А никто "Буран" вспомнить не хочет?

#1
Сибирские осколки Бурана
Oleg Vassilyev 17 ноября 2004 г. 15:57:25 Здpавствyй, All!

Бизнес Курс. 40(69) 09.11.2004 г.Омск

Борис КУРКИH

Осколок <Бурана> за Крутой горкой

В январе следующего года Правительство РФ решит судьбу одного из самых
загадочных омских оборонных объектов - единственного в мире большого
вертикального стенда для испытания ракетных двигателей. Об этом <Бизнес-курсу>
сообщил гендиректор ЗАО <Конверсия-ЭМ> Валерий Лазарев.
Последние пятнадцать лет объект простаивает и влачит жалкое существование. Об
этом мало кто знает, но именно ради таких стендов в шестидесятых годах вблизи
деревни Ильинка Омского района был основан поселок Крутая горка. Десятитысячный
населенный пункт недаром тогда имел статус рабочего поселка. Ближе, чем в 50
километрах от Омска, строить небезопасный и секретный объект было нельзя, а
каждый день возить туда рабочих из областного центра сочли неблагоразумным и
построили поселок.
Стенд - это расположенный над оврагом в паре километров от берега Иртыша
комплекс высотой с пятнадцатиэтажный дом, на который устанавливали гигантский
двигатель и <прогоняли> его в разных режимах. В овраг уходили выхлопы из сопла.
Этот стенд не единственная расположенная за Крутой горкой установка для
испытаний двигателей. Еще до него там был сооружен комплекс для авиадвигателей,
входивший в состав моторостроительного¬ объединения имени Баранова. Hо
вертикальный стенд-самый мощный в мире.
Говорят, что комплекс числился среди объектов, за которым следили американские
спутники-шпионы. Это логично. Основная цель созданного в семидесятых годах
вертикального стенда - двигатели для программы <Энергия-Буран>, в которой,
напомним, активное участие принимало и производственное объединение <Полет>. В
середине восьмидесятых годов комплекс около года входил в состав ПО <Полет>.
Его бывший гендиректор господин Зайцев на базе нескольких омских аэрокосмических
предприятий намеревался создать супергигант, очевидно, прообраз будущих
военно-промышленных¬ холдингов. Hо с уходом г-на Зайцева развалился и проект.
Потом и программу закрыли, а выстроенные под <Буран> корпуса на
<Полете> оказались, как и у всех прочих смежников, ненужными.
В остальное время до 2000 года комплекс входил в структуру знаменитого
химкинского научно-производстве¬нного объединения <Энергомаш>. В последнее время
он назывался <Химзавод 3>. Тогдашний руководитель омского предприятия
Александр Вергун даже официально являлся заместителем гендиректора и генерального
конструктора <Энергомаша>. Впрочем, столь почетный титул никак не помогал
омичам, наоборот, в Химках испытывали свои двигатели, не прибегая к услугам
Омска и не способствуя загрузке стенда.
В 2000 году, выиграв конкурс на разработку двигателя для первой ступени
космического ракетоносителя <Атлас-3> (США), HПО <Энергомаш> вместе с
американской компанией Pratt & Whitney разработало и начало серийное
производство и поставки в США двигателя РД-180. Омскому <Химзаводу 3>
оставалось только облизываться и из-за недостатка финансирования сдавать
площади арендаторам. Во второй половине девяностых годов завод прославился один раз – по вине арендаторов случилось ЧП с жидким кислородом.
Сейчас омское предприятие, в структуру которого входит стендовый комплекс,
имеет самостоятельный статус и называется <Конверсия-ЭМ>. Месяц назад было
объявлено, что на базе <Энергомаша> будет создан холдинг российских предприятии
данного профиля с центром в Химках. Было бы логично, если бы Омск вошел в эту
интегрированную структуру. В официальном сообщении в списке фирм, которые
войдут в холдинг, упомянуты три воронежских предприятия, подмосковное <КБ химического машиностроения>, <HИИ машиностроения> (Свердловская область) и даже
Усть-Катавский вагоностроительный завод из Челябинской области.
Омска нет. Глава <Конверсии-ЭМ> признался <Бизнес-курсу>, что ему ничего не
известно об этом холдинге. В пресс-службе <Энергомаша> <БК> сообщили, что
структура до конца не определена, не исключено, что Омск все-таки в состав
холдинга войдет. Кстати, о том, что у них есть <бедный родственник> в Сибири,
в Химках вспомнили с трудом. Очевидно, пока <Энергомашу> не до Крутой горки. А
Валерию Лазареву известно, что в январе 2005 года Правительство РФ издаст
постановление об омском стендовом комплексе, в котором будут определены пути
использования уникального объекта.

СПРАВКА
HПО <Энергомаш> является ведущим российским предприятием по разработке
жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) большой мощности для космических
ракетоносителей. Именно двигатели <Энергомаша> вывели в апреле 1961 года в
космос корабль <Восток-1> с Юрием Гагариным.
Обзект заброшен, правительство так ничего и не решило.
Палю:
Сам http://wikimapia.org/#y=55416544&x=73284130&z=13&l=1&m=a&v=2
Фото сделано отсюда
http://wikimapia.org/#y=55443427&x=73249798&z=13&l=1&m=a&v=2
Фотка

Под обрывом около объекта - Иртыш.
На объект собираюсь на неделе, буит фотоотчет.
 
Последнее редактирование модератором:
#3
MaksRalli написал(а):
Одинственный вертикальный стенд в России...
...для двигателей данной размерности. Под меньшие двигатели стендов хватает.

Под него нет ни проектов, ни наработок. И в ближайшем обозримом будущем (десятилетия) не будет.

Единственное изделие этого стенда маршевые движки РН Энергия, а эпоха отечественных сверхтяжелых носителей закончилась с ней так толком и не начавшись. Больше нет халявных миллиардов и перспективных ПГ.
(лунный проект закрыт, "Буран" закрыт, а больше сверхтяжелые РН не для чего не нужны)
 
#9
Пробивайте :) оно там есть. Не смотря на забывчивость Москвы, объект охранялся серьезно, всякие доты-дзоты и вооруженные люди на территории :)
Вся эта махина, подзавязку набита нержавейкой, посередки болтается двигатель от Энергии, который прошел 2 или 3 испытания, а последнего, что бы стать серийным не успел, СССР развалился.
Бродить там можно до упомрачения, единственный минус, переход с этажа на этаж, по лестницам которые расположенны на внешних стенах здания, они уже порядком проржавели, так что иногда страшновато.
Из интересного, рядышком есть подземный бункерище с супер эвм, обрабатывающей результаты.
 
#10
Ответ: А никто "Буран" вспомнить не хочет?

Освежим тему?

http://www.buran.ru/htm/vympel01.htm
Вот здесь говорится про комплекс радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением "ВЫМПЕЛ" (автоматическая посадка "Бурана"). Упоминается летающая лаборатория Ту-134БВ, номер 65931, участвовшая в программе...

Вот, этот самолет мне летом попался, доживает свой век на аэродроме в Пушкине, прикосновение к истории, чтоли...
http://www.airliners.net/photo/Russia_-_Air_Force/Tupolev_Tu-134BV/1321841/medium/
 
#12
Ответ: А никто "Буран" вспомнить не хочет?

К сожалению, пока заброска под вопросом - на объекте замечено слишком бурное движение.
 
#15
Re: А никто "Буран" вспомнить не хочет?

Это ваше такое, совсем не такое :) это детский вариант, того, что поднимало Энергию, и инфраструктура такая же детская
 
Сверху