Автомобилисты наверняка помнят аббревиатуру ФПС ГАИ ГУВД. Талоны этой организации еще не так давно можно было видеть за стеклом многих автомобилей. Продавала эта организация и удостоверения, которые якобы должны были помогать в решении проблем с сотрудниками ГАИ. Кроме всего прочего ФПС была замечена в продвижении в России международных водительских удостоверений, продаваемых отечественной компанией "Авто-Малекс" за $320,-- в бюллетене № 2 ФПС была опубликована пространная статья о том, как полезно иметь этот документ. Удостоверения действительно были международными, изготовленными американской компанией International Assistance Automobile,-- но по сути липовыми, поскольку водительскими (как они рекламировались) не являлись. Просто красивая "корочка", не более того.
К ГАИ эта общественная организация (аббревиатура ФПС ГАИ расшифровывалась как "региональный фонд помощи и содействия сотрудникам ГАИ") имела весьма отдаленное отношение, однако до поры до времени документы ФПС ГАИ ГУВД служили неплохим подспорьем при общении с автоинспекторами. Именно поэтому бизнес фонда процветал. До тех пор пока его аббревиатура не потеряла значимость в глазах самих сотрудников ГАИ.
Практически по тому же принципу работают (или не работают) и десятки других удостоверений, которые можно купить сегодня вполне легально, не нарушая закона. Большинство различных ветеранских организаций и фондов поддержки силовых органов и сотрудников правопорядка предусматривают в уставе возможность приема в свои ряды в том числе и совершенно посторонних лиц. И это не противоречит ни одному закону РФ.
В основном нарушения, которые усматривают в связи с тиражированием таких документов, связаны с госсимволикой.
Александр Буксман, начальник Главного управления Минюста РФ по Москве: В период с 2000 года по февраль 2003-го органы правопорядка передали в наше управление 45 подобных удостоверений. Основная наша претензия -- использование в них российского герба и триколора. Упоминание Министерства юстиции на самом видном месте тоже, кстати, безусловное нарушение. Кроме того, мы считаем недопустимой формулировку "служебное удостоверение" (ведь работа в таких организациях службой не является), а также рекомендации типа "правоохранительным органам РФ оказывать содействие сотруднику". В установленный срок мы вынесли этим организациям предупреждения с требованием устранения нарушений, однако оперативно контролировать реальную ситуацию у нас нет возможности, да это и не входит в наши обязанности.
В ГУ Минюста РФ по Москве сочли возможным сообщить лишь пять названий интересующих нас структур. Это ФПС ГАИ ГУВД; РОБЭП, подразделение "Беркут" (Региональное объединение по безопасности и борьбе с экономическими преступлениями); Комитет содействия правоохранительным органам по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (прославился тем, что для своих удостоверений фотографировал людей в форме сотрудников органов, при том что эти люди никогда в органах не работали); ООБЭП (Региональная организация содействия правоохранительным органам по борьбе с экономическими преступлениями) и РОСПО (Региональная организация сотрудников правоохранительных органов).
Александр Буксман: Основной пик изъятий удостоверений пришелся на 2000-2001 годы, позднее они носили единичный характер. Мое мнение: бизнес на "корочках" пошел на спад -- сразу после принятия в 2000 году законов о госсимволике, которые наконец-то дали нам рычаги для борьбы с подобными нарушениями.
На самом деле о спаде бизнеса говорить рановато. Просто общественные организации стали действовать умнее.
Оперативная разработка
Прежде всего, в целях экономии времени, мы провели опрос сотрудников редакции: у кого есть силовые удостоверения? Сходу удалось обнаружить три "корочки": АРПО (Ассоциации работников правоохранительных органов; президент -- депутат Госдумы Асламбек Аслаханов), $150; Региональной общественной организации инвалидов внутренних дел и внутренних войск "Монолит", $250; ООБЭП (судя по внешнему виду удостоверения, замечания Минюста так и не были учтены), $80.
Дальнейший сбор информации несколько расширил круг организаций, членом которых можно стать за деньги. Мы опрашивали знакомых, изучали прессу, интернет -- в частности, общались с постоянными посетителями форума "Меченая власть" на
www.auto.ru, который активно посещают в том числе и те, кто сталкивается с интересовавшими нас документами ежедневно, -- сотрудники ГИБДД (см. интервью в конце статьи).
Мы начали наводить справки и вот что выяснили.
Сотрудником Регионального благотворительного общественного фонда помощи и содействия сотрудникам ГИБДД ГУВД (правопреемник ФПС ГАИ ГУВД), как нам сообщили в самом фонде, можно стать за $300.
Членство в МОСПО (Межрегиональная ассоциация содействия правоохранительным органам) стоит $50 в год (так сказали в самой МОСПО). Иметь удостоверение консультанта МОСПО, по слухам, стоит уже $200 в год.
Одной из самых "тиражных" организаций сотрудники ГИБДД считают Ассоциацию ветеранов боевых действий ОВД и ВВ. Говорят, что стоимость ее "корочки" составляет лишь около 700 руб. Проверить эту информацию в самой ассоциации не удалось: ее телефоны молчали.
Еще недавно одним из главных в столице производителей корочек широкого потребления считалась Комиссия по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Эту организацию нам обнаружить не удалось, однако в упоминавшемся Александром Буксманом Комитете содействия правоохранительным органам по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (похожее название) нам сообщили, что стать их членом можно. Цену членства по телефону назвать отказались, однако наши источники уверяют, что речь идет о $400.
В ФАП (Федеральной службе правопорядка, международной ассоциации ветеранов подразделений специального назначения) нам сообщили, что стоимость вступления в их ряды ("корочка" плюс карточка на лобовое стекло) составляет $300.
Из надежных источников была также получена информация о возможности получения удостоверения Фонда содействия обеспечению общественной безопасности (СООБ,
www.fondsoob.ru), но по телефону нам ее не подтвердили. Зато в фонде содействия пограничникам РФ "Границы отечества" (ФСП,
www.fsprf.ru) нам не только охотно указали цену вступления ($100), но и рассказали, что, став обладателем удостоверения, мы сможем бесплатно ездить в общественном транспорте, не говоря уже о беспроблемном общении с ГАИ. Считаем нужным заметить, что информация о транспортных льготах недостоверна, поскольку общественная организация таких льгот не может иметь в принципе.
Сразу оговоримся, что для большинства перечисленных организаций продажа удостоверений не является основной статьей дохода: у них немало других возможностей для прибыльного бизнеса. Кроме того, в самой по себе выдаче удостоверений в обмен на благотворительный взнос строго определенного размера нет ничего предосудительного -- таким образом общественные фонды часто пытаются поощрить благотворителей. Однако то, что среди десятков силовых благотворительных организаций как продавцы своих удостоверений известны в народе лишь некоторые, говорит как минимум об отсутствии в этих организациях должного контроля за выдачей подобных документов.
В качестве объекта для оперативного эксперимента мы выбрали ФССБ (Региональный общественный фонд содействия стратегической безопасности,
www.fssb.chat.ru). Во-первых, к ФССБ, как и АРПО, имет отношение депутат Госдумы, ФССБ возглавляет помощник Виктора Илюхина. Во-вторых, "корочка" ФССБ очень уж напоминает удостоверение известной правоохранительной госструктуры -- ФСБ РФ. В общем, любопытная "корочка".
Кроме того, нас заинтересовала информация, что удостоверения фонда пользуются спросом не только у владельцев автомобилей, стремящихся усилить свои позиции в возможных контактах с сотрудниками ГИБДД, но и просто люди, которым необходимы хоть какие-то документы, например лица без регистрации. То есть, по слухам, продажа "корочек" поставлена чуть ли не на поток. Мы решили проверить, на самом ли деле можно получить удостоверение ФССБ, не показывая, например, паспорт.
Оказалось, что можно. Корреспондент "Денег" вошел в офис в районе станции метро "Текстильщики" с легендой, что узнал о ФССБ на праздновании 85-летия ВЧК в ЦДРИ, куда проник ради концерта и где познакомился с региональным представителем ФССБ в Оренбурге (на
www.auto.ru подсказали). После того как корреспондент заполнил две анкеты и отдал $50 добровольного взноса (сумма была обозначена сразу), ему объявили, что за удостоверением нужно зайти через неделю -- за это время, вроде как, его имя и фамилия будут пробиты по различным базам данных. Но, судя по всему, никакие базы задействованы не были -- "Яндекс", например, активно реагирует на словосочетание "Алексей Ходорыч", причем в большинстве случаев прямо обозначена его, Ходорыча, причастность к журналу "Деньги". В общем, через пять дней удостоверение было получено. Оно и правда очень напоминает "корочку" Федеральной службы безопасности -- щитом на синем фоне, тисненой печатью, расположением текста и, собственно, аббревиатурой.
Тут надо сказать, что, по мнению некоторых юристов, описанные действия ФССБ (и прочих подобных организаций) абсолютно легитимны, другими словами -- такие удостоверения может продавать кто угодно.
Законные основания
Максим Черниговский, юрист ИД "Коммерсантъ": Указами президента определены лишь эмблемы государственной службы геодезии и картографии и таможенной службы. Ни ФСБ, ни МВД не имеют зарегистрированных в установленном порядке эмблем. Так что некоммерческие и общественные организации могут их использовать, поскольку закон о некоммерческих организациях это никак не регламентирует. Более того, даже если бы эмблемы были должным образом зарегистрированы, их все равно можно было бы использовать -- с небольшими изменениями. Возможно, такое положение вещей неправильно, но оно существует. К ФССБ или Ассоциации ветеранов подразделений антитеррора группы "Альфа" вообще не может быть никаких претензий. У них ведь на щите не двуглавый орел, как у ФСБ, а иные символы. Некоммерческие организации, использующие в качестве эмблемы двуглавого орла, тоже могут спать спокойно. Нарушением закона о государственном гербе РФ является использование идентичного двуглавого орла. Если же в центр герба поместить иной знак, как это сделали Комитет содействия правоохранительным органам по борьбе с организованной преступностью и коррупцией и ООБЭП, то знак уже не может считаться идентичным. В конце концов, кто может запретить мне использовать на своих документах так называемый малый имперский герб Австрии? А он, между прочим, очень напоминает герб России: двуглавый орел в короне, в лапах держава и скипетр. То же самое касается и российского триколора. Закон о госфлаге никак не регламентирует использование этих трех цветов именно в качестве трех цветов. В противном случае пришлось бы запретить рекламу "Аквафреш". Таким образом, я не вижу причин, мешающих оформлять внутреннюю часть документов фоновым триколором. К тому же можно просто несколько изменить цветовую гамму. Я хорошо понимаю, что все мои рассуждения могут показаться голым теоретизированием. Дескать, законы законами, но Минюст это все равно не пропустит. Действительно не пропустит, с этим там очень строго. Но общественную организацию по закону можно не регистрировать в Минюсте, если она не планирует вести хозяйственную деятельность. В общем, кто задастся целью сделать на продаже удостоверений бизнес, тот без труда может обойти все ограничения.