Апшеронская узкоколейка. Шпалорез. Жизнь в российской глубинке

Жизнь в российской глубинке. Апшеронская узкоколейка. Шпалорез

Выживание в отдаленных поселках леспромхоза. Узкоколейные железные дороги – нитки, связывающие эти поселки с цивилизацией. Одна из таких узкоколеек уходит в горы Краснодарского края, добраться туда можно на "Матрице" (так местные называют автомотрису – автобус на рельсах). Путь проходит через село Черниговское, хутор Кушинка, поселки Режет, Тубы и Отдаленный (поселение Шпалорез).



P.S. Полноценный отчет о четырехдневном походе по Апшеронской узкоколейной железной дороге выйдет позже...
 
Arigato
Браво, отличный минифильм получился.
Отдельно хочу отметить, что очень хорошо звук записан. И не только в этом ролике. Сам работаю в электронном СМИ, наши профессиональные операторы привозят брак чаще, чем хороший звук, в том случае, если на съемки не удается послать нашего звукаря...
С нетерпением жду полную версию.
 
Узкоколейка Гуамского ущелья

Прошли пешком через каньон реки Курджипс, по которому тянется ветка УЖД. Железная дорога находится не в самом лучшем состоянии, местами рельсы висят в воздухе, а часть пути снесло селем. Станция Мезмай, куда раньше ходил пассажирский поезд, полностью заброшена.

В этом походе ночуем в районе Камышановой поляны в заснеженном пихтовом лесу. Во второй день побывали на водопадах реки Кутанка в период половодья.



Как обычно, ниже будет фоторассказ о походе.
 
День 1. Камышанова поляна

За первый день предстояло пройти 27 км – от хутора Гуамки по рельсам узкоколейки через Гуамское ущелье, поселок Мезмай и уйти за Камышанову поляну.

Для начала осмотрим подвижный состав, базирующийся в Гуамке. Перед нами дрезина.



Пассажирский вагон.



Целый пассажирский поезд из двух вагонов и локомотива.



Снегоочиститель.



Уходим в каньон. Со стены срывается водопад.



В некоторых местах можно спуститься к реке.



Ущелье очень узкое, в нем протекает река и есть небольшая полочка, по которой проходит железная дорога.



Водопады в большом количестве.



Река совсем узкая.



Переходим железнодорожный мост.



Впереди скальный останец.



Далее проходим зону оползня, где полностью снесло часть железнодорожного пути. Дальше поезда не ходят.



Обрыв путей за оползнем.



На той стороне реки со скал срываются водопады.



Железная дорога в плохом состоянии.



Рельсы висят в воздухе.



Идем дальше...



Еще раз смотрим на скалы на противоположном берегу реки.



Постепенно приближаемся к поселку Мезмай.



Станция Мезмай полностью заброшена, поезда сюда больше не ходят. А посредине поселка находятся руины деревообрабатывающего завода. Раньше железнодорожные пути использовались для транспортировки древесины и грузопассажирских перевозок.



Проходим поселок и по лесной дороге направляемся в сторону Камышановой поляны. Это крупная поляна протяженностью в районе трех километров.



Прошли поляну и обосновались на ночлег в пихтовом лесу. Недалеко от места нашей стоянки есть отличный родник, из которого запаслись чистой водой.



Ночь была морозной, температура упала градусов до -10.
 
День 2. Водопады на реке Кутанка

Второй день был менее насыщенным, требовалось дойти до очередного поселка – Хамышков, при этом успев на последний автобус, который уходит где-то в районе 15 часов. Самый интересный объект на сегодня – так называемые водопады на Кутанке. Почему "так называемые" расскажу ниже. На этих водопадах уже был, но осенью, когда воды в ручье практически не было. Сейчас же была возможность застать период половодья.

Снова выходим на дорогу с Камышановой поляны, по которой продолжаем путь в сторону автомобильной трассы. Снега местами по колено.



По автодороге пару километров, затем вновь в лес на проселочную дорогу.



Проходим лесную землянку, дверь на замке.



Далее пересекаем ручей Сашкова и выходим на Цербелеву поляну. И в этом месте я уже был, когда ходил на гору Монах – ссылка на тот поход.



Так как время поджимало, да и места знакомые, то следующий отрезок пути ничего не снимал аж до смотровых со склона Монаха. Вкратце о том, что интересного оказалось за кадром. На самой горе есть целый дольменный город (о нем можно посмотреть в видеоролике с предыдущего похода), недалеко от дольменной группы имеется неплохое место для отдыха – столик и лавочки. Там сделали остановку на обед. А на спуске с горы есть сквозная пещера Крыло Ангела. Ее посещение есть в том видео.

Выходим на смотровую, внизу виден поселок, в который нам предстоит выйти.



За лесными горами торчат заснеженные вершины высокогорья.



И выходим к "водопадам на Кутанке". Здесь целая серия водопадов, я заснял только те, к которым удалось подойти, но это далеко не все. Кутанка – это название реки, которая протекает неподалеку. Но сами водопады находятся не на реке, а на ручье, впадающем в реку. Посему называть их "водопадами на Кутанке" не совсем корректно. Однако это название прижилось у местного населения.

Воды действительно много, в прошлый раз со скал текла небольшая струйка, а сейчас тут настоящий ступенчатый водопад.



Далее идет длинный водопад, который целиком не помещается в кадр, он продолжается еще ниже.



Следующий водопад более широкий. Кстати, не в курсе на счет их названий, на OSM-карте они обозначены просто как водопады. Возможно что у них есть свои имена, но мне они неизвестны.



Последний водопадик совсем маленький. В этом месте переходим ручей на ту сторону, и дальше до самого поселка ничего особо интересного нет.



Возле поселка переходим Бзыху вброд, приводим себя в порядок и идем на автобусную остановку. Наткнулись на интересный курятник в одном из дворов.



Итоги похода: за два дня пройдено 42 км, поход с одной ночевкой.
 

saiLor

Moderator
Команда форума
Блин, пацаны! Завидую самой скворчащей завистью инвалида-колясочника, что смотрит по телевизору в холле психлечебницы (интернет у нас только левый через Wi-Fi счетчика воды в подвале, спасибо Сереге-айтишнику, что лежит у нес по №282 от Тверского УВД) восхождение на Эверест.
Ладно, скоро на вечерний азалептин. До встречи на просторах Вселенной!
 
несколько раз по этим краям осенью путешествовал на квадроцикле по 5-6 дней
и по путям, и по ручьям и лесовозным тропам
незабываемые впечатления !
 
Сверху