Музей РВСН

Было неожиданностью со слов экскурсовода узнать, что кабель между всеми шахтами и КП до сих пор секретного типа и потому его нет на стенде с образцами ;( или там какой нить ТЗБ 102х4х1.2 и его прячут от копателей?
я предполагал, что какие нить мкс 4х4х1.2 или большего сечения
но опять же возникает вопрос какие были участки регенерации и НУП на этой системе связи?
или там достаточно было низкочастотного канала связи?
ведь и усилительные пункты пришлось бы оборудовать серьезными средствами защиты!
 
Кстати насчет "грибков" - этот музей по своему уникален. Обратили ли Вы внимание на пару таких грибков позади ШПУ?
Отдельная ДЭС ШПУ? Вон тот неказистый такой грибок черный, слева? Совсем не похож на те, что на УКП.
Посмотреть вложение 27953
 
Последнее редактирование:
...Тут имеется интересная деталь из истории создания УКП. Вообще-то, - это не люди, а дизели должны были размещаться на 12-м уровне УКП. А люди вполне могли бы сидеть и на 1-м уровне. Но вот не захотели дизеля урчать на такой глубине и всё тут. Как не бились конструкторы, а так и не смогли их заставить работать на глубине...
А что именно помешало? Вроде бы засосать свежий воздух с поверхности и выплюнуть дымок обратно - не проблема для любого дизеля. Ведь не под водой же работает, разница давлений невелика. Или была иная причина?
 
Видимо что-то всё же мешает. Впрочем и на старых комплексах дизеля всегда располагались либо в обвалованных арочных сооружениях на поверхности, либо, максимум в заглубленных сооружениях КП вблизи земной поверхности. Определенная разница давлений в зависимости от заглубленности думаю имеет место. Это иной раз ощущается даже в метро. На УКП разумеется тоже.
 
Понял, что за грибочки.
Вот один из недостатков ракет на твердом топливе. Система ТВР нужна обязательно, причем с возможностью автономной работы. Холодильник он ведь тоже на электричестве работает. В мирное время это электричество можно и от сети получить. А если сеть накроется? Даже в мирное время? На аккумуляторных батареях много не просидишь, да и не для этого они в ШПУ предназначены. Вот тут и должен автоматически запуститься АСДА через 30 сек. после пропадания напряжения от гос/сети. Один грибок на "вдох", другой на "выдох". А в необслуживаемой ШПУ типа 15А35 или 15А18М куда проще. Не надо никаких дизелей на ШПУ.
 
Видимо что-то всё же мешает. Впрочем и на старых комплексах дизеля всегда располагались либо в обвалованных арочных сооружениях на поверхности, либо, максимум в заглубленных сооружениях КП вблизи земной поверхности. Определенная разница давлений в зависимости от заглубленности думаю имеет место. Это иной раз ощущается даже в метро. На УКП разумеется тоже.
А их точно вниз ставить не стали именно потому, что они там не хотели работать, или по другим соображениям? Т. к., насколько я знаю, всё же есть примеры вполне успешного применения дизелей в достаточно заглублённых объектах.

Мне в голову приходит такая возможная причина: дизель же греется довольно сильно при работе. Если его поместить в низ шахты, то он будет греть всю шахту за счёт конвекции; а вот если наверх - то в основном он будет греть только себя самого. Плюс его легче охлаждать атмосферным воздухом.

Ну и в целом удобнее так компоновка - меньше коммуникаций тянуть по всей длине шахты (для дизеля нужны же как минимум воздух + выхлоп, плюс 1-2 топливных магистралей (заправка + слив). Плюс ещё, возможно, сжатый воздух для запуска).
 
Наверху держать дизель конечно удобнее по всем соображениям. Кроме одного - если дизель наверху, значит людям остается быть на УКП только ниже его. Т.е по любому - в более некомфортных условиях. Хотя если учесть тот факт, что люди у нас всегда были на втором плане практически при всех конструкторских разработках, то тогда дело это привычное. Про установку дизелей в "достаточно заглубленных" объектах мне лично слышать не приходилось. Что касается вредности теплоотдачи дизеля при теоретическом помещении его на глубину УКП, то это соображение конечно вполне реальное, но дело в том, что при переходе УКП на режим автономии уже после пуска ракет по супостату, запускать дизели, скорее всего, вряд ли понадобится. Питать его воздухом - это значит допускать поступление этого воздуха с внешней поверхности в пространство УКП. Если противник нанесёт я/удар по УКП, то всё равно конец, а если и промахнется, то внешний воздух станет просто опасен для использования. Фильтро/вентиляция в данном случае может уже не помочь. Поэтому, в основном, наличие резервных дизелей на УКП - это гарантия обеспечения бесперебойной работы его систем в случае пропадания напряжения от гос/сети с началом боевых действий обычными средствами, при диверсиях на сети, а в мирное время - при чрезвычайных природных или техногенных факторах. Одним словом - это технические устройства, обеспечивающие готовность к получению приказов на пуск и его осуществление независимо ни от чего. Но в мирное время, они практически не функционируют вообще, но занимают хорошее место на УКП пока люди теряют здоровье на 11-м уровне. Не думаю, что конструкторы УПК были такими живодерами и не понимали этого. Но факт есть факт и скорее всего он имеет именно техническую подоплеку. Ну а после выполнения боевой задачи - уже хоть трава не расти. Охлаждение УКП будет осуществляться уже при помощи накопительных аккумуляторов холода, которые позволяют иметь в пределах шахты УКП 35 тонн льда. Надолго ли этого хватит не знаю. Сам по себе УКП уже будет не нужен. Что касается коммуникаций и топливных ёмкостей для дизелей, так они на УКП и так имеются, независимо от места нахождения дизелей. Ну пришлось бы только увеличить длину коммуникаций.
 
Наверху держать дизель конечно удобнее по всем соображениям. Кроме одного - если дизель наверху, значит людям остается быть на УКП только ниже его. Т.е по любому - в более некомфортных условиях.
С другой стороны, в глубине при ядерном взрыве радиации будет сильно меньше (ибо толще экранирующий слой земли). Дизелям на радиацию вообще пофиг - они железные, а вот людям и аппаратуре...

Питать его воздухом - это значит допускать поступление этого воздуха с внешней поверхности в пространство УКП
Ну, во-первых, совсем не обязательно совать дизели в тот же изолированный объём воздуха, где люди сидят. А если дизель стоит вне этого объёма (т. е. фактически просто в шахте, а не внутри "стакана" УКП) - это уже не так страшно. Во-первых, в саму шахту просочится не так много (большая часто воздуха с выхлопом уйдёт обратно наружу), во-вторых, даже то, что попадёт, не попадёт в отсек с людьми. Ещё одна причина, кстати, почему дизели логично ставить наверху - если мы планируем гонять через них воздух с радиоактивной пылью, логично держать всё это хозяйство подальше от людей и ценного оборудования.

Но в мирное время, они практически не функционируют вообще, но занимают хорошее место на УКП пока люди теряют здоровье на 11-м уровне.
А чем на 1-м уровне было бы лучше по сравнению с 11-м? Вентиляция там всё равно ведь принудительная приточная, т. е. воздух один и тот же...
 
Всё равно давление на 1-м и 11-м уровнях разное. Если это даже для дизеля не всё равно, то уж для людей и подавно. А что касается разницы верхней или нижней части контейнера УКП в плане защиты от факторов ЯВ, то это в общем-то не очень важно, ибо задача должна быть выполнена по любому - до падения на позицию УКП боевых блоков супостата. Если расчет выживет, то "комфортность" его пребывания на 11-12-м уровнях станет ужасом, впрочем на поверхности будет не лучше. Дизеля стоят не в каком-то аморфном пространстве шахты УКП, а именно в контейнере и всё их "дыхание" определяется приточно-выхлопными системами именно УКП. Понятное дело, что существует мощная фильтро/вентиляционная система, призванная обеспечить очищение поступающего воздуха, но как знать - что с ней станется после удара? А пока нет я/войны (и дай Бог не будет) - люди могли бы больше сохранить своё здоровье десятки лет находясь на боевом дежурстве на первом уровне хотя бы в плане заглубленности своего нахождения.
 
Всё равно давление на 1-м и 11-м уровнях разное. Если это даже для дизеля не всё равно, то уж для людей и подавно. ...
Следуя вашей логике, можно предположить, что жители первых и последних этажей многоэтажек тоже должны ощущать на себе разницу в атмосферном давлении. Но ведь этого не происходит. Разница в атмосферном давлении на тридцатиметровом отрезке невелика - порядка двух миллиметров ртутного столба, если не ошибаюсь. Вентиляционные же системы создают разницу (с внешним миром) побольше - но опять-таки практически равную по всей высоте сооружения...
 
И, тем не менее, жителям разных этажей в многоэтажках не доплачивают дополнительно и не дают дополнительных отпусков за потерю здоровья, как это делается для работников метрополитена или офицеров РВСН, несущих службу в заглубленных сооружениях. Кстати в РВСН у того, кто несет службу в спец/сооружениях и выслуга идет - год за полтора. В метро пассажиры не успевают почувствовать разницу с поверхностью так как не находятся под землей постоянно. А вот работники метрополитена эту разницу ощущают хорошо.
Кроме того, касаемо УКП - есть ещё одно важное обстоятельство. Вовсе ни к чему было бы гонять расчеты каждые 6 часов в сутки на 11-й уровень на лифте, подвергая их лишней техногенной опасности. Военные лифты не один раз убивали людей, да и случись какая авария или пожар в шахте УКП - с 11-го этажа спастись будет очень нелегко, т.к. лифт может обесточиться и потому пользоваться им им, в таких ситуациях, запрещается. Конечно, техническое обслуживание оборудования УКП и его контейнера - всё равно проводить надо и использовать при этом лифт, но это происходит не так часто в течение суток.
 
Работа под землёй - не сахар, и здоровья не добавляет. Но дело скорее не в разнице давления, а в отсутствии солнечного света (и сбивающихся суточных циклах), в искусственной вентиляции, в акустическом дискомфорте, электромагнитных полях и запылённости (в метро), в психологическом дискомфорте от замкнутого пространства и тому подобных факторах.
 
Это само собой. Поэтому и те, кто служит на нынешних грунтовых подвижных ракетных комплексах, при систематическом нахождении на боевом дежурстве в машинах или наземных спец/сооружениях также имеют соответствующие выслужные и санаторные льготы и доплаты.
 
Всё равно давление на 1-м и 11-м уровнях разное. Если это даже для дизеля не всё равно, то уж для людей и подавно.
Как уже выше писали, эта разница пренебрежимо мала. Естественные колебания атмосферного давления на порядки больше.

А что касается разницы верхней или нижней части контейнера УКП в плане защиты от факторов ЯВ, то это в общем-то не очень важно, ибо задача должна быть выполнена по любому - до падения на позицию УКП боевых блоков супостата.
Это только один из возможных сценариев. Вполне возможен сценарий нанесения ограниченного ядерного удара противника в рассчёте на то, что мы не решимся наносить ответный удар по каким-то причинам.

Тем более, если "отстреляться" нужно исключительно до падения - зачем строить столь высокозащищённые КП и ПУ? Можно было бы обойтись более дешёвыми конструкциями.

Если расчет выживет, то "комфортность" его пребывания на 11-12-м уровнях станет ужасом, впрочем на поверхности будет не лучше.
На 1-2 уровнях точно будет не лучше. А скорее - даже хуже.


Дизеля стоят не в каком-то аморфном пространстве шахты УКП, а именно в контейнере и всё их "дыхание" определяется приточно-выхлопными системами именно УКП.
По идее, воздух для дизеля и для людей должен быть разделён, т. к. к ним сильно разные требования (в плане чистоты и температуры-влажности). Но достоверно не знаю.

Понятное дело, что существует мощная фильтро/вентиляционная система, призванная обеспечить очищение поступающего воздуха, но как знать - что с ней станется после удара?
После удара УКП вообще должен перестать забирать внешний воздух, как минимум в отсек с людьми. Дизели, скорее всего, исключение.

А пока нет я/войны (и дай Бог не будет) - люди могли бы больше сохранить своё здоровье десятки лет находясь на боевом дежурстве на первом уровне хотя бы в плане заглубленности своего нахождения.
По вредным факторам - что 1-й, что 11-й уровень - почти одно и то же. Т. к., как уже писали, главные вредные факторы - отсутствие солнечного света, искусственная вентилляция, замкнутое пространство - одинаковы и там и там.
 
Тем более, если "отстреляться" нужно исключительно до падения - зачем строить столь высокозащищённые КП и ПУ? Можно было бы обойтись более дешёвыми конструкциями.
А вот это и есть самый основной вопрос, который мог бы поставить точку над всеми другими. Ну с ШПУ в общем-то всё понятно. Повышение её защищенности определялось возросшими требованиями в связи с увеличением точности стрельбы супостатовских МБР и постоянным стремлением догнать и перегнать их уровень возведения подобных сооружений (правда до УКП американцы конечно не додумались бы). Кроме того, к концу 60-х годов стали всерьез задумываться о функционировании глобальных дублирующих систем типа "мертвая рука". В этом случае задача сохранения ШПУ ракет для удара возмездия была бы куда более предпочтительной, чем сохранение УКП, который теоретически мог быть уничтожен или выведен из строя намного раньше своих ракет. Ну и повышение возможностей ударной авиации противника, их способность не заходить для удара по позиционным районам полков РВСН - в районы, прикрытые силами ПВО -тоже заставляла думать о повышении защищенности КП полков также и от тактического авиационного оружия. Что характерно - в дивизиях и не пытались как-то модернизировать старые обвалованные КП дивизий.
 
К слову о моменте прозвучавшем про дежурство на УКП в сапогах. Определенно могу сказать что в 80-х дежурная смена была одета в полне удобные костюмы( куртка по крою напоминающая рубашку стандартную ВС СССР с погонами , брюки на выпуск всё хб, пофактуре "стекляшка" , пилотка, на ногах типо госпитальных туфель кожаных, лёгкие) вполне себе удобное обмундирование для таких целей
 
Сверху