейшего похода обнаружили столб с указателем, о котором писал Иностранец:


Недалеко от центральной дороги обнаружили автомобильную кабину

с надписью «ДМБ-93». При ближайшем рассмотрении выяснилось, что каркас кабины деревянный, снаружи обшитый металлическими листами.

На переднем плане хорошо видно, что дверца сделана из дерева, снаружи к дереву прикреплены металлические листы. Кабина явно не от ЗиС-150/ЗиЛ-157. Честно говоря, раньше о таком только читал в книгах про войну.
 
#5
DimaL написал(а):
Про 25-ю систему здесь написано много, и, казалось бы, ничего нового там не найдёшь. И всё же… В очередное посещение зашли во взводный бункер. Справа, как обычно, оперативное помещение и распредустройство

А вот слева, где обычно бетонная глухая стена, тоже двери, и тупик коридора отгорожен фанерной перегородкой
На той елке что у меня рядом с дачей чать бункеров имеют ход только направо а часть имеют ходы в две стороныЮ причем левая часть у них знасительно больше .Был вариант слева дегазационная, далее через нее проход в коридор , идущий паралельно входному только по левой стене бункера , далее две комнаты http://foto.mail.ru/mail/alex_x00/my/i-8.jpg , далее коридор переходил а маленьку конуру над которой на верху была железная хреновина http://foto.mail.ru/mail/alex_x00/my/i-1.jpg
А входной коридор переходил в конуру малость побольше идущую налево .
Причем расположение и количество бункеров с помещением справа и с помещениями с двух сторон абсолютно непонятно.
 
#6
chink
Вроде похожа, такие же окна прямоугольные. Машина наша, родная - внутри кабины перед правым местом приклёпан шильдик, где про стартёр написано. Шильдик справа под капотом был сорван - наверное, кто-то на память взял.

alex_x
На первой фото, как мне кажется, водопроводные трубы, которые металлисты пытались оторвать от стены. На второй - остатки ФВУ. А сколько бункеров больших, сколько маленьких? Я был на втором кольце, до других бункеров не дошёл - сугробы глубокие. Я думаю, большие бункера предназначались для дежурных взводов. Хотя вроде понятие "дежурный взвод" возникло гораздо позже завершения строительства бункеров. Надо бы у местных жителей спросить - может, остались, кто застал.
 
#7
DimaL написал(а):
alex_x
На первой фото, как мне кажется, водопроводные трубы, которые металлисты пытались оторвать от стены.
Не, это пруток 100 мм, ежели не изменяет память у нам на таких ХимЗу вешали, ну всмысле хранили. В той же комнате на стене рядо были крючки поменьше может быть для противогазов.

DimaL написал(а):
На второй - остатки ФВУ.
Ну явно на фву не тянет, труба 75 мм где то.

DimaL написал(а):
А сколько бункеров больших, сколько маленьких?
Пока нашел не все, так что сказать не могу. Пока найдено два больших.
DimaL написал(а):
Я был на втором кольце, до других бункеров не дошёл - сугробы глубокие. Я думаю, большие бункера предназначались для дежурных взводов. Хотя вроде понятие "дежурный взвод" возникло гораздо позже завершения строительства бункеров. Надо бы у местных жителей спросить - может, остались, кто застал.
Местные одна пьянь остались, так что спрашивать некого.

 
#8
alex_x

А большие с одной стороны от центральной дороги или с разных? Обычно дежурные взвода были в разных батареях, т.е. с разных сторон от центральной дороги.
 
#10
Что касается дополнительных помещений в взводных бункерах, то о них я, по-моему, уже писал в одном их своих постингов. Они предназначались для нахождения личного состава в боевой обстановке. На нашем дивизионе они явно пристраивались к бункеру позже и строились своими силами. Закончена была только пристройка к шестому бункеру, на первом она так и не была закончена – были залиты только пол и стены где-то до уровня 1 метра, а также пробито отверстие из коридора, закрывавшееся обычной фанерной дверью без герметизации, что постоянно вызывало гнев всех проверяющих – бункер не герметизирован.
Помещение состояло из большого жилого помещения, оборудованного трехэтажными деревянными нарами (на снимке видны следы от стоек этих нар), гальюна и еще одного или двух (точно уже не помню) меньших помещений, закрывавшихся дверями – из назначение так и осталось для меня загадкой. Труба гальюна выводилась в закопанную рядом с бункером большую цистерну. У нас пользоваться этим сортиром в мирное время запрещалось, поскольку к цистерне было уже не подъехать из-за разросшихся деревьев.
Во время моих нескольких поездок на дивизионы второго кольца у меня тоже создалось впечатление, что эти пристройки создавались одновременно с бункерами, что было для меня подтверждением разговоров о том, что эти полки строились позже полков первого кольца и учитывали недостатки, выявленные при приемке первых полков.
Каморка в конце коридора, скорее всего – склад взводного инвентаря. Обычно для этого служили шкафы, оборудованные в том же месте. Их недостатком было то, что туда было невозможно поместить все необходимое оборудование, особенно все кабели обогрева бортов на пятом взводе – они лежали у нас в коридоре. Думаю, что зампотех дивизиона или командир взвода нашел решение для наведения порядка на бункере, заменив шкаф на отдельное помещение.
Кабина, приведенная на снимке, очень похожа на МАЗовскую образца конца 50-х – начала 60-х – до середины 50-х их двери были вообще деревянные, позже их стали обшивать листовым железом. Хотя, может, это действительно КрАЗовская, особенно если учесть наличие обдува стекол – у МАЗов того времени они, по-моему, отсутствовали.
 
К

Коготь

Guest
#11
Иностранец написал(а):
Кабина, приведенная на снимке, очень похожа на МАЗовскую образца конца 50-х – начала 60-х – до середины 50-х их двери были вообще деревянные, позже их стали обшивать листовым железом. Хотя, может, это действительно КрАЗовская
Можете проверить на любом КрАЗе, кабина которого похожа на самосвал, изображённый на фотографии (модели от КрАЗ-254 до КрАЗ-258) - они действительно деревянные, и обшиты листовым железом. Впрочем, "листовое железо" - слишком громкий термин для этой жести ;D
 
W

weeck

Guest
#12
Коготь написал(а):
Можете проверить на любом КрАЗе, кабина которого похожа на самосвал, изображённый на фотографии (модели от КрАЗ-254 до КрАЗ-258) - они действительно деревянные, и обшиты листовым железом. Впрочем, "листовое железо" - слишком громкий термин для этой жести ;D
Блин, про КрАЗы то я и не подумал... Действительно, позор...
 

saiLor

Moderator
Команда форума
#13
Ну вы совсем от гламурности своей офигели! КраЗ от МАЗа не отличают! Студебеккер еще приплели.
Учите матчасть!!
 
W

weeck

Guest
#14
saiLor написал(а):
Ну вы совсем от гламурности своей офигели! КраЗ от МАЗа не отличают! Студебеккер еще приплели.
Учите матчасть!!
А... Ну, да... Знаток пришёл. (за офф не пинайте, плиз...) Вот может определишь марочку диггмобильчика? А то я запамятовал... ;)

 
#16
Поддерживаю - это Шишига , он же газ 66 .
Виден характерный передний мост и пропорции кабины. Как ее поименовали , забронировавшие сие чудо кооператоры, уже не важно.

ОФТОП: Еще в 50 - 60х годах прошлого века произошло несколько судебных процессов международного уровня, суть которых сводилась к ответу на один в общем то вопрос "Кто у кого украл конструкцию автомобиля ?" В итоге этих процессов сложилась следующая практика - если у двух атомобилий взаимозаменяемы - колеса и двери , то эти автомобили считаются одинаковыми. На первый взгляд абсурдно, но если вдуматься то просто и понятно. С двигателями сложнее - там такого критерия насколько я знаю так и не выработали до сегодняшнего дня.
 
#17
Это перестроичный автобус "Кубань" в исполнении фургон-холодильник. Также производились Пазики с аналогичными кузовами. Они возили мороженные продукты по городам. Этот по деревням. Производился серийно.
 
#19
Разговаривал тут с человеком, служившим в полку, где сделаны фото. Правда, интересного он ничего не рассказал, т.к. пришёл уже на новую систему, и объекты, которыми он занимался, находились не на "ёлке". Но он дал координаты офицера, служившего там чуть ли не с самого начала. Надеюсь повстречаться.

Ещё он сказал, что дороги (кольцо) строили пленные немцы. Совпадает с информацией Иностранца, хотя я считал, что строили наши зэки, в сети есть информация о лагерях. Вообще устные рассказы бывают довольно удивительны - рассказывали, что в одной деревне живёт дед, который ещё в 1949 году колышки вбивал на месте будущих объектов (на первом кольце).

По поводу кабины. По форме дверей и окон - вроде КрАЗ, однозначно. Но... "Кабина автомобилей КрАЗ-257 и "Урал-375Д" - закрытая, трехместная, цельнометаллическая, расположенна за двигателем" (Устройство и эксплуатация автомобилей. ДОСААФ, 1984) Попадётся КрАЗ - посмотрю поближе, сравню.
 
#20
weeck написал(а):
А... Ну, да... Знаток пришёл. (за офф не пинайте, плиз...) Вот может определишь марочку диггмобильчика? А то я запамятовал... ;)
"Ленд-ровер" бронированный. Автоэкзотика-2005, как я понимаю...
До шишиги по пропорциям ой как недотягивает...

 
Сверху