Большой Карьер

#1
Дорогие труЪ кавесы, наверно иногда вы можете подумать, что дядька фон_Пфурц помешан на эпизодах недавней жизни Советской Армии. На самом деле мне интересна не только военка. Иногда от солдатских сортиров, корёженного бетона, ржавого железа и офицерских домов уже подташнивает... Душа просит прекрасного, атмосферного.:)
Сегодня хочу предложить любознательному читателю тему о Месторождении нерудных полезных ископаемых на западе Московской области. Сначала расскажу о собственно карьере, в котором трудятся шагающие экскаваторы, а во второй части - о производстве бетонных изделий. Комментарии приветствуются. Будет много фоток.


Неподалёку от моей дачи в Рузском районе находится большое месторождение нерудных полезных ископаемых. И хотя запасы песка и гравия уже частично выбраны - аппетиты стройкомплекса Москвы и области велики, как никогда - три огромных карьера продолжают свою работу. Моревский, Орешкинский и Богаевский карьеры поставляют на строительство тысячи тонн песка, щебня и песчано-гравийной смеси (ПГС) ежедневно. От станции Тучково к карьерам была даже проложена железнодорожная ветка протяженностью 17 км, которую когда-то даже хотели электрифицировать. Железка сегодня не используется, песок вывозится самосвалами. На Орешкинскои и Богаевском карьерах я был много раз, покупая то песок, то бетонные блоки для дачи. И как-то не обращал внимания на красоты карьеров... А определённая эстетика в таком месте есть.
Этим летом я закупал очередной раз бетонные блоки, вывозил на легковом прицепе. И при мне оказался фотоаппарат. А еще в мероприятии участвовал мой друг Артур, профессиональный телеоператор. Много снял он моим фотиком. И подсказал хорошие ракурсы. Не буду утомлять буквами, заезжаем на территорию. Охрана вежлива и приветлива - ведь я клиент! Записав мои данные в журнал, открывают шлагбаум. Большой плакат требует уступать дорогу спецтранспорту. Да, да, на территории работают 25-тонные БелАЗы.
Многообещающее начало:



А вот и спецтранспорт - а какой вкусный звук он издаёт!



Песок везде... Облака пыли из-под колёс БелАЗа ухудшают видимость.



Чуть позже мы увидим, как на карьере борются с пылью.
К офису, где выписывают стройматериалы, можно подъехать двумя дорогами - асфальтом и грунтовкой. Расстояние одинаковое, зато по песку можно близко подъехать вон к тому шагающему экскаватору.



Кстати, песчаная дорога проезжаема на обычной легковой машине даже в распутицу. Едешь по колено в песчаной жиже, но колёса надежно сцепляются с поверхностью.
Обращаем взгляд в другую сторону - видны горы отсортированных материалов. Там же цеха по сортировке и офис карьера. А мы делаем первую остановку.
По левому борту - шагающий экскаватор,



по правому - симпатичное озерцо с прозрачной водичкой. Образовалось на месте недавней выработки песка.



К экскаватору решили подойти ближе. На верхней палубе - иначе не скажешь - мужики.

- На какую разведку работаете, парни? Или вы пресса?, - поинтересовались дядьки.



Что мы, по-честности, пресса, мы с Артуром не признались. Мы же не при исполнении! А дядьки предложили подняться на борт, уточнив, что еще полчаса будут стоять на профилактике.
А нам того и надо:).
Вот на таких лапах экскаватор перемещается. Вход внутрь - тоже здесь.



Coffee-break!
Оставайтесь с нами на каве.сру
 
#2
Продолжаю рассказ, обстановка позволяет...

Пока мы фоткаем шагающий экскаватор, рядом работа кипит, песчаная пыль летит. К обычному дизельно-гидравлическому экскаватору известной марки подъехал БелАЗ и начал грузиться песком.



Ох и долго же возился Хитачи с загрузкой самого маленького БелАЗа. Позже мы понаблюдаем, как грузит такой кузов шагающий мастодонт. А мы заходим в машинное отделение. Большие... электромоторчики, и маленькие электромоторы... Самые разные. Лебёдки, тросы, воздуховоды. И маленькая слесарная мастерская.



Ударник экскаваторного труда в своих заботах. Хороший народ трудится здесь. Никто не нахамил, на весёлые буквы не послал. Дядька рассказал, что экскаватор привозят в абсолютно разобранном виде и собирают на месте. Иначе никак. Весит агрегат около 350 тонн, для питания подведён гибкий кабель.



- Да вы, ребцы, на стрелу залезайте! Там виды шикарные! Или сцыкотно?, - сказал механик. А что, идея... А стрела-то - ой какая некислая...



Клонечно же, TAKRAFовские абзатцеры в Лопатинском карьере поглавнее будут, я там пока не был... Но и наш не промах. Артурчик резво забегает на лесенку и поднимается до полстрелы.



Добравшись до середины стрелы, делаю этот кадр.



Артур предлагает хороший вид широким углом с конца стрелы, но тут...Scheisse!!! Баттери лоу... Этого только не хватало. Запасные аккумуляторы на даче. Сворачиваем съёмку, спускаемся на землю. Словно смеясь надо мной, фотик включился на 2 кадра, потом аккумуляторы сели окончательно.



А дядька с верхней палубы подначивает, - ага, пацаны, зассали, побоялись на стрелу лезть:). Да аккумуляторы сели, а с собой нет. Да мы еще заедем! Тем более, что мне пришлось сделать 6 рейсов для перевозки блоков. Но увы и ах, шагающий был в работе, время поджимало, мы так и не заехали... и не посетили капитанский мостик, отставить, кабину экскаватора.

На сём прерываюсь. Припахали...
Оставайтесь с нами на каве.сру!
 
#4
Большой Карьер. Продолжение

Langust,
спасибо за добрые слова. Аккумуляторы были в 5 км, поэтому к следующему рейсу фотик был работоспособен. А посему продолжаю.

Недалеко от офисного здания карьера расположены цеха, в которых сортируются добытые материалы. Вот из этого коридора на сваях иногда высыпается целая гора щебня определённого калибра. Я видел этот процесс в другие заезды на карьер. Сверху с характерным звуком высыпается щебёнка, а балшой трактЫр-батЫр сгребает - разгребает кучу.



Честно говоря, я полный чайник в добыче нерудных полезных ископаемых... Как старый добрый акын, пою, что вижу. Буду признателен, если кто-нибудь сведущий всё расставит по полочкам, всё правильно назовёт и объяснит, что зачем.:)

Другой вариант дороги к Заводу Бетонных Изделий (ЗБИ), где я закупал бетонные блоки, проходит между офисом и показанным цехом. Обогнув его, наблюдаем автопарк. (Чуть не написал по старой памяти войсковой части:)).



А вот и БелАЗ - эвакуатор.



А теперь - БелАЗ - поливалка за работой по борьбе с пылью.



Воду просто наливают в самосвальный кузов, и в процессе движения самотёком она выливается через две трубы с рассекателями. Не просто, а ... очень просто. Подробнее о карьерной поливальной машине расскажу позже.
Кстати, БелАзы по территории карьера ездят довольно лихо, но о случаях, чтобы кто-то с ними столкнулся, я не слышал.

Сразу за парком площадка, на которой ремонтируют карьерный экскаватор. Может, ждут заказанные запчасти, а может, нужда в сём агрегате отпала, но активности в рабочее время на этом экскаваторе не наблюдалось.



А нам надо вон туда.



В большом ангаре расположен Завод Бетонных Изделий, а в этих больших бункерах находится сырьё для производства - песок, цемент, керамзит и что-то ещё. Заводец выпускает целую кучу всяких блоков, тротуарных плиток, водосточных желобов.

Заезжаем на погрузку.



Пришло время готовиться к сдаче смены БД... Семья ждёт...
До встречи! Оставайтесь с нами на каве.сру!
 
#5
Re: Большой Карьер. Продолжение

БелАЗы 40-тонники. У 25-тонников сбоку на кузове 4 ребра. Фотографии красивые. Обычно видишь такое оборудование в черно-коричневой палитре, а тут довольно чисто
 
#6
Re: Большой Карьер. Продолжение

БелАЗ—7540

Грузоподъёмность — 30 тонн

■ На фотографиях von_Pfurz’а сняты каръерные самосвалы БелАЗ—7540 грузоподъёмностью 30 тонн. Такие машины выпускались с 1990 года. Оборудованы 445—сильным дизелем ЯМЗ—240П V12 с турбонаддувом.
■ Первой машиной класса грузоподъёмности 27 тонн был БелАЗ—540 (выпускался с 1965 г.), который оснащался 12—цилиндровым четырёхтактным дизелем Д—12А (375 л.с.), объем кузова — 15,3 куб. м, максимальная скорость 55 км/ч. С 1967 г. выпускали БелАЗ—540А, в качестве силовой установки на нём был 12—цилиндровый дизель ЯМЗ—240 (360 л.с.).
■ Следующей модификацией был БелАЗ—7522. Он оснащался дизельным четырехтактным 12—цилиндровым двигателем ЯМЗ—240М—1 (330 л.с.) и гидромеханической трансмиссией (гидротрансформатор ЛГ—470 с трехступенчатой КПП), объем кузова — 15 куб. м, грузоподъемность — 30 т, наибольшая скорость — 50 км/ч. А вот за этой модификацией и последовал БелАЗ—7540.
 
Последнее редактирование:
#7
Re: Большой Карьер. Продолжение

У экскаватора не только своя мастерская, а даже собственный кран. А на разборе стоит возможно древняя машина ЭКГ-4,6А(Б) или ранний 5, выпускалась с конца 60-х.
 
#8
Re: Большой Карьер. Продолжение

Как я понимаю, этит тип экскаватора именно для карьеров предназначен? У нас недалеко от города есть щебзаводовский карьер, снабжающий местные ж/д породой для отсыпки полотна, так там такой же в карьере трудится.
 
#9
Re: Большой Карьер. Продолжение

Экскаватор ЭШ—6/45

Ёмкость ковша — 6,0 куб. м

■ На фотографиях von_Pfurz’а снят шагающий экскаватор ЭШ—6/45 производства Новокраматорского машиностроительного завода (СССР, Украина). Экскаватор предназначен для выемки грунтов крепостью до 4 категории включительно. Определить год выпуска затрудняюсь, приблизительно 1988—1990 год.
■ Экскаваторы ЭШ—6/45 применяются для открытых разработок полезных ископаемых по бестранспортной системе, при строительстве каналов, ирригационных систем и различных гидросооружений.
■ Вес экскаватора — 278 т, ёмкость ковша — 6,0 куб. м, длина стрелы — 45 м, нaпpяжeниe питaющeй ceти — 3300 кB, частота — 50 Гц.
■ Наибольший радиус копания и разгрузки — 43,5 м, наибольшая глубина копания — 22 м, наибольшая высота разгрузки —19,5 м. Уклоны: наибольший продольный при шагании — 10 град., поперечный при шагании — 3 град. продольный и поперечный при работе — 2 град. Скорость передвижения — 0,133 км/ч.
■ Cpeднee yдeльнoe дaвлeниe нa гpyнт при работе — 58,8 кПа, при шагании — 107, 8 кПа. Радиус вращения хвостовой части поворотной платформы — 9,744 м, ширина экскаватора по лыжам — 11,5 м, ширина кузова — 7,604 м, высота крыши кузова над уровнем земли — 6,944 м, просвет под поворотной платформой — 1,032 м, длина лыжи — 7 м, ширина лыжи — 1,55 м, диаметр базы — 7,7 м.
■ Есть модернизированный вариант ЭШ—6,5/45 с ковшом увеличенной емкости — 6,5 куб. м.
 
#10
Re: Большой Карьер. Продолжение

Спасибо за информацию! У нас обычный гусеничник в карьере, тот, что ЭКГ.
 
#11
Re: Большой Карьер. Продолжение

Недалеко от станции тучкого была палеонтологическая точка, я сам на ней не был, но мне казалось, там карбо должен быть... Дома в литературе покопаюсь - скину инфу, может кто съездит, дохляков поковыряет...

Вообще вот например из моревского дохлости, так что наверное я путаю, нет там другого карьера кроме этих: http://www.ammonit.ru/foto/17439.htm
 
#12
Re: Большой Карьер. Продолжение

Хороший отчет, только вот масштабов карьера не видно, вида с высоты
 
#13
Re: Большой Карьер. Продолжение

:)
Хороший отчет, только вот масштабов карьера не видно, вида с высоты
_fikus,
спасибо за доброе слово.
Разбогатею, найму на часок R44 и покажу панораму с высоты птичьего полёта:).
Отчет пока не окончен, в ближайшее время продолжение.
 
#15
Re: Большой Карьер. Продолжение

Экскаваторы серии ЭКГ

Экскаватор ЭКГ—5А выпуска УЗТМ

■ Экскаваторы серии ЭКГ производства Уральскго завода тяжелого машиностроения (УЗТМ) — электрические полноповоротные, предназначены для разработки и погрузки в транспортные средства или в отвал полезных ископаемых и пород вскрыши на открытых горных работах в черной и цветной металлургии, промышленности строительных материалов, угольной промышленности, а также для выполнения больших объемов земляных работ в промышленном строительстве. Выполнены по традиционной для «Уралмаша» схеме: двухбалочная рукоять, реечный напор, двухгусеничный ход с раздельным приводом на каждую гусеницу.
■ Марки экскаваторов, выпускавшиеся по годам: ЭКГ—4,6А с 1965 по 1967 г., ЭКГ—4,6Б — с 1967 г. по 70—е гг., ЭКГ—5А — с 1980 г. и по настоящее время.
■ Экскаватор ЭКГ—5А (ковш 5,2 куб. м) — электрическая карьерная полноповоротная мехлопата на гусеничном ходу, предназначенная для выемки и погрузки в транспортные средства полезных ископаемых и вскрышных пород, в том числе тяжелых скальных, предварительно разрыхленных взрывом. Заметных конструктивных отличий с экскаватором ЭКГ—4,6Б, модификацией кторого ЭКГ—5А является, не имеет, потому по фотографии точно определить модель затруднительно.
■ Но, думаю, что на фотографии von_Pfurz’а снят именно ЭКГ—5А, поскольку с момента прекращения выпуска ЭКГ—4,6Б прошло более тридцати лет, и вряд ли такой эксакватор даже на погрузке песка и щёбня, то есть на «лёгкой работе», мог бы сохраниться в таком, достаточно приличном, судя по фотографии, состоянии. В принципе, уточнить модель можно по заводской табличке, которая находится под кабиной машиниста.
 
#16
Re: Большой Карьер. Продолжение

Я, конечно, не специалист в карьерных самосвалах, у нас по заводу ездят 25- и 40-тонники. Я их, не вдаваясь в подробности, отличал по количеству ребер на кузове. А по каким признакам вы определили, что это именно 7540, а не 7548?
 
#17
Re: Большой Карьер. Продолжение

Я, конечно, не специалист в карьерных самосвалах, у нас по заводу ездят 25- и 40-тонники. Я их, не вдаваясь в подробности, отличал по количеству ребер на кузове. А по каким признакам вы определили, что это именно 7540, а не 7548?
http://www.belaz.by/catalog/products/dumptrucks/
Тут исчерпывающая информация. Визуально аппараты вполне идентифицируются. У 7548-го ребра вертикально стоят, у 7540 - горизонтально. 40-тонник это наверное 7548. А 25тонников сейчас вроде-бы на беллазе не выпускают, только 30-тонные 7540.
 
#18
Re: Большой Карьер. Продолжение

Камрады, спасибо за участие.
Честно говоря, на сайте БелАЗа не увидел я именно такой модификации самосвала, какая эксплуатируется на карьере... Интрига сохранилась, тем более, что я не знаю правильного ответа. Привык считать, что самый маленький БеЛАЗ - 25-тонник. Но времена меняются, модели тоже. Если внимательно посмотреть фотки, то встречаются разные модификации. Рёбра на кузовах здесь не такие, как на других фотках.



За определение моделей экскаваторов отдельное спасибо Огиме. Только вот, закрался там маленький косячок.:)
нaпpяжeниe питaющeй ceти — 3300 кB
3300 кВ - это три миллиона триста тысяч вольт... Очепятка, однако. Видимо, всё-таки 3,3 кВ.

Вот еще внутренности шагающего:



Тут посмотрел я все фотки, думаю, что в следующий раз мы посмотрим производство бетонных изделий.
Для затравочки:



В ближайшие дни, надеюсь, напишу продолжение.
До встречи на каве.сру:)
 
#19
Re: Большой Карьер. Продолжение

Поковырялся в Яндексе, кое-чего накопал. Чтоб не копировать лишние картинки, ограничусь тремя:

БелАЗ 7548 (хотя может быть и 7547), 40 тонн:
128429379.jpg

БелАЗ 7522, 25-30 тонн
2-belaz-7522-samosval-g-p-30-tonn-v-otlichnom.JPG

А это может быть как БелАЗ 7540, 30 тонн, так и одна из поздних модификаций 7548х (40-42 тонны), кузова у них теперь так явно не отличаются
128429499.jpg
 
Сверху