http://www.c25.ru/index.php?pageID=115 - схема КП и фотографии , по этой ссылке.
Поводом для поездки послужила известная карта с глобалсекюрити , а точнее несколько синих точек на карте , обозначающих стартовые позиции комплекса ПВО С-125.
Комплекс С-125 имел сложную судьбу, и простоял на вооружении совсем недолго.
К сожалению, как водится, выезд произошел спонтанно, да и спутниковой фотосъемки нужного участка местности у меня тогда не было. Соответственно искал без использования технических средств в виде GPS, а только по километровке и карте с глобал секюрити, которую можно сравнить с подробной картой Беломорканала на пачке одноименных сигарет.
Место поисков – второе бетонное кольцо ПВО, между городами Клин и Дмитров.
Прежде всего поиск осложняло то, что столь характерных для других участков, ответвлений бетонных дорог к «елочкам» С-25 здесь не наблюдалось. То ли хозяйственная деятельность тут носила гораздо больший размах , то ли строили по другому проекту. Тем не менее долго ли коротко ли , я увидел небольшое ответвление в сторону, хотя это ответвление и ни в кой мере не было похоже на дорогу к С-25 , я свернул , поскольку был привлечен находящейся в дали странной бетонной конструкцией издалека напоминающей массивный дот. По дороге к этому куску бетона с лева я увидел грунтовую дорогу с остатками массивного столба от ворот, грунтовка уходила в лес (1 - здесь и далее номера по схеме внизу страницы).
Столь заманчиво и фундаментально выглядящее бетонное сооружение, оказалось всего лишь приспособлением для загрузки самосвалов при помощи бульдозера. Тем не менее, я дал себе труд выбраться из машины и обозреть окрестности с вершины бетонного монолита. Ничего, не узрев, я вернулся к грунтовой дорожке с одиноким столбиком. Подъезжая к столбику, я был практически уверен во встрече с пионерским лагерем, уж очень маленький был лесочек, даже не лесочек – так рощица. И вот только я проехал мимо столбика : Дот с лева, дот прямо, бункер с права , бункер прямо… Нашел!
С лева от дороги расположен вал, на вершине которого расположен восьмигранный дот (2).
С права и чуть вдалеке , бункер (3) представляющий собой длинный , около 40метров тоннель, собранный из типовых железобетонных конструкций. С двух сторон тоннель оканчивается оголовкам. Сами оголовки засыпаны землей, однако тоннель, не засыпан , а лишь гидроизолирован битумом. То ли начали строить но не достроили, то ли и не собирались. За бункером с тоннелем расположено еще одно подземное сооружение заглубленное в землю примерно на 2/3 . Это сооружение собранно из железобетонных плит и имело широкую гермодверь, над косяком которой сохранилась надпись – «Хранилище» (4) .
От въезда прямо располагается еще одно засыпное сооружение (5). В основе его так же находятся сборные железобетонные конструкции тоннельного типа. Однако тоннель не сквозной, а с железобетонной перегородкой, порталы тоннелей железобетонные с квадратной дверью. По сторонам холма, образовавшегося от засыпки тоннеля, расположены два дота (6), образующие внутренний периметр обороны. С одной из сторон на холм имеется въезд, видимо холм использовался для размещения антенн (9), а подземные помещения под ним для размещения кабин управления и ДЭС. С обратной стороны холма так же имеется въезд в тоннель (8). Рядом с холмом расположено еще одно хранилище (10), по конструкции аналогичное первому хранилищу.
Несколько в стороне от хранилища располагается еще один дот, по видимому соединенный с хранилищем ходом сообщения (7). Наличие глубоких котлованов и траншей с права от хранилища, наводит на мысль о существовании ранее еще одного дота (11), в последствии демонтированного. Хотя , конечно кажется странным зачем кому то может понадобится кусок монолитного железобетона. Видимо понадобились не все куски , потому, что что-то осталось.
Посмотрев на все окружающее великолепие , я отправился искать стартовые позиции. Для этого я взял в руки карту и курвиметр, примерно определили направление на Москву и отложил по этому направлению прямую линию в обе стороны от КП , отсчитав по этой линии 1,5 2 и 5 км. С одной стороны все мои отметки упирались такие места, в которых стартовые позиции располагаться никак не могли. Зато с другой стороны одна из отметок совпала с характерным ответвлением от бетонного кольца ПВО. По дороге к стартовым позициям я сообразил, что искал не правильно и если я ищу старты с-125 или с-200 то надо не откладывать прямую а рисовать окружность с центром в точек размещения радара, поскольку радар у этих комплексов кругового обзора и стартовая позиция может быть где угодно в определенном радиусе.
Озадаченный этими мыслями я въехал на стартовые позиции.
Следует отметить что стартовые позиции, как и КП полностью заброшены, отсутствуют даже намеки на расположение вблизи каких либо действующих военных объектов.
При въезде на стартовые позиции расположено большое подземное сооружение. Сооружение так же представляет собой три тоннеля собранные из сборного железобетона. Все тоннели сходятся своими торцами в железобетонный портал. На портале видны следы маскировочной окраски в виде березок. Должен заметить что при кажущейся не серьезности такой маскировки , она очень действенна.
С лева от въезда расположен дот.
За подземным сооружением располагается одноэтажный дом собранный из типовых ЖБИ, однако выкрашенный в защитный цвет, по всей видимости это казарма.
Напротив казармы, расположен небольшой бункер, как две капли воды, похожий на такой же вблизи горьковского шоссе.
Вечерело. В одиночку лезть по подземельям не хотелось, я проехал в сторону стартовых столов - ехал, ехал … пять километров проехал ничего кроме дороги нет. Вечерело, я развернулся и поехал восвояси, с твердым желанием вернутся в это место на будующие выходные.
Общие впечатления:
Классифицировать объект затрудняюсь, командный пункт непохож ни на что виденное ранее. Можно сказать, что постройка конца шестидесятых – середины семидесятых. Заброшена давно и основательно, в радиусе около 5-10 километров присутствия военных не чувствуется, что уже странно для подмосковья. Командный пункт скорее все-таки относился к войскам ПВО, о чем свидетельствует площадка для размещения антенн и так же сходство конструкции КП с описаниями С-200. Показалось странным обилие дотов и оборонительных сооружений, а так же то что доты, предположительно были соединены подземными ходами сообщений. Вместе с тем , стартовые позиции построены явно на основе стартовых позиций с-25, хотя и сильно перестроенных, характерных позиций для с-125 или с-200 не обнаружено, но по карте глобал секюрити это должны быть позиции с-125.
В заключении отчета можно констатировать, необходимость повторного посещения данного объекта для детального изучения.
Поводом для поездки послужила известная карта с глобалсекюрити , а точнее несколько синих точек на карте , обозначающих стартовые позиции комплекса ПВО С-125.
Комплекс С-125 имел сложную судьбу, и простоял на вооружении совсем недолго.
К сожалению, как водится, выезд произошел спонтанно, да и спутниковой фотосъемки нужного участка местности у меня тогда не было. Соответственно искал без использования технических средств в виде GPS, а только по километровке и карте с глобал секюрити, которую можно сравнить с подробной картой Беломорканала на пачке одноименных сигарет.
Место поисков – второе бетонное кольцо ПВО, между городами Клин и Дмитров.
Прежде всего поиск осложняло то, что столь характерных для других участков, ответвлений бетонных дорог к «елочкам» С-25 здесь не наблюдалось. То ли хозяйственная деятельность тут носила гораздо больший размах , то ли строили по другому проекту. Тем не менее долго ли коротко ли , я увидел небольшое ответвление в сторону, хотя это ответвление и ни в кой мере не было похоже на дорогу к С-25 , я свернул , поскольку был привлечен находящейся в дали странной бетонной конструкцией издалека напоминающей массивный дот. По дороге к этому куску бетона с лева я увидел грунтовую дорогу с остатками массивного столба от ворот, грунтовка уходила в лес (1 - здесь и далее номера по схеме внизу страницы).
Столь заманчиво и фундаментально выглядящее бетонное сооружение, оказалось всего лишь приспособлением для загрузки самосвалов при помощи бульдозера. Тем не менее, я дал себе труд выбраться из машины и обозреть окрестности с вершины бетонного монолита. Ничего, не узрев, я вернулся к грунтовой дорожке с одиноким столбиком. Подъезжая к столбику, я был практически уверен во встрече с пионерским лагерем, уж очень маленький был лесочек, даже не лесочек – так рощица. И вот только я проехал мимо столбика : Дот с лева, дот прямо, бункер с права , бункер прямо… Нашел!
С лева от дороги расположен вал, на вершине которого расположен восьмигранный дот (2).
С права и чуть вдалеке , бункер (3) представляющий собой длинный , около 40метров тоннель, собранный из типовых железобетонных конструкций. С двух сторон тоннель оканчивается оголовкам. Сами оголовки засыпаны землей, однако тоннель, не засыпан , а лишь гидроизолирован битумом. То ли начали строить но не достроили, то ли и не собирались. За бункером с тоннелем расположено еще одно подземное сооружение заглубленное в землю примерно на 2/3 . Это сооружение собранно из железобетонных плит и имело широкую гермодверь, над косяком которой сохранилась надпись – «Хранилище» (4) .
От въезда прямо располагается еще одно засыпное сооружение (5). В основе его так же находятся сборные железобетонные конструкции тоннельного типа. Однако тоннель не сквозной, а с железобетонной перегородкой, порталы тоннелей железобетонные с квадратной дверью. По сторонам холма, образовавшегося от засыпки тоннеля, расположены два дота (6), образующие внутренний периметр обороны. С одной из сторон на холм имеется въезд, видимо холм использовался для размещения антенн (9), а подземные помещения под ним для размещения кабин управления и ДЭС. С обратной стороны холма так же имеется въезд в тоннель (8). Рядом с холмом расположено еще одно хранилище (10), по конструкции аналогичное первому хранилищу.
Несколько в стороне от хранилища располагается еще один дот, по видимому соединенный с хранилищем ходом сообщения (7). Наличие глубоких котлованов и траншей с права от хранилища, наводит на мысль о существовании ранее еще одного дота (11), в последствии демонтированного. Хотя , конечно кажется странным зачем кому то может понадобится кусок монолитного железобетона. Видимо понадобились не все куски , потому, что что-то осталось.
Посмотрев на все окружающее великолепие , я отправился искать стартовые позиции. Для этого я взял в руки карту и курвиметр, примерно определили направление на Москву и отложил по этому направлению прямую линию в обе стороны от КП , отсчитав по этой линии 1,5 2 и 5 км. С одной стороны все мои отметки упирались такие места, в которых стартовые позиции располагаться никак не могли. Зато с другой стороны одна из отметок совпала с характерным ответвлением от бетонного кольца ПВО. По дороге к стартовым позициям я сообразил, что искал не правильно и если я ищу старты с-125 или с-200 то надо не откладывать прямую а рисовать окружность с центром в точек размещения радара, поскольку радар у этих комплексов кругового обзора и стартовая позиция может быть где угодно в определенном радиусе.
Озадаченный этими мыслями я въехал на стартовые позиции.
Следует отметить что стартовые позиции, как и КП полностью заброшены, отсутствуют даже намеки на расположение вблизи каких либо действующих военных объектов.
При въезде на стартовые позиции расположено большое подземное сооружение. Сооружение так же представляет собой три тоннеля собранные из сборного железобетона. Все тоннели сходятся своими торцами в железобетонный портал. На портале видны следы маскировочной окраски в виде березок. Должен заметить что при кажущейся не серьезности такой маскировки , она очень действенна.
С лева от въезда расположен дот.
За подземным сооружением располагается одноэтажный дом собранный из типовых ЖБИ, однако выкрашенный в защитный цвет, по всей видимости это казарма.
Напротив казармы, расположен небольшой бункер, как две капли воды, похожий на такой же вблизи горьковского шоссе.
Вечерело. В одиночку лезть по подземельям не хотелось, я проехал в сторону стартовых столов - ехал, ехал … пять километров проехал ничего кроме дороги нет. Вечерело, я развернулся и поехал восвояси, с твердым желанием вернутся в это место на будующие выходные.
Общие впечатления:
Классифицировать объект затрудняюсь, командный пункт непохож ни на что виденное ранее. Можно сказать, что постройка конца шестидесятых – середины семидесятых. Заброшена давно и основательно, в радиусе около 5-10 километров присутствия военных не чувствуется, что уже странно для подмосковья. Командный пункт скорее все-таки относился к войскам ПВО, о чем свидетельствует площадка для размещения антенн и так же сходство конструкции КП с описаниями С-200. Показалось странным обилие дотов и оборонительных сооружений, а так же то что доты, предположительно были соединены подземными ходами сообщений. Вместе с тем , стартовые позиции построены явно на основе стартовых позиций с-25, хотя и сильно перестроенных, характерных позиций для с-125 или с-200 не обнаружено, но по карте глобал секюрити это должны быть позиции с-125.
В заключении отчета можно констатировать, необходимость повторного посещения данного объекта для детального изучения.